Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
I. ОСН0ВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИГРЫ
I.1. Введение
Игрок, который набрал больше очков в партии и, соответственно, выиграл больше партий в матче, считается победителем. Поэтому главное, чему учат теннисистов - это выигрывать очки. Каким образом они будут выиграны: в результате атакующих или защитных действий, или из-за ошибки соперника при розыгрыше мяча - не важно. Значение имеет только то, что очко выигра- но. Эта цель должна присутствовать на всех стадиях обучения и совершенст- вования спортивного мастерства.
Настольный теннис относится к числу технически сложных комплексных видов спорта. Настольный теннис включает как техническую, так и физичес- кую и психологическую подготовку спортсменов. Приемы, используемые в настольном теннисе, крайне разнообразны; выбор конкретного варианта вы- полнения удара зависит от множества факторов, начиная от свойств инвента- ря и заканчивая особенностями предыдущего удара соперника. Удар, ожида- ние, анализ ситуации, принятие решения и новый удар - это те этапы, кото- рые постоянно повторяются во время игры у стола.
Внешний вид игры, равно как и непосредственные действия спортсмена зависят от разных факторов, в том числе от размера игровой площадки, ско- рости полета мяча, скорости удара и времени, необходимого для принятия решения и ответной реакции. Так во время мощных завершающих ударов мяч достигает скорости 140 км/ч, тогда как при защите подрезкой скорость мяча едва ли выше 25 км/ч. Скорость движения кисти игровой руки при за- вершающем ударе может доходить до 60-70 км/ч. Вращение мяча может доходить до 170-ти оборотов в секунду, то есть больше чем 10 000 оборотов в минуту. Время контакта мяча и ракетки во время удара приблизительно рав- но 1 /1000 секунды. Другими словами, расстояние, которое успевает пройти ракетка в момент касания с мячом, лежит в диапазоне от 0,2 до 1 см. На- стольный теннис состоит из сложных и не всегда однозначных последователь- ностей движений (открытых кинематических цепей), поэтому лишь в 40% слу- чаев можно применять заранее отработанные схемы двигательной активности. Для сравнения, в гребле автоматически выполняется до 95% движений.
Успех в настольном теннисе базируется на "правильном ударе, выполнен- ном в нужный момент". Это означает, что когда спортсмен принял решение выполнить конкретный удар, он должен начать и закончить игровое движе- ние в строго определенное время, связанное с особенностями полета мяча
7
Глава I. Основные принципы игры
(т.н. синхронизация удара). Преимущества в игре достигает тот спортсмен, который может быстрее и лучше приспосабливаться к постоянно меняющим- ся условиям внешней среды.
Техника настольного тенниса касается самых разных аспектов. В самом об- щем виде можно выделить технику удара и технику работы ног, которые тесно между собой связаны. Когда мы говорим о технике настольного тенниса в более узком значении, мы имеем ввиду способ выполнения какого-то удара, тогда как работа ног отходит на второй план и выступает в качестве вспомогательного средства, позволяющего занять оптимальную позицию при выходе на мяч.
Все удары в настольном теннисе зависят от характеристик приходящего от соперника мяча (за исключением подачи), то есть от его скорости, вращения, траектории полета и точки отскока от стола. Соответственно, техника выпол- нения удара является базой, лежащей в основе всех действий спортсмена. Техника и тактика в настольном теннисе также тесно взаимосвязаны: техника определяет тактику, а тактика, в свою очередь, влияет на дальнейшее разви- тие технических приемов.
Настольный теннис относится к группе видов спорта, которые активизиру- ют сердечно-сосудистую систему. При этом нагрузка, ложащаяся на игрока во время соревнований, действительно велика. По данным исследований япон- ских ученых, при игре в настольный теннис расходуется больше энергии, чем, например, при игре в баскетбол. Поэтому одним из важнейших крите- риев в настольном теннисе является физическая выносливость спортсмена. Во время длительной нагрузки в организме человека действуют в основном аэробные (то есть, связанные с потреблением кислорода) обменные процес- сы, тогда как роль анаэробных процессов (важных при кратковременной "взрывной" нагрузке) незначительна, поэтому для теннисистов очень важным является показатель максимального потребления кислорода, т.е. максималь- но возможного количества кислорода, усваиваемого за определенное время организмом.
Нагрузки, которым подвергается игрок в настольный теннис, существенно зависят от следующих факторов: проводится ли встреча между близкими по силам соперниками или разница в классе велика; играют начинающие тен- нисисты или профессионалы; играют ли между собой спортсмены атакующе- го стиля, атакующий игрок с защитником или два защитника. Кроме того, спортсмен может приспособить свой стиль игры к своим физическим воз- можностям, что делает настольный теннис спортом, которым можно зани- маться всю жизнь.
Однако, профессиональный настольный теннис связан с существенными физическими нагрузками. При игре из пяти партий каждый спортсмен вы-
8 настольный ТЕННИС
I.1. Введение
полняет в среднем от 300 до 1300 ударов, и каждый удар состоит не только из движения игровой руки, но и плеч, корпуса и ног. При каждом ударе тен- нисист преодолевает расстояние от 0,5 до 1,5 м. Это означает, что только за одну партию спортсмен бегом и прыжками покрывает расстояние от 150 до 2000 м. Теперь умножим эти цифры на число партий в матче и учтем, что в день спортсмен может сыграть отнюдь не один матч, а максимум 5 (из 7 пар- тий) или даже 8 (из 5 партий) - и картина станет предельно ясна.
Чтобы выполнить успешный удар, теннисист должен быть предельно со- бран и хорошо скоординирован. К сожалению, на фоне нагрузки и физичес- кой усталости оба эти показателя начинают "хромать". И чем хуже общая фи- зическая подготовка спортсмена, тем быстрее он начнет терять концентрацию внимания и координацию, что, в свою очередь, вызовет технические ошиб- ки при выполнении ударов.
Одна из составляющих успеха в настольном теннисе - умение видеть и/или предугадывать действия соперника. Из-за крайне высоких скоростей полета мяча, ограниченности игрового пространства и совсем незначитель- ного времени, отведенного на реакцию после отскока мяча от стола, каждый спортсмен должен стараться рассчитать свои будущие действия заранее, ориентируясь не только на мяч, а на то, как соперник произвел удар, как он готовился к удару, в каком положении находится его тело, как расположена ракетка и каков был замах. Принятие правильного решения зависит, во-пер- вых, от умения спортсмена правильно оценивать ситуацию (поведение со- перника и полет мяча), а во-вторых, от опыта игрока, позволяющего ему пре- дугадывать возможные действия соперника в ответ на определенные удары.
По манере игры теннисистов можно разделить на три основные катего- рии: спортсмены атакующего стиля, предпочитающие быструю игру у стола (с расстояния 1-2 м) и не использующие сильных вращений; атакующие спортсмены, предпочитающие нападение из средней зоны (2-3 м от стола) и использующие сильное вращение; и спортсмены, играющие из дальней зо- ны (3-5 м от стола) и использующие сильное нижнее вращение (защитники). Впрочем, четкой границы между этими категориями нет. Техника профессио- нальных теннисистов существенно зависит от их индивидуальных возможно- стей и подстраивается под их психофизиологические характеристики, поэто- му классифицировать элитного спортсмена как "только атакующего из ближ- ней зоны" или "только защитника" - практически невозможно. Более того, действительно профессиональные спортсмены должны с честью справляться даже с такими ситуациями, когда им приходится играть иначе, чем им свой- ственно.
Теннисист, играющий из ближней зоны (1-2 м), должен профессионально владеть следующими техническими приемами: активный и пассивный блок,
9
Глава 1. Основные принципы игры
скидка, сильный удар без вращения, а также уметь наносить неожиданные удары. Поскольку время на реакцию при приеме предельно мало и мяч отби- вается непосредственно у стола, игроки этой категории при ударе обычно применяют короткие быстрые движения практически без замаха. Поскольку нет ни времени, ни места на выполнение полноценного удара, техника вы- полнения таких "укороченных" ударов существенно отличается от техники аналогичных ударов атакующих спортсменов, играющих из средней зоны, или защитников. Вращение, если его вообще используют игроки обсуждае- мого типа, применяется только для начала атаки. И то, это не полноценный топ-спин, а более короткий и быстрый удар почти со стола.
Теннисисты атакующего стиля, играющие из средней зоны (2-3 м), чаще всего применяют удары с сильным верхним или комбинированным (верхне- боковым) вращением. Завершающий удар такие спортсмены обычно стре- мятся провести либо очень сильно, но без вращения, либо вкладывают всю свою энергию во вращение мяча. Впрочем, встречается и комбинация быст- рого удара с сильным вращением, или так называемый "хит-спин". Атакую- щие спортсмены, играющие с вращением, при выполнении удара обычно делают широкий замах и бьют с большой амплитудой. Такая техника связана с тем, что мяч принимается на некотором удалении от стола и, в отличие от игроков обсуждавшегося ранее типа, у них есть время и место на выполнение движения. И вращение применяется не только для начала атаки, но и вооб- ще является одной из постоянных составляющих удара во время розыгрыша. Смысл широкого замаха заключается в том, чтобы набрать необходимую для сильного вращения энергию.
Важной составляющей в технике спортсменов этого типа является умение передвигаться у стола, поскольку им приходится преодолевать гораздо боль- шие расстояния, чем теннисистам, принимающим мяч блоком из ближней зоны.
Защитники, играющие из дальней зоны (3-5 м), используют длинные плавные удары, и их основная цель - погасить энергию атаки соперника. При этом расстояния, преодолеваемые защитниками у стола, гораздо больше, чем у любых атакующих спортсменов. Атакующий игрок должен просто вый- ти на позицию, оптимальную для выполнения мощного удара, быстрого и/или с сильным вращением. Цель защитника - затормозить атаку оппонен- та. Хорошо известно, что на подготовку высококлассного защитника, играю- щего в основном ударами с нижним вращением, требуется гораздо больше времени, чем на подготовку игрока атакующего стиля. Объяснение, возмож- но, заключается в том, что классические защитники подстраиваются под стиль соперника и не пытаются любой ценой диктовать свой рисунок игры. Поэтому нужно иметь огромный опыт, чтобы достичь успеха в такой игре, ког-
10
настольный ТЕННИС
I,2. Техника игры
да соперник имеет полную свободу действий. Поскольку защитник не может активно воздействовать на игру, он должен уметь максимально выгодно ис- пользовать технические приемы соперника, и чем раньше он начнет учиться этому, тем больше у него шансов на победу в будущем.
Очевидно, что стиль игры, который изберет для себя спортсмен, непо- средственно зависит от его психических и физических возможностей. Более того, базовая техника настольного тенниса одинакова для всех стилей игры, и лишь когда спортсмен вырастает до определенного уровня, есть смысл ори- ентироваться на его индивидуальные особенности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|