Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Нормативная правовая основа организации воспитательной деятельности в образовательных учреждениях. Приоритеты воспитания в региональной системе образования




О приоритетах воспитания в системе образования Калужской области в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов

 

Настоящее методические рекомендации адресованы руководителям и специалистам органов местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, руководителям и педагогам образовательных учреждений Калужской области и направлено на разъяснение основных приоритетов воспитательной деятельности в региональной системе образования в условиях ее модернизации и реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

 

Нормативная правовая основа организации воспитательной деятельности в образовательных учреждениях. Приоритеты воспитания в региональной системе образования

 

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2, ст. 14 Закона РФ «Об образовании»). Задача системы образования — социально-педагогическая и психологическая поддержка становления жизненного самоопределения детей и молодежи, формирования личностной, семейной и социальной культуры.

Важным компонентом социального заказа является духовно-нравственное воспитание и развитие. Основополагающим документом, разработанным в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», с учетом ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая определяет идеологическую и методологическую основу разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Воспитательный компонент федерального государственного образовательного стандарта общего образования представлен сейчас несколькими методическими документами. В их числе «Примерные программы воспитания и социализации обучающихся», «Требования к содержанию и условиям воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования».

«Примерная программа воспитания и социализации обучающихся» носит рекомендательный характер. Вместе с тем обязательным при организации воспитательного процесса является ориентирование деятельности на определенные в «Примерной программе» и «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности» национальный воспитательный идеал, систему базовых национальных ценностей, а также основные направления воспитания и социализации, сформулированных в данных документах.

«Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

 

Исходя их этого, приоритетами воспитательной деятельности в системе образования в Калужской области являются:

· обеспечение информационной и духовной безопасности детей и молодежи; защита детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию; профилактика вовлечения детей и молодежи в деятельность экстремистских организаций;

· формирование осознания безусловной ценности других людей, ценности человеческой жизни, толерантного отношения к людям и окружающему миру, внутреннего и внешнего непринятия действий и влияний, представляющих угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умения им противодействовать;

· социально-педагогическая поддержка готовности и способности к духовному развитию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению, развитию совести, способности давать нравственную самооценку поступкам;

· воспитание семейной культуры: осознание безусловной ценности семьи как первоосновы принадлежности к Отечеству; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

· патриотическое воспитание: принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций, готовность к укреплению национальной безопасности; знание и уважение истории семьи, родного села, города, области; понимание ценности и значения грамотного владения русским языком;

· формирование культуры межнациональных отношений, уважение к представителям иных культур и национальностей, понимание мира как единства в многообразии проявлений;

· трудовое воспитание: развитие трудовой этики, уважения к результатам труда; мотивация творчества и созидания, готовность и способность к непрерывному образованию; профессиональная ориентация.

 

Виды воспитательной деятельности и формы их осуществления рассматриваются как примерные, ориентировочные, но в любом случае в них должны воплощаться принципы системно-деятельностного подхода и применяться современные образовательные технологии. Определение конкретного содержания воспитания и социализации в каждой школе, каждом классе осуществляется с учетом реальных условий, имеющихся ресурсов, индивидуальных особенностей, потребностей обучающихся и их родителей. Задача школьного коллектива – создание целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания детей, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность. Эта задача решается на основе социально-педагогического партнерства с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.

 

В качестве основного нормативного документа школы, определяющего основные направления воспитательной деятельности в учреждении, выступает программа воспитания, разработанная педагогическим коллективом на основе последних достижений отечественной науки в области теории и методики воспитания и не противоречащая действующему законодательству в области воспитания и образования в Российской Федерации. Наряду с программой воспитания образовательным учреждением может быть выработана концепция воспитания, представляющая собой совокупность подходов и принципов реализации воспитания, обусловливающих специфику воспитательной программы школы. Концептуальные положения могут быть оформлены одним из разделов программы воспитания. Программу воспитания целесообразно рассматривать как документ, определяющий характер воспитательного процесса в образовательном учреждении на среднесрочную перспективу (3–5 лет). Она может уточняться ежегодным планом воспитательной работы.

При определении приоритетных направлений и содержания воспитательной деятельности необходимо руководствоваться следующими федеральными и региональными законами:

- Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года

№ 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы»;

- Закон Калужской области от 28 июня 2010 года № 24-ОЗ «О мерах по защите детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию»;

иными нормативно-правовыми актами и инструктивно-методическими документами, регулирующими деятельность в сфере образования, а также данным письмом.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных