Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Посткультовые эмоциональные и психиатрические расстройства




Никто не вступает в культ, ожидая превращения в психиатрического пациента. Однако, как показывает одно знаменательное исследование 308 бывших членов 101 культа, симптомы посткультовых психологических расстройств являются обычными. Вот результаты обследования психолога Майкла Лангоуни:

83 % чувствуют тревогу/страх/беспокойство.

76 % испытывали гнев в отношении лидера группы.

72 % имели низкую уверенность в себе.

71 % переживали яркие мысленные картины возвращения к прошлому опыту группы.

70 % после ухода прошли через консультирование.

67 % сообщали о депрессии.

67 % имели трудности в концентрации.

61 % испытывали отчаяние/безнадежность/беспомощность.

56 % чувствовали себя виновными в том, что они делали в группе. (267:)

55 % переживали “плавание” среди самых различных состояний сознания.

51 % чувствовали себя так, точно жили в нереальном мире.

46 % имели конфликты с близкими.

44 % сообщали, что данный опыт был очень вреден.

42 % сообщали, что опыт группы оказался весьма неудовлетворительным.

38 % боялись физического ущерба, причиняемого группой.

34 % испытывали серьезные приступы тревоги после ухода.

11 % подверглись сексуальному насилию в группе (6).

К сожалению, экс-членам культов иногда ошибочно ставят диагноз психотического расстройства, их могут усиленно лечить лекарствами из-за поведения, связанного с их культовыми верованиями и практикой, включая впадение в интенсивные диссоциативные состояния. Фактически, эти люди не страдают галлюцинациями в строгом медицинском смысле, а реагируют так, как их научили, чтобы как-то приспособиться к чрезмерным медитационным или трансоподобным состояниям. В некоторых культах предполагается, что у посвященного будут видения гуру или полубогов, он увидит “небесные зрелища” или услышит “небесную музыку”, причем все это рассматривается как признак продвижения вперед на “тропе”. Таким образом, пациент, ведущий себя таким образом, реагирует на обучение, а не демонстрирует психическое заболевание.

Ряд клиницистов обсуждали психопатологию, вызванную культом, особенно диссоциативный, посттравматический стресс и нарушения в сфере установления отношений (7). В специальном выпуске Psychiatric Annals (Психиатрических анналов), посвященном исключительно этому феномену, Маргарет Сингер и Ричард Офше отмечают, что существует прогнозируемое качество типа психиатрического расстройства у экс-членов тех или иных конкретных групп. Чаще всего Сингер и Офше наблюдали у бывших членов различные степени распада личности. Из-за культурного шока, тревоги, отчуждения и разочарования как в культе, так и в массовом обществе, им требовался период времени на адаптацию и переоценку целей, ценностей и индивидуальности. Сингер и Офше также отметили следующие искусственно вызванные психопатологии:

реактивные психозы, вызывающие подобное шизоидному нарушение психики у индивидуумов, не имевших в прошлом психических расстройств, в среднем продолжающиеся от одного до пяти месяцев

посттравматические стрессовые расстройства

нетипичные диссоциативные нарушения (268:)

тревога, порожденная релаксацией

неоднородные реакции, включая тревогу в сочетании с когнитивной неэффективностью, членовредительство, фобии, самоубийство и убийство, и набор физических болезней психогенного происхождения типа инфарктов миокарда, параличей, астмы, язвенных болезней и неожиданных смертей (8).

Сингер и Офше также указывают, что участие в определенном типе групп часто ускоряет побочные действия, характерные для такой вовлеченности. Они пишут: “Методы, применяемые для стимулирования верований, изменения и зависимости в соответствии с различными программами реформирования мышления, похоже, связаны с типом психиатрического несчастного случая, который склонна порождать данная программа. Программы обучения информированности в больших группах, вероятно, скорее всего, создают нарушения настроения и нарушения типа аффектов. Группы, использующие длительную медитацию с мантрами и пустым сознанием, гипервентиляцию и монотонное пение, вероятнее всего, развивают у своих участников вызванные релаксацией тревогу, паническое расстройство, заметные диссоциативные проблемы и когнитивную неэффективность... Терапевтические общинные программы реформирования мышления с большей степенью вероятности порождают устойчивые страхи, членовредительство, самоуничижение и неуместный показ искусственной уверенности в себе и эмоциональности” (9).

Изложенное ниже описание исследования конкретного случая выдвигает на первый план некоторые из посткультовых дилемм и расстройств, которые здесь обсуждались. “Кристина” была в восточном культе в течение пяти лет. За 12-месячный период ей поставили огромное количество диагнозов: биполярное расстройство в сочетании с психотическими особенностями, острый транзиторный психоз, деперсонализация, паническое расстройство и временная эпилепсия. Ее случай, однако, является хорошим примером объединения программы лечения с консультированием о выходе, использования командного подхода к диагнозу и терапии.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных