Структура движения при ударе
По определению, удар приводит к изменению положения тела или изменению центра тяжести тела относительно наблюдателя или системы координат. Функци- ональность скелета человека и его мускулатуры делает возможным совершать ши- рокий диапазон движений. К сожалению, биомеханический анализ движения в настольном теннисе только начинает проводиться, а он весьма важен.
Скелет поддерживает все тело, а конечности совершают движение благодаря суставам. Строение тела обуславливает двигательную механику и, особенно, сило- вые и скоростные возможности. Сила мышц управляет движением суставов и оп- ределяет уровень двигательных возможностей. Нервная система управляет дви- жениями. Чтобы совершать движения последовательно и экономно, необходимо следовать биомеханическим законам.
Удар в настольном теннисе представляет собой кинематическую цепь, в кото- рой первоначальный импульс передается от мышц ноги к туловищу, затем к плечу, предплечью, локтю и, наконец, запястью, т.е. от частей тела с большей массой к ча- стям тела с меньшей массой. Такая кинематическая цепь в целом облегчает осуще- ствление точного удара с максимальной силой, но такой удар требует достаточно пространства и времени. Чем меньше будет пространства и времени в распоряже- нии игрока, тем короче будет кинематическая цепь. Когда быстрый удар осуществ- ляется очень близко к столу, основной импульс идет только от локтя к запястью. Чем больше пространства и времени, тем больше звеньев в цепи.
В настольном теннисе существует три основных направления движения ракет- ки: при прямой атаке основное направление движения - вперед; при атаке с вра- щением основное направление - вверх и вперед; при резаном оборонительном ударе основное направление - вниз и вперед.
В настольном теннисе ударное движение состоит из трех фаз:
- замах;
- ускорение и удар;
- завершение игрового движения и возврат в исходное положение.
Замах - это часть движения, в котором ракетка отводится от исходной позиции назад до того момента, когда она начинает двигаться вперед, по направлению к мячу (т.е. к точке удара). Ударное движение начинается от точки, где ракетка на- чинает двигаться вперед, до точки касания с мячом. Конец движения и возврат на исходную позицию осуществляется рукой по инерции. При этом она сначала дви- жется в том же направлении, что и удар, затем назад к исходной позиции.
В литературе по настольному теннису некоторые авторы полагают, что заверше- ние движения и возврат на исходную позицию - это две различные фазы движе- ния, и, соответственно, рассматривают четыре фазы удара.
16
настольный ТЕННИС
I.4. Структура движения при ударе
1) Фаза замаха.
2) Фаза удара и точка удара (место, где находится ра- кетка).
3) Фаза завершения удара.
4) Фаза возврата ракетки на исходную позицию.
Согласно функциональному анализу (Goehner, 1979 г.), ударное движе- ние в настольном теннисе состоит из нескольких вспомогательных и одной главной фазы. Главная функциональная фаза представляет собой удар ракет- ки по мячу (точка касания). В этот момент определяется, с какой скоростью, вращением и траекторией полетит мяч. Другие фазы вспомогательные: они позволяют как можно лучше ударить по мячу и как можно быстрее вернуть руку с ракеткой в исходное положение и приготовиться к новому удару. Ошибка в главной фазе определенно ведет к другим ошибкам и влияет на счет, с которым закончился сет, в то время как погрешности во вспомогатель- ных фазах необязательно ведет к таким последствиям.
Базовая техника удара в настольном теннисе включает три фазы ударного движения и основное положение тела, из которого совершается удар. Здесь рассматривается также и точка столкновения (т.е. точка, в которой ракетка должна ударить по мячу в соответствии с траекторией мяча).
При анализе игрового движения следует учитывать:
- общее направление движения и описание всех его деталей;
- взаимодействующие связи и структуры (т.е. общий знаменатель разно- образных движений);
- анализ целей и задач;
- поиск оптимального выполнения движения.
Процесс каждого удара в настольном теннисе условно можно разделить на две основные фазы.
Во время первой фазы ракетка приближается к мячу. Происходит преодо- ление реактивных сил, и относительная скорость мяча уменьшается, пока не достигнет нуля.
На второй фазе происходит соударение мяча и ракетки и постепенное уве- личение расстояния между ними. Третья фаза, то есть фаза завершение дви-
17
Глава I. Основные принципы игры
1) Ракетка. 2) Мяч. 3) Наибольшая скорость ракетки. 4) Фаза ускорения. 5) Фаза замедления.
При этом возможны варианты:
а) Мяч ударяется о ракетку до того, как скорость движе- ния ракетки станет наибольшей.
б) Фаза ускоряющего движения слишком короткая.
в) Фаза ускоряющего движения достаточная. Удар приходится на момент наибольшего ускорения.
г) Мяч ударяется в момент замедления движения ракет- ки.
жения, практически не имеет значения для осуществления удара, хотя техни- ка и на этом этапе имеет свои правила.
При исполнении сильных ударов на практике различают три основные ки- нематические модели движения руки с ракеткой в зависимости от скорости движения на первых двух фазах, в которых присутствуют:
1) Медленное движение руки продолжается почти до момента удара, то есть почти до точки столкновения мяча и ракетки. И тут происходит "взрыв- ное" ускорение, и в момент удара достигается максимальная скорость. Фаза "взрывного" ускорения была проанализирована на примерах игры профес- сиональных теннисистов, и было выяснено, что скорость движения руки в этот момент повышается в 100-120 раз.
2) Равномерное движение с большой скоростью без дополнительного ус- корения, начиная с подготовительной стадии (замаха), и до момента касания ракетки и мяча.
3) Большая скорость на подготовительной стадии движения, которая уменьшается в момент касания ракетки и мяча.
Наблюдения над игроками доказали, что на практике существуют все три типа кинематической модели движения руки с ракеткой, но лишь первый яв- ляется предпочтительным, то есть, гарантирует сильный и контролируемый завершающий удар, и/или какой-либо другой. Используя эту модель, игрок сначала проводит медленную фазу движения для того, чтобы ударить ракет- кой по мячу. Он корректирует траекторию и угол движения ракетки, и может сделать это тем точнее, чем ниже скорость движения руки с ракеткой в тот мо- мент. Затем происходит взрывное ускорение, но только после того, как все элементы движения выполнены правильно. Взрывное ускорение гарантирует вращение или/и скорость полета мяча. Только два этих элемента дают необ- ходимый контроль и силу удара.
18
настольный ТЕННИС
I.5. Точка касания
Во второй модели, которая также применяется на практике, игровое движение достаточно быстрое с самого начала. Действуя таким образом, спортсмен может выполнить мощный удар, однако этот удар будет плохо контролируемым из-за отсутствия первой - медленной - фазы движения. Ведь именно во время этой фазы происходит корректировка игрового дви- жения и спортсмен нацеливается на мяч. В третьей модели в момент удара скорость слишком медленная, и ее не хватает, чтобы сделать удар быстрым и сильным.
Чем выше скорость движения или/и ускорение в момент касания ракетки и мяча, тем легче будет завершить удар и вернуться в исходное положение и приготовиться к следующему удару. Невозможно вернуть ракетку на исход- ную позицию при большой стартовой скорости, используя направления впе- ред-назад, как маятник. Чтобы остановить ракетку и изменить направление в противоположную сторону, игроку необходимо обладать большой силой и временем, которого у него нет. Следовательно, ракетка должна возвращаться на исходную позицию по кривой. Эта кривая направлена вниз при атакую- щих ударах, а при защитных, из-за меньшей скорости движения, она мень- ше выражена и должна быть направлена вверх.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|