Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Я концепция. Мозг и психика: их взаимодействие и взаимовлияние




Эта концепция и ее конкретное положение о мозге и психике сложные, об этом говорят полная драматизма история ее развития, ее содержание и все еще существующие в наше время дискуссии. Мы рассмотрим здесь несколько взаимосвязанных научных положений, составляющих суть и содержание этой концепции.

Содержанием концепции о мозге и психике является система современных взглядов на проблему взаимодействия мозга и психики, закономерности этого взаимодействия и взаимовлияния созревания и развития мозга и формирова­ния и развития психической деятельности ребенка. Эта кон­цепция делает вклад и в учение о локализации ВПФ в голов­ном мозге, и др.

Л. С. Выготский, изучая вопрос о системном строении ВПФ, указывал на их сложную связь с мозгом. Он писал, что определенные участки мозговой коры имеют значение не только для частных форм психической деятельности (слу­ховой, зрительной, тактильного анализа и синтеза), но и для построения сложных форм высших психических процессов и психики в целом [6; 7]. Центральное положение, которое было разработано и внесено Л. С. Выготским в проблему взаимоотношения мозга и психики, — это положение о том, что «функциональное значение данного участка мозговой коры для всей системы психических процессов оказывается неодинаковым на различных этапах развития человека» [7. С. 382]. На основе этого положения им был сформулирован известный закон развития ВПФ — об их переходе «снизу вверх». Переход функции снизу вверх означает, что устанавливается в процессе развития ВПФ и мозга сложная зависимость между низшим уровнем организации мозга и строения ВПФ и высшим. Так, известно, что у ребенка не может сформироваться речь, если ей не предшествовало формирование процесса восприятия.

На основании своих клинических работ, в которых он изучал нарушения ВПФ у взрослых и детей при патологиче­ских состояниях мозга, а также и на основании изучения изменений ВПФ на последовательных этапах развития психики, Л. С. Выготский внес в отечественную психологию научную генетическую концепцию локализации психических процессов в мозге и их нарушений, которые показали, что в развитии мозга и в функционировании зрелого мозга наблюдается различная взаимная зависимость разных его зон, и локализа­ция одной и той же функции меняется в процессе созревания мозга и развития ВПФ [7]. А. Н. Леонтьев отводил существенное место в психологии изучению мозговых механизмов психики и писал, что эта проблема имеет принципиальное значение. Уход от ее решения порождает различного рода не­верные представления о генезисе ВПФ. Стало необходимым проникнуть в строение и работу мозга и изучить структуру и механизмы сознательной деятельности человека и ее взаимодействия с мозгом. Это и явилось главной задачей нейропсихологии как самостоятельной области научного знания.

Известный американский физиолог Хосе Дельгадо рассматривал мозг как материальную основу психических про­цессов, обучения, и воспитания. Он писал: «Мозг — это материальный объект, расположенный внутри черепа, который можно осмотреть, взвесить и измерить» [11. С. 35]. Он состоит из различных химических соединений, которые также можно исследовать. Его структурными элементами являют­ся нейроны, проводящие пути, и синапсы, которые тоже можно видеть и изучать. По своей природе мозг — это физико-химический объект, и функционирует он как часть организма. Но сознание человека, его психические процессы — это функциональная сущность мозга, которую нельзя держать в формалине, как это можно сделать с анатомической его стороной (см.: [И. С. 52]). Он очень образно и точно описывает взаимодействие мозга и ВПФ, роль мозга в их функционировании. Так, например, он считал, что потенциальная способность к речи, к ее пониманию и говорению зависит от генетических факторов, которыми человек наделен от рождения. Этот тезис X. Дельгадо аргументирует тем фак­том, что ни один вид животных не обладает этой способно­стью, даже человекообразная обезьяна. Все попытки исследователей научить тех или других животных речи потерпели неудачу, которая связана, по его мнению, с тем, что мозг жи­вотных не имеет такого строения, которое имеется уже у ма­ленького человеческого ребенка. «Мозг ребенка не изобретает язык, речь, а их формирование целиком зависит от поступающей извне информации. Все это относится и к другим функциям, которые не разовьются в отсутствие соответству­ющей информации» [11. С. 63—64].

X. Дельгадо совершенно справедливо считал, что мозг не создает психические функции, но он способен к обучению. «Мозг новорожденного, — писал он, — наряду с другими качествами способен к изучению языков, к абстрактному мышлению и к моральным суждениям, но он не создает всего этого» (подч. X. Д.). Это положение X. Дельгадо перекликается с положениями, ранее высказанными Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурией и другими отечественными психологами о психической деятельности человека как функции мозга, но не его содержания.

Основываясь на своей концепции о взаимодействии развития мозга и психической деятельности у ребенка и о важности притока информации извне, X. Дельгадо писал, что все воспитание и создание ВПФ возможно только на основе развивающегося мозга. Человек, по X. Дельгадо, — это функциональное триединство — сенсорной информации, поведенческих реакций (т. е. ВПФ) и интрацеребральныхпроцессов (мозга). Все три компонента в равной степени важны и неразрывны для развития ребенка.

Им была создана даже программа психогенеза, обращенная ко всем взрослым, имеющим дело с детьми, — их воспитанием и обучением. Он считал, что они должны знать постулаты его программы:

1) в момент рождения ребенка сознание у него не существует;

2) сознание не может возникнуть без притока сенсорной информации;

3) индивидуальность человека, личность, его поведение — это не свойство мозга, а приобретенные функции, которым нужно обучиться;

4) цель воспитания — в создании ВПФ, а не в их выявлении.

Изучение мозга как органа, детерминирующего развитие психики в фило- и онтогенезе, в настоящее время является приоритетным направлением. Все меньше становится и простых ссылок на мозг как орган психики, и все больше появляется исследований развития мозга, его морфологического строения, его механизмов, происходящих в нем процессов — физиологических, биохимических, биоэлектрических и др. И сейчас уже является доказанным и теоретически и экспериментально, что психика человека является функцией мозга и тех его высших структур, которые формируются у него онтогенетически в процессе овладения ребенком исторически сложившимися формами деятельности в человеческом предметном мире.

Наше специальное внимание анализу мозга и в целом морфофизиологии в развитии психики ребенка связано с по­ниманием положения о том, что «... изучить то, что происходит в мозге, не менее важно, чем исследовать другие аспекты воспитания и поведения» [11. С. 236]. Возникающие вопросы: что такое мозг, какую роль играет он в формировании со­знания и психической деятельности человека, и особенно ребенка, какое значение морфологические основы психики имеют при отклонении ее развития, или дефиците, или нарушении — по тем или иным причинам можно понять, лишь изучив мозг и его взаимодействие с психикой.

На этом пути изучения проблемы взаимодействия мозга с развитием психической деятельности и ее отклонений и на­рушений, связанных с неблагополучием в развитии мозга, важно остановиться на анализе морфогенеза мозга, его ана­томического созревания.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных