Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Я концепция. Развитие межанализаторных связей и их роль в формировании ВПФ и девиации развития , психики у детей




Необходимо отметить еще одну существенную характеристику созревания и развития анатомических структур мозга — развитие взаимодействия, «сотрудничества», как писал С. В. Кравков [16], различных анализаторных систем.

На основе экспериментального материала им был сделан вывод о постоянном «сотрудничестве» в процессе развития и психической деятельности субъекта зрительной и кинесте­тической систем афферентаций. Исследования в его лабора­тории показали наличие функциональных связей межцентрального порядка между двигательным и зрительным анализаторами, слуховыми и зрительными областями коры, между слуховой и осязательной чувствительностью. В современных нейрофизиологических исследованиях рассматриваются механизмы интеграции сенсорных систем на разных уровнях мозга. Так, А. Фессар [48] писал, что интеграция сенсорных сигналов разных модальностей осуществляется на всех уровнях центральной нервной системы, но своих высших форм она достигает на уровне коры головного мозга. По данным Московского института мозга, наиболее интенсивное увеличение ассоциативных областей мозга происходит в возрасте 3—3,5 года, а особенно сложные зоны созревают к 7—12 годам.

Эти факты нейрофизиологических исследований дока­зывают, во-первых, прижизненное анатомическое созрева­ние наиболее сложных зон мозга, его коры. Во-вторых, по­казывают, что путь развития психофизиологической основы ВПФ — это путь не изолированного созревания отдельных зон мозга, или анализаторных систем, а путь «сотрудничества», взаимодействия и взаимовлияния различных афферентаций, идущих с разных анализаторных систем, т. е. путь системно-функционального развития мозга и, как мы увидим ниже, формирования его функциональных систем. В-третьих, эти данные согласуются с положением, высказанным А. Н. Леонтьевым о том, что «...главный прогресс в развитии мозга, совершавшийся в период становления человека со­временного типа, по-видимому, заключается в том, что происходила постепенная кортикализация функций фиксации динамических структур, т. е. передача коре — этому органу онтогенетического опыта — главной роли в накоплении со­циально-общественного опыта и развития высших психиче­ских функций» [21. С. 406].

Мы видим, что головной мозг, своевременность созревания его анатомических структур (морфогенез) играют существенную роль в развитии психической деятельности. Но нельзя забывать, что ВПФ являются функцией мозга, а не его содержанием и что ВПФ непосредственно не накладываются на морфологию мозга.

Важнейшей характеристикой морфогенеза мозга является гетерохрония созревания анатомических структур, что означает то, что разные уровни мозга и поля коры созревают в разное время. Это имеет свой биологический, социальный и психологический смысл, заключающийся в том, что в каж­дом возрастном периоде формируются те системы ВПФ, которые именно в этом возрасте необходимы для развития пси­хической деятельности ребенка. Они становятся фундамен­том для его приспособления к окружающей предметной и социальной среде и для развития следующей группы ВПФ, более высокого уровня, которые решают уже более сложные социальные и психологические задачи.

Кора головного мозга играет решающую роль в формировании, развитии и локализации ВПФ. Поэтому корковые поля и особенно ассоциативные (вторичные и третичные) созревают при жизни ребенка и только при условии опреде­ленных социальных и психологических воздействий на мозг.

Важнейшим положением является и представление о взаимовлиянии в развитии мозга и ВПФ. Нарушение или рассогласование этого взаимовлиния по тем или другим основаниям может стать причиной аномального развития психики ребенка, или несвоевременности и неполноты сформированности тех или других форм психической деятельности в данный отре­зок времени, или отклонения от нормального развития психики.

Подводя итог по вопросу о психике и мозге и о биологическом и социальном в психической сфере ребенка, можно сформулировать главный вывод, который делают современ­ная отечественная психология и нейропсихология, пред­ставляющий интерес для развития концептуального аппара­та НДВ, и который состоит в том, что психические процессы формируются прижизненно и что биологически унаследованные свойства не определяют психических способностей человека, которые не содержатся виртуально в его мозгу. Виртуально мозг заключает в себе лишь способность к формированию психических процессов.

Психика человека является функцией тех высших мозговых структур, которые формируются у него онтогенетически. «в процессе овладения им исторически сложившимися фор­мами деятельности по отношению к окружающему его чело­веческому миру» [21. С. 408]. Легко понять, что психология, изучающая столь сложные явления, не может быть отнесена к числу биологических наук. Те высшие формы сознатель­ной деятельности человека (произвольная деятельность, произвольное внимание, произвольная память, речь и др.) «... конечно осуществляются мозгом, являясь его функция­ми, и опираются на законы высшей нервной деятельности. Однако порождаются они сложнейшими взаимоотношениями человека с общественной, социальной сферой» [23. С. 14], и формируются они в атмосфере общественной жиз­ни, благодаря двум условиям, о которых мы писали выше, — деятельности ребенка в предметном мире, созданном пред­шествующими поколениями, и опосредствованному отно­шению к этому миру через взаимодействие, общение с окружающими людьми.

Специфические человеческие способности и свойства, его высшие психические функции, произвольная деятельность не передаются ребенку в порядке биологической наследственности, но формируются у него прижизненно в предметной деятельности, в процессе общения с помощью языка. Но все это стало возможным лишь на основе мозга и законов его работы.


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных