Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Б л а г о д а р н о с т ь




 

 

Интеллектуальные долги легко осознать, но трудно возвратить. В течение долгого периода я находился под влиянием работ Роланда Робертсона, в частности под влиянием социологии религии, теории глобализации, а также работ Толкотта Парсонса. В последнее десятилетие не только на мой собственный интеллектуальный рост, но и в целом на развитие социологической теории и исследований культуры (culture studies) несомненное воздействие оказывал журнал «Теория, культура и общество». Неизменную поддержку и расположение мне оказывал редакторский коллектив журнала и в особенности Майк Фитерстоун (Mike Featherstone). Многообразный вклад в моё интеллектуальное развитие, и косвенным образом в создание «Путеводителя», особенно в последние годы, внесли социологи из Университетов Эссекса и Дикина. Я хотел бы поблагодарить Саймона Проссера (Simon Prosser) за редакторскую поддержку и советы при формировании данного тома.

Высказываю свою признательность Монике Лавин (Monika Loving) и Сьюзи Делла Монике (Susie Della Monica) за их терпение при подготовке финальной версии данной публикации.

 

Брайн С. Тернер

 

ВВЕДЕНИЕ

Брайан С. Тернер

 

 

Цель «Блэквелловского Путеводителя по Социальной Теории» заключается в том, чтобы дать публике целостное представление об основных достижениях современной социальной теории. Этот путеводитель, акцентируя внимание на самых последних достижениях, изменениях, а также основных проблемах, с которыми сталкивается социальная теория, является именно путеводителем по социальной теории 20-го века. Таким образом, он не является простым изложением классической социальной теории, также как и попыткой представить рассказ об отцах-основателях классической социальной философии или социальной теории. Такой пересказ был бы непродуктивным и во многом излишним. Разумеется, существуют неоспоримые аргументы и в защиту классической социальной теории, и доказывающие необходимость ее пересмотра (Alexander, 1982). Однако в этом Путеводителе делается попытка обоснования преемственности классических и современных вопросов социальной теории, что в какой-то степени отличается от без конца повторяющихся попыток отстоять принципы классической социальной теории, которые всегда прослеживались во всех учебниках по социальным дисциплинам. Глава 1, написанная Робертом Холтоном (Robert Holton), – единственная в Путеводителе имеет своей сознательной целью представить экскурс в классическую социальную теорию. Сложно понять современную социальную теорию без обращения к ее историческому происхождению и ее классическим основам. В любом случае, глава Холтона содержит массу свежих подходов к проблематике, особенно в связи с его глубоким пониманием тесных взаимосвязей между экономической и социальной теориями. Глава Холтона также необычна в том смысле, что в ней есть четкое видение конкурентного противостояния между Северо-Американской и Европейской социальной философией, начиная с самых оснований современной социологии.

Классические социальные теоретики встречаются в разных частях Путеводителя, продолжая оставаться уместными по отношению к новейшим достижениям социальной науки. Например, ясно, что социология действия Макса Вебера имеет непосредственное отношение к формулировке теории рационального выбора. Точно также анализ реальных культурных практик и форм Георга Зиммеля продолжает играть большую роль в современных теориях культуры и, естественно, в формировании постмодернистского культурного анализа. В главе 7 Рой Бойн (Roy Boyne) отмечает актуальность Эмиля Дюркгейма для структуралистской социальной теории. Как бы то ни было, основное значение в Путеводителе придается все же последним достижениям социальной мысли.

Масштабность Путеводителя также проявляется в выборе словосочетания «социальная теория», что отличается от более конкретной ориентации на социологическую, культурную или политическую теории. Социальная теория явно заключает в себе обобщенный интерес к природе социального в современной теории. Таким образом, Путеводитель представляет общее введение к социальной теории в широком смысле, включая политическую теорию, социологию, феминизм и культурный анализ. Каждая глава пытается представить широкий обзор основных вопросов, перспектив и проблематик, которые преобладали в теоретических дискуссиях 20-го века.

Тем не менее, уже само название этого сборника очерков предполагает ряд специфических обязательств. Ясно, что в качестве базовых принципов социальных наук Путеводитель берет конструирование теории (theory construction), критику (criticism), непрерывность (последовательность) (continuity) и аккумуляцию (накопление знаний) (accumulation). Некоторые главы этой книги, в частности глава Вильяма Аутвэйта (William Outhwaite) о философии социальных наук показывает особую значимость теории в социологии и смежных с нею дисциплинах. В то время как естественные науки уделяют мало внимания философии и развитию теории, теоретические размышления всегда были очень популярны в социологии. Как мы потом увидим, такая необходимость в теории тесно связана с проблематичной природой социального как предмета исследования. Путеводитель также следует принципу преемственности теоретических традиций гуманитарных и социальных наук. Я кратко коснусь вопроса о теоретической аккумуляции как особой задаче успешной теории, но хотел бы отметить сравнительную несостоятельность многих попыток социальной теории выдержать последовательность анализа на протяжении всего 20-го века.

Подходя к исследованию этих объемных вопросов аналитического свойства, Путеводитель по возможности избегал глав или дискуссий, касающихся социологии X или социологии Y. Главы и части Путеводителя посвящены рассмотрению широких аналитических перспектив, а не конкретных областей и тематик социологии. Принципиальное исключение составляет глава Джона Урри (John Urry), посвящённая социологии времени и пространства. Однако, хотя эта конкретная глава могла бы также быть названа «Пространственный и временной анализ в социальных науках», постановка вопроса через предмет социологии пространства является все же более точной. Путеводитель представляет читателю скорее краткий обзор тем и вопросов, нежели дисциплинарных специализаций.

Несмотря на то, что Путеводитель стремится быть всеобъемлющим в своем освещении затрагиваемых вопросов, он с неизбежностью и необходимостью селективен. Например, я решил не включать общее рассмотрение вклада антропологии в социальную теорию. Антропологический дискурс во многом изменил наше понимание философских проблем в анализе смысла, но антропология не участвовала в широкой трансформации социальной теории как таковой. В свете этих же доводов, в Путеводителе, к сожалению, не отводится места для более глубокого рассмотрения взаимодействия экономической и социальной теории. Социальная теория как теория действия сформировалась под глубочайшим влиянием аналитических проблем экономического анализа (Holton and Turner, 1986). К этому вопросу косвенно обращается Питер Абель (Peter Abell) в своем всестороннем анализе теории рационального выбора, а также Роберт Холтон в своей главе. В Путеводитель включена глава о психоаналитической теории, написанная Энтони Эллиотом (Anthony Elliott), на основании того, что психоаналитическая теория имеет большое значение для феминистской теории, культурного анализа, политических учений и социальной теории в целом. Поэтому было бы сложно написать историю социальной теории 20-го века, не включив анализ достижений психоаналитической теории от Фрейда до Маркузе, Лакана (Lacan) и в целом постфрейдистских теоретиков.

Наконец, мы можем отметить, что это исследование – путеводитель по социальной теории, а не по теоретикам. В целом Путеводитель изобилует цитатами конкретных социальных теоретиков, но в нем была сделана попытка представить руководящие принципы социальной теории как таковой. Такой подход к предмету исследования по сути более удовлетворителен, нежели сосредоточенность на отдельных фигурах, которая обычно принимает форму социальной агиографии. В любом случае, выводом из социологического подхода к знанию является то, что теория представляет собой коллективный ответ на общие проблемы и возможности в понимании социальной жизни.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных