Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Рынок государственных ценных бумаг




Рынок государственных ценных бумаг, входящий в состав фондового рынка, позволяет решать следующие задачи:

1) заимствование временно свободных денежных средств юридических и физических лиц в целях финансирования бюджетного дефицита;

2) проведение денежно-кредитной политики ЦБ РФ;

3) регулирование ликвидности коммерческих банков и финансовых институтов.

Классификация государственных ценных бумаг. Выпущенные государством ценные бумаги можно классифицировать по ряду признаков:

1) по субъектам заемных отношений — займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления;

2) по месту размещения — внутренние и внешние государственные займы;

3) по обращению на рынке — рыночные и нерыночные государственные займы. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Они являются основными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг;

4) по сроку привлечения средств — краткосрочные (со сроком погашения до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет), долгосрочные (от пяти и выше). Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов;

5) по обеспеченности долговых обязательств — закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом. Такие облигации наиболее часто выпускаются местными органами власти. Беззакладные не обеспечиваются ничем определенным. В качестве обеспечения служит все имущество государства или муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации;

6) по характеру выплачиваемого дохода — выигрышные, процентные, с нулевым купоном долговые обязательства. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе лотереи. Главным видом являются процентные облигации, доход по которым выплачивается один, два или четыре раза в год на основе купонов.

Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Кроме краткосрочных, и некоторые долгосрочные долговые обязательства не имеют купонов. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные облигации, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигации с нулевым купоном;

7) по методу определения дохода — долговые обязательства с твердым или плавающим доходом;

8) по обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, — обязательства с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

Эмитентом ценных бумаг РФ выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства РФ отнесено составление и/или исполнение федерального бюджета.

Согласно ст. 98 Бюджетного кодекса РФ изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

Рынок федеральных ценных бумаг. Отказ от использования средств ЦБ РФ для финансирования дефицита федерального бюджета РФ и ориентация на финансовый рынок означали развитие рынка государственных ценных бумаг. В то же время неуклонный рост дефицита бюджета, необходимость погашения ранее выпушенных займов за счет новых выпусков привели к быстрому наращиванию этого сегмента рынка.

Наибольший удельный вес в финансировании бюджетного дефицита занимали государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО), впервые выпущенные в 1993 г. Первоначально ГКО выпускались на три месяца, затем на шесть и двенадцать месяцев.

Реализация ГКО осуществляется со скидкой с номинала. В целях упрощения расчетов цена устанавливается в процентах к номиналу. Погашение производится ЦБ РФ по номиналу. Таким образом доход инвестора складывается за счет разницы между ценой реализации или ценой погашения и ценой покупки. Операции с ГКО могут осуществляться только через уполномоченных дилеров, получивших специальную лицензию, дающую право на проведение операций с ГКО.

В 1995 г. рынок государственных ценных бумаг пополнился еще двумя — облигациями федерального займа с переменным купоном (ОФЗ) и облигациями государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Они выпускались в документарной форме на предъявителя и предоставляли их владельцам право получения дохода сначала раз в четыре месяца, а затем — в шесть месяцев. Сначала ОФЗ и ОГСЗ выпускались сроком на один год, а позднее — на два года. В 1996 г. появились ОФЗ с постоянным купоном.

Внутренний валютный долг РФ представлен облигациями внутреннего валютного займа (ОВВЗ). Решение об их выпуске было принято в 1992 г. для оформления задолженности Внешэкономбанка по счетам юридических лиц. Валюта займа — доллары США. По каждой облигации осуществляются ежегодные купонные выплаты в размере 3%.

Облигации были выпущены 14 мая 1993 г. пятью траншами со сроком обращения один, три, шесть и десять лет. Выпуск осуществлен в документарной форме в виде ценных бумаг на предъявителя. В 1996 г. была проведена дополнительная эмиссия ОВВЗ.

В середине 90-х годов на фондовом рынке РФ возникла парадоксальная ситуация: расцениваемые инвесторами как самые надежные, государственные бумаги являлись одновременно и самыми доходными, а следовательно, и самыми популярными. Как следствие основная масса средств инвесторов, вовлеченных в операции с ценными бумагами, шла не в производство, а на финансирование федеральных расходов и обслуживание внутреннего государственного долга. Тем самым государственный кредит начал оказывать негативное воздействие на экономическое развитие страны.

В условиях исчерпания внутренних ресурсов для финансирования новых выпусков ГКО ОФЗ было решено привлечь к операциям с ними иностранных инвесторов. Привлеченные высокой доходностью государственных ценных бумаг, иностранные инвесторы стали активно наращивать свои вложения в них.

Затяжной кризис на финансовых рынках, в который Россия вошла с ноября 1997 г., резко осложнил ситуацию. Иностранные инвесторы стали отзывать свои ресурсы сначала с рынка корпоративных ценных бумаг, а потом и с рынка государственных ценных бумаг.

В августе 1998 г. Правительство РФ впервые не смогло обеспечить рефинансирование государственного долга и рассчитаться по своим долговым обязательствам. Было принято решение о проведении новации: ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенные в обращение до 17 августа 1998 г. обменивались на новые выпуски государственных ценных бумаг со сроком погашения три, четыре года и пять лет. 10% выдавалось в виде денежных средств. Физическим лицам — резидентам РФ и некоммерческим организациям — при осуществлении новации предоставлялось право получения полной суммы погашения в денежной форме.

Решение Правительства РФ стало критическим для рынка государственных ценных бумаг и его участников. Коммерческие банки, сосредоточившие у себя крупные суммы ГКО-ОФЗ, понесли колоссальные убытки. Объемы операций на рынке резко сократились.

В 1999 г. кризис рынка государственных ценных бумаг продолжился, хотя происходило наращивание объема операций. В мае Минфин не смог погасить третий транш ОВВЗ (объем 1,3 млрд долл. по номиналу). Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. № 1306 владельцам облигаций предложено было обменять их на облигации государственного валютного облигационного займа 1999 г. и/или облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом.

Министерство финансов для проведения новации осуществило эмиссию новых облигаций. Валютные облигации 1999 г. выпускаются на восемь лет на сумму 1322 млн. долл. США. Выплата купонного дохода по ним производится два раза в год в размере 3% годовых. ОФЗ выпускаются сроком на четыре года, выплата купонного дохода осуществляется два раза в год.

Учитывая, что к началу 2000 г. рынок государственных ценных бумаг стабилизировался, Правительство РФ приняло решение о возобновлении выпусков ГКО (после прекращения выпусков в августе 1998 г.). Новый выпуск был проведен в феврале 2000 г. на общую сумму 2,5 млрд. руб. За ним последовали другие выпуски. В июле 2000 г. состоялся выпуск ОГСЗ.

Распоряжением Правительства РФ от 17 февраля 2000 г. № 260-р Минфину России разрешено осуществить эмиссию государственных ценных бумаг в следующих объемах: ГКО — 30 млрд. руб., ОФЗ — 115 млрд. руб., облигаций государственных нерыночных займов — 3 млрд. руб.

Рынок субфедеральных бумаг. Субъекты Федерации в основном выпускали среднесрочные и краткосрочные ценные бумаги. Не у всех субъектов, вступивших на путь региональных заимствований, все проходило гладко. За исключением займов Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Нижегородской областей, неудачи большинства эмитентов заключались в том, что им не удавалось разместить выпуски целиком, что, во-первых, корректировало в нежелательную сторону ожидаемый объем бюджетных поступлений, а во-вторых, не позволило реализовать программы, под которые и осуществлялись заимствования. Наконец, многие столкнулись с трудностью своевременного погашения долговых обязательств, что дестабилизировало финансовый рынок.

После 18 августа 1998 г. многие субъекты РФ также были вынуждены прибегнуть к реструктуризации своей задолженности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных