ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
МОЖЕТ ЛИ ПОХВАЛА БЫТЬ РАСХОЛАЖИВАЮЩЕЙ?
Кажется вполне логичным, что у детей, которых хвалят, должно развиваться повышенное чувство самоуважения. Однако исследования показали, что это не всегда так. Некоторые формы похвалы являются даже опасными; они препятствуют развитию чувства самоуважения. Далее я расскажу подробнее об этом исследовании. Во-первых, сначала рассмотрим несколько форм общепринятой, но разрушительной похвалы, а затем исследуем ее здоровые, конструктивные формы. ¨ Слишком эмоциональная, общего характера похвала может оказаться тяжким бременем для вашего ребенка, так что он будет чувствовать постоянное давление необходимости жить, соответствуя нереальным стандартам. Возможно, вы тоже, когда росли, слышали такие слова: «Ты всегда такая послушная, такая помощница!» Слыша это снова и снова, вы начинали понимать, что у вас есть только два выбора: либо стараться жить, соответствуя этому совершенному образу, который взрослые навязали вам, либо поступать по-своему в надежде, что ваши родители увидят, каковы вы есть в действительности. Родители, которые слишком перегибают палку с похвалами, чувствуют себя потом полностью вымотанными, оказавшись между двух огней: одним «идеальным» ребенком и другим — поистине «дьяволенком». Идеальный ребенок всех превосходит в школе, а когда вырастает, старается изо всех сил быть идеальным служащим, идеальным супругом и образцовым родителем. А его брат (или сестра), кажется, умышленно портит все, к чему прикасается. Его (ее) жизнь представляет собой непрерывную драму, и он (она) доставляет семье массу неприятностей, с которыми приходится постоянно разбираться. ¨ Чрезмерная похвала, основанная на суждении о ценностях, учит ребенка тому, что понятие «хорошо» равноценно ублажению других людей, а понятие «плохо» равноценно понятию «вызвать недовольство других». Многие из нас хвалят детей, передавая им ценные суждения: «Какой же ты хороший мальчик!» или «Какая замечательная работа!» Но маленькие дети мыслят упрощенно. Мы часто вкушаем им, что они будут считаться «хорошими», если будут делать все, как им говорят, и они верят нам. Подрастая, дети начинают понимать, что когда какое-нибудь задание, о котором просят взрослые, оказывается невыполненным, их считают «плохими». Дети, которые наивно принимают это сообщение, могут вырасти, испытывал постоянное чувство вины, когда где-то оступаются. Они могут также вырасти с обостренной склонностью к осуждению и критическому отношению к тем, кому что-то не удается. Они считают, что люди, которые разочаровывают других или совершают ошибки, плохие. Вы когда-нибудь были свидетелями того, насколько критично и грубо относятся некоторые взрослые к служащим в магазинах? «Как вы посмели ошибиться и неверно посчитать стоимость моих покупок?! Вы испортили мне весь день!» ¨ Похвала, основанная на суждении, имеет и другой побочный эффект. Дети могут стать зависимыми от суждений. Они все время будут обеспокоенно спрашивать у родителей: «Это хорошо? Я поступила правильно?» Когда я обучала студентов колледжа, я отмечала, что некоторые из них испытывали беспокойство, когда я не давала им точных указаний относительно какого-нибудь задания. Например, они спрашивали: «Сколько страниц вы хотите, чтобы мы прочли?» Если я отвечала: «Столько, сколько вам потребуется, чтобы выразить себя», они потом возвращались и спрашивали: «Вы могли бы проверить это, чтобы посмотреть, на верном ли я пути?» Если я отвечала: «Только вы сами можете это решить», они смотрели на меня так, как будто я требую от них чего-то невозможного. ¨ Похвала, которая сосредоточена на том, что вы думаете о поведении ребенка, учит его стремиться к одобрению. Если вы хвалите своих детей, чтобы побудить их хорошо себя вести, то ваша похвала будет своего рода миной замедленного действия, потому что она является формой получения, а не отдачи. Например, вы говорите: «Мне нравится, как ты ведешь себя в магазине» или «Я горжусь тобой, когда ты получаешь хорошие отметки в школе» в надежде на будущее хорошее поведение или поступки. Но под этими словами лежит сообщение, которое говорит вашему ребенку: «Мне нравится, когда ты ублажаешь меня». Ребенок может сделать и такое заключение: «Родители любят меня, только когда я ублажаю их», а когда он плохо себя ведет, вы не любите его ¨ У многих из нас вырабатывается убеждение, что если мы не согласны с людьми или отвергаем их, то нас нельзя любить. Мы бьемся изо всех сил в стремлении понравиться другим, живем так, как, по нашему разумению, они хотят, чтобы мы жили, а не по желанию своего сердца. Как ни грустно, многие из нас даже не знают, кто эти «они», как не знают, каковы желания нашего сердца. ¨ Похвала только за хорошо сделанные, законченные задания учит ребенка, что усилие не имеет значения — важно только достижение результата. Зачастую взрослые хвалят ребенка только тогда, когда выполняются их приказания. А ведь можно сказать, даже когда игрушки разбросаны по всему полу: «Хорошая работа». Представьте, какой утомительной для футболистов была бы игра, если бы болельщики сидели молча до тех пор, пока их команда не закончила бы игру с победой. Но болельщики вскакивают с мест и кричат в течение всей игры, чтобы подбодрить игроков. Если бы мы относились к своим детям так же, как к любимым спортсменам, то, уверяю вас, мы создали бы образцовую семью. Детям нужно научиться тому, что процесс имеет такое же важное значение, как и конечный результат. Чтобы это сделать, вам необходимо сосредоточиться на усилиях детей и тех маленьких шагах, которые они предпринимают в процессе своего действия, а не только на успехах. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|