Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психоанализ и Феминизм: от Идеологии к Субъективности




Феминистская теория с самого начала была вынуждена признать грядущие сложности обоснования женщин и гендера, потому что «обычные» женщины не толпились в очереди за присоединением к женским движениям и феминистским мотивам, стоило пелене упасть с их глаз под влиянием феминистского анализа. Пусть даже сексуальности, гендерные идентичности и субъективности были социально приобретенными качествами, а не законами, начертанными на уровне наших гениталий, они «действовали», конституируя глубоко укорененный элемент воспринимаемой самости. Даже если гендер социален, приобретаем и, следовательно, изменчив, он все еще кажется глубоко впаянным в самую суть (сконструированной) самости, с трудом поддающийся уничтожению или переописанию.

В первую очередь, в объяснении непримиримости женской (и мужской) принадлежности к приобретенным гендерным ролям и половым субъективностям, феминистки накинулись на неопределённые понятия «социальной обусловленности», «идеологии» и на родственное им социологическое понятие «социализации». Концепция идеологии принадлежит марксизму. Но она слишком часто используется как своеобразный «мусорный ящик» («dustbin concept») – мастер на все руки, нанятый для исполнения работы, поскольку под рукой нет других, специализированных, должностных лиц.

Тем не менее, в процессе этого феминистского присвоения марксизм как таковой не оставался безучастным. Западный марксизм сосредоточил свои усилия на так называемых надстроечных образованиях, включая идеологию. Однако в этом случае феминизма не мог рассчитывать на приобретение вполне удовлетворительной оценки идеологии. Марксистская концепция разрабатывалась относительно теории классов и классового сознания. И хотя, горячие дебаты среди «материалистических феминисток» по поводу того, могут ли женщины восприниматься как класс действительно имели место (Delphy, 1984), концепции и процессы формирования классового сознания с трудом оказались с трудом соотносимы с категориями пола и гендера, трансцендировавшими, и тем самым разрушавшими классовые категории, и изначально формулируемыми не в контексте отношений между рабочим и капиталистом, а в контексте развития самых первых социальных отношений ребенка в семье.

Более того, «идеология» оказалась проблематичной и скользкой концепцией – Мишель Барре, в работе, которая сигнализирует о ее обращении к постструктурализму и «постмарксизму» (Barrett, 1992), выделяет не менее шести смыслов этого понятия, санкционируемых марксистскими текстами. Она отвергает все шесть в пользу феминистского (критического) истолкования Фуко и в пользу теории субъективности, а не идеологии.

Однако первоначально, наиболее мощное влияние на феминисток в поисках теории идеологии и субъективности, оказал не Фуко, а Луи Альтюссер (Louis Althusser) (1970) и, вслед за структурализмом Альтюссера, многие марксистские феминистки переопределили «патриархат» и «гендерно-половые системы» в терминах «идеологических практик». Понятие «идеологии в целом» (ideology in general) у Альтюссера связано с двумя следующими связанными между собой этапами развития теории, владевшими умами левых интеллектуалов в Европе 1960-х – 1970-х годов: современными теориями языка и психоанализом Лакана.

Собственно Альтюссеровские заимствования из Лакана были достаточно поверхностны. «Конкретные идеологии» он поместил в знакомую область, очерченную Грамши. Но «идеология в целом» предполагала намного более обширный анализ продуцирования человеческой субъективности per se, как условия актуального опыта, присущего всем социальным формациям. Именно здесь он обратился к Лакану.

«Теоретики дуальных систем» следовали ориентиру, выдвинутому Альтюссером, в надежде, что марксизм даст теоретические средства для анализа социальных продуктов, основными локусами которых были рабочее место, экономика и государство, тогда, как новые теории языка и психоанализа предоставят оптимально дополняющее объяснение продуцирования половой субъективности в рамках «патриархата». Феминистский анализ раскрыл бы точки соприкосновения этих двух областей в данных исторически сложившихся условиях.

Традиционно, феминизм рассматривал фрейдовский психоанализ как часть патриархатной идеологии, которую скорее нужно было преодолеть, чем рассматривать как ресурс для теоретизирования. Работой, в которой удалось переработать Фрейда таким образом, чтобы он дополнил марксистскую теорию способов производства в духе, необходимом феминистской теории патриархата, явилась книга Джульет Митчел (1974), обратившейся к Фрейду, через Лакана и Леви-Стросса, влияние которого на самого Лакана ощущается в ранних произведениях последнего.

В этот период работа Митчел все еще остается отмеченной отголосками Альтюссеровского структурализма, который собственно и повлиял на ее первое и первое в своем роде эссе «Женщины: Самая Долгая Революция» («Women: the Longest Revolution») (1966). Однако Психоанализ и Феминизм (Psychoanalysis and Feminism) был написан на пике перехода от структурализма к постструктурализму. Хотя Митчел удалось закончить на оптимистической ноте, заявив, что, в условиях современного производства, семья и присущее ей половое разделение труда становилось излишним, этот счастливый феминистский финал многим казался весьма и весьма надуманным. Процессы, которые она описывает вслед за Фрейдом и Лаканом, с успехом объясняли только психическую детерминацию гендерных различий, которая была действительно всеобщей и неизбежной. Элизабет Уилсон (Elizabeth Wilson) (1981) усмотрела в этом форму психического детерминизма: такие же неодолимые оковы, какие могла бы предоставить, например, биология.

Жаклин Роуз (Jacqueline Rose) в ответ на уилсоновскую критику Митчел (Rose, 1983) утверждала, что не следует интерпретировать психоанализ в качестве теории о том, как женщины психически вовлекаются в фемининность в рамках патриархальной культуры. Она настаивала, что психоанализ, напротив, открыл глубокие корни бессознательного в той женской неудовлетворенности, которая питает феминистский протест и которая столь наглядно изображена в работах де Бовуар, Фридан (1963) и Гриир (Greer) (1971). Психоанализ, с его теорией бессознательного, открыл невозможность успешной трансформации младенцев женского рода в девочек. Женственность никогда не будет принята женщинами всей душой.

Для Роуз, дуальные системные теоретики в своих попытках использовать психоанализ для обоснования интернализации патриархальной идеологии, истолковывают его превратным образом, не умея распознать всю значимость оценки субъективности, половой идентичности и сексуальности Лакана. Это не более чем случайные и сомнительные результаты процессов, которые никогда не были целиком успешными, особенно в случае женской идентичности. Такие неадекватные употребления привели к «социализации» Фрейда, как, например, в феминизме объектных отношений, когда психоанализ фактически оказался лишён своего наиболее ценного понятия - бессознательного.

Впоследствии, проект Митчел относительно дополнения Маркса Фрейдом и Леви – Строссом оказался благополучно забыт, причём в значительной степени самой Митчел, увлёкшейся лаканианским проектом. На страницах журнала m/f произошло такое же изменение: буква «м» («m») (марксизм) уступала приоритет уже не «ф» («f») (феминизм), а «п» («p») - психоанализу и, наконец, постструктурализму. Марксизм был серьезно подорван постструктуралистской критикой, еще до того, как крушение коммунизма завершило дело.

Несмотря на все трудности, характеризующие попытки синтезировать марксизм и психоанализ, судьбы этих двух направлений в феминизме пересекались весьма часто. В конце концов феминистки, стоявшие некогда на позициях марксизма, как например, Барре, нашли альтернативу обоим в работах Фуко, а также других постструктуралистов, противопоставлявших себя не только Марксу, но и Фрейду.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных