ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛАГрафик прохождения учебного материала по физической культуре в школах для глухих детей составляют с учетом требований программы и учебного плана по физическому воспитанию каждого класса. В учебном плане раскрывают основные разделы учебного процесса, указывают распределение объема работы в течение учебного года по четвертям. На основании учебного плана и программы по физическому воспитанию для каждого класса разрабатывают учебные графики прохождения материала по различным видам по четвертям учебного года. График прохождения учебного материала — это основной документ планирования, который учитывает последовательность изучения разделов на основе материала программы по физической культуре, устанавливает сроки контрольных нормативов. В графике прохождения отдельных видов раскрывают средства и специфику их применения для каждого класса школы глухих детей, участия в соревновательных уроках и выполнение требований. Учитель физической культуры определяет конкретные виды программы для каждого класса, раскрывает средства для определенного вида. Последовательность применения средства планирует с проведением контрольных уроков. Планирование учебного материала представляет собой распределение программного материала по урокам соответственно педагогическим задачам, решаемым в году. Необходимо точно знать, в какой четверти какие уроки будут посвящены обучению тому или другому виду. Программа ориентирует учителя на решение образовательных, оздоровительных, воспитательных и коррекционных задач. • Дополняя материал программы, следует планировать средства для обучения технике видов программы по физической культуре и развития двигательных качеств соответственно возрастным особенностям глухих учащихся, а также учитывать при планировании речевое обеспечение в процессе уроков по физической культуре. При составлении графика прохождения учебного материала учитель использует указанные в программе упражнения, а также необходимые материалы и сведения различных учебных пособий. Планирование прохождения учебного материала по физической культуре складывается из следующих разделов: 1. Изучение или повторение вида программы. 2. Совершенствование техники вида программы. 3. Проведение контрольных уроков, тестов, соревнований. 4. Тренировки в видах школьной программы. 5. Речевое обеспечение учебного процесса по физической культуре. При планировании уроков по обучению видам программы учебный материал подается слева направо. При распределении учебного материала следует исходить из минимального количества встреч. В содержании учебного материала в школе глухих детей необходимо планировать тестирование: бег на 30 м, прыжки в длину с места, динамометрию, метание набивного мяча, а также определение физического развития детей. По вертикали таблицы показывается возможность изучения запланированных упражнений на каждом уроке, по горизонтали — количество уроков. Запрещается на одном уроке совмещать два вида метания или два прыжковых вида. При планировании учебного материала следует помнить, что в физических упражнениях подготовительные и подводящие упражнения предлагаются скоротечно. Упражнения, которые выполняются в подготовительной части урока, имеют специфическую направленность по каждому виду школьной программы. Распределение учебного материала на год рекомендуем начинать с контрольных уроков и тестов. На уроке не рекомендуем соединять контрольные нормативы и много видов. Это отражается на качестве учебно-педагогического процесса по физическому воспитанию в школе глухих детей. Следует указать, что теоретические сведения и речевой материал предлагаются в процессе самого урока. Специально отводить время для этого материала не обязательно. ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА НА ПРИМЕРЕ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ В настоящее время многие учителя физической культуры располагают богатым арсеналом упражнений, позволяющих успешно проводить тематические уроки. При этом крайне важно правильно распорядиться имеющимся материалом, целенаправленно и методически обоснованно составить тот или иной комплекс упражнений для изучения на уроке. К каждой теме даются основные, подводящие и подготовительные упражнения, а также упражнения для совершенствования техники конкретного вида легкой атлетики. На основе предлагаемых упражнений несложно составить годовой график прохождения заданий по конкретной теме и распределить их по урокам в плане на четверть. Упражнения к теме «Ходьба» Основные 1. Ходьба с целью изучения техники основных фаз. 2. Ходьба для совершенствования техники в целом. Подводящие 1. Имитация постановки стопы. 2. Принятие положения правильной осанки. 3. Ходьба по разделениям приставным и обыкновенным шагом. 4. Ходьба на носках, пятках, на всей ступне. 5. Ходьба с активной работой рук (руки принимают различные положения). Подготовительные 1. Приседания, маховые движения ногами. 2. Вращательные движения руками, плечами. 3. Укрепление мышц живота и поясницы (в положении стоя, в висе на гимнастической стенке). 4. Подъем на носках, всевозможные подскоки в сочетании с работой рук. Для совершенствования техники 1. Ходьба в гору, под гору и на местности (на скорость). 2. Ходьба, чередуемая с бегом. 3. Ходьба на значительное расстояние (в походе). Словарь, фразеология — «ходьба», «стопа», «мышцы», «подъем», «чередование», «я иду ходьбой в чередовании с бегом». Упражнения к теме «Гладкий бег» Основные 1. Бег с целью изучения техники основных фаз (постепенно увеличивая скорость). 2. Бег для совершенствования техники в целом. Подводящие 1. Имитация на месте постановки ноги с передней части стопы. 2. Медленный бег на передней части стопы. 3. Бег в равномерном темпе. 4. Бег по обозначенной на грунте прямой линии (очерченному коридору, скамейке). 5. Прыжки с ноги на ногу (на гладком грунте, через предметы). 6. Бег через предметы, расставленные на различное расстояние (для отработки длины шага, частоты и т. п.). 7. Бег с увеличением скорости. 8. Ускорение по сигналу. 9. Бег под гору. 10. Старт после потери равновесия из положения, стоя на параллельно расставленных ногах. И. Старт после потери равновесия из положения, стоя с наклоном туловища вперед. 12. Бег с высокого старта. 13. Овладение правильным положением при низком старте. 14. Бег со старта в гору. 15. Бег со старта, пробегая под планкой. 16. Бег со старта по обозначенной на грунте линии. 17. Старт из положения, когда ступни ног расположены параллельно, а руки упираются в грунт впереди плеч. 18. Имитация работы рук при беге на месте. Подготовительные 1. Прыжки с ноги на ногу на прямых ногах, отталкиваясь стопой. 2. Прыжки и бег со скакалкой. 3. Скачки на одной ноге. Для совершенствования техники 1. Пробегание отрезков дистанции (20—60 м) с хода и с фиксированием времени. 2. Пробегание отрезков дистанции в заданном темпе. 3. «Семенящий бег». 4. Бег с высоким подниманием бедра. 5. Бег с отведением бедра назад, забрасывая голень. 6. Старты по сигналу из различных положений: а) сидя; б) лежа; в) на животе; г) лежа на спине. Количество уроков для прохождения темы, их последовательность во всех классах определяет сам учитель, учитывая особенности работы в данной школе, подготовки класса и требования возрастной методики обучения, а также анатомо-физиологические и психологические особенности глухих школьников. Обычно в школе большинство уроков первой и четвертой четверти посвящается разделу «Легкая атлетика» (часть уроков проводится во II и III четвертях). За время уроков одной четверти с учащимися старших классов можно пройти (по предлагаемой в пособии тематической методике) до 3—4 тем. На каждую тему выделяется серия уроков — 3—4 урока. РАБОЧИЕ ПЛАНЫ, КОНСПЕКТЫ УРОКОВ, РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ Основными документами оперативного планирования - в школе глухих детей являются рабочий план, план-конспект урока и расписание занятий. Рабочий план составляется на каждую четверть согласно графику прохождения учебного материала по легкой атлетике и графикам прохождения отдельных ее видов в школьной программе по физической культуре. При составлении поурочных планов определяются более конкретные задачи, подбираются необходимые средства и поурочно указываются направленность работы, и ее объем по времени в зависимости от условий и места занятий. В рабочем плане по легкой атлетике на четверть конкретизируются упражнения, методические приемы, а также определяются учебные требования для проверки успеваемости и эффективности проводимых занятий. В начале поурочного рабочего плана на четверть необходимо указать главные задачи, перечисленные программой, часть из которых должна быть решена в данной четверти. Приводим примерные рабочие планы по легкой атлетике для учащихся VII класса, гимнастике — для III класса. Данное планирование предлагают учителя физической культуры Н. С. Крайний, А. А. Деньга и С. Н. Пучков из Запорожья. На каждый урок у учителя физической культуры должен быть план-конспект, где поставлены четкие задачи на данное занятие, подобраны упражнения для решения поставленных задач и указаны методы организации всего учебного процесса по физической культуре. В конспекте урока следует также отражать контрольные требования к освоению физических упражнений. Ниже приведены основные учебные требования, которые могут служить критериями оценки качества выполнения учениками техники легкоатлетических упражнений. Ходьба и бег 1. Уметь сочетать движения рук и ног в разновидностях ходьбы, гладкого бега с препятствиями в момент отталкивания. 2. Иметь точное представление о положении туловища и особенностях постановки стопы на грунт после очередной фазы опоры в ходьбе или полете в беге. 3. Уметь соизмерять скорость и темп движений, как отдельных беговых шагов, так и всего бега на определенной дистанции. 4. Уметь не делать лишних движений, правильно сочетать дыхание с темпом шагов. 5. Знать и уметь выбирать способ наиболее целесообразного вида передвижения для решения различных двигательных задач. 6. Знать и уметь применять правила соревнования по ходьбе и бегу. Прыжки 1. Научить сочетать движения рук и ног в отталкивании с места. 2. Знать и уметь выполнять основные требования по выполнению приземления (мягкость, безопасность, связь с предыдущими движениями). 3. Уметь в «атакующем» стиле выполнить последние шаги и ритм заключительной части разбега при подготовке к отталкиванию. 4. Знать наиболее целесообразные исходные положения для отталкивания в разных прыжках с места и с разбега. 5. Уметь использовать большую скорость разбега для улучшения результатов прыжка. 6. Знать и уметь выполнять главные движения отталкивания, обеспечивающие (в разных по цели прыжках) необходимые условия для успешного осуществления движений полета. -дат Расписание занятий составляется директором школы и утверждается на педагогическом совете. При составлении расписания уроков и внеклассных занятий по физкультуре следует придерживаться гигиенически обоснованных рекомендаций по чередованию умственной и физической ра-ооты глухих учащихся, учитывать их психическую особенность Уроки физкультуры целесообразно проводить в середине учебного дня (в I—IV классах — на третьем, а в V—XII классах — на четвертом часу занятий). Такие рекомендации основаны на том, что у глухих учащихся при переключении с умственной работы на физическую хорошо восстанавливается работоспособность коры головного мозга. Не рекомендуется проводить уроки физкультуры с детьми младшего школьного возраста в последние часы занятий. В начальных классах школ-интернатов для глухих детей уроки физкультуры иногда переносят на вторую половину дня. Это позволяет сократить число уроков в первой половине с 8 ч 30 мин до И ч. Можно заниматься чтением с губ, обучением произношению, развитием речи, а время с 12 до 13 ч отвести на приготовление домашних заданий по этим предметам. Внеклассные занятия по физкультуре не рекомендуется проводить сразу же после окончания уроков. Для этого необходим перерыв не менее двух часов для пассивного и активного отдыха (обед, прогулка, развлечения на воздухе). Представляем примерные конспекты уроков для глухих учащихся. План-конспект урока по баскетболу для глухих школьников V класса Задачи: 1. Учить технике основной стойки, передвижению в защитной стойке приставными шагами вперед, назад, направо, налево. 2. Учить технике остановки шагом. 3. Ознакомить с техникой ловли мяча двумя руками на месте, с выходом навстречу летящему мячу. 4. Учить слова: «передвижение», «защитная стойка». Фразеология: «Мы познакомились с техникой ловли мяча двумя руками на месте». Место проведения — спортивный зал. Инвентарь — 25 баскетбольных мячей, 25 набивных мячей, 40 скакалок, 4 гимнастические скамейки, 6 тумб высотой до 60 см.
Подготовительная часть 12 мин Единая форма, равнение в шеренге Построение, рапорт, сообщение задач 2—3 раза урока. Правила поведения учеников на уроках по баскетболу. Повороты на месте: «Налево», «Направо», «Кругом» Ходьба: обычная, на носках 40 м Ноги прямые, руки за голову
Бег в чередовании с ходьбой приставными шагами, левым, правым боком, спиной по направлению движения 3X40—60 м 20 м ходьба, смотреть вперед, смотреть через левое плечо Ходьба по бревну 2—3 раза Ходьба высоко поднимая бедра, захлестывая голени 2X20—30м Бедро вверх повыше, пяткой коснуться тела Прыжки на двух ногах, с высоты 60 см, в длину с разбега 5—6 шагов 10-12 раз приземляться на носки, использовать маты Ходьба с перестроением в колонну по четыре Команда: «Налево по четыре — марш!». Образовать четыре круга А. Упражнения с набивными мячами 1. Передача мяча по кругу 3—4 раза передача мяча из рук в рук от 2 до 5 мячей массой 1-2 кг на 10-12 учеников 2. То же, над головой 3—4 раза в виде эстафеты 3. Перекатывание мяча по кругу 3—4 раза 4. Подбрасывание мяча вверх и лов- 7—8 раз ля 5. То же, после хлопка в ладони за ^~ 8 раз спиной. Перестроение в две шеренги 6. Броски мяча двумя руками в па- 7_8 раз рах с места из-за головы снизу Б. Развитие двигательных качеств (динамической силы рук и прыжковой выносливости) 1. И. п.— взявшись за руки, пальцы 7—8 раз скрестно: 1 — руки согнуть, 2 — разогнуть 2. И. п. — упор лежа: 1 — руки со- 5—7 раз гнуть, 2 — и. п. 3. И. п.— руки на поясе: 1 — при- 7—8 раз сесть, 2 — и. п. 4. И. п.— то же, 1—4 — прыжки на 3—5 раз двух ногах, 1—4 то же, на правой, 1—4 — то же, на левой 5. Прыжки на двух ногах со ска- 1—2 раза калкой
Передача мяча из рук в руки от 2 до 5 мячей массой 1—2 кг на 10— 12 учеников В виде эстафеты В виде эстафеты Мяч встречать прямыми руками «За направляющим в обход налево, шагом марш!», «Налево по два марш!» Расстояние 7—8 м, мяч в воздухе не ловить Стоя на месте с сопротивлением Туловище прямое, грудью коснуться пола На носках, вверх повыше 140—150 прыжков на носках ~- Основная часть Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|