Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Джесси: исследование отдельного случая




Терапевтические проблемы жертв культов.

Опубликовано: Тобиас, М., Лалич, Дж. Терапевтические проблемы жертв культов (отрывки из книги «Плененные сердца, плененные умы») // Журнал практического психолога, 2000, № 1-2. — С. 104-125.

Tobias, M. L., and Lalich, J. Captive Hearts, Captive Minds. Freedom and Recovery from Cults and Abusive Relationships. Hunter House, Alameda, CA, 1994. (Madeleine Landau Tobias and Janja Lalich)

Тобиас, М. Л., Лалич, Дж. Плененные сердца, плененные умы: Освобождение и исцеление от культов и насильственных отношений. — Нижний Новгород, 2002. (Тобиас, Мэделайн (Мадлен) Ландау, и Лалич, Джанья)

Перевод с англ. — И. Н. Волкова, Е. Н. Волков.

Copyright © 1994 by Madeleine Landau Tobias and Janja Lalich

© 1999-2002 Е. Н. Волков, перевод на русский язык

Содержание

Джесси: исследование отдельного случая 2

Терапевтические ошибки 3

Лечение активного члена культа

Структура терапии для экс-участника культа

Посткультовые эмоциональные и психиатрические расстройства

Кристина: Исследование отдельного случая

Психологическое тестирование

Госпитализация

Лекарства

Сложное посттравматическое стрессовое расстройство

Ресурсы для профессионала

Глава 23. Примечания

(258:)В условиях, когда культы проникают в основной поток жизни и многие члены культов живут и работают в более широком обществе, психологические или эмоциональные трудности, возникающие на базе вовлеченности в культ, могут оказаться трудно определимыми даже для профессионалов терапевтического сообщества. Определенные культовые группы даже стали модными. В телевизионных интервью и в бульварных газетах кинозвезды и другие знаменитости предлагают свидетельства преимуществ членства в подобных группах.

В то же время общество в целом испытывает влияние некоторых тенденций. Например, методам медитации теперь обучают в больницах и клиниках, и их помещают на видном месте в средствах массовой информации. Нетрадиционная медицина и здоровая пища завладевают вниманием и привязанностью пресыщенного населения, разочарованного в принятых нормах современной медицины.

Не все методы медитации, альтернативные лекарства и режимы здоровой пищи являются опасными или культовыми. Однако многие из действующих сейчас культов используют эти социально приемлемые средства как пути привлечения людей в культовую систему. Не удивительно, что многие клиницисты, возможно, участвовавшие в Новом Веке, надличностных или массовых трансформационных терапиях, не в состоянии определить у своих клиентов воздействие и последствия вовлеченности в культ.

Люди редко обращаются за лечением по поводу существующего или прошлого участия в культе. Наиболее частые сложности среди бывших членов культа — депрессия и трудности в сфере поддержания отношений. Нередко человек не осознает, что вообще существует какая бы то ни было связь между предыдущим участием в культе и текущими жизненными проблемами. Этот недостаток понимания легко усугубить, если терапевт, лечащий этого человека, не знаком с ролью культового опыта в генерации психологических затруднений.

Психолог или психотерапевт может не принимать в расчет культовую вовлеченность клиента, считая её добровольным выбором. Подобно некоторым родителям членов культа, они склонны расценивать участие в культе как случайную, преходящую фазу. Тот факт, что такое большое количество людей начинают и прекращают медитацию или (259:) вступают в различные церковные группы и покидают их, возможно, помогает увековечивать это неправильное представление. Рэйчел, женщине, чьи культовые отношения были описаны в Главе 1, повезло, что терапевт тотчас осознал природу ее связи с Фредом. Благодаря этому терапевт мог оценивать данные отношения соответствующим образом и помогать Рэйчел противостоять просьбам Фреда о её возвращении к нему.

В работе с бывшими членами культа Мойше Сперо отмечал, что “интенсивная психотерапия является подходящей, если не обязательной, для успешного избавления от приверженности культу, возвращения адаптивного когнитивного и эмоционального функционирования и расположения экс-поборника в пользу более здоровой реинтеграции в психически нормальной жизни... Диагностическое психологическое исследование объективно показывает существенные формы регресса в многочисленных функциях и когнитивных процессах эго как следствие приверженности культу, а также свидетельствует о бросающемся в глаза полном изменении многих показателей этого регресса в ходе и после психотерапии” (1).

В этой главе мы надеемся внести ясность в проблемы лечения, оценки и потенциальной возможности терапевтических ошибок при работе с клиентами с культовым опытом, а также выявить обычные посткультовые психиатрические расстройства. В заключительном разделе перечисляются источники, доступные для психотерапевтов, психологов и других интересующихся посткультовой терапией. (См. также Приложение Б.)

Нижеследующая история болезни иллюстрирует типичные трудности, встречающиеся при лечении члена культа, обращающегося за терапией “некультовых” проблем. Мы пройдем с “Джесси” ее курс лечения после того, как она покидает культ, чтобы исследовать некоторые из возникающих терапевтических дилемм.

Джесси: исследование отдельного случая

У Джесси не было никаких эмоциональных проблем до ее связи с харизматическим предпринимателем и его культовыми начинаниями. Однако к тому моменту, когда она начала курс терапии, Джесси стала раздраженной, отчужденной и недоверчивой. Привлекательная, умная женщина в возрасте около сорока или чуть более, она кратко сообщила о предыдущих курсах лечения и со значительной степенью скептицизма поинтересовалась, сумеет ли новый терапевт помочь ей.

В возрасте около тридцати лет, будучи уже 10 лет замужем, Джесси имела хорошую работу в сфере торговли и менеджмента. Она вкладывала свои значительные таланты и энергию в брак, дом и карьеру. Затем она встретила “Джерри”, торгового представителя конкурирующего агентства. За завтраком во время съезда бизнесменов они обнаружили общие интересы в сфере психологии и Нью Эйдж. Завтрак привел к дружбе, деловому товариществу и, в конечном счете, к любовной интриге. (260:)

Благодаря деловой репутации и талантам Джесси она и Джерри смогли открыть маркетинговую и рекламную фирму. Они объединили финансовые ресурсы — главным образом Джесси и ее мужа — и вкус Джерри к слиянию активов и надежд других людей. Джерри проводил маркетинговые семинары, смешивая самую новейшую популярную психологию с поверхностным знанием восточной мистики и энтузиазмом проповедника на собрании по возрождению церкви. Он создал растущую организацию истинных верующих в его методы и деловые схемы. В начале все, похоже, приготовились процветать.

Но обещанные плоды не появились. “Том”, муж Джесси, разочаровался в Джерри, что вело к частым ссорам с Джесси. Их разногласия в итоге закончились разводом. Вскоре Джесси приступила к первому из нескольких курсов терапии для лечения депрессии и содействия в попытках справиться с обостряющимся и часто неверно направленным раздражением. Она была чрезвычайно осторожна в том, что сообщила терапевту относительно Джерри, боясь столкнуться вопросами, на которые не осмеливалась ответить. Всякий раз, когда терапевт заходил слишком далеко в своем исследовании, Джесси обычно начинала пропускать врачебные приемы и, наконец, прервала лечение после девяти месяцев, оправдываясь тем, что ее страховка закончилась.

Вторая попытка пройти курс терапии, начатая по тем же самым причинам, была также недолгой, хотя несколько более успешной. На сей раз терапевту удалось указать Джесси на ее значительные силы и способности, которые она ошибочно приписывала Джерри. Ее нормальное чувство собственного достоинства и уверенность в себе, существенно пониженные постоянным их умалением со стороны Джерри, постепенно повышались, и она смогла смотреть на него более объективно. Это было бы очень полезно для нее в будущие годы. И вновь, однако, она противилась необходимости сказать всё и продолжала защищать себя от болезненных истин, желая продолжать верить в человека, для которого пожертвовала своим браком и несколькими годами жизни. Терапия завершилась плановым уходом на пенсию ее терапевта.

Третья попытка лечения, начатая через восемь лет после встречи с Джерри, была более успешной, по крайней мере, в начале. К этому времени боль любви к человеку, не желающему и неспособному ответить на ее потребности, породила более сильное желание разрешить этот конфликт, хотя ее все еще мучили двойственные чувства к нему.

Отношения пришли к внезапному концу с известием об аресте Джерри за мошенничество с ценными бумагами. Хотя эта новость привела её в ужас, Джесси не удивилась и почувствовала огромный прилив облегчения. Этот случай позволил Джесси наконец разорвать отношения. Девять лет депрессии внезапно кончились. Вернувшись к терапии в ту же неделя, она сказала терапевту правду о Джерри. Она говорила о маленькой группе последователей, повиновавшихся ему, как богу. Она описала марафон семинаров, где он использовал направленные мысленные образы и вызывал измененные состояния, поощряя своих приверженцев “входить в контакт с (261:) их страхами, задержками и блокировками успеха”. Она разоблачила внезапные взрывы ярости Джерри и садистскую травлю членов группы ради увеличения интенсивности работы и повышения продаж, все для его выгоды.

Джесси теперь была готова рассмотреть возможность того, что ею завладел харизматический мошенник. Ей требовалось знать, как он смог так внезапно перехватить руководство ее жизнью и так решительно полностью её изменить. Терапевт, однако, фокусировался на Джесси. Он обычно прерывал ее вопросы о роли, которую играл Джерри. Он отказывался обсуждать принесенную ею пространную литературу о культах и контроле сознания. Джесси резко прервала терапию после двух лет, подавленная заявлением терапевта о том, что она была “добровольной жертвой”.

Через несколько месяцев Джесси подала иск против Джерри в попытке разорвать вялые деловые связи и возместить некоторые из своих финансовых потерь. В отместку Джерри угрожал ей. Напуганной им и в то же время разгневанной огромными потерями, понесенными ею, Джесси было трудно сдерживать раздражение, которое она неправильно направляла на друзей и семью. У неё были кошмары о Джерри, отнимающем ее жизнь. Её преследовали мысли о происшествиях в культе. Ее жизнь была отмечена гипербессонницой и страхом, что Джерри следит за ней и преследует её. Эти тревожные чувства опять привели Джесси к терапии.

На сей раз она благоразумно провела собеседование с несколькими весьма рекомендуемыми терапевтами. Первый трижды за время беседы спросил, не досаждали ли ей в детстве. Второй попытался гипнотизировать ее на первом занятии, часто повторяя, насколько она поддается внушению, затем сообщил, что теперь, когда она вошла в его дверь, она в безопасности. Третий — доктор Т. — согласился помогать ей определять методы контроля мышления, используемые Джерри, и Джесси снова занялась лечением.

Доктор Т. был известен своей квалификацией в сфере гипноза и диссоциативных расстройств. Джесси разъяснила, что рассматривает себя как партнера в этой терапии и видит в терапевте скорее союзника. Она была полна решимости не попадать в зависимость от терапевта и сохранять как можно больший контроль над сеансом. На протяжении всей краткой терапии Джесси с доктором Т. регулярно использовался гипноз: сначала для исследования культа, затем — чтобы рыться в проблемах детства. К этому моменту Джесси потеряла всякий контроль, который, по её мнению, имела над терапией. Доктор Т. твердо заявил, что якобы имелась некая травма детства, объясняющая уязвимость Джесси в отношении Джерри. После четырех месяцев гипнотических возвратов к прошлому, осуществлявшихся дважды в неделю, между сеансами стали возникать эпизоды деперсонализации и утраты понимания происходящего. Джесси начала сомневаться во всех восприятиях себя и всего, что она знала о своем прошлом. Ее состояние быстро ухудшилось и усиливало подозрение, что у неё должно быть расщепление личности, чтобы блокировать такую глубокую травму детства. (262:)

У Джесси появились затруднения с концентрацией. Она вынуждена была часто бросать работу, будучи не в состоянии выполнять даже обычные задачи. Она, наконец, бросила терапию с доктором Т. после его отказа рассматривать далее события, имевшие место в течение тех лет, что она провела с Джерри. Джесси чувствовала себя теперь намного хуже, чем тогда, когда начинала с ним. Она обратилась за оценкой диссоциативных расстройств и получила её у известного специалиста по расщеплению личности, исключившего у неё таковое расстройство (MPD). Наконец, Джесси начал работать с компетентным терапевтом, который медленно прошел через слои травмы, начиная с самого недавнего — ее терапии с доктором Т., — пока все проблемы культового и возможного семейного насилия не были разрешены, а Джесси утратила вредные симптомы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных