Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Государственные пенсии




В составе мер по социальной защите населения важнейшее место занимают государственные пенсии. Социальная значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы более 38 млн престарелых, инвалидов и членов их семей, а также семей, потерявших кормильца.

В настоящее время государственная пенсионная система переживает кризис. Доходы пенсионеров хронически отстают от уровня цен. Реальное содержание среднего размера пенсии по старости (с учетом компенсации) значительно ниже прожиточного уровня.

В целях усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение в условиях проводимой экономической реформы и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы Правительство РФ в августе 1995 г. приняло Концепцию реформы пенсионной системы в Российской Федерации. Дальнейшее развитие общая концепция пенсионной реформы получила в постановлении Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 г. № 463 «О программе пенсионной реформы в Российской Федерации». Этим постановлением одобрена программа пенсионной реформы и утвержден План подготовки нормативно-правовых актов и оргмеро-приятий на 1998—1999 гг.

Система накопительного финансирования пенсий. Основным содержанием разрабатываемой реформы пенсионной системы в РФ является концепция выплаты пенсий на основе накопительных принципов финансирования.

Глубокий кризис действующей распределительной системы социальною обеспечения, при которой пенсионный фонд образуется за счет платежей работающих налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов, поставил вопрос о необходимости поэтапного перехода к системе накопительного финансирования пенсий.

Намечается установление трех уровней пенсий:

1) накопительные пенсии, выплачиваемые лицам, работавшим по найму, за счет отчислений от их заработной платы в течение всей трудовой деятельности, а также процентов, начисляемых организациями, осуществляющими хранение этих отчислений и использующих их в своем обороте;

2) социальные пенсии, выплачиваемые за счет общих налогов лицам, не накопившим необходимые средства на выплату им пенсий и не имеющим средств к существованию;

3) дополнительные пенсии, выплачиваемые за счет средств, взимаемых с отдельных категорий работодателей или внесенных добровольно работодателями и работниками.

Основным видом пенсий станут накопительные. Предполагалось, что с началом пенсионной реформы лица в возрасте от 30 до 40 лет получат право требовать от работодателя перечисления части страховых платежей в Пенсионный фонд с их заработка не на счет Пенсионного фонда, а на собственный именной пенсионный счет. В этом случае они теряют право на пенсию за счет Пенсионного фонда.

Лицам, которым более 40 лет, пенсия будет начисляться по действующим ныне правилам, лица моложе 30 лет получат право выбора пенсии по достижении 30-летнего возраста.

Порядок учета отчислений страховых взносов на индивидуальные пенсионные счета определен Федеральным законом РФ от I апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», изданным во исполнение его положений постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 г. № 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования» и Инструкцией Министерства труда РФ и Пенсионного фонда РФ от 3 июня 1997 г. № 35/44.

Концепция пенсионной реформы предполагает плавный переход к новым принципам пенсионного обеспечения с сохранением пенсионных прав, приобретенных по действующей пенсионной системе.

В соответствии с действующим ныне Законом о государственных пенсиях в РФ выплачиваются пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные. Рассмотрим основные положения по их выплате.

Пенсии по старости. В расходах Пенсионного фонда эти пенсии занимают главное место. Назначаются они мужчинам по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, женщинам — по достижении 55 лет и общем трудовом стаже не менее 20 лет. Инвалидам Отечественной войны и приравненным к ним пенсия по старости назначается: мужчинам — по достижении 55 лет и женщинам — 50 лет и общем трудовом стаже, указанном выше.

Женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, а также матери детей—инвалидов с детства, воспитавшие их до этого возраста, имеют право на пенсию по старости по достижении 50 лет и общем трудовом стаже не менее 15 лет.

Законом также предусмотрено льготное назначение пенсий по старости инвалидам 1 группы по зрению, больным гипофизарным нанизмом (лилипуты), в связи с особыми условиями труда (на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, горячих цехах и др.), в связи с работой на Крайнем Севере. Списки таких работ, профессий и должностей утверждаются Правительством Российской Федерации.

Лицам, достигшим пенсионного возраста, но не имеющим полного трудового стажа, устанавливается пенсия при неполном стаже, если он не менее пяти лет.

Пенсия устанавливается в размере 55% заработка и сверх того 1% заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии. Такое же увеличение производится за каждый полный год специального трудового стажа сверх необходимого для установления пенсии на льготных основаниях.

Исчисленный указанным порядком размер пенсий не может превышать 75% заработка.

Законом предусмотрено, что минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже минимального размера оплаты труда.

Максимальный размер пенсии при необходимом общем трудовом стаже для полной пенсии устанавливается на уровне трех минимальных пенсий, а пенсии, назначенной в связи с подзем-

ной работой, работой с вредными условиями труда и в горячих цехах — на уровне трех с половиной минимальных пенсий. При этом размер пенсий повышается на 1% за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20%.

Размер пенсии при неполном стаже определяется пропорционально имеющемуся стажу, исходя из полной пенсии, установленной мужчинам за стаж 25 лет, женщинам — за стаж 20 лет. Но размер такой пенсии не может быть ниже социальной пенсии.

К пенсии по старости устанавливаются надбавки:

• на уход за пенсионером, если он является инвалидом I группы либо нуждается в постоянном постороннем уходе(помощи, надзоре) по заключению лечебного учреждения, либо достиг возраста 80 лет.

• на нетрудоспособных иждивенцев, если они сами не получают пенсии (при условии, что пенсионер не работает);

• участникам Великой Отечественной войны, не получающим одновременно с пенсией по старости пенсию по инвалидности.

Работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полном размере (без надбавки на иждивенцев). За работу после назначения пенсии установлена надбавка в размере 10% пенсии за каждый проработанный год, но не более чем за три года. С учетом этой надбавки общая сумма пенсии не ограничивается.

Пенсии по инвалидности. Этот вид пенсии назначается при постоянной или длительной утрате трудоспособности. Ее размер зависит от степени потери трудоспособности (группы инвалидности), причин инвалидности, размера заработка.

На общих основаниях пенсия устанавливается при наступлении инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания, общего заболевания.

Пенсия на основаниях, предусмотренных для военнослужащих (включая партизан, юнг, сыновей (воспитанников) полков, устанавливается при наступлении инвалидности вследствие военной травмы (ранения, контузии), увечья, полученных при защите СССР, России или при исполнении других обязанностей военной службы, либо заболевания, связанного с пребыванием на фронте, либо заболевания, полученного в период военной службы.

Пенсия по инвалидности вследствие трудового увечья и профессионального заболевания назначается независимо от продолжительности общего трудового стажа. Независимо от стажа назначается пенсия гражданам, ставшим инвалидами от общего заболевания в возрасте до 20 лет. В остальных случаях пенсия по инвалидности от общего заболевания назначается при наличии трудового стажа ко времени наступления инвалидности.

Пенсия по инвалидности (кроме наступившей вследствие военной травмы) устанавливается в размере: инвалидам I и II групп — 75%, III группы — 30% заработка.

Минимальная пенсия по инвалидности I и IIгрупп устанавливается на уровне минимального размера пенсии по старости, а по инвалидности III группы — на уровне 2/3 минимального уровня этой пенсии. При этом размер пенсии по инвалидности I и II групп повышается на 1% за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии по старости при полном стаже, но не более чем на 20%.

Максимальный размер пенсии по инвалидности I и IIгрупп устанавливается на уровне максимального размера пенсии по старости, а пенсии по инвалидности IIIгруппы — минимального размера этой пенсии. При этом размер пенсии по инвалидности I и IIгрупп повышается на 1% за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии по старости при полном стаже, но не более чем на 20%.

При неполном общем трудовом стаже пенсия по инвалидности I и II групп определяется исходя из полной пенсии по инвалидности пропорционально имеющемуся стажу. Ее размер не может быть ниже социальной пенсии.

Пенсия по инвалидности вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, назначается независимо от продолжительности общего трудового стажа, в том числе и военной службы.

Пенсия по инвалидности I и IIгрупп вследствие военной травмы назначается в максимальном размере — на уровне трех минимальных размеров пенсий, а по инвалидности III группы вследствие той же причины — в размере половины указанного размера.

К пенсии по инвалидности I и IIгрупп устанавливаются надбавки за уход за пенсионером и на нетрудоспособных иждивенцев в тех же размерах, что и пенсионерам по старости.

Инвалидам войны и участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидам вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме противоправных), может устанавливаться пенсия по старости (или за выслугу лет) и пенсия по инвалидности.

Пенсия по инвалидности устанавливается на срок, на который определена инвалидность.

Пенсии по случаю потери кормильца. Назначаются нетрудоспособным членам семьи умершего, состоявших на его иждивении. Размер пенсии зависит от числа нетрудоспособных членов семьи, состоявших на иждивении умершего, причин его смерти, условий работы и размера заработка.

К нетрудоспособным членам семьи относятся:

1) дети умершего, его братья, сестры и внуки, не достигшие18 лет (или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет), которые не имеют трудоспособных родителей. Учащиеся дети, братья, сестры и внуки в возрасте 18 лет и старше имеют право на пенсию до окончания профессионального обучения в очных учебных заведениях, но не более чем до 23 лет;

2) отец, мать, супруг, если они достигли пенсионного возраста (мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет) или являются инвалидами;

3) один из родителей или супруг, либо дед, бабушка или сестра, независимо от возраста и трудоспособности, если он (она)занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и не работает;

4) дед и бабушка — при отсутствии лиц, обязанных по закону их содержать.

Родители и супруг, не состоявшие на иждивении умершего, имеют право на пенсию, если впоследствии они утратили источники средств к существованию.

Члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Иждивенчество детей умерших предполагается и не требует доказательства.

Пенсии назначаются на общих основаниях, если смерть кормильца наступила вследствие трудового увечья, профессионального либо общего заболевания.

Пенсия на основаниях, установленных для военнослужащих, назначается, если смерть кормильца наступила вследствие военной травмы либо заболевания, полученного в период военной службы.

Пенсия по случаю потери кормильца вследствие трудового увечья и профессионального заболевания назначается независимо от продолжительности трудового стажа кормильца, а вследствие общего заболевания — при условии, если кормилец ко дню смерти имел общий трудовой стаж, который был бы необходим ему для назначения пенсии по инвалидности.

Пенсия (кроме пенсии по случаю военной травмы) установлена в размере 30% заработка кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи, а на каждого ребенка, потерявшего обоих родителей, и умершей одинокой матери — в полуторном размере минимальной пенсии по старости.

Минимальный размер пенсии, в том числе при неполном общем трудовом стаже, не может быть ниже 2/3 минимальной пенсии по старости в расчете на каждого нетрудоспособного члена семьи.

Максимальный размер пенсии установлен на уровне минимального размера пенсии по старости на каждого нетрудоспособного члена семьи, а на детей, потерявших обоих родителей, и детей умершей одинокой матери — в полуторном размере такой пенсии.

Пенсия при неполном общем трудовом стаже кормильца определяется, исходя из полной ставки пропорционально имеющемуся стажу.

Пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы назначается в максимальном размере.

Семьям умерших пенсионеров пенсия назначается на общих основаниях независимо от общего трудового стажа кормильца. Семьям умерших пенсионеров, инвалидность которых наступила вследствие военной травмы, пенсия назначается в том же порядке, что и семьям по случаю потери кормильца от военной травмы.

Право на пенсию за умершего пенсионера имеют семьи, кормилец которых умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты пенсии.

Вдовам военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, не вступивших в новый брак, могут устанавливаться пенсии по старости (или инвалидности, за выслугу лет, социальная) и пенсия за погибшего мужа.

Пенсионерам — инвалидам 1 группы, либо нуждающимся в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) по заключению лечебного учреждения, либо достигшим 80-летнего возраста, выплачивается надбавка на уход за инвалидом в размере 2/3 минимальной пенсии по старости.

Детям, потерявшим обоих родителей, и детям умершей одинокой матери за период нахождения их на полном государственном содержании выплачивается 50% пенсии, а другим детям — 25%.

Большое значение, кроме пенсий, для улучшения жизни инвалидов имеет принятый в 1995 г. Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Им определяется государственная политика в области социальной зашиты инвалидов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полной сумме.

Пенсия за выслугу лет. Устанавливается в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой другой профессиональной деятельностью (моряки, учителя, врачи, артисты, летный и летно-испытательный состав гражданской авиации и др.). Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пенсии работникам, занятым на подземных и открытых горных работах, устанавливается при выслуге, равной требуемой, в размере 75% заработной платы. Остальным работникам, имеющим право на пенсию за выслугу лет, пенсия устанавливается в размере от 55 до 75% заработка. При выслуге, равной требуемой, размер пенсии составляет 55% заработка; за каждый полный год выслуги сверх требуемой он увеличивается на 1% заработка.

Максимальный размер определяется на уровне общего максимального размера пенсии по старости — трех минимальных размеров пенсии по старости, а пенсии, назначенные в связи с подземной работой, работой с вредными условиями труда и в горячих цехах и в летном составе гражданской авиации — трех с половиной минимальных размеров пенсии.

Размер пенсии повышается на 1% за каждый год специального трудового стажа (выслуги) сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20%.

Работающим пенсионерам, пенсия которым назначена как работникам, занятым на подземных работах и открытых горных работах, выплачивается в полном размере независимо от характера работы. Остальным работающим пенсионерам пенсия выплачивается при условии оставления работы (службы), с учетом которой она устанавливается. При выполнении другой работы пенсия выплачивается в полной сумме.

Социальная пенсия. Назначается гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой или иной общественно-полезной деятельностью. Она может назначаться в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии (по желанию обратившегося за ней).

Социальная пенсия устанавливается:

1) инвалидам I и II групп, в том числе инвалидам с детства, а также инвалидам III группы;

2) детям-инвалидам;

3) детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей;

4) гражданам, достигшим: мужчины — 60 лет. женщины —55 лет.

Социальная пенсия устанавливается в следующих размерах:

• инвалидам с детства I и II групп, инвалидам I группы, детям-инвалидам, а также детям, потерявшим обоих родителей, и детям умершей одинокой матери — в размере минимальной пенсии по старости;

• инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям, потерявшим одного из родителей, и гражданам, достигшим65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), — в размере 2/3 минимальной пенсии по старости;

• инвалидам III группы в размере 1/2 минимальной пенсии по старости.

Работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полной сумме.

Исчисление пенсий. Исчисление пенсии в связи с трудовой и иной общественно-полезной деятельностью производится по установленным нормам из среднемесячного заработка. Гражданам, ставшим инвалидами в связи с военной травмой, семьям граждан, погибших вследствие военной травмы, а также детям, потерявшим обоих родителей, и детям умершей одинокой матери пенсия назначается в соответствующем максимальном размере.

Среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется (по желанию обратившегося за пенсией) за 24 месяца работы перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией.

Гражданам, которым пенсия не может быть начислена из заработка, она устанавливается в твердых суммах, равных минимальным размерам соответствующих пенсий.

Если в связи с увеличением общего трудового стажа пенсионер приобрел право на более высокую пенсию, производится перерасчет пенсии. Перерасчет по пенсии производится также пенсионерам (по их заявлениям), проработавшим после назначения пенсии не менее 24 месяцев с более высоким заработком. Каждый последующий перерасчет производится не ранее чем через 24 месяца работы после предыдущего перерасчета.

Семьям пенсионеров пенсия исчисляется (по желанию обратившегося за пенсией) из того заработка, из которого она была исчислена кормильцу.

Исчисленный размер пенсии Героям Советского Союза и Героям социалистического труда, Героям Российской Федерации, гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней, орденом Трудовой славы трех степеней, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах» трех степеней, инвалидам и участникам Великой Отечественной войны и ряду других повышается в предусмотренных законом размерах. Например, участникам Великой Отечественной войны исчисленная пенсия повышается на 100% минимальной пенсии по старости.

Накануне 50-летия победы в Великой Отечественной войне принят Федеральный Закон «Об улучшении пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и вдов военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну». Им предусмотрено увеличение размера надбавки к пенсии на уход за пенсионерами — инвалидами I и II группы и достигшими возраста 80 лет в размере двух минимальных пенсий по старости, а остальным участникам Великой Отечественной войны — одной минимальной пенсии. Вдовам военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, не вступившим в новый брак, имеющим одновременно право на различные пенсии, предусматривается выплата двух пенсий, одна из которых — за погибшего мужа.

Надбавки к пенсии, в том числе минимальной и максимальной, начисляются после указанного ее повышения. При этом пенсия с надбавками не ограничивается предельной суммой.

Размеры пенсии корректируются с учетом изменений минимального и максимального размеров пенсии, при этом минимальный размер устанавливается Федеральным Законом РФ в сумме, не меньшей минимального размера оплаты труда.

В Российской Федерации действует также система компенсационных выплат для пенсионеров. Их размер устанавливается указами Президента РФ или федеральными законами. Они могут устанавливаться и органами власти субъектов Федерации за счет средств своих бюджетов.

С 1 февраля 1998 г. вступил в силу Федеральный Закон от 21 июля 1997 г. № 113 — ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», установивший новый порядок расчета пенсий. В расчет пенсии введен новый показатель — индивидуальный коэффициент пенсионера (ИКП), рассчитываемый следующим образом. Определяются:

• величина пенсии в процентах, устанавливаемая по величине трудового стажа (55% + 1% за каждый полный год стажа сверх требуемого, но не более 75%);

• среднемесячный заработок пенсионера (определяется пожеланию обратившегося за пенсией) за 24 последних месяца работы перед обращением за пенсией либо за любые60 месяцев подряд в течение всей трудовой деятельности;

• среднемесячный заработок по стране за период времени, который принимался для расчета среднемесячного заработка пенсионера.

Для получения ИКП величина пенсии в процентах умножается на частное от деления среднего заработка пенсионера на среднемесячный заработок по стране. Полученный ИКП умножается на величину средней заработной платы по стране за предыдущий квартал. Полученный результат и составит размер пенсии, подлежащей выплате.

В соответствии с этим законом увеличение размера пенсии в связи с ростом заработной платы в стране производится четыре раза в год — 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября. Для определения размера пенсии берется средняя заработная плата по стране за предыдущий квартал (утвержденная правительством).

При расчете пенсии с учетом ИКП компенсационные выплаты, предусмотренные федеральным законодательством, не выплачиваются (установленные органами власти субъектов федерации могут выплачиваться в прежнем порядке). Следует иметь в виду, что при расчете пенсии с учетом ИКП из стажа работы исключается ряд периодов (время обучения, время ухода за ребенком и др.).

В случаях, когда размер пенсии, рассчитанный с учетом ИКП, будет меньше рассчитанного в прежнем порядке, то по желанию пенсионера пенсия будет исчисляться в прежнем порядке.

Пенсии, рассчитанные в прежнем порядке, подлежат индексации в сторону увеличения каждые три месяца при утверждении нового показателя средней заработной платы в РФ за предыдущий период.

Социальные пособия

В системе социальной защиты населения важное место принадлежит различным видам пособий. Это пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и другие.

Пособие по временной нетрудоспособности. Порядок обеспечения пособием по нетрудоспособности определен Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденному постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. № 13—6 с последующим изменениями и дополнениями, а также принятыми в последующее время нормативно-правовыми документами по этому пособию.

Пособие по временной нетрудоспособности, наступившей вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, рабочим и служащим выдается в размере 100% заработка независимо от непрерывного стажа работы. В других случаях наступления нетрудоспособности пособие выдается в зависимости от непрерывного стажа работы: при стаже до трех лет — 50%, от трех до пяти лет — 60%, от пяти до восьми и свыше восьми лет — 100% заработка. Рабочим и служащим, не достигшим 18 лет, пособие выплачивается в размере 60% заработка независимо от стажа непрерывной работы. В размере 100% заработка и независимо от стажа пособие выдается работающим инвалидам Отечественной войны и лицам, приравненным к ним. До последнего времени пособие исчислялось из заработка, но не выше чем из двух тарифных ставок или окладов без учета различных добавок, премий. Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. установлено, что пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из фактического заработка, но не может превышать за полный месяц сумму, равную 85-кратному минимальному размеру оплаты труда, установленного федеральным законом.

Во всех случаях минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности установлен на уровне 90% минимального размера оплаты труда.

Важной вехой в развитии и совершенствовании заботы о детях является Федеральный Закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», которым установлена единая система государственных пособий на детей в связи с их рождением и воспитанием, обеспечивающая гарантированную государственную материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Она введена взамен ранее выплачиваемых социальных пособий и компенсационных выплат: ежемесячного пособия на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; ежемесячного пособия на детей одиноким матерям, вдовам, вдовцам из числа бывших воспитанников детских домов, на детей военнослужащих срочной службы, на детей, находящихся под опекой (попечительством) и других.

Для реализации закона Правительство РФ 4 сентября 1995 г. постановлением №883 утвердило Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (с учетом изменений и дополнений по постановлению Правительства РФ от 5 мая 2000 г. № 386).

Рассмотрим краткое содержание этих пособий.

1. Пособие по беременности и родам выдается женщинам:

• подлежащим социальному страхованию, а также женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций, в течение 12 месяцев, предшествующих дню признания их безработными;

• обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего и после вузовского профессионального образования;

• проходившим военную службу по контракту и в качестве рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел;

• из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территории иностранных государств;

• из числа указанных выше при усыновлении ими ребенка (детей).

Эти пособия выплачиваются за период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении двух или более детей — 110) календарных дней после родов. Отпуск исчисляется суммарно и представляется полностью независимо от числа дней, использованных до родов.

При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается за период со дня усыновления и до истечения 70 календарных дней (в

случае одновременного усыновления двух и более детей — ПО календарных дней) со дня рождения ребенка (детей). Пособие по беременности и родам установлено в размере:

• среднего заработка (дохода) по месту работы — женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию, а также женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территории иностранных государств;

• минимального размера оплаты труда — женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их безработными;

• стипендии — женщинам, обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;

• денежного довольствия — женщинам, проходящим военную службу по контракту и в качестве рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел.

Дополнительно к пособиям по беременности и родам женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель), дополнительно имеют право на единовременное пособие в размере 50% минимального размера оплаты труда, установленного на день предоставления отпуска по беременности и родам.

2. Единовременное пособие при рождении (усыновлении в возрасте до трех месяцев) каждого ребенка выдается одному из родителей либо лицу, его заменяющему. В случае рождения (усыновления)двух или более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка пособие не выплачивается.

Пособие выплачивается в размере 15-кратного минимального размера оплаты труда на день рождения ребенка.

3. Ежемесячное пособие на детей. Ежемесячное пособие на ребенка назначается и выплачивается органами социальной защиты населения по месту жительства семьи с детьми на каждого ребенка, находящегося на иждивении семьи с рождения до исполнения ребенку 16 лет (на учащихся общеобразовательных учреждений — до окончания ими обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет.

Пособие на ребенка выплачивается на рожденных, усыновленных и принятых под опеку (попечительство) детей независимо от получения государственной пенсии на ребенка (социальной пенсии или пенсии по случаю потери кормильца) и алиментов.

Право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения — до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) в семьях, имеющих размер среднедушевого дохода, дающего право на получение этого пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, установлен постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1999 г. № 1096. Исчисление величины среднедушевого дохода семьи производится органом, назначающим и выплачивающим ежемесячное пособие на ребенка, на основании документов о составе семьи и размере доходов каждого члена семьи, представленных одним из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей), имеющих право на получение пособия на ребенка, одновременно с заявлением о назначении пособия.

Не выплачивается пособие опекунам (попечителям), получающим в установленном порядке денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством). Не выплачиваются оно и гражданам, лишенным родительских прав.

В районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер пособия определяется с применением этих коэффициентов (если они не учтены в составе заработной платы).

Ритуальные услуги. Федеральный Закон от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле» устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного умершим лицом при жизни, и пожеланий родственников, а также гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего. Закон устанавливает гарантированный перечень услуг по погребению.

Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда и Фонда социального страхования.

Оплата стоимости услуг сверх гарантированного перечня услуг по погребению производится за счет средств лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Гражданам, получившим предусмотренные безвозмездные услуги по погребению, социальное пособие на погребение не выплачивается. Гражданам, осуществившим погребение за свой счет, выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости гарантированного перечня услуг, но не превышающем минимальный размер оплаты труда более чем в десять раз.

Пособия по безработице. В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. о занятости населения (в редакции Закона РФ от 20 апреля 1996 г., дополнений и изменений к нему), гражданам, потерявшим работу и заработок, устанавливается пособие по безработице. Решение о назначении пособия принимается службой занятости населения одновременно с решением о признании гражданина безработным в порядке, определенном этим законом.

Пособие начисляется Службой занятости с первого дня признания гражданина безработным за фактическое количество календарных дней безработицы (включая выходные и праздничные дни) в каждом месяце, исходя из среднедневного размера пособия (исчисленного путем деления величины месячного пособия на количество календарных дней в данном месяце).

Размеры пособий дифференцируются в зависимости от категории граждан, признанных безработными:

• безработным гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям (включая уволенных с военной службы и из органов внутренних дел) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на

условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), пособие выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75% среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы). В течение следующих четырех месяцев — 60%, в дальнейшем — 45%, но во всех случаях пособие выплачивается в размере не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда и не выше уровня средней заработной платы, сложившегося в республике в составе Российской Федерации, крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге;

• уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, но не имевшим в этот период 26 календарных недель оплачиваемой работы, пособие выплачивается в размере минимального размера месячной оплаты труда;

• гражданам, ищущим работу впервые (ранее не работавшим), а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие выплачивается в размере минимального размера оплаты труда.

Такие условия и размеры пособий предусмотрены законом и для граждан, завершивших профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости и признанных безработными.

При наличии у безработного нетрудоспособных иждивенцев органами Службы занятости населения может оказываться в период его безработицы материальная и иная помощь, включая дотации за пользование детскими дошкольными учреждениями, жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания.

С пособий по безработице производятся удерживания подоходного налога и по судебным решениям.

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Для безработных, трудовой стаж которых дает право выхода на полную пенсию по старости (возрасту), включая пенсию на льготных условиях, но которые не достигли пенсионного возраста, продолжительность выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. Общий период выплаты пособия для этой категории не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Безработным, имеющим стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), с их согласия пенсия оформляется досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством срока выход на пенсию. За этот период Фонд занятости возмещает Пенсионному фонду выплачиваемую досрочно пенсию.

Стипендия в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплачивается гражданам, потерявшим работу, высвобожденным с предприятий, учреждений и организаций, а также гражданам, впервые ищущим работу или желающим возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, зарегистрированным в службе занятости населения в качестве ищущих работу и направленным этой службой занятости на указанную учебу. За период этой учебы стипендия выплачивается в следующих размерах:

• уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей) — в размере 75% их среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не ниже 20% и не выше 100% установленной законом субъекта РФ величины прожиточного минимума и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

• стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва (более одного года), ищущих работу впервые (ранее не работавшим), а также уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее26 календарных недель — в размере стипендии, установленной государством для учебных заведений соответствующего профиля, но не ниже пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан;

• гражданам, утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профзаболевания, — за счет средств соответствующих предприятий (организаций) в размере 100% среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не ниже минимального размера установленной законом оплаты труда и не выше уровня средней заработной платы в республике Российской Федерации, крае, области городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе. Гражданам, имеющим иждивенцев, размер стипендии повышается на каждого иждивенца на половину установленного законом минимального размера оплаты труда. Размер повышения стипендии не может превышать полутора кратной величины минимального размера оплаты труда.

Социальная помощь малоимущим. Федеральный Закон от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» предусматривает оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам в форме предоставления пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров.

Государственная социальная помощь оказывается в целях поддержания уровня жизни таких семей и граждан, когда по независящим от них причинам среднедушевой доход их ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Государственная социальная помощь может оказываться единовременно или на период не менее трех месяцев.

Назначается она решением органа социальной защиты населения на основании заявления в письменной форме от себя лично (для одиноко проживающих) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты, в которых указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Заявитель обязан известить орган социальной защиты населения об изменениях, явившихся основанием для назначения, либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи: сведений о составе семьи, доходах, имуществе в течение двух недель со дня наступления таких изменений.

Размер государственной социальной помощи определяется законодательством субъекта Российской Федерации в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Социальная помощь осуществляется в виде денежных выплат (пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты), натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. № 152 определен порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им социальной помощи. Вопросы социального обеспечения в СССР и РФ рассмотрены в работах:

B.C. Андреев. Социальное обеспечение в СССР (1986)

В.А. Ачаркан. Государственные пенсии (1967)

И.В. Гущин. Советское право социального обеспечения: вопросы теории (1982)

МЛ. Захаров, Э.Г. Тучкова. Социальное обеспечение и обслуживание пенсионеров (1988)

Г.В. Сулейманова. Социальное обеспечение и социальное страхование (1997)

Л.И. Пронина. Проблемы развития социального обеспечения (1992)

М.С. Ланцев. Социальное обеспечение в СССР (экономический аспект) (1976)

 

Вопросы теории и практики страхования были всегда важнейшей темой исследования советских и российских ученых-экономистов. В числе наиболее важных работ можно выделить следующие:

 

В.К. Райхер. Общественно-исторические типы страхования (1947)

Коныиин. Государственное страхование в СССР (1961)

И. Дроздков, В. Баторин. Личное страхование в социалистических странах (1963)

Л.А. Мотыпев. Государственное страхование в СССР и проблемы его развития (1972)

Е. В. Коломин. Страхование имущества в социалистической экономике (1973)

М.К. Шерменев. Резервы в системе финансовых отношений (1974)

Г.М. Тагиев. Развитие государственного страхования в СССР (1978)

Л.И. Рейтман. Личное страхование при социализме (1982)

ЮМ. Журавлев, И.Г. Секерж. Страхование и перестрахование (1993)

Л.А. Орланюк-Малицкая. Платежеспособность страховой организации (1994)

В.А. Сухов. Страховой рынок России (1995)

В.В. Шахов. Введение в страхование (1999)

Контрольные вопросы

1.Назовите источники финансирования расходов на социальное обеспечение.

2.Какие расходы на социальное обеспечение граждан РФ финансируются из федерального бюджета?

3.Охарактеризуйте основные принципы социального обеспечения в РФ.

4.Какие виды пенсий применяются в России? Охарактеризуйте кратко каждый из видов.

5.Назовите основные виды пособий и источники их финансирования.

6.Каким категориям населения оказывается государственная социальная помощь? Перечислите ее виды.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных