Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Боги возрастных периодов




Число «четыре», таким образом, лежит в основе строения всего мира, и древние широко применяли его в устройстве своей жизни. Например, Веды выделяют четыре касты (варны): брамины – жрецы, шудры – земледельцы, кшатрии – воины (но правильней называть их ремесленники), вейши – купцы или старейшины.

Распределение по кастам, существовавшее в древности, было присуще и древнерусскому (борейскому) народу, о чём свидетельствуют сохранившиеся в русском языке слова, сходно звучащие с санскритским обозначением каст. Постигающие духовное совершенство, у которых поведение и мышление было подчинено моральным принципам, назывались на санскрите брахманами. В русском языке сохранилось прилагательное «рахманный», означающее спокойный, тихий, кроткий, неразвязный; т.е. можно предположить, что жреческую касту в России называли рахманы. Действительно, слово «рахман» состоит из трёх частей: РА – древнее название реки Волги и одновременно имя Господа, X – древнерусская буква «хер», означающая священнослужителя, МАН – манить, привлекать (на санскрите «думающий», «рассматривающий» и одновременно «человек»). Поэтому рахман означает «человека, притягивающего бога». Сохранившееся древнее произведение «Хождение Зусима к рахманам», где рахманы описаны как жреческая каста, в которую принимаются люди достигшие 300 лет, подтверждает нашу точку зрения.

Санскритскому слову «шудры» (судры) соответствует русское «судари», первоначально означавшее касту землепашцев, а потом употреблявшееся как обращение. В древности так могли называть людей, придерживавшихся морали, которая наиболее способствовала жизнедеятельности общества. Древний смысл этого слова заложен в первоязыке: СУ – у египтян означало начало, а ДАРЬ – дарить, т. е. «дарованное начало». Но в Индии шудр сделали бесправными.

Санскритскому слову «кшатрий» и древнерусскому «государь» может соответствовать ещё более древнее слово «кошдарь», т.е. человек, которому дарована высокая судьба, От «кошдаря» произошли слова «государь» и «кшатрий». Кстати, «кшатрий» с санскрита переводится не только как воин, но и как царь, что в русском тождественно государю. «Кшатрий» по смыслу больше соответствует русскому слову «дружинник». Таким образом, государи – это люди, постигшие дружбу, овладевшие высокой духовностью, не поддающиеся на аморальные воздействия и сообразующие своё поведение с общечеловеческими моральными принципами.

По мнению исследователя из С-Петербурга К. Захарова, санскритскому ВЕЙШИ соответствует древнерусское ВЕСИ, т.е. жители (вспомните выражение: «по городам и весям»), имеющие равновесие между духовным и материальным, отсюда слово «весы».

Более правильное отношение к кастам было в древние времена, поскольку в древнерусском языке название стихий соответствует названиям каст. От ОГНя происходят «ОГНищане», от ЗЕМли – «ЗЕМледельцы» (более позднее «землепашцы»), от ВОЗДуха – «ВОины» (а лучше сказать ВОЗДействователи), от ВоДы – «ВеДуны».

Согласно Ведам, человек последовательно должен пройти все четыре возрастных периода. До 24 лет человек был обучающимся монахом, который постигал все житейские премудрости: основы земледельческого искусства, необходимые для жизни ремёсла, знания об обрядах, праздниках, способы ведения хозяйства, навыки, необходимые в семейной жизни и при воспитании детей. В это время человек обучался играть на музыкальных инструментах, танцевать классические и ритуальные танцы, он узнавал секреты целебных трав, законы природы, волхования и военного искусства.

С 24 до 48 лет человек мог стать семьянином и обзавестись семьёй и хозяйством. Женщина в этом возрасте уже получила знания и могла стать «женой» (жнаной – знающей), мужчина (от слова «муза») овладевал творческими энергиями и мог стать главой семейства. В этот период люди растили и воспитывали детей и на практике реализовывали полученные ранее знания.

С 48 до 72 лет человек мог посвятить себя служению обществу, стать ремесленником или воином. Мужчина уже не был основным кормильцем семьи, и гибель его в военном походе не влияла на общественное воспроизводство людей. Но человек мог продолжать оставаться земледельцем, открыть своё дело или стать служителем культа, но наибольших результатов он достигал именно как ремесленник или воин.

После 72 лет человек автоматически становился старейшиной-мудрецом, и этот период у него длился до 96 лет. В России люди, достигшие этого возраста, как правило, становились странниками, которые ходили от села к селу и делились своим жизненным опытом и накопленной мудростью. Странники просуществовали в России вплоть до 1917 года и были уничтожены законами новой власти, преследующими за бродяжничество (странников можно было встретить и при советской власти вплоть до 50-х годов).

В Индии существовала также каста неприкасаемых – ПАРИИ и каста изгнанных из всех каст – ЧАНДАЛЫ (или другое встречающееся слово – чанталы), этому слову можно провести параллель с русским словом – «чалдоны», производное от глагола «чалить» (притягивать) и существительного «дно»; дословно «притянутые на дно». Хотя в древности слово «дно» имело положительный смысл и означало глубину. Официальная христианская церковь называла чалдонами староверов, изгнанных христианами из общества. В XIX веке этим словом стали называть беглых каторжников. Сейчас слово «чалдон» не имеет отрицательного смысла и видимо никогда не имело, поскольку им называют в народе коренных сибиряков.

Неприкасаемые (парии) – это неудачный перевод, правильнее было бы перевести – безнравственные, аморальные люди, но у которых ещё есть шанс стать лучше и в следующем воплощении остаться людьми. Индуистским «париям» соответствует древнерусское слово «изгои», что означало изгнанного из цепи воплощений.

Каждый период имел своё название, сохранившееся до сих пор в русском и других языках: юность, молодость, зрелость, старость, которые сегодня, вследствие уменьшения продолжительности жизни, определяются физиологами совсем иначе. В таблице 2 представлено, как они определялись в древности.

Стихии Древние касты России Касты России Касты Индии Возрастной период
Огонь огнищане рахманы брамины 00-24 юность
Земля земледельцы судари шудры 24-48 молодость
Воздух ремесленники государи кшатрии 48-72 зрелость
Вода ведуны веси вейши 72-96 старость

Таблица 2. Связь русских возрастных периодов с кастовой системой Индии

Каждому периоду человеческой жизни соответствовал свой бог. Наиболее вероятные имена кастово-возрастных богов: Хорс, Велес, Свентовит и Вей.

ХОРС – бог знаний, имеющий огненную стихию, управлял волховским (монашеским, студенческим) периодом жизни человека. Имя его упоминается в нескольких памятниках древнерусской литературы, например, в «Слове о полку Игореве» он назван великим. Но особенно часто его называют в христианских произведениях, направленных против древней веры: «Слово некоего христолюбца», «Слово о том, како поганисуще языци кланялися идоломъ», «Слово и откровение св. апостола», в апокрифах (т.е. запрещённых христианской церковью источниках) «Хождение Богородицы по мукам», «Беседа трёх святителей».

Исходя из того, что на древнеиранском языке «хорсед» означает солнце, а у индусов «хара» – огонь, некоторые исследователи считают Хорса индоиранским заимствованием и чужим богом; с чем совершенно нельзя согласиться. Корень ХОР сохранился во многих русских словах, охватывающих широкий спектр значений, а это может говорить лишь о древности и изначальное™ этого корня: ХОР, ХОРовод, ХОРомы, ХОРугвь (знамя), ХОРунжий (знаменосец, впоследствии офицерский чин), ХОРониться (волховское умение становиться невидимым), ХОРошо и т.д. Только из этого перечня можно сделать вывод, что Хорс был богом пения, танцев, знаний, хранителем праздничных и бытовых традиций. Он также покровительствовал волховским и военным искусствам. Греческое ХОРОС означает место, а древнерусское ХОРОМЫ, от которого произошло слово ХРАМ – строение, жилище. Именно в храме хранились все знания. В русской традиции мы встречаем кроме корня ХОР ещё два корня: ГОР (откуда русский глагол ГОРЕТЬ) и КОРС (откуда КОРоль и КОРона). Такая разветвлённая сеть образованных от его имени слов подтверждает наш вывод, что Хорс изначально существовал у русского народа (как, впрочем, и у иранцев, и у индоевропейцев) и ни у кого не был заимствован.

Вот как описывают КОРСА исследователи Е. Грушко и Ю. Медведев в «Мифологическом словаре»: «Он был покровителем питья и еды, бог пиров, русский Вакх или Бахус. Он изображался в виде юноши, увенчанного венком из хмелевых плетей, и едва прикрывался листьями хмеля». Надо полагать, что это описание более позднего периода и мало соответствует его первоначальному виду. Именем ХОРСа русские называли все возвышенности, на которых устанавливались храмы. Они и сейчас обозначаются у нас словом ГОРА. Корень ГОР входит во многие русские собственные имена: СвятоГОР, ВертиГОР, ВалиГОР и т.д., а язык, как известно, в древности у всех народов был единым. Поэтому между русским Хорсом и египетским ГОРСом (ГОРом) можно смело поставить знак равенства.

Египтяне изображали Гора в виде сокола или человека с соколиной головой. Его символ – солнце с крыльями. Он покровительствовал власти фараонов, а они, как известно, первоначально были жрецами. Согласно дошедшей до нас египетской легенде ГОР победил дракона Сэта. Это событие запечатлено в легендах многих народов, в том числе и христианском мифе о Георгии Победоносце.

Как будет показано ниже, Хорс и Варуна – это имена одного и того же бога. Поэтому до 24 лет человек должен был не только учиться и быть монахом, как это было в Египте и до сих пор имеет место в Тибете, но и быть поВАРом, во всяком случае, он должен был овладеть этой специальностью.

ВЕЛЕС (Волос, Влес). В «Слове некоего христолюбца» Велес назван скотьим богом. В «Велесовой книге» есть фраза, раскрывающая функцию Велеса: «Велес учил праотцов наших землю пахать, и злаки сеять, и жать солому на полях страдных, и ставить сноп в жилище, и чтить его как Отца божьего».

Санскритское слово «вала» или «бала» означает демона «Вала», скрывавшего в пещере коров бога Индры, что сближает его с вавилонским Баалом, о котором сохранилась подобная легенда. У разных народов мы видим, что боги с корнем БАЛ и ВАЛ имеют одинаковую функцию.

В «Слове о полку Игореве» древний певец Боян назван Велесовым внуком, что дало некоторым исследователям возможность трактовать Велеса как покровителя искусств, в частности, обрядовых песен и поэтического творчества. В этой мысли, несомненно, есть рациональное зерно. Но уверенно мы можем сказать, что Велес был покровителем домашнего скота и хозяйства. И, кроме этого, домашнего очага, благополучия и достатка, поскольку покровительствовал человеку в период с 24 до 48 лет его жизни, когда человек становился семьянином и вынужден был заниматься земледелием. Именно в данный период Велес помогал ему во всех делах и премудростях домашнего хозяйства. В этот период человека начинали ВЕЛичать, т.е. называть по имени-отчеству, и он мог поВЕЛевать, поскольку у него появлялась ВОЛя. Само слово ВОЛОС (ВЕЛЕС) – однокоренное со словом ВОЛ, означающим рабочего быка, кормильца семьи. Окончание -с, в слове ВЕЛЕС, как и в слове ХОРС, выражало уважительное отношение к данному лицу. Вспомним ещё не так давно существовавшую в России манеру вежливого обращения: «Да-с», «Что изволите-с?», «Здравствуйте-с» и т.д. У греков и литовцев это добавление слилось с самим словом, что сохранилось в их именах и фамилиях. Корень ВЕЛ входит во многие слова: ВЕЛикий, ВЕЛьмога (современное – вельможа), ВЕЛичина и т.д. У народов Севера доодиновского периода был таинственный обряд Valas, совершаемый жрицами Voilers (сравните с именем Валерия), которое имеет общий корень с Белесом.

СВЕНТОВИТ (Световит, Святовид, Святович). В западнославянской мифологии считается богом богов. Его описание встречается у двух древних авторов – Гельмольда и Саксона Грамматика. Последний якобы в 1169 году 15 июня (в день Святого Витта) стал свидетелем разрушения его храма в Арконе. Согласно этим описаниям Свентовит был высшим богом, связанным с войной и победами, его атрибуты – меч, знамя, боевые значки, в том числе изображавшие орла и копьё. Ответы оракула храма Свентовита считались наиболее весомыми. Вот как описывает этого бога Саксон Грамматик: «Его статуя сверхчеловеческой величины с четырьмя головами, каждая из которых с глубокомысленным выражением лица смотрит на одну из сторон света. В правой руке он держал рог, составленный из разных металлов и наполненный вином. Одежда его висела ниже колен, а ноги были сделаны из другого дерева». Четырёхглавость Свентовита позволила Б.А. Рыбакову сделать вывод, что он был богом Вселенной. Но с этим согласиться нельзя. Четырёхглавость показывает его главенство среди четвёрки кастово-возрастных богов, а то, что он встречается иногда и треглавым, говорит о том, что его период был самым главным для человека и общества (первые два периода подчинялись его третьему периоду).

Само имя состоит из двух корней СВЕНТ – святой, светящийся и ВИТ, о значении которого до сих пор идут споры. Одни связывают его с латинским «вита» – жизнь, другие переводят его как хозяин, третьи вообще его считают немецким, но все эти мнения недостаточно обоснованы. Древнерусское «витать» означает обитать, в переносном значении – мечтать (вспомните «не витай в облаках»). Поэтому имя этого бога означает – «обитающий в свете». Кстати, на санскрите «вити» тоже означает свет. И назван он так потому, что к 48-ми годам человек достигал такой внутренней силы, что у него появлялся внутренний свет, и сделанные им предметы тоже светились внутренним светом. Это и понятно – к этому возрасту человек обретал способность высшего мастерству во многих искусствах, и его изделия становились просто шедеврами. По убеждению древних предмет передавал новому владельцу; и свойства мастера. В древнерусском языке сохранились слова: «свита» и «свитка», означающее одежду (сравните со словом «свитер») и глагол от этого слова – «свивать», что означало раньше шить. Оба слова имеют одинаковый корень с именем Свентовит. Это даёт основание предполагать, что одним из главных ремёсел в этот период у человека было портновское ремесло. Но «свита» имеет ещё значение «сопровождающие лица». Поэтому свита означало не просто одежды, но и то, что защищало и возвышало. С другой стороны, французское слово «виньетка» – украшение, ярлык, подтверждает наш вывод, что вещи в этот период делались людьми особенно тщательно и были наиболее красивыми.

В этот же период, человек мог заниматься и военным искусством, что отразилось в поздней функции Свентовита как покровителя воинов, о чём сообщил Саксон Грамматик. Но, в действительности, Свентовит покровительствовал вообще всем людям после 48-ми лет (в том числе и воинам) и всему тому, чем занимался человек в этом возрасте. Поэтому его можно считать богом ремёсел, в том числе военных, но никак ни богом богов. Такое представление возникло из-за распрей, существовавших между народами, в результате которых славяне теряли главных богов и передавали их функции менее главным. У западных славян поклонение Свентовиту продолжалось вплоть до XII века.

ВЕЙ (ВАЙ) покровительствовал человеку после 72-х лет. От имени этого бога происходит сохранившееся скандинавское слово «фея»- мудрая, вечная и всегда молодая волшебница. К 72-м годам человек достигал не только мудрости, но и творческого совершенства. Об этом говорит сохранившийся китайский глагол ВЭЙ, означающий «творить», «созидать». С именем «Вей», как считал А.С. Кайсаров, связаны древнерусские слова: «веко» (старое слово «вейко») и «век» – продолжительность жизни, хотя на наш взгляд, они возникли позже, когда люди стали жить менее ста лет. Более древние слова, связанные с этим богом – «веять» и «ветер», от них происходит имя индусского бога ветра – Вата. Но борейский Вей не связан с воздушной стихией, поскольку завершает четвёрку богов возрастных периодов и относится к водной стихии.

О Bee существуют только фольклорные данные. Попытка представить Вея была предпринята Н. Гоголем в его произведении «Вий», хотя в его описании больше преобладают устрашающие фантазии христиан, чем реальный образ. К силам тьмы Вей не имеет никакого отношения. Наиболее вероятный его облик – юный волшебник, как это сохранилось у скандинавов в описании фей.

Вею в римской мифологии соответствует «Вейовис» – бог подземного мира. Такая интерпретация этого бога возникла после того, как продолжительность жизни людей сократилась до 70-ти лет, и фактически этот бог мог покровительствовать человеку только на том свете. Это положение доказывается и существованием в литовской мифологии проводника душ по имени СоВИЙ.

С Веем связано древнерусское слово «совет», от которого, видимо, происходит считающееся греческим слово «софия» – мудрость, обычно употребляемое как эпитет к характеристике греческой богини мудрости – Афине. Для возрастного периода, которому покровительствует Вей, характерна была деятельность, связанная с изготовлением скульптур и строительством жилья, поскольку в русском языке сохранился глагол, образованный от его имени «ВА-Янис», откуда «изваяние», т.е. скульптура и «ваять», которое употребляться также в смысле строить что-то очень красивое.

От ВЕЯ происходят слова ВЕСЬ и ВЕДУН, последнее имеет связь со словом ВОДА, а Вей, как уже говорилось, тоже относится к водной стихии. С весями тесно по смыслу связано и другое слово – КУПЕЦ от имени богини КУПАНЫ. Поскольку торговля у Человечества появилась сравнительно недавно, надо думать, что слова купец и ведун раньше означали одно и то же и связаны с древней традицией обмывания новых вещей, полученных от волхвов или праведников, и использование потом этой воды с целебными и другими целями. Доказательством того, что слово «купец» не связано с торговлей, является довод, что явление купли-продажи возникло совсем недавно, так как люди древности были универсальными и могли производить всё сами, так что им торговля просто была не нужна, достаточно вспомнить уровень «единоличников» не вступивших в колхозы и просуществовавших вплоть до 60-х годов. Сегодня мы вынуждены что-то покупать, потому что не умеем сделать это сами, таким образом, торговля существует там, где существует специализация и конкретное неумение или, говоря прямо, – невежество.

В каждом возрастном периоде человек достигал универсальности в соответствующих видах искусства.

В период покровительства Хорса – в области кулинарии, траволечения, т.е. во всех сферах, связанных с самосохранением человека.

В период покровительства Велеса человек достигал универсальности в крестьянском хозяйстве, что способствовало сохранению семьи.

В период покровительства Свентовита человек достигал универсальности и мастерства во всех существующих видах ремёсел, которые помогали ему сохранить свой Род но, прежде всего, как портной.

В период покровительства Вея человек достигал совершенства в ваянии (строительстве) и своей деятельностью способствовал сохранению племени, Общины и всех других высших структур общества.

Всё сказанное о кастово-возрастных богах представлено в таблице 3.

Стихия Варна Возрастной период Профессия Бог-покровитель
Огонь Огнищане 0–24 Повар Хорс
Земля Землепашцы 24–48 Земледелец Велес
Воздух Ремесленники 48–72 Портной Свентовит
Вода Старейшины 72–96 Зодчий Вей

Таблица 3. Боги, покровительствующие возрастным периодам и профессиям человека

После 96-ти лет, если человек не смог перейти в следующий Пантеон, люди снова поклонялись Хорсу, и все периоды покровительства богов повторялись сначала. Наступал второй период становления человека рахманом. Четыре описанных периода уже заложены в человеке генетически. Подтверждением этому могут служить случаи смены зубов в столетнем возрасте, неоднократно описываемые стоматологами. Сначала вырастают молочные зубы, а затем они меняются на коренные. В древности человек не нарушал возрастную последовательность поклонения богам, потому что знал: если нарушишь – покровительство и помощь прекратятся.

Антропоморфное изображение богов периодически утрачивалось Человечеством и создавалось вновь. Об этом позволяют судить древние культовые строения: Стоунхендж и другие подобные сооружения, находящиеся в различных местах Европы и Азии. Боги изображались (вернее, обозначались) камнями – менгирами и кромлехами, которых обычно было 12, и располагались они по кругу. Слово «литургия» иногда переводят как камнепочитание («литос» – камень и «ургия» – искусство), которое в православном христианстве обозначает священнодействия, которые никакого отношения к камнепочитанию не имеют. У католиков службы называются «мессами».

Выделение древними четырёх периодов в жизни человека, видимо, связано с жизнью живой природы. Взять хотя бы наблюдения за пчёлами. Как выяснили учёные, пчела проходит четыре периода развития. Первый – период роста, когда пчела из личинки превращается во взрослую пчелу. Второй период, когда пчела становится работницей и собирает нектар и пыльцу. Через некоторое время наступает третий, когда пчела несёт защитную функцию и охраняет улей и, наконец, четвёртый, когда она становится няней, следит за развитием и выращиванием личинок.

И у сообщества муравьев и термитов существует подобная организация. Вполне возможно, что когда человеческое общество возрастное деление, благодаря закону биологической индукции произошло воздействие на коллективных животных, которые «переняли» эту систему от людей, и соответственно, перестройка отношений в обществе неизбежно вызывала перестройку отношений в биосфере.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных