ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные проблемы воспитания детей и учащейся молодежи
В настоящее время, несмотря на наличие позитивных тенденций в социально-экономическом развитии страны и нашего региона, общество, и особенно молодое поколение, переживает глубокий духовно-нравственный кризис. Масштабы духовно-нравственного кризиса таковы, что по ряду показателей, характеризующих его проявления (наркомания, распространение суицида, масштабы потребления алкоголя и табака, количество абортов среди несовершеннолетних, число социальных сирот, уровень насилия в обществе и др.), общество вплотную приближается к грани необратимой духовно-нравственной и физической деградации. Снизился возраст начала употребления наркотиков с 18 до 14 лет. По данным социологического опроса, проводимого в 2010/2011 учебном году в Калужской области, возраст первой пробы психоактивных веществ (алкоголь, сигареты) приходится на 12–13 лет, возраст пробы наркотиков — 12–15 лет. Россия сохраняет одно из первых мест в мире по уровню самоубийств подростков, числу абортов, производимых девушками до 19 лет, уровню потребления наркотиков и алкоголя детьми. Согласно социологическим опросам, около 55 % молодых людей готовы преступить через моральные нормы ради достижения личного успеха. Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений. В то же время реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня населения. Эти изменения, прежде всего, отразились на российской семье. Дифференциация доходов семей, дезорганизация их жизни, разрушение сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада — это те явления, которые сегодня характерны для современной семьи. Правовая, моральная, экономическая незащищенность привела к повышению конфликтности в отношениях между супругами, родителями и детьми. Отмеченные негативные тенденции сопровождаются резким снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей. Неблагополучие семей, низкий уровень доходов, с одной стороны, чрезмерная занятость родителей во многих благополучных семьях, неблагоприятные семейные отношения, с другой стороны, обусловливают отчужденность детей, проявления жестокости и насилия по отношению к ним, рост социального сиротства. Все это влияет на проявление различных формы асоциального поведения. Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях, характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении. Ухудшается состояние здоровья детей и молодежи; получают распространение социальные болезни; учащаются стрессы, неврозы, проявления агрессивности. Современное развитие средств массовой информации и коммуникаций, введение конституционного запрета на цензуру резко расширили и преобразили информационное поле, в котором происходит воспитательная деятельность. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, интернет и др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной информационной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, культ потребления, насилия, и другие формы примитивизации личности. Все чаще встречаются факты криминального использования сети интернет в целях эксплуатации детей, распространения материалов, наносящих вред психическому и нравственному здоровью несовершеннолетних. Серьезной проблемой для современного общества стало распространение социально-негативных молодежных течений (скинхеды, готы, эмо и ряд др.). Они вносят существенный вклад в распространение проявлений насилия среди несовершеннолетних, создают ситуации риска детских суицидов. В общественном развитии резко возросла роль этнического фактора. По данным социологического опроса, проводимого в 2011 году в Калужской области, более 65 % молодых людей, отвечавших на вопросы, полагают, что в Калужской области существует напряженность между людьми разных национальностей. Более 50 % опрошенных обладают низким уровнем социальной компетенции в межнациональных отношениях, что проявляется в их социальной дистанцированности и негативном характере межличностных отношений. Особенную тревогу вызывает существование молодежных и других экстремистских организаций националистического и неофашистского толка как в среде доминирующего большинства, так и среди этнических меньшинств. Увеличивается доля детей младшего возраста и девочек-подростков среди несовершеннолетних правонарушителей. Наблюдается тенденция роста детской преступности, укрепления ее связей с организованной преступностью. Особую тревогу вызывает распространение наркомании среди учащейся молодежи. Изменилась и социальная природа современного детства. По мнению экспертов, сегодня можно говорить о принципиальном изменении социальной ситуации развития ребенка. Если еще два-три десятилетия назад ребенок развивался в основном в условиях малого или определенного конкретного социума — семьи, класса, ближайшего окружения, дворовых компаний, пионерской, комсомольской организаций, но всегда при четкой привязанности к конкретному взрослому, то сегодня он поставлен в принципиально новую ситуацию — ситуацию разорванных связей, когда уже с дошкольного, младшего школьного возрастов он находится в огромном развернутом социальном пространстве, где на его сознание давит хаотичный поток информации, идущей из телевизора, Интернета, перекрывая знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей, и открывая бесконечное поле для разного рода форм отношений, связей, действий. Причем эта информация, не имеющая структурно-содержательной логической связи, подаваемая не системно, а бисерно, ломано вписывается в жизнь ребенка, в процесс его развития. Высокий уровень социальной патологии является мощным дестабилизирующим фактором длительного действия. Сохранение и усиление негативных социальных и духовно-нравственных деформаций в детской и подростковой среде — одна из главных угроз национальной безопасности и будущему России. В этих сложных условиях система образования была и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания. Необходимо признать, что сегодня в образовательных учреждениях наблюдаются расплывчатые воспитательные ориентиры, несогласованность целей, содержания и установок в воспитании детей. Педагогические усилия часто расходуются на преодоление и профилактику различных форм отклоняющегося поведения, на одномоментные организационные потребности жизнедеятельности образовательного учреждения. Система воспитательной деятельности образовательного учреждения зачастую определяется традиционным «планом мероприятий». При этом целостная структура учебно-воспитательного процесса с продуманным содержанием, соответствующей ему стратегией и тактикой претворения в жизнь в ряде образовательных организаций отсутствует.
3. Приоритетные задачи и содержание воспитания
Общее образование
Общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей. Обновление процесса воспитания в общеобразовательном учреждении должно: осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта; включать формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий, методов, повышение эффективности действия его школьных и внешкольных механизмов, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания. Организация воспитания и социализации обучающихся и воспитанников в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям. Реализация содержания гражданского и патриотического воспитания предполагает формирование у воспитанников и обучающихся ценностного отношения и интереса к культурно-историческому прошлому России и современной социально-экономической и политической жизни страны; уважения к национальным героям, стремления к реализации активной гражданской позиции в социальной практике, осознанного позитивного отношения к патриотическим ценностям, исполнению гражданского долга; опыта участия в деятельности детских общественных организаций, понимания антигуманной сущности экстремистских проявлений и негативного отношения к асоциальным проявлениям, чувства ответственности за свои поступки. Актуальной сферой социальных инициатив учащихся основной школы в контексте задач гражданского и патриотического воспитания являются проекты социальной помощи ветеранам войны и труда, проекты краеведческого содержания, изучения истории края, помощи в восстановлении памятников культуры; проведения акций, творческих дел, посвященных государственным праздникам; изучения и развития этнокультурных традиций; создания музеев историко-краеведческого содержания, проведения трудовых десантов по благоустройству своего населенного пункта, сотрудничества с различными общественными объединениями патриотической направленности. Воспитание нравственных чувств, этического сознания, стремления к духовному развитию. Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; толерантность, честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания. Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира. В процессе нравственно-этического воспитания необходимо формировать у обучающихся и воспитанников готовность к нравственному выбору, стремлению к нравственному самосовершенствованию, осмыслению нравственных основ межличностных отношений; расширять нравственный опыт, содержание нравственно-этического диалога; формировать нравственные идеалы, подкрепленные яркими примерами, образами из современной жизни, литературы, истории; стимулировать социальные инициативы учащихся, направленные на реализацию нравственной позиции, ценностных установок личности в социальной практике. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду и жизни.Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость. Спецификой трудового и экономического воспитания учащихся основной школы должно быть создание условий для интенсивного расширения у воспитанников и обучающихся личного опыта участия в трудовой деятельности, представлений о сферах профессиональной деятельности, стремления к профессиональному самоопределению и подготовке к профессиональной деятельности, уважения к людям труда, предоставления подросткам образцов трудолюбия, ответственного и творческого отношения к труду, интереса к трудовым достижениям соотечественников и современному экономическому развитию страны. Социальные инициативы учащихся школы в контексте задач трудового воспитания заключаются в создании школьных музеев героев труда, презентации трудовых достижений своей семьи, жителей своего города, проведении трудовых акций, творческих конкурсов в разных видах трудовой деятельности; проектов, открывающих мир профессий; подготовки к профессиональной деятельности, сотрудничества с коллективами производственных предприятий. В целях воспитания у обучающихся и воспитанников сознательного отношения к учению, развития творческой познавательной активности и культуры умственного труда необходимо акцентировать внимание на создании условий для практической реализации приобретаемых знаний, умений, навыков; стимулировании проектных инициатив познавательного исследовательского характера; востребованности интеллектуального потенциала личности учащихся в системе внеурочной творческой деятельности; расширении представлений о деятелях науки; уважении к труду учителя, истории своей школы, необходимости заботы о ветеранах педагогического труда. Пространство социальных инициатив учащихся в контексте задач формирования у них ценностного отношения к образованию определяется расширением сферы исследовательских проектов, как в рамках различных образовательных программ, так и в контексте социального творчества; расширения направлений познавательной деятельности в сфере дополнительного образования, сотрудничества школы с высшими и средними специальными учебными заведениями. Социальные инициативы обучающихся в данном контексте могут включать создание книги «трудовых достижений», презентации образовательного маршрута своей семьи, проведении конкурсов знатоков и интеллектуальных марафонов различного содержания, создание галереи портретов выдающихся ученых, презентации своего города как города «людей труда», проведение путешествий в страну знаний для младших и др. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: здоровье духовное, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), здоровье физическое, активный, здоровый образ жизни. Особое значение в формировании у подростков культуры здоровья имеет содействие развитию у них личной позиции, готовности к принятию самостоятельных решений в пользу ценности здоровья, расширению позитивного опыта физической культуры, возможности участия в различных видах спортивных состязаний, деятельности спортивных секций, стимулирование подростков к физической активности. Актуальным содержанием социальных инициатив обучающихся и воспитанников в сфере воспитания культуры здоровья являются проекты, направленные на благоустройство спортивных объектов, инициирование спортивных мероприятий, деятельности спортивных кружков и секций; изучение истории олимпийских игр; создание спортивных биографий своей семьи, своего города, страны; спортивные путешествия познавательного и творческого содержания; создание коллекций на спортивную тему; открытие школы выживания; проведение презентаций видов спорта; конкурсов песен о спорте, фоторепортажей, рекламы различных видов спорта и др. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля. Ведущее место в экологическом воспитании подростков занимает содействие интенсивному расширению у них позитивного опыта решения экологических проблем, профилактика пессимистического отношения к перспективам развития экологической ситуации, стимулирование экологических инициатив подростков, участия в деятельности детских экологических организаций, акциях, экологически ориентированной творческой деятельности, содействие постижению эстетической ценности природы и потребности в общении с ней; развитию эмоционально-нравственного отношения к природе, осмыслению норм экологической этики. Актуальной сферой экологических инициатив детей и подростков являются проекты, направленные на решение доступных экологических проблем в ближайшем окружении, развитие экологической культуры личности. Содержанием экологических проектов учащихся основной школы является изучение и развитие этнокультурных традиций, бережного отношения к природе, экологической этики, создание Красной книги своего региона или "Жалобной книги природы", реализация проектов "Мои четвероногие друзья", "Птичья столовая", изучение и развитие экологического движения, участие в акциях Всемирного фонда охраны дикой природы, акциях в День Земли, творческие проекты "Природа в изобразительном искусстве, поэзии, музыке"; проектов "Экология города", "Природа, опаленная войной", создание экологического пресс-центра, школы экологической безопасности и др. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество. Приоритетную роль в эстетическом воспитании приобретает создание условий для расширения опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, системного восприятия культуры, сотрудничество профильных объединений подростков с учреждениями культуры, социальные инициативы подростков в сфере культуры, системное участие подростков в художественном творчестве, литературных и музыкальных мероприятиях, эстетика повседневной школьной жизни. Примерным содержанием социальных инициатив учащихся в контексте задач эстетического воспитания является инициирование творческих конкурсов, проекты в сфере литературного краеведения, создания художественных салонов, студий, персональных и коллективных художественных выставок, проведения музыкальных фестивалей, а также проекты, направленные на украшение повседневной школьной жизни.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|