Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






I. Первый блок концепций: Социальное и биологическое в развитии психики в онтогенезе




Современные представления о социальном и биологическом в психике человека являются наиболее важной концепцией, анализ которой необходим для понимания условий формирования и развития ВПФ, а также нарушения их структуры и процесса протекания в онтогенезе. Эту проблему изучали многие известные исследователи во всем науч­ном мире - и в нашей стране, и за рубежом. Этой проблеме много места в своих исследованиях отводили и Л. С. Выготский, и А. Н. Леонтьев, и А. Р. Лурия, и др.

А. Н. Леонтьев писал о проблеме биологического и социального, о том, что биологически унаследованные свойства человека не определяют его психических способностей. «Способности человека не содержатся виртуально в его мозгу. Виртуально мозг заключает в себе не те или иные специфические человеческие способности, а лишь способность к формированию этих способностей» (подч. А. Н. Л.) [21. С. 216]. Проблема социального и биологического важна и потому, «... что до сих пор еще существуют взгляды, которые утверждают фаталистическую обусловленность психики людей биологической наследственностью» [19. С. 209].

Отечественные психологи рассматривали связь ВПФ с мозгом и в целом развитие психической деятельности как непременное условие, и эта связь не наследовалась, а приобреталась индивидуумом в процессе его предметной деятельности, общения с окружающими людьми и его социализации. Они считали, что психика человека является функцией тех высших мозговых структур, которые формируются у него онтогенетически в процессе овладения им исторически сложившимися форма­ми деятельности по отношению к окружающему его человеческому миру (подч. А. Н. Л.) (см.: [17; 21. С. 408]).

Первый блок включает ряд концепций:

Первая концепция — это современные представления о социально-биологической интеграции в развитии психической деятельности детей.

Вторая концепция — мозг и психика — раскрывает сложные взаимоотношения между мозгом и психикой.

Третья концепция раскрывает положение о морфогенезе мозга и его роли в развитии психики ребенка, идею сложной взаимозависимости развития мозга и психики, в чем и как проявляется хроногенность развития мозговых структур на возрастных этапах развития психики. Важной представляется и проблема возможного влияния морфогенеза, его отклонений от нормального протекания анатомического созревания мозга на полноценность и своевременность развития ВПФ или на отклонения в их формировании.

Четвертая концепция — концепция «сотрудничества» анализаторов — раскрывает развитие межанализаторных связей и их роль в формировании ВПФ и девиации развития психики у детей.

Пятая концепция рассматривает учение о функциональных системах мозга как единицах интегративной работы мозга и психофизиологической основе формирования, развития и реализации высших психических функций.

Шестая концепция указывает на социальное влияние на мозг и на формирование психики детей. Она раскрывает роль социальной среды в формировании (и в нарушении формирования) ВПФ у детей. Эта концепция вскрывает всеобщий принцип гетерохронности и сбалансированности мозга, ВПФ, функциональных систем и т. д. в процессе нормального развития психической деятельности или несбалансированности в случаях отклонения от нормального формирования ВПФ.

Седьмая концепция рассматривает взаимодействие и взаимовлияние всех уровней в структурной и функциональной организации и реализации ВПФ ребенка.

1 Концепция. Социально-биологическая интеграция в развитии психической деятельности детей

Современные представления о социальном и биологическом в психике человека являются наиболее важной концепцией, анализ которой необходим для понимания условий формирования и развития ВПФ, а также и нарушения этого процесса или его отставания в развитии и др. Идея о социально-биологической интеграции как высшем уровне функционирования человеческого организма не новая; уже в конце XIX столетия она вошла в представления прогрессивных исследователей, которые увидели в этой интеграции возможность понять принципы работы мозга и его роль в психике человека. Человек принадлежит истории и обществу и формируется в них и благодаря им, человек — это не биологическое существо. Отечественные психологи также считали, что хотя биологическая наследственность и существует у человека, но она не распространяется на психическую сферу. Специфические человеческие психические процессы и способности человека не передаются в порядке биологической наследственности, а формируются у людей прижизненно в процессе присвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями, внутрипредметной деятельности и общения с окружающими людьми. Психические способности человека передавались и передаются от поколения к поколению в новой форме (отличной от форм передачи опыта в животном мире), в форме прижизненного присвоения опыта предыду­щих поколений [9]. При этом следует учитывать, что присвоение и усвоение знаний является чисто человеческим способом, которого не существует в животном мире. «Присвоение общественно-исторического опыта создает изменение общей структуры процессов поведения и отражения, формирует новые способы поведения и порождает...» новые его формы и виды [21. С. 376].

Ребенок, рождаясь, попадает в мир предметов и окружающих его взрослых людей, общающихся с ним, воспитывающих и обучающих его восприятию внешнего предметного мира и деятельности в нем [7, 18]. По этому поводу очень точно сказал известный французский психолог X. Пьерон, что ребенок в момент рождения является лишь кандидатом в люди, но он не может стать человеком в изоляции от предметного мира и людей, ему еще надо научиться быть человеком в общении с людьми и через них — с предметами.

Таким образом, первым условием формирования ВПФ является деятельность в предметном мире и с предметами и вторымопосредствованное отношение ребенка к предметному миру созданных человеком предметов, объектов через отношения с окружающими людьми в процессе общения с ними. А. Н. Леонтьев писал, что взрослый человек строит у ребенка психические процессы и функциональные системы мозга, лежащие в их основе. «Проблема биологического и социального имеет для научной психологии решающее значение», — писал А. Н. Леонтьев [21. С. 193].

Третьим условием формирования ВПФ является особая связь психики человека с мозгом. Отечественные психологи рассматривали связь ВПФ с мозгом и в целом развитие психической деятельности как непременное условие, и эта связь не наследовалась, а приобреталась индивидуумом в процессе его предметной деятельности, общения с окружающими людьми и его социализации. Они считали, что психика человека является функцией тех высших мозговых структур, которые формируются у него онтогенетически в процессе овладения им исторически сложившимися формами деятельности по отноше­нию к окружающему его человеческому миру [17; 21].

Решения проблемы мозговых основ психических процессов человека являются тем критическим пунктом, «...перед которым останавливается исследование большинства психо­логов социологического направления. Вместе с тем, она имеет принципиальное значение» [21. С. 397]. Уход от ее решения порождает различного рода неверные представления о генезисе ВПФ. Несмотря на это, в течение длительного времени в литературе существовала и существует поныне практика простой ссылки на мозг как на орган психики. Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и другие исследователи писали, что настал период в психологии, когда стало необходимо поставить и изучить проблему взаимодействия психики с мозгом с учетом сложности этой проблемы взаимоотношения мозга и психики, биологического и социального.

Л.С. Выготский писал о сложности и трансформации в процессе возрастного развития ребенка взаимодействия биологического и социального. Он писал о различных формах сплетения обоих процессов, которые определяют своеобразие каждой возрастной ступени в развитии поведения ребенка и своеобразие типов детского развития [7]. Развитие ВПФ требует сохранности и развития психофизиологического аппарата ребенка. В развитии ребенка представлены оба типа психического развития — биологическое и историческое, или биологическое и социальное. Описывая механизмы дефектов у детей с аномалиями развития, Л. С. Выготский отмечал, что «основной отличительной чертой психического развития ненормального ребенка является дивергенция, несовпадение, расхождение обоих планов развития, слияние которых характерно для развития нормального ребенка» [7. С. 57].

Сложная связь, сплетение двух разнородных процессов развития — биологического и социального — в генетическом разрезе представляют собой изменчивую величину. Это важнейшее методологическое положение о биологическом и со­циальном в онтогенезе.

Итак, концепция биолого-социальной интеграции в развитии психики ребенка принимается современными отечественными психологами и физиологами, дефектологами и неврологами. Биологическое играет свою определенную роль в развитии психической деятельности ребенка, но в сложном переплетении с психологическим и социальным пластами в формировании психики ребенка. Теперь уже известно, что психика человека является функцией тех высших мозговых структур, которые формируются у него онтогенетически в процессе овладения им исторически сложивши­мися формами деятельности по отношению к окружающему его человеческому миру, что «... психические свойства челове­ка... представляют собой не выявление неких биологически заложенных в мозгу особых свойств, но что все свойства че­ловека формируются в процессе развития и воспитания» [21. С. 400].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных