ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУППЫЧисленность группы. Говоря о "каячной группе" или "каячном походе", я отнюдь не подразумеваю, что все участники похода должны сплавляться исключительно на каяках. Во-первых, равноправными участниками такой группы могут быть каноисты-одиночки, чей подход к решению большинства вопросов совпадает с подходом каякеров. То же самое относится и к двухместным байдаркам и каноэ в той степени, в какой они рассматриваются как логическое развитие и продолжение К–1 и С–1, а не как самостоятельный, изолированный от каяков класс судов. Во-вторых, в походе могут принимать участие, вообще говоря, любые суда, причем суммарная численность их экипажей может, при определенном согласии между всеми участниками, даже превосходить число каякеров. Понятие "каячная группа" означает только то, что эти суда играют в группе вспомогательную, второстепенную роль. (Естественно, это должно быть оговорено заранее в самом начале подготовки к походу.) Все стратегические и тактические вопросы организации и проведения похода должны решаться с точки зрения каякеров и в интересах каякеров. Действия остальных судов должны быть подчинены этим интересам или, по крайней мере, не противоречить им. В частности, при проведении походов в малонаселенных и малопосещаемых туристами районах крайне желательно иметь в группе 1–2 катамарана на случай непредвиденных обстоятельств. (Никто не может считать себя абсолютно застрахованным от тяжелой травмы или от утраты судна.) Однако экипажи этих катамаранов должны иметь подготовку если не столь же высокую, как каякеры, то, по крайней мере, выше, чем принято для катамаранщиков на данной реке, поскольку им придется действовать в заведомо невыгодном для себя режиме. С другой стороны, сами каякеры должны относиться к таким катамаранам не только как к обслуживающему персоналу, но и как к относительно слабым участникам, нуждающимся в опеке более сильных товарищей. Только в том случае, если экипаж катамарана составлен из таких же каякеров, которые сверх этого еще и сработались в единое целое, его можно использовать для страховки и решения других сложных задач. Как уже отмечалось ранее, подобрать экипаж катамарана с соответствующим опытом весьма затруднительно. Поэтому казалось бы вполне логичным чередование экипажей на судах, чтобы каждый участник имел возможность пройти большую часть маршрута на каяке, но при этом отработал бы и свою часть катамаранной повинности, сменяясь, например, через каждый час или через каждый ходовой день. Увы, такое красивое решение оказывается совершенно не жизнеспособным. Для того, чтобы максимально реализовать свои возможности и потребности на данной реке, необходимо "вкататься" в реку, привыкнуть к ней с первых же дней похода. Сделать это при постоянном чередовании судов невозможно. Столь же невозможно работать в полную силу на обобществленном каяке, оборудованном, подогнанном и загруженном в расчете на некоего среднего гребца; любой каякер прекрасно знает, как важно сплавляться именно на своей лодке. Поэтому практическая реализация этой схемы, как правило, заканчивается тем, что гребцы, изначально оказавшиеся на катамаране, так и остаются его основным экипажем на весь поход, лишь изредка сменяясь на самых простых участках. Обычно это бывают наименее подготовленные участники, и в результате такого прохождения их техническое отставание сохраняется и усугубляется. Не пытайтесь обмануть себя и своих товарищей; если вы не можете найти подходящий экипаж на катамаран, выберите другой маршрут — либо более простой, либо в более населенном районе — на котором вы могли бы обойтись без этого вспомогательного судна. Численность группы Как правило, каякеры путешествуют менее многочисленными группами, что дает всем остальным туристам повод лишний раз упрекнуть их в индивидуализме. На самом же деле это лишь подчеркивает огромные возможности этого маленького судна, управляемого искусным гребцом. Привычная для нас численность водной группы 8–12 человек связана, прежде всего, с использованием крупных судов. Два катамарана-четверки — это уже 8 человек, и ниже этого предела группа фактически неработоспособна. (Отрадное исключение составляют двухместные катамараны, получившие распространение в последнее десятилетие, но и их возможности весьма ограничены.) Для каячной же группы минимально допустимое число участников объективно ниже. Группа из 4–6 опытных каякеров способна пройти маршрут любой сложности, примером чему можно считать прохождение Голубого Нила и Дудх-Коси группой под рук. Майка Джонса или, из отечественной практики, весьма полное прохождение Чулышмана группой в составе О.Головкина и Н.Плеханова в 1994 г. Дальнейшее увеличение группы практически не увеличивает ее возможностей и целесообразно лишь для решения задач, не относящихся непосредственно к сплаву — таких, как съемка хорошего постановочного фильма или оборона от нападений местных жителей. Хотя группа из 10–12 каякеров вполне работоспособна и сплав в такой группе способен доставить большое удовольствие участникам, управлять многочисленной группой — весьма тяжелая работа, и здравомыслящий руководитель едва ли станет увеличивать ее численность без серьезных причин для этого. Отметим попутно, что согласно действующим Правилам проведения туристских спортивных походов, численность группы должна быть не менее 6 человек, что мало соответствует реальным потребностям. ВЫБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ МАРШРУТА Анализ информации о реке. Радиальные выходы. Первопрохождения. Распорядок дня. Планирование дневного перехода. Прохождение с базовыми лагерями. Сплав в режиме ралли. Первое отличие каячного маршрута от всех остальных — это преобладающая роль сплава. Если уж вы желаете получить удовольствие именно от сплава по бурной воде, то нужны ли вам многокилометровые пешие подходы? Скорее, вы выберете маршрут, в котором пешая часть является лишь вынужденным и вспомогательным элементом, и постараетесь сократить ее до минимума. С другой стороны, если пешая часть представляет для вас самостоятельную ценность и занимает существенную часть похода, то подумайте еще раз: действительно ли для вас так важен сам сплав, и именно на каяке? Не пытайтесь вместить в один поход и то, и другое — в этом случае ущербными неизбежно окажутся оба. Сделайте разумный выбор в соответствии со своими интересами и откажитесь от того, что представляется для вас менее ценным. Вторая существенная особенность — такое построение маршрута, которое позволяет максимально использовать все возможности для организации промежуточных забросок продуктов и других расходуемых материалов. Дело не только и не столько в том, чтобы облегчить вес рюкзаков на пеших подходах, сколько в том, чтобы по возможности облегчить вес лодки на сплаве. Эта проблема актуальна, по существу, для любого типа судов, но для каяков она стоит особенно остро, поскольку лишний вес приходится компенсировать не объемом лодки, а частью мастерства гребца. Относительно выбора конкретного типа реки и конкретного типа препятствий дать какие-либо общие рекомендации практически невозможно. На вкус да на цвет товарищей нет, и только вы сами можете решить, какая вода нравится лично вам. Принципиально для каяков доступны все реки и все препятствия, от крутопадающих горных ручьев с расходом воды порядка нескольких кубометров в секунду до мощных рек с расходом в сотни кубометров. Вопреки распространенному заблуждению, большой расход воды сам по себе не представляет для каяка особой сложности. Дело в том, что в процессе сплава каяк взаимодействует, как правило, лишь с ближайшей к нему частью потока, не превосходящей 50–60 м3/с, поэтому вся остальная вода не имеет к нему непосредственного отношения и служит лишь украшением заднего плана. Исключение составляют только мощные турбулентные структуры, распространяющиеся на все русло; кроме того, при прочих равных условиях реки с большим расходом объективно опаснее. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|