ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Профессиональное образованиеУчреждения начального и среднего профессионального образования не только обеспечивают общественное производство квалифицированными кадрами, но и создают условия для личностного развития обучающихся. Отрицательное влияние на воспитательный процесс в учреждениях профессионального образования всех уровней оказывают преобладание стихийной социализации молодежи в обстоятельствах экономической и политической нестабильности общества, отсутствие заинтересованности работодателей в подготовке для предприятий и организаций квалифицированных кадров, социальные конфликты и противоречия внутри образовательных учреждений. Основными причинами конфликтов и противоречий, как правило, становятся низкий уровень организации учебного процесса; несоответствие учебных программ, их предметно-дисциплинарного разделения, методов обучения требованиям времени; доминирование авторитарного, субъективистского стиля руководства и общения, не учитывающего интересы учащейся молодежи, их права выбора организационных форм учебной деятельности, участия в управлении учреждением. Рост интереса у молодежи к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению свидетельствует о том, что их стремление к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения узкопрофессиональными знаниями и навыками. Необходимо создать оптимальные условия для развития личности обучающегося, оказать ему помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого круга социального опыта. Воспитание учащихся и студентов в системе начального, среднего и высшего профессионального образования, ориентированное на формирование базовой культуры личности, должно включать: - дальнейшее развитие социального и жизненного опыта молодых людей, мотивационной сферы, социально-коммуникативных навыков и умений; - формирование навыков принятия решений в последовательном и ответственном осуществлении своих социальных функций; - поддержку профессионального роста; - поддержку в формировании гражданского самосознания; - осознанное формирование социально приемлемого образа жизни, отвечающего базовым национальным ценностям. Реализация указанных целей предполагает: - разработку содержания, форм и методов воспитания, адекватных функциям учреждений профессионального образования различных типов и видов, а также модели специалиста, которого они готовят; - создание необходимых условий для самореализации личности обучающихся в различных сферах (клубная деятельность, вторичная занятость, спорт, туризм, реализация педагогических наклонностей и др.); - развитие студенческого самоуправления, институтов коллективной студенческой самоорганизации (общественных организаций и объединений студентов); - развитие и совершенствование работы сети служб социально-психологической помощи учащейся молодежи в учреждениях профессионального образования; - использование возможностей дополнительного образования, факультетов общественных профессий для преодоления расхождений между качеством подготовки специалистов и реальными требованиями рынка труда; между рыночным спросом и индивидуальными потребностями личности; для реализации профессионального потенциала будущего специалиста; повышения его ответственности за свою карьеру и социальные последствия своей профессиональной деятельности. В большей системности и планомерности, содержательном обновлении нуждается работа по подготовке учащейся молодежи к семейной жизни, ответственному родительству. В этой связи будет оправданным введение курсов, спецкурсов, курсов по выбору, факультативов на всех уровнях образования с учетом особенностей конкретных категорий обучающихся и морально-нравственных традиций. Учащаяся молодежь должна осознанно понимать роль семьи, материнства и отцовства в жизни каждого человека и общества, отрицательные последствия таких явлений как социальное сиротство, отказ от детей, ранняя беременность, лишение родительских прав, семейное неблагополучие. Следует продолжить использование и таких традиционных, хорошо зарекомендовавших себя форм и методов работы, как просветительские лекции и заседания дискуссионных клубов, клубов молодых семей; семейные чтения, круглые столы, родительские собрания на темы брачно-семейных отношений и роли родителей в воспитании детей; творческие конкурсы на темы «Моя семья», «Наши семейные традиции», «Портрет моей семьи», «Лучший семейный праздник» и т.п.; концерты с выступлениями творческих семей, спортивные мероприятия, чествование династий, выдающихся представителей семей; практические семинары, тренинги эффективного общения, проведение праздников, тематических недель и др. Эффективность реализации содержания воспитания зависит от педагогически обоснованного выбора и системы применения воспитательных технологий, форм совместной деятельности детей и взрослых. Приоритетное значение имеют технологии, формы и методы, обеспечивающие пространство самореализации, самодеятельность учащихся; востребованность их социальных инициатив; наличие перспектив социального роста, возможность самостоятельного выбора видов деятельности и социальных ролей, продуктивного сотрудничества со сверстниками и взрослыми; эмоциональность, красочность, событиийность жизни образовательного учреждения; интенсивность общения и осмысление нравственных основ межличностных отношений; расширение пространства социального творчества; формирование позитивного социального опыта. Организация самостоятельной творческой исследовательской деятельности на уроке, занятии и соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеучебное время содействует эффективному решению воспитательных задач. Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление обучающимися собственной нравственной, гражданской позиции, расширение их социального опыта. Совершенствовать технологии воспитания в процессе обучения необходимо в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и задачами осуществления преемственности между различными ступенями образования и содержанием учебных программ. Важной частью деятельности современного образовательного учреждения является осуществление мониторинга воспитательного процесса, ценностных ориентаций разных групп детей и молодежи, влияния воспитательных воздействий на интеллектуальное, эмоционально-чувственное, деятельностное развитие личности, ее духовно-нравственное становление.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|