Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Анализ информации о реке




Основные проблемы в выборе маршрута связаны с тем, что большинство описаний рек составлены плотовыми и катамаранными группами, чьи представления о сложности, содержательности и опасности сплава сильно отличаются от каякерских. Поэтому следует по возможности пользоваться описаниями, составленным каякерами; по существу, только их и можно считать достоверными для данного типа судов. При использовании других материалов необходимо учитывать различия в психологии, технике и подготовке гребцов на разных типах судов и в технических возможностях самих судов.

  • Так, на многих малоопытных гребцов большое впечатление производят валы размером более 1 м, типичные, например, для крупных рек Саян и Алтая; для каякера же, который умеет подчинить энергию потока своей воле, эти валы — едва ли не самое безобидное и предсказуемое поле для игр.
  • Плот практически лишен маневра, и его экипаж может счесть самым сложным препятствием на реке S-образную связку из двух прижимов, между которыми необходимо всего лишь быстро пересечь гладкую струю. Такой порог под названием "Интеграл", "Зигзаг" или "Змейка" есть почти на каждой старой плотовой реке.
  • С другой стороны, плоты и катамараны благодаря своим размерам и объему способны игнорировать даже крупные бочки, которые после этого едва ли упоминаются и в описаниях. Для каякера же попадание в такую бочку (а тем более — в несколько бочек подряд) может закончиться весьма плачевно.
  • Для крупных судов представляет проблему, вообще говоря, каждое лишнее движение. Порог, в котором все сложные места можно, интенсивно маневрируя, обойти по гладкой воде или небольшим валам, они склонны считать более сложным, чем одиночную бочку через все русло. В частности, они чувствуют себя весьма неуверенно в длинных, тесных, запутанных шиверах и порогах слаломного типа, поэтому часто преувеличивают сложность этих препятствий относительно остальных. Для каяков соотношение сложности разных препятствий может быть прямо противоположным.
  • Катамараны и особенно плоты причаливают к берегу с большим трудом, но они нуждаются в подробном просмотре меньше, чем каяки. С другой стороны, для них бывает необходимо просмотреть некоторые препятствия, например, сложные прижимы, прохождение которых для каякера достаточно очевидно с наплыва. Наиболее же подробно описываются, как правило, именно те препятствия, которые данная группа просматривала; из-за этого при чтении описания может сложиться искаженное представление о реке в целом.
  • Катамараны и плоты мало восприимчивы к развитой вертикальной турбулентности. Спиральные течения для них либо несущественны, либо заранее считаются непреодолимыми. (Тогда экипаж даже не пытается удержать судно у берега и сразу отдается во власть основной струи). Воронки и поганки вовсе не удостаиваются их внимания и, соответственно, не попадают в описания. Для каякера же эти структуры весьма сложны и опасны.

Конечно, это далеко не полный перечень тех различий, с которыми вы можете столкнуться при чтении описаний. Поэтому разумно было бы относиться к этим описаниям лишь как к самой общей информации о реке. Чтобы выбрать для себя достойный маршрут, вы должны полагаться на критическое отношение ко всему написанному, здравый смысл и рекомендации тех, кто может взглянуть на данный маршрут с вашей или близкой к вашей точки зрения.

Если в отчете встречаются числовые характеристики препятствий (особенно вертикальные размеры — такие, как высота валов или сливов), то необходимо умножить их на поправочный коэффициент, зависящий от впечатлительности автора и назначения отчета. Только тогда они будут более или менее соответствовать действительности. Как показывает практика, для большинства отчетов этот коэффициент составляет примерно 0,7. Для отчетов же, написанных для Чемпионата СССР по Рассказам о Водном Туризме (или аналогичных чемпионатов России, Москвы и т.д.), следует применять коэффициент не выше 0,5.

На мой взгляд, наиболее содержательная и достоверная часть туристского отчета — это фотографии. Внимательно анализируя их, сопоставляя с описаниями, выбирая возможную линию движения, места причаливания и точки страховки, можно составить достаточно правдоподобное представление о реке.

Радиальные выходы

Хотя, как уже говорилось, в каячном походе сплав, по определению, играет доминирующую роль, это не обязательно относится ко всему путешествию в целом. Радиальные выходы продолжительностью от 1 дня до 1 недели — весьма рациональный способ провести свои отпуск более разнообразным и сбалансированным образом. В любом популярном туристском районе можно найти достаточное количество коротких пеших маршрутов, заслуживающих вашего внимания. Они могут как начинаться в середине вашего водного маршрута, так и быть связаны с ним местными переездами.

Радиальный выход, выделенный в самостоятельный элемент путешествия — это гораздо более эффективный способ полнее познакомиться с районом, чем длинная пешая часть. Вы можете выбрать для этого выхода наиболее интересное место данного района, а не тот маршрут, который навязывается вам выбранной водной частью. И вы сможете увидеть в режиме легкой пешей прогулки намного больше, чем увидели бы из-под тяжелого рюкзака!

Первопрохождения

Стремление пройти там, где еще не ступала ни нога человека, ни ботинок туриста — одна из основных причин, влекущих нас из дому. Оно передалось нам, вероятно, еще от нашего самого далекого предка, мечтавшего в один прекрасный день найти новый лес с упитанными, совершенно непугаными мамонтами. Увы, сейчас, в конце очередного тысячелетия человеческой истории, это желание стало трудноосуществимым. По крайней мере, при том размахе, который имел туризм в нашей стране в течение нескольких десятилетий, было бы крайней наивностью надеяться, что вы сможете найти абсолютно неизвестный маршрут. Все маршруты, которые когда-либо могли прийти кому-либо в голову, уже были кем-то замечены, опробованы и оценены. Если они действительно имели те или иные достоинства, то они стали известными и популярными среди туристов; если же нет — о них просто забыли. Поэтому если вы всерьез думаете о прохождении нового маршрута, предварительно ответьте на два вопроса:

  • Почему этот маршрут не получил популярности?
  • Что изменилось на этом маршруте и в этом районе за последнее время?

В числе наиболее частых причин, из-за которых данный маршрут мог быть проигнорирован туристами, можно назвать отсутствие технического интереса, чрезмерную сложность, физическую непроходимость, недостаточную протяженность, административные ограничения, неудобные подъезды, плохой климат. Первые три из них имеют смысл применительно к конкретному классу судов и конкретному уровню техники сплава. Поэтому если все дело именно в них, то не исключено, что для каяков такой маршрут мог бы оказаться вполне приемлемым. Если маршрут слишком короткий, то разумно связать вместе 2–3 речки в этом районе; для каяков это сделать в некоторых отношениях проще, чем для других судов. Административные ограничения и обстановка с транспортом изредка меняются, но такие изменения и открывшиеся в связи с ними новые (т.е. хорошо забытые старые) маршруты быстро становятся известны в туристских кругах. Поэтому на них едва ли следует рассчитывать как на существенный источник новых маршрутов.

Распорядок дня

Сплав на каяке — весьма напряженное занятие, и только немногие фанатики имеют достаточно сил и желания, чтобы заниматься им с рассвета до заката. Как правило, после полудня интенсивного сплава большинство участников начинают ощущать некоторую усталость, и дальнейший сплав уже не доставляет им должного удовольствия. Хотя продолжать сплав в таком состоянии возможно и в определенных случаях даже необходимо, основной смысл этого сплава оказывается утраченным. В конце концов, каякеры плавают по речкам именно ради собственного удовольствия, а не в качестве повинности и не за деньги.

С другой стороны, для хорошо подготовленной каячной группы нет настоятельной необходимости устраивать полные дневки через каждые 2–3 ходовых дня, как это принято в большинстве групп. Эти дневки предназначены "для отдыха и восстановления сил", проще говоря — для зализывания ран. Но у каякера, живущего в согласии со своей рекой, таких ран просто не должно быть — ни душевных, ни телесных, ни по части снаряжения. Поэтому для каякера такие "планово-восстановительные" дневки едва ли являются необходимостью. Лично я просто не знаю, на что мне убить целый день, если поблизости нет интересного места для радиального выхода или нескольких гектаров малинника.

Более рациональная тактика для каякера состоит в том, чтобы каждый день уделять сплаву половину или 2/3 своего времени, а оставшуюся часть использовать для отдыха, мелкого ремонта снаряжения и прочих занятий, которым обыкновенно предаются люди в походе. Это позволяет распределить нагрузку более равномерно и получить более полноценный отдых. Время для сплава может выбираться различным образом, в зависимости от направления течения реки, погоды и многих других обстоятельств: до обеда, или после обеда, или двумя частями в первой и во второй половине дня.

Конечно же, не следует догматически придерживаться этого распорядка. Прохождение отдельных участков может быть построено иначе, чем остальной части реки. Так, на длинных и простых прогонных участках, как правило, бывает целесообразно сплавляться в течение всего дня с 1,5–2-часовым перерывом. Такой перерыв необходим не только для обеда, но и для полноценного отдыха.

Планирование дневного перехода

При сплаве по бурной воде каякер согласует каждый свой гребок, каждый маневр с местными неоднородностями потока. Точно так же график движения группы должен быть согласован с особенностями очередного участка маршрута и с его ключевыми точками. Только очень неопытный руководитель может формально рассчитывать места стоянок, исходя исключительно из километража и ходового времени.

Кратковременные остановки на сплаве целесообразно совмещать с разведкой препятствий средней сложности или осмотром местных достопримечательностей. Для ночевки желательно выбирать какую-либо характерную точку маршрута: устье притока, начало или конец однотипного участка, хорошую обзорную точку, серьезное препятствие. Это позволяет более полно почувствовать маршрут как некоторое структурированное целое, а не как безликие N километров между пунктом А и пунктом Б.

Стоянки на ключевых препятствиях маршрута особенно желательны, поскольку, как показывает практика, они являются единственным реальным способом организовать прохождение на разгруженных каяках. В любом другом случае идея разгрузить лодки и обнести вещи по берегу, как правило, не находит поддержки. Если же группа ночует на пороге, то в этом случае оказывается достаточно естественно разгрузить лодки перед порогом, а на следующий день загрузить их ниже него. Такая стоянка вполне логично сочетается и с обносом, если он оказывается необходимым.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных