ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Показатели работоспособности деталей машин.Машины, механизмы, приборы, аппараты, приспособления, инструменты и другие изделия основного и вспомогательного производств машиностроительных предприятий изготовляют из деталей. Деталью принято называть элемент конструкции, изготовленный из материала одной марки без применения сборочных операций (например, болт, гайка, вал и т. д.). Совокупность деталей, соединенных на предприятии-изготовителе сборочными операциями (завинчиванием, сваркой и т. д.) и предназначенных для совместной работы, называют сборочной единицей (узлом). Простейший узел является составной частью более сложного узла, который, в свою очередь, оказывается узлом изделия, комплекса и т. п. Характерными примерами узлов являются (по мере нарастания сложности) подшипник, узел опоры, редуктор и т. п. Изготовление конструкций и узлов из деталей позволяет использовать различные материалы, облегчает их изготовление, эксплуатацию и ремонт, обеспечивает возможность их нормализации и стандартизации, изготовления на специализированных заводах и т. д. В каждой машине число деталей исчисляется сотнями, тысячами, а в крупных машинах, например в самолете — миллионами. Несмотря на различное конструктивное оформление и назначение машин, детали и узлы в них в основном одинаковые (типовые и стандартные). К их числу относятся различные соединения (резьбовые, сварные, шлицевые и др.), передачи (зубчатые, винтовые, гибкой связью и др.) и их детали, валы, муфты и опоры, уплотнения и устройства для смазывания, пружины и др. К машинам, проектируемым и изготовляемыми в настоящее время, предъявляется общее требование соответствия наивысшему современному мировому техническому уровню. Это обеспечивается: · увеличением производительности и мощности машин; · повышением скоростей, давлений и других показателей интенсивности производственных процессов; · повышением коэффициентов полезного действия машин; · снижением веса и габаритов; · широкой автоматизацией управления; · повышением надежности и долговечности; · снижением стоимости изготовления и увеличением экономической эффективности эксплуатации; · удобством и безопасностью обслуживания; · удовлетворением требований технической эстетики. К деталям машин предъявляют вытекающие отсюда требования работоспособности, надежности, технологичности, экономичности, эстетичности и др. Надежность. Под надежностью понимают свойство изделия (детали, узла, машины) выполнять функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение заданного промежутка времени или требуемой наработки. Надежность является общей проблемой для всех отраслей машиностроения и приборостроения. Любая современная машина или прибор, какими бы высокими характеристиками они не обладали, будут обесценены при ненадежной работе. Надежность изделия зависит от необходимой наработки, которая может исчисляться в часах работы станка, налета самолета и т. д., в километрах пробега автомобиля, гектарах обработанной земли для сельскохозяйственной машины и т. д. Надежность зависит от всех этапов создания и эксплуатации изделий. Ошибки проектирования, погрешности в производстве, упаковке, транспортировке и эксплуатации изделия сказываются на его надежности.
Работоспособность. Работоспособностью называют состояние деталей, при котором они способны нормально выполнять заданные функции с параметрами, установленными нормативно-технической документацией (техническими условиями, стандартами и т. п.). Работоспособность и надежность деталей машин оцениваются определенными условиями и показателями — критериями. Важнейшими из них являются: 1) прочность; 2) жесткость; 3) износостойкость; 4) виброустойчивость и др. При расчете и проектировании деталей обычно используют один или два критерия, а остальные критерии удовлетворяются заведомо или не имеют практического значения для рассматриваемых деталей. Прочность. Деталь не должна разрушаться или получать остаточные деформации под влиянием действующих на нее сил. Недопустимыми являются поломки и разрушения рабочих поверхностей детали. При заданной нагрузке и выбранном материале необходимая и достаточная прочность детали обеспечивается такими ее размерами и формой, которые исключают поломку и появление остаточных деформаций. Это требование удовлетворяется при расчете по допускаемым напряжениям, т.е. при выполнении условия прочности, выражаемого неравенством Это неравенство означает, что наибольшие напряжения, возникающие в деталях машин, должны не превышать допускаемых, но быть близкими к ним, чтобы возможно полно использовался материал и уменьшался вес детали. Допускаемые напряжения определяют по формулам где σпред, τпред – предельное (опасное) напряжение при котором происходит разрушение или возникают пластические деформации; п – коэффициент запаса. Выбор предельного напряжения зависит от материала детали, вида деформации детали (растяжение, сжатие, кручение и т.д.) и характера изменения напряжений во времени. Жесткость. Жесткостью называют количественно характеризуемую способность деталей сопротивляться деформации под действием сил. Во многих случаях этот показатель работоспособности деталей оказывается наиболее важным и для его обеспечения приходится так увеличивать размеры детали, что действительные напряжения становятся значительно меньше допускаемых. Требования к жесткости вызываются необходимостью обеспечения удовлетворительной совместной работы сопряженных деталей, а так же удовлетворительной работы машины в целом. Под действием сил детали получают упругие деформации: валы прогибаются и скручиваются, болты растягиваются и т.д. Например, в результате деформации валов их опорные сечения поворачиваются, что отрицательно сказывается на работе подшипников; прогибы и углы поворота валов в местах посадки зубчатых колес приводят к неравномерному распределению нагрузки по длине зубьев. Поэтому помимо расчетов на прочность для ряда деталей выполняют расчеты на жесткость путем сравнения фактических перемещений (прогибов, углов поворота, углов закручивания) с допускаемыми (нормированными). Износостойкость. Износ является главной причиной выхода из строя деталей машины. Необходимость замены изношенных деталей или их восстановления ведет к частым остановкам машин и простоям для выполнения мелких и капитальных ремонтов. Износ ведет также к потере точности машин, что для многих их типов (например, станков) служит одним из основных эксплуатационных показателей. Различаю три основных вида износа: 1) механический, вызываемый царапающим действием неровностей трущихся деталей и посторонних твердых частиц, попадающих на трущиеся поверхности; 2) молекулярно-механический при заедании, т.е. местном сваривании (с высокими скоростями скольжения и давлениями) и последующем вырывании одной деталью приварившихся к ней частиц с поверхности другой детали при относительном движении; 3) коррозионно-механический, при котором продукты коррозии стираются механическим путем. Расчеты на износ носят обычно условный характер и сопутствуют расчетам на прочность. Так, например, в формулу на прочность зубчатых колес по изгибу вводят поправочный коэффициент на износ, т.е. опытный коэффициент, при котором зубу колеса придаются такие размеры, что обычный износ поверхностей зубьев не приводит к преждевременному недопустимому их утонению и разрушению. Теплостойкость. В результате тепловыделения, связанного с рабочим процессом или с трением, детали некоторых машин работают в условиях повышенных температур (> 100°C). При температурах свыше 250°С снижается пластичность черных металлов. При длительной работе в таких условиях (300-400°С) появляется медленная непрерывная пластическая деформация – ползучесть. При повышенной температуре снижается смазывающая способность масел и появляется опасность повышенного износа и заедания. Наконец, вследствие тепловых деформаций может понизиться точность машины. Нежелательные явления, которые сопровождают тепловыделение, предотвращаются проведением специальных тепловых расчетов: определением рабочей температуры частей машины, установлением рабочих напряжений и сравнением их с так называемым пределом ползучести для материала детали и т.д. Виброустойчивость. Под этим подразумевают способность машины работать с заданными скоростями и нагрузкой без колебаний недопустимой интенсивности. Помимо указанных выше основных показателей работоспособности, детали машин должны иметь также следующие технико-экономические характеристики. Технологичность. Форму и материал детали нужно выбирать такими, чтобы изготовление ее требовало наименьших затрат труда и времени в производстве, эксплуатации и ремонте. Технологичность деталей обеспечивается: · очерчиванием их простейшими поверхностями (цилиндрическими, коническими и др.), удобными для обработки механическими и физическими методами; · применением материалов, пригодных для безотходной обработки (давлением, литьем, прессованием, сваркой, лазерной и т. п.); · ресурсосберегающей технологии; · системой допусков и посадок и другими средствамии методами. Детали и узлы машин должны быть конструктивно гибкими, т. е. приспособленными к гибкому автоматизированному производству (ГАП). Для этого их конструкции должны характеризоваться также высокой преемственностью и высоким уровнем стандартизации и унификации конструкционных элементов, материалов, расчетов и технологий, возможностью «сращивания» систем автоматизированного проектирования и производства и др. Экономичность. При оценке экономичности учитывают затраты на проектирование, изготовление, эксплуатацию и ремонт. Экономичность деталей и узлов достигается оптимизацией их формы и размеров из условия минимума материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости производства, за счет максимального коэффициента полезного действия в эксплуатации при высокой надежности; высокой специализацией производства и т. д. Эстетичность. Совершенство и красота внешних форм деталей, узлов и машины в целом существенно влияют на отношение к ней со стороны обслуживающего персонала и потребителей. Красивый внешний вид деталям, узлам и машине придают форма и внешняя отделка конструкции (плавные линии, декоративная полировка, окраска, нанесение гальванических покрытий и окисных пленок и т. д.). Малый вес и минимальные габариты. Деталь должна иметь достаточную прочность, жесткость и износостойкость при минимально возможных габаритах и весе. Достичь этого можно, например, путем широкого использования облегченных профилей проката (широкополых балок, тонкостенных, гнутых и пустотелых профилей), применения современных методов поверхностного упрочнения металлов (закалка токами высокой частоты, цементация, азотирование, дробеструйный наклеп, пористое хромирование), использования высокопрочных чугунов и легких сплавов, внедрения неметаллических материалов в замен черных и цветных металлов, совершенствования конструктивных форм деталей. Недефицитность материала. Все указанные требования не должны выполняться за счет применения дефицитных материалов, так как их использование приводит к резкому увеличению стоимости детали. Безопасность. Форма и размеры детали должны обеспечивать безопасность обслуживающего персонала при изготовлении и эксплуатации машин. Соответствие государственным стандартам. Деталь должна удовлетворять стандартам, разработанным на формы, сорта и марки материала наиболее употребительных деталей. Большинство указанных выше показателей работоспособности в основном обеспечивается в процессе расчета детали. В расчетах широко используют не только теоретические формулы, но и эмпирические зависимости, полученные на основе обобщения опыта проектирования и эксплуатации машин. Некоторые величины, необходимы для расчета, должны быть выбраны конструктором с учетом характера нагружения детали и условий ее работы. В расчетные формулы вводят ряд опытных коэффициентов, которые конструктор должен принять по справочной литературе. Всегда возможны различные варианты решения задачи проектирования детали рациональных размеров и формы: например, применение более качественного материала с более высоким допускаемым напряжением, использование ребер жесткости, термической обработки и т.д. позволяющих уменьшить размеры и вес детали. Проектировать деталь конструктор может в таком порядке: 1) составить расчетную схему, в которой формы проектируемой детали и характер ее сопряжения с другими деталями представлены в упрощенном виде, а силы, действующие на деталь, приняты сосредоточенными или распределенными по какому-либо простому закону; 2) определить силы, действующие на деталь в процессе работы машины; 3) выбрать материал и, учитывая все факторы, влияющие на прочность детали, определить допускаемые напряжения; 4) определить размеры детали, требуемые по условиям ее прочности (жесткости, износостойкости), соответствующим принятой расчетной схеме; 5) выполнить чертеж детали с указанием всех размеров, точности изготовления, шероховатости поверхностей и прочих сведений, необходимых для ее изготовления. 6) Расчет, выполняемый при этом методе конструирования, называют проектным, или проектировочным. Однако часто проектирование ведут по другому методу: размеры и форму детали предварительно задает конструктор, исходя из ее назначения, характера соединения с другими деталями и общей компоновкой узла. После этого выполняют проверочный расчет детали, при котором определяют (для принятой расчетной схемы и действующих сил) фактические (расчетные) напряжения и действительные (расчетные) коэффициенты запаса прочности n и сравнивают их с допускаемыми напряжением и требуемым коэффициентом запаса . Проверочный расчет часто выполняют и после проектирования. Это необходимо в тех случаях, когда размеры детали, определенные с помощью проектировочного расчета; в ходе конструирования подвергают изменениям по тем или иным конструктивным соображениям.
Лекция 4 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|