Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Анализ музыкальных форм




 

  1. Григорьева Г. Музыкальные формы ХХ века. Учебное пособие для ВУЗов. - М., Владос, 2014 г.
  2. Заднепровская Г. Анализ музыкальных произведений. Учебное пособие для ССУЗов. - М., Владос, 2003г.
  3. Кюрегян Т.С. Форма в музыке XVII-XX вв.: Учебное пособие. М., 2003
  4. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. - М.: Музыка, 1986.
  5. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений: Учебное пособие. М., 1984
  6. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке. М., 2003
  7. Ручьевская Е.А. Классическая музыкальная форма: Учебник по анализу. СПб, 1998
  8. Способин И. Музыкальная форма. М. 2012.
  9. Тюлин, Ю. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации: в 2 ч. / Ю. Тюлин. - Ч. I. - М., 1976; Ч. II. – М: Музыка,1977
  10. Холопов Ю.Н. Введение в музыкальную форму. М., 2006
  11. Холопова В. Формы музыкальных произведений. Учебное пособие. 2-е изд., испр. – Спб.: Лань, 2001.
  12. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие. СПб, 1999
  13. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. М., 1984-1990
  14. Чернова Т.Ю. Драматургия в инструментальной музыке. М., 1984

 

4.5. по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование

 

4.5.1.Олимпиада по специальности 53.02.06 «Хоровое дирижирование» включает выполнение теоретического и практического заданий, содержание которых соответствует Государственному образовательному стандарту в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования базового уровня.

4.5.2. Участники Олимпиады должны продемонстрировать теоретическую и практическую (профессиональную) подготовку; проявить творчество и владение профессиональной лексикой, умение на практике применять современные технологии.

4.5.3.Олимпиада по специальности проводится в два этапа: теоретический и практический.

4.5.4.Выполнение заданий всех видов оценивается в 50 баллов

4.5.5.Теоретическое задание представлено в виде тестов. На его выполнение отводится 30 минут. Задание направлено на проверку знаний по дисциплине «Хоровое дирижирование».

Студент должен знать:

-теоретические основы дирижерской техники;

- принципы постановки дирижерского аппарата;

- основные метрические схемы тактирования;

- приемы тактирования в простых и сложных сетках;

- приемы тактирования в несимметричных и переменных размерах;

- виды ауфтактов;

- приемы и средства выразительности в дирижировании;

- упражнения, помогающие постановке дирижерского аппарата;

 

Теоретические требования:

1. Ауфтакт 10. Фермата

2. Диапазон 11. Дробленое вступление

3. Аннотация 12. Синкопа

4. Динамика 13. Акцент, сфорцандо

5. Алля бреве 14. Штрихи (легато, нон легато)

6. Кульминация 15. Партитура

7. Размеры: 2/4, 3/4 (6/8-6/4), 2/2, 3/2 16. Дивизи

8. Пунктирный ритм 17. Кантилена

9. Типы и виды хора 18. Фразировка

4.5.6 Практическое задание: представлено в виде игры партитуры хорового произведения a’cappella на рояле.

Студент должен уметь:

- исполнить произведение соответственно характеру, в указанных композитором темпах, ощущая ладовое тяготение, форму, фразировку с соблюдением основ хорового исполнительства;

- представить хоровое звучание;

- исполнять любую партию в хоровом сочинении.

 

Профессиональное задание: Участники демонстрируют дирижирование двух хоровых произведений под рояль: одно произведение с сопровождением, второе - a`cappella. Время звучания двух произведений не более 10 минут. Произведения дирижируются наизусть.

Произведение для дирижирования участники выбирают самостоятельно. Содержание и сложность представленной программы должны соответствовать Государственному образовательному стандарту в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования базового уровня специальности 53.02.06 – «Хоровое дирижирование».

Студент должен уметь:

- дирижировать хоровые произведения различных типов: acappella и с сопровождением, исполняемых концертмейстером на фортепиано, с одновременным пением хоровых партий;

- анализировать эмоционально-образное содержание хорового произведения;

- определять жанр, форму, стиль хорового письма, вокально-хоровые особенности партитуры, музыкальные художественно выразительные средства;

- выявлять трудности исполнения хоровых сочинений (вокальные, хоровые, дирижерские);

- применять навыки игры на фортепиано в работе над хоровыми произведениями;

- пользоваться специальной литературой;

- согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения.

Примерная программа

А сарpella

1. Ф. Мендельсон «Зима и лето»

2. Э. Дарзинь «Пусть буря воет»

3. М. Парцхаладзе «Море спит»

4. К. М. Вебер «Хоровая беседа»

5. В. Шебалин «Полынок»

6. К. Проснак «Море»

7. А. Рубинщтейн «Месть»

8. В. Шебалин «Мать послала к сыну думы»

9. Э. Дарзинь «Сломанные сосны»

 

С сопровождением

1. В. А. Моцарт опера «Похищение из Сераля», хор «Мы поем веселья песню»

2. К. М. Вебер опера «Волшебный стрелок», хор охотников

3. П. Чесноков «Несжатая полоса»

4. А. Гречанинов «Осень»

5. П. Чайковский опера «Евгений Онегин», хор «Девицы красавицы»

6. А. Рубинштейн опера «Демон», хор «Ноченька»

7. Ц. Кюи «Осень»

8. В. Галынин оратория «Девушка и смерть», хор «По деревне ехал царь с войны»

9. П. Чайковский опера «Пиковая дама», Хор гуляющих

10. А. Бородин опера «Князь Игорь», хор «Мужайся, княгиня»

11. Ш. Гуно опера «Ромео и Джульетта», хор «Все тихо…»

12. Д. Верди опера «Риголетто», «Тише, тише»

13. А. Даргомыжский опера «Русалка», три хора русалок

4.5.7.Предоставление концертмейстера для участников олимпиады по предмету «Хоровое дирижирование» не предусмотрено. При составлении заявки указать ФИО своего концертмейстера полностью.

4.5.8.Критерии оценки работы участника олимпиады по дирижированию хорового произведения:

Игра произведения a’cappella на рояле

- исполнить произведение соответственно характеру, в указанных композитором темпах, ощущая ладовое тяготение, форму, фразировку;

- представить хоровое звучание.

Дирижирование под сопровождение рояля

- свобода дирижерского аппарата;

- творческий темперамент;

- звуковедение;

- наличие исполнительской воли;

- знание нотного текста;

- дифференциация оркестра и хора;

- взаимодействие с концертмейстером и виртуальным хором;

- знание стиля и характера хорового произведения;

- темп, штрихи и нюансы в работе дирижера;

- профессионализм и артистичность дирижера;

- демонстрация уверенных навыков по технике дирижирования;

- художественная интерпретация произведения.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основные источники:

1. Андреева Л. Методика преподавания хорового дирижирования: Учебное пособие для дирижерско-хоровых факультетов (отделений) музыкальных вузов. – М., 1969.

2. Борисов Ю. П. Основы техники дирижирования – В., 1980

3. Безбородова Л. Дирижирование: Учебное пособие для педагогических учебных заведений и музыкальных колледжей. – М., 2000.

4. Дмитриевский Г. Хороведение и управление хором. – М.: ГМИ, 1957.

5. Егорова А. Теория и практика работы с хором. – Л.:ГМИ, 1951.

6. Ольхов К. Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров. – Л., 1979.

7. Ольхов К. Теоретические основы дирижерской техники. – Л., 1984.

8. Осеннева М., Самарин В., Уколова Л. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М.: Академия, 1999.

9. Птица К.Б. О хоровом дирижировании // Работа в хоре. – М., 1948

10. Птица К.Б. Очерки по технике дирижирования хором. – М., 1948

11. Чесноков П.Г. Хор и управление им. – М., 1961

Дополнительные источники:

1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Владос., 2003.

2. Бандина А., Попов В., Тихеева Л. Школа хорового пения. Вып. 1. – М., 1981.

3. Дебелая Ж. Формирование самостоятельности студентов в процессе обучения дирижированию на музыкально-педагогическом факультете. – М., 1977.

4. Дмитриевский Г. Хрестоматия по хоровому дирижированию. Вып. 1. – М., 1953.

5. Егоров А. Очерки по методике преподавания дирижерско-хоровых дсциплин. – Л., 1958.

6. Ержемский Г. Закономерности и парадоксы дирижирования // Психология. Теория. Практика. – СПб., 1993.

7. Ержемский Г. Психология дирижирования: Некоторые вопросы исполнительства и творческого взаимодействия дирижера с музыкальным коллективом. – М., 1988.

8. Живов В. Исполнительский анализ хорового произведения как способ интенсификации обучения в классе дирижирования. – М., 1986.

9. Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры второй половины XVII – начала XX века. Ч. 1. – М., 1985.

10. Казачков С. Дирижерский аппарат и его постановка. – М., 1967.

11. Канерштейн М. Вопросы дирижирования. – М., 1972.

12. Когадеев А. Техника хорового дирижирования (элементарные основы): Пособие для музыкальных и музыкально-педагогических училищ / Под.ред. Г.Ширмы. – Минск, 1968.

13. Осеннева М., Самарин В., Уколова Л. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М.: Академия, 1999.

14. Петрушин В. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М., 1997.

15.Романовский Н.А. Хоровой словарь. – М., 2000.

16. Самарин В. Хороведение: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М., 1998.

17. Соколов В., Попов В. Школа хорового пения. Вып. 2. – М., 1983.

18. Струве Г. Школьный хор. – М., 1981.

19. Хоровое искусство: Сборник статей. Вып. 1,2. – Л., 1967,1971.

20. Школяр Л., Красильникова М., Критская Е. и др. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие. – М., 1998.

21. Эстрина Т. Реализация навыков, полученных в классе дирижирования в практической работе с хором. – М., 1981.





Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных