Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Экономические основы и принципы социального обеспечения




Конституция Российской Федерации каждому гражданину страны гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Как экономическая категория социальное обеспечение представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения и обслуживания граждан.

В этом широком смысле социальное обеспечение включает соответствующее обеспечение всех членов общества независимо от источников образования фондов и организации обеспечения.

Основные виды расходов по социальному обеспечению — выплаты денежных пенсий и пособий.

Пенсии — это периодические выплаты определенных денежных сумм для материального обеспечения граждан в связи со старостью, инвалидностью, выслугой лет и смертью кормильца.

Основные виды пенсий: 1) по старости; 2) по инвалидности; 3) за выслугу лет; 4) по случаю потери кормильца.

Некоторым категориям граждан выплачиваются социальные пенсии (пособия). Основные виды пособий: 1) по временной нетрудоспособности; 2) по беременности и родам; 3) при рождении ребенка; 4) по уходу за ребенком; 5) на детей военнослужащих срочной службы; 6) пособие по безработице; 7) ритуальные пособия; 8) социальная помощь малоимущим.

Существуют и другие формы социального обеспечения: профессионально-техническое обучение, переобучение безработных, переобучение и трудоустройство инвалидов, бесплатное содержание нетрудоспособных в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, протезирование и снабжение инвалидов мото- и велоколясками, автомобилями, организация многих видов помощи на дому и т.д.

Социальное обеспечение — это проявление гуманизма, забота общества, государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться.

Содержание категории социального обеспечения. По вопросусодержания категории социального обеспечения среди экономистов нет единого мнения. Ряд авторов конструируют понятие социального обеспечения в широком смысле, в которое включают совокупность определенных социально-экономических мероприятий, связанных с бесплатным обеспечением матери и ребенка, граждан в старости и в случае нетрудоспособности, с бесплатным медицинским обслуживанием и лечением. Другие рассматривают социальное обеспечение и социальное страхование как однопорядковые экономические категории. Третьи вводят понятие социального обеспечения в узком смысле, к которому относят виды обеспечения, не охватываемые социальным страхованием. Наконец, четвертые считают, что существует единое понятие социального обеспечения, включающего различные формы и виды обеспечения нетрудоспособных, в том числе и социальное страхование. Это положение более точно отвечает статье 39 Конституции РФ.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам России право на труд, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности и потери кормильца, право на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры, право участия в управлении государственными и общественными делами и т.д. Если встать на позиции толкования социального обеспечения в широком смысле, то в него следовало бы включить не только бесплатное медицинское обслуживание, лечение, но и бесплатное образование, пользование достижениями культуры и другие социально-экономические мероприятия, предусмотренные Конституцией. Но ведь каждое из этих прав предусматривает удовлетворение различных потребностей граждан и обеспечивается соответствующими, предусмотренными Конституцией, мероприятиями и средствами. Так, право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца обеспечивается различными формами социального обеспечения. Специальные формы предусмотрены для обеспечения права на охрану здоровья, т.е. на бесплатное медицинское обслуживание и лечение. Иначе говоря, различные потребности граждан имеют свои, специфические формы их удовлетворения. Соответственно этому образуются и фонды денежных средств. Следовательно, для расширительного толкования социального обеспечения достаточных оснований не имеется.

Социальное обеспечение и социальное страхование. Нельзя признать обоснованной точку зрения о параллельном существовании социального обеспечения и социального страхования как самостоятельных однопорядковых экономических категорий, согласно которой к социальному обеспечению относятся мероприятия, осуществляемые за счет прямых ассигнований государственного бюджета, а к социальному страхованию — мероприятия за счет средств фонда социального страхования.

В направлениях расходов за счет прямых ассигнований на социальное обеспечение из государственного бюджета, Пенсионного фонда и Фонда социального страхования нет различий принципиального характера. Как за счет прямых ассигнований, так и за счет Пенсионного фонда и Фонда социального страхования выплачиваются пенсии по старости, по инвалидности, по выслуге лет, по случаю потери кормильца, пособия по случаю рождения ребенка и на погребение, пособия по беременности и родам и др. Различия состоят только в контингенте обеспечиваемых. Из средств Пенсионного фонда и Фонда социального страхования обеспечиваются рабочие и служащие, научные работники, непосредственно из бюджета — военнослужащие, начальствующий состав органов Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, таможенных органов и некоторые другие категории.

Таким образом, нет оснований считать социальное страхование самостоятельной категорией, существующей параллельно и независимо от социального обеспечения.

Наоборот, социальное страхование относится к социальному обеспечению как частное к целому, является одной из форм социального обеспечения.

Источники социального обеспечения. Важное значение имеет вопрос об экономических источниках социального обеспечения, его связях с прежней трудовой деятельностью граждан. Одни экономисты источником образования общественных фондов потребления, включая выплаты пенсий, считают прибавочный продукт, другие связывают общественные фонды потребления с необходимым продуктом.

Анализ различных фондов социального обеспечения и выплат из них показывает, что источником одних является необходимый продукт, других — прибавочный. Так, выплаты пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, расходы на обучение и трудовое устройство инвалидов, переобучение безработных своим источником имеют необходимый продукт. Назначение этих выплат — предоставить необходимые жизненные блага работнику в период его временной нетрудоспособности, безработицы. Эти выплаты непосредственно связаны с затратами на воспроизводство рабочей силы.

Иное положение с выплатой пенсий. Это выплаты нетрудоспособным гражданам. В настоящее время в нашей стране численность лиц, получающих пенсии, составляет свыше 38 млн человек.

До начала трудовой деятельности каждое молодое поколение нашей страны содержится как за счет необходимого продукта (в форме оплаты труда родителей), так и за счет прибавочного продукта (в форме льгот и услуг из общественных фондов потребления). С начала трудовой деятельности и до выхода на пенсию (за 35 — 40 лет) это поколение создает общественный продукт (необходимый и прибавочный) во все увеличивающихся объемах.

Значительно увеличивается часть прибавочного продукта, направленная в фонд накопления. В результате быстро растет объем национального богатства. Следовательно, каждое новое поколение передает последующему значительно больший объем национального богатства (включая основные производственные и непроизводственные фонды), чем само получает от своего предшественника. На этой основе каждое новое поколение своим трудом увеличивает производство валового продукта. При этом возрастает как объем необходимого продукта, используемого на удовлетворение личных потребностей работников материального производства, так и прибавочного продукта, направляемого на развитие производства и на образование общественных фондов потребления, в том числе на содержание нетрудоспособных членов общества.

В экономически развитых государствах выплата пенсий осуществляется из пенсионных фондов, создаваемых в течение многих лет в основном путем вычетов части заработной платы трудящихся. Поэтому там пенсионные фонды представляют собой зарезервированную часть необходимого продукта, которую работник получает после выхода на пенсию по старости или инвалидности.

До 1990 г. в бывшем СССР основным источником социального обеспечения рабочих и служащих являлся бюджет социального страхования, а колхозников — централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников и централизованный союзный фонд социального страхования колхозников. Поскольку средств этих фондов, формируемых за счет страховых взносов, было недостаточно для финансирования всех расходов, значительные дотации в них поступали из государственного бюджета.

С принятием в мае 1990 г. Верховным Советом СССР Закона «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» все граждане пенсиями стали обеспечиваться по этому закону за счет средств созданного для этой цели Пенсионного фонда. Кроме пенсий из этого Фонда стали выплачиваться пособия по уходу за ребенком до достижения ими возраста, установленного законодательством, пособия на детей малообеспеченным семьям, повышение пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом зарплаты, содержание органов управления Фондом и некоторые другие. Все остальные затраты по социальному обеспечению населения осуществлялись из Фонда социального страхования. С принятием Верховным Советом РСФСР 20 ноября 1990 г. Закона «О государственных пенсиях в РСФСР» действие союзного Закона о пенсиях на территории России было прекращено.

В целях совершенствования системы управления средствами, направляемыми на социальное обеспечение, гарантированного финансирования выплат пенсий и пособий в условиях перехода к рыночным отношениям, усиления контроля за поступлением и расходованием средств на эти цели Верховным Советом РСФСР были приняты законы об образовании Пенсионного Фонда РСФСР, Фонда социального страхования, а затем, в связи с прогнозируемой безработицей, и Фонда занятости населения. В совокупности средства этих фондов создают условия для социальной защиты населения в современных условиях.

Значительные ассигнования на социальное обеспечение направляются непосредственно из государственного бюджета, минуя указанные фонды. За счет их обеспечиваются пенсиями и пособиями военнослужащие Российской Армии, железнодорожных войск, внутренних войск МВД, лица рядового и начальствующего состава органов МВД, ФСБ, службы внешней разведки, налоговой полиции и их семьи и некоторые другие категории граждан.

Бюджетные средства ассигнуются также на обучение и трудовое устройство инвалидов, содержание домов-интернатов для престарелых инвалидов, на протезирование и приобретение транспортных средств для инвалидов, оказание им санаторно-курортной помощи, выплату пособий на детей. За счет бюджетных средств содержатся врачебно-трудовые экспертные комиссии и органы социальной защиты населения.

Следовательно, за счет бюджетных ассигнований на социальное обеспечение создаются условия для возвращения к труду лиц, потерявших трудоспособность, и гарантируется материальное обеспечение отдельных категорий трудящихся при наступлении нетрудоспособности или других обстоятельств, предусмотренных законом.

Осуществление социального обеспечения возложено на Министерства труда и социального развития Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации и их местные органы. В составе Министерства труда и социального развития создан Департамент пенсионного обеспечения, на который возложены: разработка предложений по формированию государственной федеральной политики пенсионного обеспечения и ее реализации во взаимодействии с органами власти субъектов Федерации; организация и методическое обеспечение работы по назначению, перерасчету, выплате и доставке пенсий; обеспечение единообразного применения федерального пенсионного законодательства и подготовка предложений по его совершенствованию, осуществление контроля за правильностью начисления и выплаты пенсий, содействие развитию негосударственных форм пенсионного обеспечения и некоторые другие задачи.

Назначение пенсий и пособий офицерам, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы Российской Армии, пограничных войск, железнодорожных войск, внутренних войск МВД, лицам рядового и начальствующего состава органов МВД, Федеральной службы безопасности, службы внешней разведки, налоговой полиции и их семьям производится соответствующими ведомствами.

Расходы на пенсии и пособия планируются, исходя из численности пенсионеров и размеров пенсий в планируемом периоде.

В нашей стране право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца в соответствии с Конституцией РФ гарантируется различными формами социального обеспечения. Трудящиеся из своей заработной платы на свои будущие пенсии вносят всего 1% от своего заработка. Не образуется заранее пенсионный фонд для будущих пенсионеров и за счет государства. Фонд для обеспечения нетрудоспособных выделяется и используется ежегодно в процессе распределения внутреннего валового продукта и национального дохода.

Поскольку неработающие пенсионеры не создают ни необходимого, ни прибавочного продукта и в период их трудовой деятельности пенсионный фонд для них не создавался, постольку источником ежегодно образуемого пенсионного фонда является та часть внутреннего валового и национального дохода, которая создана прибавочным трудом работающего поколения, т.е. прибавочный продукт.

Принципы социального обеспечения. Важной особенностью социального обеспечения являются гуманные принципы его построения.

1. Всеобщность. Принцип заключается в том, что при наступлении нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидности социальная обеспеченность распространяется на всех трудящихся, без каких-либо исключений и независимо от пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы, форм ее оплаты. Социальному обеспечению подлежат все нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца: несовершеннолетние дети, братья, сестры, внуки, престарелые или нетрудоспособные жена (муж), отец, дед, бабушка и некоторые другие.

2. Общедоступность — условия, определяющие право на ту или иную пенсию, доступны для всех. Так, при средней продолжительности жизни в 70 лет право на пенсию по старости возникает у мужчин в возрасте 60 лет, а у женщин — в возрасте 55 лет, а для занятых на тяжелых видах труда пенсионный возраст для мужчин понижен до 50—55 лет, а для женщин до 45—50 лет. Стаж, необходимый для получения этой пенсии, установлен для мужчин 25 лет, для женщин — 20 лет, а занятых на тяжелых работах — еще ниже. Следовательно, всем, кто честно трудится, этот стаж доступен еще задолго до наступления старости.

3. Размер и форма обеспечения зависят от прошлого труда: длительности стажа, условий работы, размера заработной платы, других факторов, связанных с трудовой и общественной деятельностью. Этот принцип находит свое отражение в социальном обеспечении опосредованно, через заработную плату, поскольку пенсии и многие виды пособий исчисляются от заработной платы.

4. Разнообразие предоставляемых форм обеспечения и услуг — это пенсии и пособия, трудоустройство, разнообразные мероприятия по укреплению здоровья, предупреждению и снижению заболеваемости, помещение в дома-интернаты для инвалидов и престарелых, обеспечение мото- и велоколясками и автомобилями, протезирование и т.д.

5. Демократический характер организации социального обеспечения и его управления. Особенно велика в этом роль профессиональных союзов, представители которых участвуют в работе комиссий по назначению пенсий и в работе органов медико-социальной экспертизы, принимают непосредственное участие совместно с администрацией в оформлении документов уходящих на пенсию работников через комиссии по пенсионным вопросам при фабричных, заводских местных комитетах профсоюза. Большую работу по социальному обеспечению трудящихся проводят постоянные комиссии по социальному обеспечению и здравоохранению местных органов власти.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных