Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Как об этом сказать?




Наглядный материал. Два белых плюшевых зайца; один - большой, другой - маленький.

"Посмотрите на эти две игрушки, что можно про них сказать? - спрашивает воспитатель. - Верно, это зайки. Сколько их? ("Два".) Два зайчика. Только этот зайка какой? ("Большой".) А этот? ("Маленький".) А как можно назвать этого маленького зайку по-другому? Ведь они разные, а мы и одного и другого называем зайки, зайцы (воспитатель жестом показывает на игрушки, подчеркивая их различную величину). Как же мы назовем маленького зайца? ("Зайчик, заинька, зайчонок, сыночек, малыш".) Слова все хорошие, ласковые, очень подходят для маленького зайки. Повторите эти слова еще раз, а мы послушаем. (4-5 ясных и громких ответов.) А эту игрушку будем называть: большой заяц".

Кто это?

Наглядный материал. Игрушка или картинка с изображением лисы.

Дети рассматривают картинку (игрушку). Воспитатель спрашивает: "Кто это? ("Лиса".) А как еще можно назвать это животное? ("Лисичка, лисица, лисонька, мама".) Вы вспомнили и назвали разные слова, я все их еще раз повторю... Всмотритесь внимательно в картинку, что делает лиса. ("Стоит, смотрит...") Еще какими словами можно назвать действия лисы? ("Слушает, видит, разглядывает".) Скажите, какая эта лиса. ("Большая, рыжая, красивая".) Я повторю все слова, которые мы говорили о лисе. А вы послушайте и, если я забыла назвать какое-то слово, мне напомните: это лиса или лисичка, лисонька, лисица, лиса-мама. Лиса большая, рыжая, красивая. Лисонька стоит, смотрит, видит нас, разглядывает, слушает. Возьмем лису с собой на прогулку?"

Произнеси слово

Наглядный материал. Мяч.

Воспитатель показывает мяч и спрашивает: "Что это?" дети отвечают. Игрушку откладывают в сторону, детям предлагают повторить слово мяч отчетливо и достаточно громко: "Вова, произнеси слово мяч громко. Повтори, Таня, Дима... (5-6 ответов.)

Как хорошо, ясно вы произнесли слово мяч".

Педагог просит детей послушать интересные загадки-складки-добавлялки: "Я не буду договаривать одно слово, а вы догадайтесь, какое слово я не сказала. Слушайте внимательно: Наша Таня громко плачет, уронила в речку..." Дети подсказывают: "Мячик". Это слово четко произносят еще 4-5 детей. "Слушайте дальше: Зайку бросила хозяйка - под дождем остался... ("Зайка".) Уронили мишку на пол, оторвали мишке..." Несколько ответов: "Лапу".

"А теперь, дети, вы назовите какое-нибудь слово". Если дети затрудняются, воспитатель сам произносит четко, не торопясь, достаточно громко несколько слов: "Я припомнила такие Слова: мама, кукла, Петрушка, шар, птичка, солнечный. Вася, ты хочешь сказать какое-то слово?" Вася: "Мишка". Воспитатель одобряет ответ и опрашивает еще 5-7 человек. Затем перечисляет все услышанные слова и говорит: "Как много разных слов вы сегодня называли, произносили их громко".

Кто что делает?

Наглядный материал. Игрушки - кошка и собака.

Воспитатель рассматривает с детьми игрушки, предлагает описать их внешний вид (кошка - серенькая, пушистая, мягкая, маленькая; собачка - белая, мохнатая, большая); обращает внимание на звучание слов - названий игрушек (кошка, собака), просит повторить несколько раз эти слова, вслушиваясь в их произнесение. Поощряет хоровые и индивидуальные ответы детей.

Воспитатель. Как интересно звучат слова, послушайте, как я их произнесу: коошшкаа, ссообааччкаа. Вслушайтесь еще раз. Повторите вместе со мной так же. Теперь только Валя скажет слово кошка, а мы послушаем. А Коля произнесет слово собачка. Хорошо звучит оно у Коли. Повторите, дети, все вместе с Колей.

Как вы думаете, что делает кошка, когда мы ее гладим?

Дети. Мурлычет, радуется, выгибает спинку.

Педагог. Хорошие слова вспомнили: кошка мурлычет; радуется. А что она делает, когда видит мышку?

Дети. Тихонько подкрадывается, бежит, ловит, прыгает.

Педагог. Что делает кошечка, когда видит нитку с бантиком?

Дети. Бегает, играет, подпрыгивает, хватает, тащит, радуется.

Педагог. Еще что умеет делать кошка?

Дети. Мяукать ("мяу-мяу"), лакать молоко, пить.

Педагог. Как много интересных слов сказали вы про кошку! (Повторяет их.) А что делает собачка?

Дети. Лает, кусается, бегает, ходит, сидит, спит, смотрит, ест.

Педагог. Что делает собака, когда видит кошку?

Дети. Хочет поймать, бежит за кошкой, лает, ловит.

Педагог. А когда собачке дают кусочек мяса, то что она делает?

Дети. Подпрыгивает, служит, ест, радуется.

Педагог. Много вы сказали слов и о том, что делает собака. Помогите вспомнить и назвать эти слова еще раз (дети подсказывают).

Воспитатель следит за тем, чтобы дети называли как можно больше слов-глаголов, соответствующих характерным действиям кошки и собаки. Поощряет тех, кто удачно подбирает слова, проявляет активность и заинтересованность в поиске слов. Особое внимание уделяет процессу вслушивания детей в звучание слова ("Каждое сказанное слово и звучит по-разному и обозначает разное действие"), умению описать внешний вид предмета (животного).

Подумай и скажи

На прогулке воспитатель спрашивает детей: "Какая сегодня погода?" Дети с помощью взрослого подбирают слова, характеризующие состояние данной погоды. "Какие разные слова вы назвали! Послушайте, я их еще раз произнесу: Погода сегодня теплая, солнечная, безветренная, хорошая. Повторим эти разные слова про сегодняшнюю погоду все вместе... Посмотрите теперь на клумбу, какие цветы на ней растут? Какими словами можно сказать про цветы? (Дети отвечают.) И про цветы много разных слов вспомнили. Цветы красные, желтые, большие и маленькие, красивые".

Подскажи слово

"Дети, вы любите книги, которые написал Корней Иванович Чуковский. - спрашивает педагог. - Однажды он написал стихи, которые называются "Жил на свете человек". В этих стихах не хватает нескольких слов. Пожалуйста, придумайте их сами (если, дети не догадываются, воспитатель подсказывает).

Жил на свете человек - Скрюченные ножки, И гулял он целый век По скрюченной... (дорожке). А за скрюченной рекой В скрюченном домишке Жили летом и зимой Скрюченные... (мышки)! И стояли у ворот Скрюченные елки, Там гуляли без забот Скрюченные... (волки). И была у них одна Скрюченная кошка, И мяукала она, Сидя у... (окошка).

Вот и придумали мы с вами слова к стихотворению".

Скажи, как я

Ребенок подходит к столу воспитателя и поворачивается спиной к детям. Он - эхо. Все остальные вспоминают какие-нибудь слова и по вызову взрослого негромко произносят их. Ребенок-эхо тотчас же называет услышанное слово ("Чебурашка", - говорит Валя. "Чебурашка", - вторит ему эхо). После 5-6 ответов на роль эхо выбирается другой ребенок. Новые слова следует произносить так, чтобы отчетливо было слышно, как они звучат. Если эхо не расслышал слово или "вернул" говорящему другое слово (например, вместо горы - город), то на эту роль выбирается другой ребенок.

Упражнение рассчитано на большую речевую активность детей, каждому предоставляется возможность назвать одно-два слова, еще никем не называемые.

Воспитатель может записать все названные слова и в конце зачитать, отметив их разнообразие и неодинаковость звучания.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных