ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Структура терапии для экс-участника культаЛорна Голдберг, клиницист, работавшая с бывшими членами культа в течение более чем 15 лет, указывает, что не каждый завербованный культовой группой обязательно живет в окружающей среде жесткого реформирования мышления. “Наоборот, — пишет она, — некоторые индивидуумы участвуют в чрезвычайно контролируемых отношениях, которые могут не выглядеть как культы. Мне стало ясно, что с позиции терапевтического вмешательства важно не то, ушел ли человек из группы, укладывающейся в рамки определения границ культа, а реагировал ли индивидуум на участие в этой группе специфическим способом... Экс-культисты должны знать, что их реакции обычно связаны с культовым внушением, методами и манипуляциями, и с их подлинным отделением от культа” (3). Лечение бывшего члена культа могло бы включать в себя следующее: образовательная программа для обеспечения понимания контроля сознания и культового опыта консультирование по корректировке трудностей в отношениях, карьере и так далее лечение посттравматических осложнений лечение существовавших ранее психологических и эмоциональных расстройств медикаментозное лечение для симптоматического облегчения тревоги и депрессии, если это необходимо. Способность видеть сквозь вводящие в заблуждение вербовочные методы, понимать использование реформирования сознания и манипулирования и развеять магическое мышление группы — важная предпосылка эффективной терапии. Способность клиента ко всему этому можно иногда активизировать путем занятий консультированием по выходу, или в организованном семинаре с другими экс-членами, или через частную консультацию с консультантом по выходу. Даже если терапевт хорошо знаком с рассматриваемым культом, для клиента может быть дешевле, легче и быстрее участвовать в занятиях консультирования по выходу или использовать внутренние услуги центра реабилитации. (Это будет разъяснено в следующем случае с “Кристиной”). В ходе терапии клиницист может посчитать полезным исследование совместно с экс-членом культа ряда вопросов, поставленных в конце Глав 4 и 5. Способность клиента ответить на эти вопросы указывает на понимание и принятие культового опыта. Даже в этом случае клиницист находится в важной позиции человека, “нормализующего” потерю ориентации экс-члена, эмоциональные (265 ) осложнения, личностные проблемы и когнитивные нарушения, помогая ему рассматривать эти признаки скорее как результат скоординированной программы реформирования мышления, чем как признак психопатологии. Поскольку бывшие члены культа особенно уязвимы в отношении обладающих авторитетом или властью личностей, позиция клинициста может либо ускорять исцеление, либо путем патологизации симптомов увеличивать дискомфорт экс-члена культа и, возможно, порождать ятрогенный ущерб, как это случилось с Джесси. Клиницист может быть особенно полезен для экс-члена культа в объективном исследовании его специфической уязвимости, возможно, существовавшей до вербовки, а также тактики вербовки, эксплуатировавшей эту уязвимость. Это поможет уменьшать чувство вины и позора в процессе стимулирования понимания и самопринятия. Терапевт может оказать бывшему члену культа помощь в проработке следующих главных проблем адаптации: эмоциональное непостоянство диссоциативные симптомы депрессия одиночество вина нерешительность трудности общения боязнь возмездия (духовного или физического) духовная, философская или идеологическая пустота конфликты с семьей (4) Терапевт должен занимать в терапевтическом процессе активную позицию. Нормальные мысли клиента и чувства получали иное толкование и/или подавлялись группой или отношениями, возможно, многие годы. Бывший член культа в ходе терапии нуждается в активной обратной связи с терапевтом, чтобы помочь разгадать постепенно внушенные культом извращения и убеждения и их остатки. Клиницист должен поддерживать способность клиента классифицировать последствия новооткрытой свободы, проверки действительности и исправления когнитивных нарушений (см. Главы 6, 7 и 8). Бывшие члены культа иногда необычайно чувствительны к невербальным сигналам, таким, как язык тела, интонация голоса и молчание, и (266) склонны к сверхбдительности в отношении любых знаков гнева или неприятия со стороны терапевта. Лорна Голдберг напоминает нам о трех важных соображениях: 1. Бывший член культа может бояться стать объектом контроля и манипулирования терапевта, что понятно после культового опыта и не является примером параноидального мышления. 2. Бывший член культа в процессе терапии должен быть участником команды равных при обстоятельно объясняемых границах. 3. Терапевт должен ясно сказать, что имеет человеческие ограничения, не обладает никакими волшебными силами и может делать ошибки (5). У некоторых клиентов — бывших членов культа могут быть волшебные ожидания быстрого исцеления в процессе терапии. Они иногда испытывают нетерпение из-за медлительности своего прогресса. Ожидание “магической пули” или немедленного восстановления нормальной жизни является нереалистичным, особенно, если они испытывали интенсивное и долговременное психологическое насилие. В то же время, терапевтам следует принимать меры против чрезмерного растягивания сроков терапии. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|