Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Как воля охватывает пробуждающуюся фантазию.




К третьему году формообразующие жизненные силы, которые прежде всего участвуют в формировании органов головы, освобождаются. Теперь они действуют совместно с теми силами, которые постоянно освобождаются из области центральных органов. Это дает возможность проявиться новым способностям — первой детской фантазии и детской памяти. Раньше для ребенка было характерно просто направлять свою волю на те предметы, которыми пользуется мать в домашнем хозяйстве, теперь же эти предметы становятся отправной точкой для все более и более пробуждающейся в нем фантазии. Детская фантазия превращает их в самые различные вещи. Фантазия заключает в себе необъятные творческие возможности. Воля в фантазии в состоянии в каких-то реальных простых предметах увидеть что-то совсем другое, лишь очень отдаленно напоминающее эти предметы, то есть с внутренней радостью, силой сделать их тем, чем хочется в данный момент; создать их по-новому.

Например, щетка для чистки обуви как раз во время чистки вдруг становится кораблем или самолетом, или мама развязывает какой-то пакет и вешает ленточку на спинку стула, ребенок тут же закрепляет на одном конце ленточки ложку и за другой конец высоко ее поднимает, теперь это для него уже не ложка с ленточкой, а подъемный кран.

Одновременно с фантазией появляется память и воспоминания. Но вспомнить можно только то, что пережил. Фантазия может тотчас воссоздать это заново, если ребенок заметит нечто напоминающее ему его переживание. Сила воли заключается в том, что она возникающее в фантазии или в памяти воплощает в действие.

Однако есть такие дети, которые не охватывают волей фантазию и при неправильном руководстве ведут себя хаотично. Например, носятся, как сумасшедшие, имитируют завывание мотора, плохо ведут себя в незнакомой обстановке, что-то с удовольствием разрушают. Есть и другая крайность: дети внутренне полностью бездеятельны, у них отсутствуют импульсы к действию. Конечно, такие дети удобны, ведь они могут часами возиться с трехколесным велосипедом!

Итак, мы различаем гармонично деятельных детей; хаотично или бесцельно деятельных и детей со стесненной, парализованной волей. Лежащий платок, например, обычно воспринимается гармонично деятельными детьми как предмет одежды или материал для строительства дома. Хаотично деятельные дети швыряют его на пол и топчут ногами или подбрасывают в воздух, опрокидывая при этом вазу с цветами.

При здоровом развитии воли у детей в возрасте между тремя и пятью годами постоянной возникают новые идеи во время игры или когда они просто смотрят на игрушки. Так две почти четырехлетние девочки составили все свободные стулья в двойные ряды, положили потом на них кукол и сами легли с ними, заявив: “У нас спальный поезд”. Потом они поставили два ряда стульев друг напротив друга, положили всех кукол на один ряд и сказали: “Это пеленальный стол”. Незадолго до этого все стулья были составлены девочками спинками друг к другу, а на них повешен большой платок – так они построили кукольный театр. Скамеечка для ног была сначала мотоциклом, потом столом на кукольном дне рождения, почтовым ящиком, и, наконец поставленные друг на друга скамеечки стали огромной мельницей, перемалывающей каштаны.

 

Кризис воли и фантазии на пятом году жизни

На пятом году жизни можно четко наблюдать кризис у многих детей, особенно у творчески деятельных. Новые изменения в развитии происходят за счет того, что пластически действующие внутри ребенка образные силы теперь все больше и больше высвобождаются. Вместе с тем медленно пробуждающаяся способность иметь представления должна соединяться с волей. Воля теперь по-новому переориентируется. Для этого необходимо какое-то время. Приступы фантазии отступают, воля кажется парализованной. Дети все время спрашивают: “А что мне делать?” или жалуются, что им скучно. В такой момент не стоит апеллировать к фантазии. Они нуждаются в отдыхе. Лучше вовлекать в это время детей в совместную с взрослыми деятельность, давая им меленькие поручения, например, такие:

- вырезать, сшить и раскрасить маленькую книжечку;

- сшить подушечку для иголок, сортировать иголки;

- шлифовать нож для вскрытия писем;

- вдергивать тесьму или резинку;

- вытирать и подметать;

- пилить дрова в саду и т.п.

Причем надо не просить ребенка о помощи, а просто ставить его в известность, что мы в этой помощи нуждаемся.

Все работы должны исходить от взрослого; его близости ищут и нуждаются в ней. Все еще продолжается время подражания, хотя теперь детей к работе можно побуждать словами. Звучит первое “надо”, полностью ориентированное на подражательную деятельность. И после такого “рабочего времени” заново пробуждается тяга к игре. Теперь ребенок представляет себе разные жизненные ситуации (например, парикмахерскую, больницу и машину для перевозки больных, рыбачью лодку, крестьянскую ферму, семью, пожар, ракету и т.д. и т.п.), и они становятся для него импульсами к игре.

 

Воля объединяется с силой представления

Важно понять, что ни окружение, ни предметы, с которыми дети играют, не изменились, изменилось только отношение к ним. Теперь, чтобы воплотить игровой импульс, воля должна соединиться с представлением: сначала возникает у ребенка какое-то представление, а затем воля с помощью хорошо развитой фантазии выбирает подходящие предметы и преображает их. Это является ключевым процессом. Чтобы идея стала действительностью, необходимы фантазия терпение, выдержка, вдохновение, а также готовность преодолеть трудности. Во всем этом сильно действует воля – через управление деятельностью.

Приведем пример. Ребенок, которому вскоре исполниться пять лет, увидев корягу, кладет ее на плечо и провозглашает: “Теперь я трубочист”. А после пяти лет у ребенка сначала возникает идея стать трубочистом, и тогда он говорит: “Мне нужна длинная щетка, которая так вот закручена”. И делает такую, прикрепляя особым образом обычную щетку на длинный шнур, привязанный к палке.

До пяти лет воля охватывает все вспышки фантазии, возникающие под влиянием внешнего мира, Теперь воля должна сочетаться с представлением и фантазией, и для этого ей нужно преодолеть некое внутренне напряжение. Хорошо, если ребенку удается преодолеть эту внутреннюю работу – напряженную и, возможно, неудобную. И тогда наступает глубокое удовлетворение, можно даже сказать – триумфальное вдохновение.

Если дети не приходят к этому внутреннему напряжению, воля становиться хаотичной. И тогда, по нашему мнению, детям нужно выполнять простую тяжелую работу, при которой используется мускульная сила – обрабатывать дерево рашпилем, пилить, забивать гвозди и т.д. Но лучше эту работу не придумывать специально, а предлагать детям какие-то повседневные дела. Внимательный и вдумчивый воспитатель найдет для этого достаточно возможностей в течение всего года. К примеру, поздней зимой можно отпиливать сухие сучья от упавших деревьев в саду, летом обновлять клумбы, передвигать большие камни.

Кроме того, можно предлагать детям игры, требующие мускульного напряжения: соорудить из пеньков и досок “дорожный каток”, выкопать в углу сада “море” и “реки”, а также всяческие догонялки, пряталки, салки, игры с мячом, скакалкой и т.д.

Мы не должны забывать про вдохновение, с которым дети и взрослые работают или играют, так как волевые силы упражняются не только в области мускулов, но также - особенно в этом возрасте – во внутреннем, в обращении с живым представлениям. Окрепнув в этом, дети смогут прийти к уравновешенности своего существа. И, конечно, лучше, когда дети работают, а не бушуют.

 

Помощь взрослого при заранее придуманной игре

Когда дети начинают играть в игры, которые они придумывают заранее, они еще часто нуждаются в помощи взрослого. Требуется его внутренне присутствие, сопереживание, фантазия, сдержанное вдохновение. Вот несколько примеров. Шестилетний мальчик играл в директора цирка. С помощью разноцветных платков дети были “превращены” в разных животных, мальчик показал им их “клетки” и объяснил, что они должны делать. Все с удовольствием слушали его указания довольно долгое время, но, когда игра началась, ему больше ничего не приходило в голову. У детей пропало желание играть, теперь им нужна была помощь. И я сказала: “Цирк уезжает. У артистов небольшой отпуск”. Мальчик ответил: “Да, а потом мы все запакуемся и поедем в другой город. Точно! Вот мой автомобиль (это был стол со стойками). Конечно, ведь у циркового автомобиля должна быть круглая крыша”. Пред этим стол был клеткой одного из животных. Мальчик “оборудовал” машину, а потом посмотрел из ее “окна” на мой рабочий стол и воскликнул: “Ого! Да мы уже на границе! Теперь мы едим в другую страну, там много снега. Нам обязательно нужен снежный плуг”

С большим усилием прикрепил он к передней части “машины” совок, который должен был исполнять роль “снежного плуга”. Сзади он соорудил из чурбачков механизм, разбрасывающий соль для того, чтобы снег таял, а вместо соли у него были каштаны. На следующий день он построил такой же автомобиль, только без плуга и “солеразбрасывателя”. “Теперь это локомотив, " – сообщил он. С помощью столов и стульев он пристроил к локомотиву вагон, в котором сгрудились дети. Но настоящей игры не получалось. Мне опять пришлось вмешиваться. Я сказала: “У вас есть багажный вагон и носильщик? Пусть они заберут мой багаж, я хочу попутешествовать. И хорошо бы, чтобы в поезде был вагон-ресторан. Ведь по дороге пассажиры проголодаются”. Сразу началась бурная деятельность. Багаж (толстые поленья) был принесен и упакован. Вагон-ресторан построен и открыт. Теперь мне нельзя было покидать свое рабочее место, так как я полностью участвовала в игре. Мне дали меню и всякие забавные кушанья. И никто даже не заметил, что я сижу на своем рабочем месте, а совсем не в “настоящем” вагоне-ресторане.

Другой шестилетний мальчик построил со своими друзьями под столами лагерь, но игры не вышло. Я подсказала: “В таком лагере еду всегда готовят на костре.” – “Точно! – сразу отозвались дети. – Нам нужны дрова! Вот вы трое, принесите дрова!” Пыхтя, дети принесли палки, соорудили из красных и желтых платков огонь и повесили над ним “котелок” (корзинку). Еще две палки положили на спинку стульев, сверху набросали платки – так возникла палатка. Туда принесли, подушки и маленькие скамеечки. Игра длилась до самой уборки. И все еще жалели, что не успели наиграться.

У детей предшкольного возраста может возникнуть еще один игровой кризис, особенно если имеют место разговоры о школе. Шестилетки начинают чувствовать себя взрослыми, не “детсадовскими”. Они заявляют: “Мы хотим только работать!” Таких детей действительно следует включать в работу, пусть они помогают. Через некоторое время они вновь начинают играть.

 

Взрослые – пример для подражания. Над чем здесь следует подумать

Может возникнуть вопрос: что же необходимо делать взрослому, чтобы стать таким примером, который помогает правильно развивать волю ребенка?

Внешнее окружение влияет на формирование органов, следовательно, необходимо, чтобы в нем господствовали упорядоченность во всех отношениях, ясность, ритм, хорошие привычки и полная любви последовательность.

Чтобы достичь упорядоченности и ясности, взрослый постоянно должен обдумывать все заранее, это придает его жестам смысл и порядок. Он не носится туда-сюда, не суетиться, даже если он что-то забыл. Предусмотрительность также помогает предупреждать плохие волеизлияния ребенка и тем самым, исправлять дурные привычки.

Например, если ребенок снимает обувь ногами или привык хлопать дверью, взрослому следует появляться возле ребенка в тот момент, когда он собирается это делать, – и так до тех пор, пока не выработается новая хорошая привычка. Надо сознательно отслеживать этот момент.

Также помощь заключается в том, что воспитательницы детского сада должны еще до прихода детей своей деятельностью подготовить атмосферу. Дети приходят в группу – и встречают деятельность воспитателя. Эта деятельная атмосфера побуждает волю ребенка и желание подражать, и они также начинают активную деятельность – но, конечно, отличную от деятельности воспитательниц.

Третий важный момент: воспитатель очень осознано ритмически выстраивает свою жизнь и деятельность, – как в течение дня, так и в течение года, - но, конечно, в этом нельзя быть слишком упрямым и педантичным.

Такого рода действия составляют существенную часть правильного физического окружения, в котором дети посредством подражания упорядочивают свою волю и учатся использовать ее целенаправленно.

 

Подражание – это волевая деятельность!

Волевая деятельность – это “я” – деятельность!

 

Воля – это нечто очень индивидуальное у каждого человека. Это можно ясно видеть, наблюдая за тем, как дети подражают. Пример у всех одинаковый, а реакции совершенно различные – от очень жадного, немедленного включения в деятельность до едва заметного интереса. В подражании господствует великая свобода! Если воспитатель действует всем вышеуказанным правилам, то каждый ребенок сможет найти именно то для развития своей воли, что он неосознанно ищет.

Переход от " хочу" к "должен", который происходит на пятом году жизни, пройдет вполне благополучно, если для этого созданы следующие предпосылки:

- хорошие привычки;

- ритмически повторяющиеся рабочие эпохи;

- подготовка и проведение праздников;

- полная любви последовательность;

Особенно все это действует на волю. Но не следует понимать это так, что после этого перехода мы можем просто отдавать детям приказы и заставлять их делать все то, что нам придет в голову. Вся наша воспитательная деятельность должна строиться так, чтобы дети хотели делать то, что им следует делать. И хотя мы теперь все больше с помощью слов будем обращаться к силам представления, и уже можно сказать детям, ЧТО и КАК им надо делать, а также подбодрить их словами, все же ключевым моментом остается подражание.

Как ребенок из общения со взрослым может понять, что такое “ должен”

Как же мы можем показать ребенку через пример, что в детском саду он что-то должен делать?

Например, чтобы дети приняли участие в какой-то целенаправленной деятельности, взрослый долгое время занимается своей работой: готовит что-то для праздника или базара, вышивает, вырезает игрушки из дерева и т.п. Здесь от взрослого требуется терпение, выдержка, тщательность. Тогда дети с интересом этому следуют.

“Должен” можно пережить и тогда, когда я преодолеваю свое нежелание, – например, заставляю себя шить с наперстком. И это надо делать с радостью.

Особую помощь для “должен” дает так называемое “одетое” подражание: детям рассказывают о различных реальных людях и вымышленных персонажах, о том, что и как они делают. У детей, таким образом, создаются представления, которые они, подражая, потом пытаются перенести в деятельность.

Хороший пример для этого “слуга Людвиг”. Он должен был обслуживать гостей, доставляя им из кухни и подвала все, что они требовали. Но в комнату он не имел права заходить. Он подносил все к двери и отдавал “мадам”, а она уже несла это к столу. Сразу после рассказа о Людвиге мы попросили шестилетнего мальчика раздать детям чашки с чаем. Он осмотрел весь поднос, выбрал самую полную чашку и удовлетворенно поставил ее себе. Потом он взглянул на меня, и я сказала: “А вот Людвиг так никогда не делал. Он обслуживал сначала других, а себя в последнюю очередь”. “Правда?” – спросил мальчик, после чего переставил эту чашку своему соседу, после раздал все остальные чашки и только последнюю взял себе.

Другим примером является вымышленный персонаж – мастер Вышивание. Он всегда выбирает самую красивую нитку и идет потом гулять иголкой. Дома и самолеты он не вышивает. Это дает ясную ориентацию.

Есть еще Портняжка со своим стишком:

У настоящего Портняжки

Всегда красивый ровный шов.

Наперсток у него на пальце –

Вот и выходит хорошо.

К “должен”, которое дети хотят, можно отнести также определенную предшкольную работу. Каждый год детям предшкольного возраста предлагается какая-нибудь работа. Остальные дети видят это и ждут своего часа с нетерпением и радостью. Детей никто не заставляет ничего делать, им предлагают. Но уже в процессе работы от них требуется аккуратность и настойчивость, – таким образом, они учатся понимать, что такое “должен”.

В нашем детском саду мы предлагаем детям смастерить себе “узелковых” кукол. К этому меня побуждают слова Хедвиги Хаук из книги “Ручной труд и искусство“. “Кукла из льняных лоскутков с нарисованными чернилами точками вместо глаз пробуждает гения в ребенке”. Когда узелок на платке завязан, кукла считается “рожденной”, и ребенок может сделать ей различные одежки.

К “должен” относиться и то, что дети следуют замечаниям и учатся воплощать в действии представление, которое возникает с помощью слова.

Теперь словами можно создать четкие границы – например: “У нас не стреляют. Я считаю, что стрелять плохо, поэтому мы не будем этого делать”. В этом возрасте уже должен действовать авторитет воспитателя, но тем не менее за каждым запретом должно следовать предложение. Следующие слова Р. Штейнера являются основой всему, что я пыталась здесь обрисовать: Жизнь до смены зубов зависит от внутренне пробуждающейся воли, которая в этом возрасте проявляет себя не в мышлении, а в подражании ребенка физическому окружению”. (“Педагогическая практика с точки зрения духовно-научного познания”, 5-я лекция).

Только с началом школьного возраста можно начинать осознанно упражнять волю

С первых школьных дней начинается медленная осознанная тренировка воли. Теперь учитель распределяет обязанности: полить цветы, вымыть подоконник, стереть с доски и т.д. И эти задания необходимо каждый день в течение недели выполнять – даже тогда, когда нет никакого желания это делать. Конечно, родителя и учителя должны держать в памяти такие задания и напоминать о них детям.

В детском саду тоже есть много повседневных дел, о которых я всегда должна помнить. (Конечно, держать это в сознании гораздо труднее, чем просто раз и навсегда написать их на бумаге). Речь идет о постоянно повторяющихся вещах, которые обычно выполняют взрослые, но могут это делать и дети – например, накрывать на стол, расставлять вазы с цветами, аккуратно разместить обувь, распределить почту, подмести и т.д. В принципе все равно, кто это выполняет, тем более что постоянно кто-то из детей спрашивает: “Можно сегодня я это сделаю? Нужно ли тебе помочь? Я так хочу сегодня это сделать, ведь я еще никогда не делал!”

Но бывают случаи, когда воспитатель просит какого-то ребенка что-то выполнить, а ему в ответ звучит: “Я не буду” или “Мне не охота”. Конечно, в таких случаях к воспитателю сразу же подбегают другие дети и говорят: “А можно мне?” Но если ребенок отказывается, воспитателю следует хорошенько обдумать, что же в действительности произошло. Может быть, просьба была слишком трудной для ребенка или он не любит утомляться. Естественно, бывают ситуации, когда нужно настоять, чтобы шестилетний ребенок все же выполнил ваше поручение – но только в том случае, когда для этого существуют важные причины, а не потому, что взрослому хочется, чтобы ребенок знал слово “должен”.

На примере многих таких ситуаций, когда мы детей с огромным тактом ведем от подражания к авторитету, можно видеть, что педагогика – действительно большое искусство и, также – какое огромное значение имеет для подражания и развития воли подающая пример личность воспитателя.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных