Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Заемная деятельность государства на внешних рынках




Займы Федерации. Россия входит в пятерку стран с максимальной внешней задолженностью наряду с Бразилией, Мексикой, Индией и Аргентиной. Ее внешний долг на начало 2000 г. составил около 160 млрд. долл. Из них порядка 80 млрд. долл. — долг, унаследованный от СССР. За 1999 г. РФ смогла вернуть своим кредиторам в срок более 10 млрд. долл.

Большую часть внешнего долга России в зависимости от природы его происхождения можно разделить на две группы. Это кредиты Парижского и Лондонского клубов.

Основная сумма долга РФ — 50 млрд. долл. — приходится на Парижский клуб, который объединяет около двух десятков государств. В основном это крупнейшие мировые кредиторы. Двойственное положение РФ заключается в том, что Россия одновременно выступает в качестве должника одних стран и кредитора других.

Второе место по объему долга занимают межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время. Интересы этой группы кредиторов представляет Лондонский клуб, объединяющий более 600 коммерческих банков.

После распада СССР было объявлено, что Россия в обмен на отказ бывших республик от причитающейся им доли активов принимает на себя все их долги. Такое непростое решение позволило нашему государству сохранить свои позиции на международных финансовых рынках и обеспечить доверие к нам потенциальных западных инвесторов.

Реструктуризация внешнего долга РФ. После принятия на себя Россией всего внешнего долга СССР, составлявшего на 1 января 1992 г. 96,6 млрд. долл., остро встал вопрос о методах его регулирования. Конечное решение проблемы внешнего долга России заключалось в выплате кредиторам во второй половине 90-х годов ежегодно по 15—18 млрд. долл. Но выполнение такой задачи могло поставить под угрозу судьбу экономики страны, поэтому основным методом регулирования внешнего долга стала его реструктуризация на максимально приемлемых для России условиях. Такой процесс означает составление нового графика выплаты долга, нежели это вытекает из первоначальных схем кредитных соглашений.

Принципиальное соглашение о долгосрочной реструктуризации с Парижским клубом стран-кредиторов было достигнуто в 1996 г. Однако после августа 1998 г. проблема погашения задолженности возникла вновь.

В октябре 1997 г. было подписано соглашение Внешэкономбанка с Лондонским клубом кредиторов о глобальной реструктуризации долга СССР клубу на общую сумму 32,3 млрд. долл. сроком на 25 лет. Однако уже 2 декабря 1999 г. Россия отложила текущие выплаты более 500 млн. долл. банкам—членам клуба. Начался новый раунд переговоров с западными банками. Соглашение было достигнуто в феврале 2000 г. На его основе списанию подлежит 36,5% долга СССР. Остальную задолженность РФ обменивает на новые 30-летние облигации.

Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 1996 г. № 1320 Министерство финансов РФ получило задание осуществить от имени РФ выпуск внешнего облигационного займа в ноябре-декабре 1996 г. Первый выпуск российских еврооблигаций состоялся 27 ноября 1996 г. на общую сумму 1 млрд. долл. Это был первый облигационный заем России, размещенный ею на международных рынках капиталов. За ним последовали другие займы. В феврале 2000 г. на рынке находилось девять выпусков еврооблигаций со сроками погашения от ноября 2001 г. до июня 2028 г. Несмотря на исключительные сложности с мобилизацией средств после кризиса в августе 1998 г., РФ не задержала ни одной выплаты по этим облигациям.

Займы территорий. Впервые разрешение на выпуск внешних займов территориями было предоставлено Указом Президента РФ от 4 апреля 1997 г. «О выпуске внешних облигационных займов органов исполнительной власти гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Нижегородской области». В соответствии с этим Указом приказом Министерства финансов РФ от 8 апреля 1997 г., № 32-н были утверждены стандарты эмиссии внешних облигационных займов органов исполнительной власти городов Москвы, Санкт-Петербурга и Нижегородской области.

Позднее разрешения на размещение внешних облигационных займов было дано Орловской, Челябинской, Самарской областям и другим субъектам РФ. Однако на практике только три первые территории успели разместить валютные займы до кризиса 1998 г. Полученные средства были вложены в инвестиционные проекты, признанные приоритетными для данных субъектов. Так, Нижний Новгород осуществил финансирование производства автобусов марки «ПАЗ», автомобилей «Соболь», восьмиместных гражданских самолетов «Гжель», строительства мясокомбината.

В связи со значительным увеличением курса доллара по отношению к рублю субъекты РФ—заемщики испытывали сложности с погашением своих долговых обязательств. Несмотря на это, Москва и Санкт-Петербург своевременно и в полном объеме осуществляли платежи. Только Нижегородская область допустила просрочку, она впервые не выполнила свои обязательства в октябре 1999 г.

По состоянию на 1 июля 2000 г. внешний долг субъектов РФ составил 26,9 млрд. руб.

В соответствии с БК РФ субъекты РФ не имеют права прибегать к внешним кредитам и займам. Однако предусматривается, что субъекты РФ, уже имеющие внешний долг на дату введения запрета, могут осуществлять внешние заимствования при условии, что объем внешних заимствований в текущем финансовом году не превышает объем обязательств по погашению основной суммы долга субъекта РФ в текущем финансовом году. Превышение возможно при условии, что осуществляемые внешние заимствования направляются исключительно на сокращение объема внешнего долга субъекта РФ; обеспечивают сокращение расходов на обслуживание долга; приводят к отнесению сроков погашения внешнего долга на более поздние сроки.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных