ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Извлечение из ГОС ВПООбъем дисциплины и виды учебной работы
Содержание дисциплины. 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени
1.6.2. Содержание разделов дисциплины. Тема 1. Специфика психологии физической культуры и спорта как научной дисциплины. История становления и развития психологии ФКиС. Психологическое содержание понятий ²физическая культура², ²физическое воспитание² и ²спорт². Физическая культура как форма накопления и передачи универсального двигательного опыта. Взаимосвязь тела и психики. Связь психологии с биологией, медициной, педагогикой и другими науками при решении задач гармоничного развития человека. Психология спорта, спортивная психология. Психология экстремального спорта. Психология физического воспитания. Психология рекреационной физкультуры. Психология восстановительной физкультуры. Психология адаптивной физкультуры. Проблема классифицирования видов спорта. Психологические классификации видов спорта. Тема 2. Психическая регуляция двигательных действий. Взаимосвязь физического, психического, психомоторного развития. Понятие о психомоторике. Произвольность двигательных действий. Психофизиология движений и психофизиология активности (теории Н.А.Бернштейна, П.К.Анохина и др.). Механизмы организации движений. Принцип сенсорных коррекций. Процесс формирования двигательного навыка. Влияние психического образа на исполнение движений (П.Ф.Лесгафт, Б.М.Ломов, П.А.Рудик, А.Ц.Пуни и др.). Современное понимание сущности двигательных программ. Виды двигательных программ. Тема 3. Проблемы и задачи психологии физического воспитания. Особенности и задачи физического воспитания на разных этапах истории человеческого общества. Актуальные проблемы и задачи психологии ФВ: разработка психологических основ физического воспитания, изучение предпосылок приобщения различных групп населения к здоровому образу жизни, разработка психологических основ деятельности специалистов в области разных форм физической культуры. Психологические фактора и условия, способствующие привлечения широких масс населения к занятиям физкультурой и спортом (мотивирующие факторы): продление жизни, физическое здоровье, психическое здоровье, красота, соревновательность и др. Тема 4. Психологические вопросы физического воспитания. Физическое ²Я² как компонент Я-концепции человека. Образ ²физического тела² в спортивной психологии и физической деятельности. Структура и особенности развития физического ²Я² в разные периоды детства, взрослости, старости. Чувство физической компетентности как мотивирующий фактор. Психологическая коррекция нереалистичного отношения человека к своему физическому ²Я². Эмоциональная сфера человека и физическое воспитание. Умственная работоспособность и физическая активность. Мотивационные основы занятий физкультурой в разных возрастных группах. Гендерный аспект занятий физкультурой. Факторы активизации деятельности участников занятий по физической культуре. Объективные и субъективные показатели оптимальности физических нагрузок. Тема 5. Психология деятельности специалиста по физическому воспитанию. Специфика деятельностиучителя физической культуры. Профессионально важные качества учителя ФК и требования к егопедагогическим способностям. Личностная готовность педагога по физическому воспитанию к профессиональной деятельности. Критерии эффективности его деятельности. Типичные психологические затруднения учителя ФК в педагогической деятельности. Психология общения на занятиях по физическому воспитанию. Динамика профессионального самосознания учителя ФК. Индивидуальный стиль деятельности учителя ФК. Психолого-педагогические технологии, применяемые на занятиях по физическому воспитанию. Тема 6. Проблемы и задачи психологии спорта. Понятие о психологии спорта как прикладной отрасли психологического знания. Этапы становления и развития научных исследований по психологии спорта в России и за рубежом. Разделы психологии спорта, связь с другими отраслями психологии и смежными науками. Психология спорта и спортивная психология. Общие психологические особенности спорта как специфического вида деятельности. Формы современного спорта. Понятие о спорте как сложной социотехнической системе. Психологические проблемы спорта высших достижений. Критические факторы, сопутствующие спорту высших достижений: спортивные травмы, стрессы, ранний уход из спорта, жизнь и карьера после окончания спортивной деятельности. Методы исследования в психологии спорта. Взаимосвязь психологии спорта и психологии физического воспитания. Тема 7. Компоненты психологической подготовки спортсмена. Психологическая подготовка и психологическая готовность спортсмена. Взаимосвязь психологической подготовки с теоретической, общефизической, специальной, технической и тактической подготовкой в спортивной деятельности. История исследований психологической готовности спортсменов. Виды психологической готовности. Факторы психологической готовности. Психическая готовность как ядро психологической подготовки в спорте. Структурные элементы и направления психологической подготовки спортсмена. Методы психологической подготовки. Место психологической готовности в системе общей подготовки спортсмена. Тема 8. Психология спортсмена. Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности. Факторы формирования личности спортсмена. Свойства нервной системы как биологические предпосылки черт личности. Психомоторная сфера личности. Психомоторные способности. Психологическая структура личности спортсмена. Личностно обусловленные индивидуальные стили деятельности и общения спортсмена. Мотивация спортивной деятельности. Уровень притязаний и самооценка спортсмена. Эффекты ²эмоционального выгорания² спортсменов высшего уровня. Устойчивость к эмоциональным стрессам. Психические состояния в предсоревновательный, соревновательный и постсоревновательный период. Психологические особенности тренировки и соревнования. Волевая сфера личности спортсмена. Интеллект спортсмена. Развитие тактического мышления спортсмена в спортивной деятельности. Методы саморазвития личности спортсмена. Психологические основы спортивного совершенствования. Тема 9. Социальная психология спортивных групп. Социально-психологические явления в командных и индивидуальных видах спорта. Социально-психологические особенности спортивной группы. Формальная и неформальная структура группы. Распределение социальных ролей в команде. Стили руководства. Лидерство в спортивной группе. Социально-психологические функции капитана команды. Факторы совместимости и срабатываемости. Явления соперничества и сотрудничества. Психологический климат, ²дух команды², способы их изучения, формирования и управления. Взаимодействие тренера и психолога по формированию психологического климата в команде. Тема 10. Психология спортивного соревнования. Соревновательность как важнейшая характеристика спорта. Психологическая структура спортивного соревнования (по Р.Мартенсу). Объективные и субъективные показатели успеха/поражения в соревновании. Социально-психологический смысл ритуалов, традиций и символики в спорте. Психология судейства в спорте. Психология болельщика. Социально-психологические и индивидуальные типологии болельщиков. Влияние присутствия зрителей и болельщиков на результативность спортсменов. Зрелищность спортивных соревнований. Психологические особенности соревнований в массовых видах спорта. Тема 11. Психология тренера. Специфика и структура тренерской деятельности.Профессионально важные качества тренера и требования к егопедагогическим способностям. Компоненты личностной готовности тренера к профессиональной деятельности. Критерии эффективности его деятельности. Психология общения тренера в индивидуальных и командных видах спорта. Психологическая культура взаимодействия со спортсменом. Психологические особенности тренера как педагога, воспитателя и руководителя спортивных команд. Индивидуальный стиль тренерской деятельности. Психологическая типология тренеров. Психолого-педагогические технологии, применяемые тренером. Психологическая подготовка тренера. Взаимодействие тренера с представителями смежных профессий. Тема 12. Психологическое обеспечение физкультурной и спортивной деятельности. Психологические основы диагностики и отбора в спорте. Методы оценки уровня развития психомоторики. Развитие мотивации, самооценки, самоконтроля, целеполагания, помехоустойчивости, соревновательной надежности спортсмена. Методы психологической подготовки спортсмена. Индивидуализация психологической подготовки. Психологическое обеспечение тренировок и соревнований. Психологическое сопровождение спортивной карьеры. Психологическое обеспечение завершения спортивной карьеры. Современные методы психорегуляции. Психогигиена в спорте. Формирование психологической компетентности специалистов в области физкультурной и спортивной деятельности. Психологическое обеспечение методов работы преподавателя физического воспитания (инструктора по физической культуре) с разными группами населения. Методы и правила психолого-педагогического изучения личности школьника учителем ФК. Методы формирования мотивации здорового образа жизни.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|