Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Предел заполнения танка жидкостью всегда меньше или равен 98%.




Насколько он будет меньше 98%, зависит от фактической температуры груза. Допустим, установочное давление предохранительного клапана на танке 4 бара. Это означает, что предел заполнения танка пропаном при температуре -10°С будет 95,18%, а давление в танке составит 2,44 бара.

Для примера рассчитаем по формуле пределы заполнения танка пропаном с использованием его термодинамичес­ких характеристик.

Таблица 23. Примерная форма для расчета пределов заполнения танка

Температура груза, °С   Давление паров, бары   Давление в танке, бары   Плотность груза, кг/м3   Предел заполнения танка при 0,3 бара, %   Предел заполнения танка при 4 барах,%  
-42,09   1,013   0,00   580,93   96,81   88,77  
-40,0   1,110   0,10   578,50   97,21   89,14  
-36,04   1,313   0,30   573,86   98,00   89,86  
-30,0   1,677   0,66   566,68       91,00  
-25   2,034   1,02   560,63       91,98  
-20   2,445   1,43   554,48       93,00  
-10   3,455   2,44   541,82       95,18  
  4,750   3,74   528,62       97,55  
+1,77   5,013   4,00   526,21       98,00  

 

Допустим, по окончании погрузки возникла проблема с системой сжижения газа. Из окружающей среды теплота продолжает поступать в танк, повышая температуру груза и соответственно давление в танке. Когда температура груза повысится до —10°С, объем жидкости в танке увеличится до 95,18%, а при 0°С объем груза в танке увеличится до 97,55%.

При увеличении температуры груза до 1,77°С объем жидкости увеличится до максимально допустимого значения 98%, а давление в танке достигнет установочного давления срабатывания предохранительного клапана (4 бара). Пре­дохранительный клапан откроется, и произойдет стравливание избыточного давления из танка на вентиляционную колонну. При этом давление в танке будет сохраняться неизменным, следовательно, температура груза не изменится и составит 1,77°С даже без использования системы сжижения газа.

Первая причина, по которой не допускается заполнение танка более чем на 98%, заключается в том, что необхо­димо иметь достаточный объем газовой фазы в танке для обеспечения работы компрессорной установки и создания минимального давления всасывания на компрессорах. Если давление в танке будет низким, то компрессор «захлоп­нется» и прекратит работу. Дальнейшее повышение температуры груза приведет к увеличению объема жидкой фазы груза в танке, что еще более усложнит пуск компрессора. Одновременно увеличение объема жидкости может привести к заполнению ею вентиляционной системы танка и попаданию груза на палубу.

Вторая причина заключается в том, что если поверхность жидкости находится слишком близко ко всасывающему трубопроводу компрессора, существует вероятность ее попадания в систему компрессора, что, в свою очередь, приве­дет к гидравлическому удару и выходу компрессора из строя.

Многие классификационные сообщества, такие как DNV, USCG, GL и др., устанавливают предел заполнения танка в 98%, если только соотношение давление/температура в нем соответствует установочному давлению предохра­нительного клапана. Исключение составляет только транспортировка LNG в сферических танках, где предел заполне­ния танка обычно чуть больше 99%, поскольку на судах этого типа отсутствует установка повторного сжижения и образующийся выпар газа используется для питания судовой силовой установки. Обычно на судах имеются таблицы или графики с рассчитанными пределами заполнения танков для различных грузов при различных температурах груза и пределах установочного давления предохранительных клапанов.

Определение уровня груза в танке. Существующие мерительные устройства, установленные в грузовых танках для определения уровня груза, позволяют определить или расстояние между верхней точкой танка и поверхностью жидко­сти, т. е. пустое пространство танка (используется термин «Пустота», или в английской терминологии «Ullage»),

либо расстояние от днища танка до поверхности жидкости, т. е. глубина (используется термин «Взлив», или «Sounding»). Определять уровень груза в грузовых танках следует самым тщательным образом с учетом всех факторов, влияющих на показания мерительных устройств.

Наиболее популярны на газовозах устройства поплавкового типа. Поскольку эти мерительные устройства очень редко располагаются в центре танка, в большинстве случаев, для того чтобы определить действительный уровень груза в танке, необходимо учитывать поправки, возникающие вследствие крена и дифферента судна (рис.123 и 124). Чем дальше от центра танка будет расположен поплавок, тем значительнее будет поправка к уровню.

Кроме поправок к уровню на крен и дифферент (Trim Correction & List Correction), при использовании поплавковых мерительных устройств необходимо помнить о некоторых особенностях как самого мерительного устройства, так и груза.


 
 


 


Рис. 123. Влияние дифферента на показания Рис. 124. Влияние крена на показания

поплавкового мерительного устройства поплавкового мерительного устройства

 

Таблица 24. Поправки уровня груза в зависимости от его плотности

Диапазон плотностей, кг/л   Поправка к уровню, MM  
0,4743—0,5020   -9  
0,5021-0,5332   -8  
0,5333—0,5686   -7  
0,5687—0,6090   -6  
0,6091—0.6556   -5  
0,6557—0,7100   -4  
0,7101—0,7741   -3  
0,7742—0,8510   -2  
0,8511—0,9448   -1  
0,9449—1,0000    

Во-первых, поплавок изготавливают из нержавеющей стали, следовательно, он обладает некоторым весом. В зависимости от плотности груза будет меняться и плавучесть поплавка, т. е. степень его погруженности. Обычно мерительное устройство поплавкового типа калибруется на определенную плотность груза (0,6 кг/л или 1,0 кг/л). Поправки к уровню на плотность груза (Buoyancy Correction или Float Correction) приводятся в табличной (см. таб. 24) или в графической форме (см. Приложение).

Как видно из табл. 40, мерительное устройство откалибровано на пресную воду (при плотности груза 1 кг/л поправка к уровню равна 0). Однако в некоторых случаях мерительное устройство калибруется по гексану (плотность 0,6 кг/л), и тогда нулевая поправка к уровню будет соответствовать плотности груза 0,6 кг/л, а поправки к уровню будут иметь как положительное значение (для грузов с плотностью выше 0,6 кг/л), так и отрицательное — для грузов с меньшей плотностью.

Во-вторых, материалы, из которых изготовлены танк и мерительная лента, имеют свойство сжиматься под воз­действием низких температур. Поэтому возникает необходимость использования дополнительных поправок к уровню на сжатие мерительной ленты (Таре Shrinkage Correction) и на вертикальное сжатие танка (Correction for Tank Vertical Shrinkage). Такого вида поправки также приводятся или в графической или в табличной форме (табл. 25).

Таблица. 25. Примерный вид таблицы поправок на сжатие мерительной ленты

Показания мерительного устройства,м   Поправка к уровню, мм,  
при температуре паров груза, °С  
-46   -44   -42   -40  
         
         

 

Кроме поправок на вертикальное сжатие танка при расчетах объема, занимаемого жидкостью или парами груза, следует учитывать объемное сжатие танка (Volumetric Shrinkage Factor) вследствие воздействия низких температур. В Прилож. 1 приведена таблица для определения фактора объемного сжатия танка по известной температуре. При определении объема паровой фазы учитывают сжатие танка при температуре паров, а в жидкостной фазе — при температуре сжиженного газа.

Многие классификационные общества и сюрвейерские организации требуют определять уровень груза с точностью до 1 мм, а температуру — с точностью до 0,1 °С.

Пример: Выполнить предварительные расчеты количества пропана, который необходимо погрузить при темпе­ратуре —20°С, обеспечивая полную грузовместимость судна, и определить объем груза и взливы в каждом танке. Расчетный дифферент судна на отход — 1 м на корму. Установочные давления для предохранительных клапанов — 0,3 и 4,0 бара.

Решение: Для расчетов будем использовать мерительные таблицы из Приложения.

1. Зная термодинамические характеристики пропана, определим давление его насыщенных паров при заданной температуре: при —20°С давление насыщенных паров составит 2,4452 бара. Это давление соответствует манометричес­кому давлению газа в танке в 1,44 бара. Следовательно, dm(avrs) должно быть выставлено на 4,0 бара перед началом погрузки.

2. По соотношению

FL = dm 98%

dc

определяем предел заполнения танка (здесь dc плотность груза). Для этого из термодинамических таблиц находим плотность пропана при давлении, соответствующем установочному давлению предохранительного клапана в 4 бара (манометрическое), и плотность пропана при температуре груза - 20°С:

Установочное давление 4,0 бара

Атмосферное давление 1,013 бара

Давление насыщения 5,013 бара

Плотность пропана при 5,013 бара составляет 526,21 кг/м3. Плотность пропана при температуре -20°С составит 554,48 кг/м3. Подставляя эти значения, получаем

FL = dm 98% = 526,21 кг/м3 • 98% = 93%

dc 554,48 кг/м3

 

 

3. Зная процентное значения предела заполнения танка, рассчитаем объем жидкой фазы груза в каждом из четы­рех танков:

Танк   Объем танка, 100%   Объем заполнения, 93%  
№1   828,340 м3 X 0,93   770,356 м³  
№2   987,180 м³ Х 0,93   918,077м³  
№3   1060,220 м³ Х 0,93   986,005 м³  
№4   1060,220 м³ Х 0,93   986,005 м³  

 

4. Из мерительных таблиц выбираем значение взливов груза в танках (с учетом поправки на поплавок и диффе­рент в 1 м на корму):

Танк   Объем заполнения, м3   Исправленный взлнв, м  
№1   770,356   8,395  
№2   918,077   8,123  
№3   986,005   8,109  
№4   986,005   8,131  

 

Если предварительный расчет груза был выполнен с достаточной точностью, действительные взливы в танках на момент окончания погрузки (показания мерительных устройств) можно рассчитать, используя необходимые поправ­ки на сжатие ленты и вертикальное сжатие танка с учетом фактической температуры груза и паров.

Расчет груза для продувки танков. Зачастую терминал не может обеспечить подачу на борт судна паров груза, необходимого для продувки танков, поэтому часть груза поставляют в сжиженном виде специальными грузовиками на отстойный причал или же по грузовому трубопроводу с терминала, после чего судно выходит в море, где и выполняет продувку с помощью судового испарителя и последующее захолаживание танков. В связи с этим возникает необходи­мость предварительных расчетов количества сжиженного газа, необходимого для продувки грузовых танков и их захола-живания перед погрузкой. Такие расчеты проводят с использованием уравнения состояния идеального газа, закона Авогадро (для приближенных расчетов) или же при помощи таблиц термодинамических характеристик перегретых паров груза (если они имеются).

Пример: Перед погрузкой необходимо продуть атмосферу танка парами пропана. Температура атмосферы грузового танка перед продувкой 15°С. Определить количество сжиженного пропана (м3), необходимое для продувки танка объемом 3000 м3, если терминал может поставить сжиженный пропан при температуре -41° С.

Решение: 1. Определим массу паров пропана, необходимую для замены атмосферы танка. Для вычисле­ний воспользуемся таблицами термодинамических параметров перегретых паров пропана (Прилож. 1). По графику находим плотность р перегретых паров пропана при температуре 15'С и давлении 1 бар: она равна 1,75 кг/м3. Зная объем танка и плотность паров, определяем их массу:

т = ρ • V = 1,75 • 3000 = 5250 кг.

2. Для того чтобы определить, сколько сжиженного пропана потребуется для замены атмосферы танка, из таблицы термодинамических характеристик пропана (Прилож. 1) по температуре -41° С выбираем значение плотности сжиженного пропана ρж, оно равно 579,66 кг/м3. Тогда:

V= т: ρж= 5250: 579,66 = 9,057 м3.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных