ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Вы должны сделать сознательный выбор поддерживать самоконтроль и сосредоточиваться на обучении в любой конфликтной ситуации.
Я сделала выбор простить себя за нелепую попытку уладить ситуацию и поработать над навыками, которые мне потребуются в следующий раз, если случится нечто подобное. Я знала, что не хочу повторить эту ошибку, поэтому использовала неприятный случай, чтобы укрепить свое решение изменить старый образец поведения. Для начала я представила, что когда стану более сознательной относительно того, как обращаться с детьми, я неуклонно буду стремиться к тому, чтобы стать мудрой, но твердой поборницей дисциплины. Но потом я поняла, что это не так. Вы должны сделать сознательный выбор, как себя вести при любом взаимодействии. Я забыла применить силу намерения, напоминающую о том, что нужно использовать конфликт как момент обучения, а не как возможность для нападения. ТИПЫ ПОСЛЕДСТВИЙ
Иногда последствия приходят естественным путем. Вы идете в дождь без плаща, и ваша одежда промокает насквозь. Ребенок прикасается к горячей плите и получает ожог. Естественные последствия приходят без какого-либо предварительного вмешательства взрослых. Если малыш не завяжет шнурки на ботинках, он может наступить на них и упасть. Если ребенок раз за разом плохо поступает со своими друзьями, он может остаться без друзей. Эти последствия являются возможными — иногда вероятными — результатами персонального выбора, но вспомните, что наше взаимодействие с окружающим миром дает широкий диапазон возможных результатов. Ребенок с незашнурованными ботинками может и не упасть. Взрослые имеют тенденцию усугублять свои предсказания относительно того, что плохо: «Если ты побежишь, ты упадешь»; «Если не будешь есть овощи, то заболеешь». Эти крайние предупреждения посылают два типа сообщения:
1) Взрослые — люди всезнающие и могут предсказать будущее. Ты должен (должна) их слушать и подчиняться. 2) Ты не можешь контролировать события своей жизни.
Дети, усваивающие подобные убеждения, вырастают и становятся взрослыми, которые отдают свою силу другим людям; чувствуют себя жертвами, и если бы могли, сбросили бы с себя всякую ответственность. К счастью, естественные последствия предлагают очень мощные познавательные возможности. Иногда последствия происходят по причине навязанных структур. Если вы не платите налоги, есть узаконенная система штрафов. Если ребенок отказывается съесть завтрак, то пока не наступит время обеда, он может испытывать чувство голода. Навязанные последствия возникают из заранее установленных режимов поведения. Они приходят вследствие установленных нами границ: «Ты можешь поиграть на улице до 17:00»; навыков, которым мы обучили: «Если ты хочешь, чтобы твой братишка подвинулся, скажи: «Подвинься, пожалуйста»«; и ожиданий, за которые мы крепко держимся: «Ешь своей ложкой». Если ребенок обучен, как себя вести в какой-то ситуации, а потом делает неудачный выбор, появляются навязанные последствия. Ему могут запретить играть на улице после школы в течение нескольких дней; играть с братишкой; или отправляют из-за стола, когда он еще не закончил ужинать. Для того чтобы познавательные благоприятные возможности имели силу, взрослые должны разрешить детям почувствовать последствия их выбора. Пожалуй, это одна из самых трудных задач, с которой может столкнуться каждый родитель; тем не менее она очень важна. Дети будут испытывать гнев, недовольство, замешательство, страх и другие болезненные эмоции. Боль — это сигнал нашего тела о том, что внутри что-то вышло из равновесия. Она как бы говорит: обрати внимание и сделай другой выбор. Люди, которые игнорируют свою боль, рискуют навлечь на себя всякого рода несчастья. Как-то летом во время отпуска, который я проводила на Аляске, мы с друзьями решили совершить длительную прогулку, поднимаясь по склону Хардинг Айсфилд. На полпути подъема в гору я почувствовала боль в коленях, но решила на обращать на это внимания и мужественно преодолеть подъем. Этот пагубный выбор подорвал мое здоровье. Психологическая боль действует подобным образом. Недовольство, замешательство, грусть и разочарование — все это сигналы. Они говорят: обрати внимание и сделай другой выбор. Но если мы будем игнорировать наши эмоции или переносить их на других («Ты только посмотри, до чего ты меня довел»), то будем продолжать делать все тот же неправильный выбор и винить других. Позволить детям испытать эмоции, связанные с их выбором, — важная часть обучения ответственности. ПРЕКРАТИТЕ «ИГРУ ОБВИНЕНИЙ»
Дети, которым позволяют испытать те или иные эмоции, вместо того чтобы заставлять их (во время нравоучений, угроз и приступов гнева) выслушивать, какие эмоции испытываете вы, учатся нести ответственность за свои действия. И тогда «игра обвинений» («Он первый начал это»; «Я этого не делал»; «Она заставила меня сделать это») сводится до минимума. Следующие четыре шага помогут вам чему-то научить малыша на последствиях, вызванных его ошибками. Вместе они составляют акроним ИГРА. И: используйте установленные границы, возможные результаты и варианты выбора, дайте ребенку полезное руководство. Г: грамотно подойдите к вопросу и позвольте ребенку испытать последствия его выбора. Р: разработайте модель самоконтроля. А: абстрагируйтесь от собственных эмоций и предложите ребенку сопереживание, а также помогите ему подумать о новых стратегиях.
И (шаг 1). Используйте установленные границы, возможные результаты и варианты выбора, дайте ребенку железное руководство. Границы можно установить, указывая ребенку, что нужно делать (используя силу внимания). Например, вы могли бы сказать ему: «Обойди бассейн по траве, плитка скользкая». Затем вы могли бы описать ему возможный итог его непослушного поведения: «Если ты сделаешь выбор побежать, то можешь упасть и разбить коленки». Эти слова посылают ребенку два важных сообщения: 1) он отвечает за последствия: что может или не может с ним случиться в этой ситуации, и 2) благодаря осознанию у него развивается сообразительность. Сказав ребенку, что делать, вы можете предложить ему варианты выбора и навязанные последствия. Вы могли бы сказать: «Ты можешь поиграть во дворе до пяти часов вечера. А в пять у тебя будет выбор: либо прийти сразу же домой, либо продолжать играть. Если ты выберешь остаться и поиграть еще, тебе не будет позволено выходить во двор в течение двух дней».
Г (шаг 2). Грамотно подойдите к вопросу и позвольте ребенку испытать последствия его выбора. Не пытайтесь выручать ребенка повторными предупреждениями: «Не забудь, когда нужно вернуться». Не пытайтесь заставить ребенка чувствовать себя скверно: «Если бы ты пришел ровно в пять, у тебя не было бы этой проблемы», «Разве я не говорила, что произойдет?».
Р (шаг 3). Разработайте модель самоконтроля. Оставайтесь спокойными и дружелюбными. Дышите глубоко и ничего не говорите.
А (шаг 4). Абстрагируйтесь от собственных эмоций и предложите ребенку сопереживание, а также помогите ему подумать о новых стратегиях. Сопереживание помогает ребенку осознать собственные эмоции и взять на себя ответственность за сделанный выбор. Вы могли бы сказать: «Ты только посмотри на свои коленки! Наверно, тебе больно. Похоже, ты здорово ушибся». Или могли бы сказать так: «Ах, какая неприятность! А ведь я знаю, как ты любишь поиграть на улице после школы. Трудно сидеть дома, когда все друзья на улице. Но ты можешь поиграть в своей комнате или в гостиной. Выбирай». (Предоставление выбора дополнительно к сопереживанию может принести много пользы.) Относительно новых стратегий вы могли бы спросить: «Тебе интересно узнать, как безопаснее гулять около бассейна?» или «Как быть уверенным, что ты вернешься домой ровно в пять часов?». Ниже приведены три примера метода «ИГРА в действии». Буквы И-Г-Р-А освещают, какой именно шаг используется.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|