Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Я концепция. Морфогенез мозга и его роль в развитии психической деятельности детей




Особенностью человеческого мозга является преобладание в его структуре высших отделов — коры больших полушарий, т. е. органа прижизненного формирования новых знаний и умений. В связи с этим ребенок рождается с гораздо меньшим, чем у детенышей животных, ассортиментом готовых врожденных форм поведения, но вместе с тем с неизмеримо большими, чем у них, возможностями научения и обучения. Так, теперь уже стало известно, что в первичных сенсорных зонах и моторной коре многие морфологические признаки, в т. ч. миелинизация, толщина коры, число и величина клеток, находятся на эмбриональной стадии развития и что морфологическое созревание должно оказывать определенное влияние на функции мозга [11]. Известно также, что мозг новорожденного ребенка недоразвит [11; 47], и исследование онтогенеза нервной системы показывает, что мозг новорожденного как по своим размерам, так и по своему строению существенно отличается от мозга взрослого и лишь постепенно, на протяжении детства, завершается процесс его созревания. Морфологическое созревание мозга, конечно, должно оказывать определенное влияние на развитие функций мозга, но является лишь одним из условий, и не решающим. Так, Харлоу писал, что «мозг необходим для мышления, но необученный мозг недостаточен для осуществления этой функции, как бы хорош сам по себе он ни был» [49. С. 181].

Вместе с морфологическими изменениями происходит значительное изменение функций нервной системы. Так, исследования Н. И. Красногорского, Л. А. Орбели, Н. М. Щелованова, Н. И. Касаткина и др. свидетельствуют о развитии высшей нервной деятельности на протяжении детства, о совершенствовании основных нервных процессов —- возбуждения, торможения, индукции нервных процессов и т. д. Развитие высших форм поведения требует известной степе­ни биологической зрелости, известной структуры в качестве своей предпосылки. Необходима и определенная степень зрелости психофизиологического аппарата [6; 7].

Взаимоотношения между морфогенезом, функциониро­ванием коры и психогенезом в онтогенезе являются, по дан­ным некоторых авторов, сложными и двусторонними (Клоссовский, Вендерович, Касаткин). С одной стороны, для по­явления определенной функции требуется известная степень зрелости нервной системы, с другой — само ее функ­ционирование оказывает влияние на созревание соответст­вующих структурных элементов мозга. Исследования пока­зали также, что процесс созревания детского организма, ход формирования его морфологических и функциональных особенностей определяются не столько генетической про­граммой, сколько условиями жизни ребенка. Л. С. Выготский писал: «Все знают, что основным для человеческого сознания является его социальный характер» [7. С. 372]. Он писал также, что коренным образом следует пересмотреть представления о детском развитии, которое характеризуется сложной периодичностью, диспропорцией в развитии отдельных функций, метаморфозами или качественным превращением одних форм в другие, сложным скрещиванием внешних и внутренних факторов» [8. С. 185].

Это важнейшее положение о взаимовлиянии развития мозга и развития психической деятельности подтверждается и исследованиями ряда других известных ученых — П. К. Анохина, С. А. Саркисова, А. М. Иваницкого, Э. А. Костандова, и др. [5; 11; 12; 33; 49].

Они считали, что способность понимать виденное не является врожденным свойством мозга, а приобретается через опыт и что постнаталъный период у человека имеет решающее значение для формирования мозга и церебральных механизмов понимания, символизации сигналов и др. Так, X. Дельгадо пишет: «... мы располагаем медицинскими данными об отрицательном влиянии недостаточного сенсорного притока на физиологическое развитие ребенка» [11. С. 59].

Современные научные знания о мозге и его роли в психике человека позволяют говорить о том, что едва ли не две трети мозговой коры — ее вторичные и третичные зоны — принимают непосредственное участие в организации сложных форм психической деятельности человека. Поражение этих зон мозга, как известно, ведет не к нарушению чувствитель­ности и движений, тонуса и рефлексов, а к дезинтеграции со­знательной деятельности человека, принимающей различные формы в зависимости от локализации и размера патологическо­го очага. Поэтому нейропсихологические исследования роли этих областей мозга в формировании, развитии, протекании и нарушении высших психических функций, нейропсихологический анализ их связей с сознательной деятельностью чело­века являются чрезвычайно важными на пути решения целого ряда проблем нейропсихологии детского возраста.

Современные исследования дают основание предположить, что интенсивное созревание проекционных зон коры в раннем детстве создает известные органические предпосылки для формирования предметных действий и развития предметных восприятий на данной возрастной ступени. Ж. Пиаже также указывал, что первые 18 месяцев жизни оказывают ни с чем не сравнимое влияние на становление сенсомоторной координации и формирование личности [33]. Подобно этому начинающееся в дошкольном возрасте созревание интегративных, ассоциативных корковых зон создает, по-видимому, необходимую органическую основу для объединения отдельных действий ребенка в целостные системы игровых и продуктивных деятельностей и для овладения относительно сложными комплексами новых знаний и умений.

Наряду с этим обнаруживается и обратная зависимость созревания мозговых структур и физиологических процессов от развития, обусловленного жизнью и воспитанием ребенка, т. е. социальным влиянием на развитие мозга. Вызываемое этими условиями усиленное функционирование определенных сис­тем организма, определенных мозговых структур, находя­щихся на данном возрастном этапе в стадии интенсивного со­зревания, оказывает, как об этом свидетельствуют работы Н. И. Касаткина, Б. Н. Клоссовского, Д. Креча, Р. Розенцвейга и других авторов [13; 14], существенное влияние на биохимию мозга, на морфогенез нервных структур, в частности на миелинизацию нервных путей, на рост и дифференциацию нервных клеток в соответствующих зонах мозговой коры.

Миелинизация — это образование вокруг нервного волокна слоя миелина, величина которого влияет на скорость проведения нервного импульса по волокну. Это явление было впервые открыто выдающимися исследователями П. Флексигом (Р. 1927), П. Флурансом (), О. Ферстером). Их исследования показали, что процесс миелинизации протекает в разных зонах коры неравномерно: если миелинизация первичных полей заканчивается рано — в первом полугодии жизни ребенка, то процесс миелинизации вторичных и третичных полей продолжается до 7—12 лет. Этот факт говорит о том, что формирование психических процессов идет от более простых к более сложным опосредст­вованным формам психической деятельности. Лобные доли созревают окончательно, по одним данным, лишь к 10—12-летнему возрасту, по другим — к 6—8 годам.

Взаимосвязь развития и созревания мозга пока что мало изучена. Но накапливающиеся в детской психологии, генетической физиологии и возрастной морфологии факты дают изве­стные основания считать, что такая зависимость существу­ет и что она носит не односторонний, как полагали представи­тели биологизаторских концепций, а двухсторонний характер.

Созревание организма ребенка вообще и нервной системы в частности, которое носит, как показывают морфогенетические исследования (А. Минковский, С. Саркисов и др.), также стадиальный характер, не порождая само по себе новых психологических образований, создает на каждой возрастной ступени специфические предпосылки для усвоения нового рода опыта, для овладения новыми способами деятельности, для формирования новых психических процессов. Наряду с общечеловеческими существуют и индивидуальные особенности нервной системы, которые составляют одно из условий психического развития в онтогенезе. К ним относятся типо­логические особенности, как общие, так и «парциальные», характеризующие структурные и функциональные свойства отдельных зон мозговой коры, составляющие природные условия формирования тех или иных способностей.

Известно также, что формирование и протекание таких ВПФ, как восприятие, память, речь и мышление, на уровне мозга зависят от процессов морфогенеза, от своевременного созревания определенных зон мозга, их взаимодействия меж­ду собой и взаимовлияния мозга и ВПФ. Исследования пока­зали, что ребенок появляется на свет с полностью созревши­ми аппаратами подкорковых образований (ретикулярная формация, гипоталамус, таламические ядра вообще, гиппокамп, миндалевидное ядро, хвостатое тело и др.). Корковые же поля — первичные, вторичные и третичные — формируют­ся прижизненно, не одновременно и при определенных соци­альных условиях и воздействиях на мозг. Исследования показали, что «невостребованные» зоны мозга, т. е. не получающие нужной сенсорной информации, задерживаются или отстают в развитии [5; 11; 12; 15; 31; 46; 48; 49].

Многие исследователи придерживаются точки зрения, согласно которой в появлении сознания, в развитии психики решающую роль играет восприятие экстрацеребральных вы­сших явлений. Жизненный опыт служит важнейшим элементом, обусловливающим развитие психической деятельности [6; 7; 9; 10; 13; 23; 28; 39, 47, 52 и др.].

/-К А. Н. Леонтьев, как мы уже видели выше, развивал позицию, которая подтверждала положение отечественных психологов о том, «что у человека биологически унаследован­ные свойства не определяют его психических способностей» [20. С. 208]. Важнейшим условием формирования и развития ВПФ является окружающий мир человека, мир предметов и явлений, созданный бесчисленными поколениями людей в их труде и борьбе. Процесс овладения предметным миром осуществляется в ходе развития реальных отношений субъекта, ребенка к миру, которые определяются социальными условиями [Там же].

Анатомическое развитие мозга идет в направлении хроногенного увеличения размера клеток и их общего количест­ва, развития ассоциативных полей, межанализаторных свя­зей, увеличения общей площади, занимаемой ассоциативными полями, постепенного роста миелинизации нервных элементов и т. д. Все эти изменения роста и развития цен­тральной нервной системы протекают не одновременно, а в зависимости от фактора хроногенности. На каждом возраст­ном этапе ребенка имеют место совершенно определенные изменения в морфогенезе.

Созревание мозга — процесс длительный и неравномерный в отношении отдельных зон и уровней мозга — характеризуется возрастными этапами. Теперь уже стало известно, что развитие мозга идет не по прямой, а по законам напластования и надстройки новых этажей над старыми, писал Л. С. Выготский. Важно знать, что старая ступень не отмирает, когда возникает новая, а «снимается» новой.Старая ступень переходит в новую, существует в ней, создавая ее базис. Кречмер называет историю и генезис развития мозга законом напластования, что означает, что более старые уровни мозга не исчезают, а начинают работать под управлением постоянно появляющихся все более высших уровней организации мозга, оставаясь их базисом. Ниже перечислим последовательность этапов развития мозга у детей.

Известно, что сначала идет созревание блока глубинных структур мозга, отвечающих за активационные процессы. Подкорковые аппараты мозга мобилизуют врожденные и приобретенные реакции различного биологического качества. От подкорковых образований идут восходящие влияния, импульсы либо генерализованные, либо дифференцированные по разным областям коры мозга.

2. Затем созревают первичные поля, которые начинают функционировать с момента рождения и оформляются к концу первого года жизни.

3. Созревание вторичных — ассоциативных — полей протекает от 2 до 5 лет. В этот период и развиваются модально-специфические функции.

4. Сложнейшие третичные образования, перекрывающие несколько анализаторных систем, созревают значительно позднее и являются основой формирования, развития и нарушения наиболее сложных ВПФ. Так, височно-теменно-затылочная зона (зона ТРО) созревает к 8—12 годам и обеспечивает развитие сложной пространственной и квазипространственной функции, включающейся в структуру многих ВПФ более высокого уровня (речь, письмо, счет и др.).

5. В самую последнюю очередь созревают лобные доли мозга (от 8 до 14 лет), осуществляющие регуляцию, программирование и контролирование протекания всех ВПФ, формирование эмоционально-волевых процессов и личности человека. Лобная кора, в которой происходят сложнейшие синтезы внешней и внутренней, информации и преобразование их в окончательные двигательные акты, из которых формируется поведение, имеет у человека существенное значение в качестве морфологической основы наиболее сложных видов психической жизни.

Мы видим, что возрастное созревание и развитие различных структур мозга являются необходимой предпосылкой развития ВПФ, и наоборот, развитие ВПФ оказывает стимулирующее влияние на созревание и развитие определенных мозговых структур и мозга в целом. Разви­тие высших психических форм поведения требует извест­ной биологической зрелости, известной структуры в каче­стве своей предпосылки. «Для нормального развития психики ребенка необходима нормальная организация. Расхождения этих двух планов развития — биологического и социального — лежат в основе дефектного развития психики» [7. С. 54]. Естественно, что тот или другой сбой в морфогенезе мозга (или недоразвитие его некоторых зон) или сбой во взаимодействии его отдельных уровней или зон, во взаимодействии и взаимовлиянии мозга с развитием ВПФ — все это может привести к тем или другим откло­нениям в развитии психических функций у детей. Теперь уже известно, что дисфункции со стороны мозга, а также избирательное нарушение баланса мозговых, психологических и социальных составляющих онтогенез ВПФ, недоразвитие его некоторых зон или запаздывание в их развитии мо­гут привести к различного рода несформированности ВПФ, к задержке их развития, отклонениям или нарушениям психического развития ребенка.

Важно отметить не только количественный рост мозга, увеличение его объема, протекающее на разных возрастных этапах детства, но и внутреннюю качественную организацию мозга — увеличение количества нейронов, межнейрональных связей, увеличение синапсов, изменения химиче­ских процессов мозга и т. д. (С. Кахал и др.).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных