Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теории и модели организационного поведения.




Различие результатов организационных систем в значительной мере вызвано применяемыми теориями и моделямиорганизационного поведения, т. е. доминирующими в мышлении людей системами убеждений, которые определяют действия менеджмента каждой компании.

Одной из основных теорий гуманистической психологии является содержательная теория мотивации Абрахама Маслоу (1908-1970).

Маслоу описал человека как «желающее» существо, которое редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Он признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

Физиологические потребности являются необходимым для выживания. Они включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе.

Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенности в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребности уверенности в будущем является покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию.

Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, - это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.

Потребности самовыражения, самоактуализации («ЭГО») - потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры. Прежде, чем потребность следующего уровня станет более мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. По Маслоу, это последовательное расположение основных нужд в иерар­хии является главным принципом, лежащим в основе организации моти­вации поведения человека.

При этом ученый допускал исключения из правила. Есть люди, кото­рые могут развивать свой талант, несмотря на серьезные трудности и соци­альные проблемы. Есть и такие, для которых ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже уме­реть, чем отказаться от них.

Большую роль в самоактуализации личности играют ценностные ориентации. Эта проблема получила свое отражение в трудах польско-американского психолога Менделя Рокича (1918-1988), адаптированная к условиям России С.Р. Пантелеевым.

Ценностные ориентации делятся на две группы: терминальные - цели существования индивида и инструментальные - способы поведе­ния, рассматриваемые человеком в качестве средства достижения целей жизни.

Метод основывается на том, что состав ценностных ориентаций каждого вида одинаков для всех людей. Разница только в степени важности конкретной цели для каждого человека. Установить ее предлагается методом прямого ранжирования: каждое определение ценности заносится на отдельную карточку, а человек распределяет их по степени важности для себя. То же самое можно получить, поставив на листе ценностей ранги для них: 1 - для самой важной ценности, 2 - для следующей по важности и т.д. Ранжируются тер­минальные и инструментальные ценностные ориентации отдельно.

Ниже приводится известный у нас в России список терминальных и инструментальных ценностей (по 18 каждого вида) в алфавитном порядке.

Терминальные ценности:

· активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

· жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом):

· здоровье (физическое и психическое):

· интересная работа;

· красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);

· любовь (духовная и (или) физическая близость с любимым человеком);

· материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

· наличие хороших и верных друзей;

· общественное признание (уважение окружающих, коллектива товарищей по работе);

· познание (возможность расширения своего образования, кругозора, обшей культуры, интеллектуальное развитие);

· продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

· развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

· развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

· свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

· счастливая семейная жизнь;

· счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

· творчество (возможность творческой деятельности);

· уверенность в себе (внутренняя гармонии, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Инструментальные ценности:

· аккуратность, чистоплотность (умение содержим, в порядке вещи, порядок в делах);

· воспитанность (хорошие манеры);

· высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

· жизнерадостность (чувство юмора);

· исполнительность (дисциплинированность);

· независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

· непримиримость к недостаткам в себе и других;

· образованность (широта знаний, высокая общая культура);

· ответственность (чувство долга, умение держать слово);

· рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

· самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

· смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;

· твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

· терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

· честность (правдивость, искренность);

· чуткость (заботливость);

· широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные взгляды, обычаи, привычки);

· эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе).

Большое значение в понимании организационного поведения имеют теории психоанализа, в частности теории З.Фрейда, А. Адлера, Э. Фромма, К. Юнга и других.

Австрийский психолог Альфред Адлер (1870-1937) разработал теорию, основным положением которой является идея, что все поведение человека происходит в социальном контексте, и суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений. Более того, у каждого человека есть естественное чувство общности; врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества.

Согласно адлеровской теории, каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, ориентированный на превосходство или совершенство. Этот стиль наиболее ярко проявляется в установках и поведении личности при решении трех основных жизненных проблем: работа, дружба и любовь. В зависимости от степени активности к ним Адлер разделял людей на четыре типа.

1. Управляющий тип. К нему относятся люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом. Они активны, но не в социальном плане. Следовательно, их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для таких людей характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере. Юные наркоманы и правонарушители - два примера людей, относящихся к управляющему типу.

2. Берущий тип. Как следует из названия, люди с подобной установкой относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют часть своих потребностей за счет других. У них нет социального интереса. Их основная забота в жизни - получить от других как можно больше, не давая ничего взамен.

3. Избегающий тип. У людей, которые относятся к этому типу, не хватает ни социального интереса, ни активности. Поэтому их поведение определяет более боязнь потерпеть неудачу, чем стремление к успеху. Для них характерно избегание всяких жизненных проблем.

4. Социально-полезный тип. Этот тип человека - воплощение зрелости в системе взглядов Адлера. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Являясь социально ориентированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Он воспринимает работу, дружбу и любовь как социальные проблемы. Люди, относящиеся к такому типу, осознают, что решение трех основных жизненных задач – работа, дружба, любовь, − требуют сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад для обеспечения блага других.

С другими критериями к психологии личности подошел немецко-американский ученый Эрих Фромм (1900-1980).

Он первым сформулировал теорию типов характера, основанную на социологическом анализе того, как люди в обществе активно формируют социальный процесс и саму культуру. Фромм выделил пять социальных типов характера, которые существуют в современных обществах и разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые). К первому классу относятся:

- рецептивный,

- эксплуатирующий,

- накапливающий

- рыночный типы.

Рецептивный тип.

Характерен для людей, которые убеждены, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. Они зависимы и пассивны, доверчивы и сентиментальны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни - скорее быть любимыми, чем любить. Если отбросить крайности, то люди с рецептивной ориентацией могут быть оптимистичными и идеалистичными.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных