Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
I.7. Время реакции и прогнозирование удара____
В настольном теннисе все решается за какие-то доли секунды. Только те иг- роки, которые обладают быстрой реакцией, имеют шансы на успех. Игра в на- стольный теннис балансирует на грани человеческой способности реагировать и часто переходит эту грань. В современном теннисе мяч летит над сеткой со скоростью приблизительно 20 м/сек. При завершающих ударах начальная скорость полета мяча доходит до 140 км/ч. При быстрой игре интервалы вре- мени между ударом одного игрока и ответным ударом другого составляют при- близительно 0,4 сек.
С момента, когда появляется явный сигнал (для теннисиста это приближе- ние мяча, отбитого соперником), называемый оптическим сигналом, и до мо- мента появления реакции (т.е., до начала ответного удара) должно пройти оп- ределенное время, так называемое время реакции. С момента появления оп- тического сигнала время реакции в среднем составляет 200 миллисекунд, что, конечно, варьируется в зависимости от возможностей конкретного игрока. Ес- ли принимать в расчет максимальную скорость полета мяча, т.е. расстояние, ко- торое проходит мяч между теннисистами, играющими близко к краю стола, и период их реакции, то получается, что начинать реагировать и/или произво- дить удар теннисист должен уже тогда, когда мячу остается преодолеть еще 1,5 м дистанции. Такое решение, безусловно, само собой разумеющееся, посколь- ку игрок начинает реагировать еще до того, как соперник коснулся мяча; он ожидает и предвидит то, что соперник планирует сделать, и реагирует с опере- жением события.
Опытный теннисист программирует свои последующие действия еще до то- го, как соперник коснулся мяча ракеткой. Подготовка для ответного удара осу- ществляется в соответствии с предположением о том, какой удар может нанес- ти оппонент. За доли секунды игрок должен принять несколько важных реше- ний относительно дальнейшего развития игры: будет ли он отвечать на удар со- перника атакующим или защитным ударом, ударом справа или слева, будет ли он с вращением и каким вращением, куда направить мяч и т.д. В настольном теннисе реакция обычно следует на то, что соперник собирается совершить, а не на то, что он уже сделал, - то есть реакция предвосхищает событие (реакция по антиципации). Таким образом, становится понятной причина, по которой теннисисты стараются совершать неожиданные маневры во время игры, т.е. действия, которые соперник не может предугадать и, соответственно, вовремя среагировать. Когда игрок делает неверные предположения о том, что собира- ется совершить его соперник и/или соперник действует совершенно неожи- данно, то он начинает реагировать в соответствии со своим неверным предпо-
23
Глава 1. Основные принципы игры
ложением и едва ли сумеет вовремя остановить и скорректировать свои дейст- вия.
В соответствии с определением Ноймайера (Neumaier), "прогнозирова- ние - это познавательный процесс, при котором осуществляется сбор ин- формации, связанной с последующим действием, и ее анализ на основе предыдущего опыта". Ритсдорф полагает, что процесс прогнозирования включает как минимум три компонента: идентификация параметров, соот- ветствующих правильному прогнозированию, правильная оценка этих па- раметров и разработка адекватного действия в соответствии с установлен- ным прогнозированием.
В настольном теннисе процесс прогнозирования играет очень важную роль. Выделяют эмпирическое прогнозирование и прогнозирование по ра- нее увиденному действию. При эмпирическом прогнозировании игрок предугадывает (до того как соперник произвел удар - в соответствии с ра- нее полученным опытом игры с этим же соперником, опытом применения определенных типов ударов, опытом нахождения в конкретной игровой ситуации) возможные ответные действия соперника на самой ранней ста- дии. Игрок выбирает из многочисленных разнообразных вариантов наибо- лее вероятный и заранее решает как реагировать на действия партнера. Что касается прогнозирования, основанного на ранее увиденном действии, то здесь игрок начинает реагировать только тогда, когда соперник уже произ- вел удар. Основываясь на уже увиденном ударе и начале полета мяча, он предугадывает куда конкретно, с какой скоростью и вращением полетит мяч, а затем принимает решение относительно адекватной реакции и дей- ствует. Совершенно очевидно, что в интересах игрока развивать эмпириче- ское прогнозирование, которое позволяет, даже при игре на высоких ско- ростях, своевременно принимать решения и адекватно реагировать. Про- гнозирование в игре в настольный теннис относится к сугубо личностным действиям как самого игрока, так и его оппонента. Хотя оба процесса про- исходят единовременно, необходимо внимательно изучать действия со- перника. Таким образом, для игрока особенно важно принимать во внима- ние свои собственные действия в отношении оппонента. Однако это полу- чится только тогда, когда спортсмен будет в состоянии контролировать ис- пользование своего технического арсенала и доведет выполнение всех эле- ментов до автоматизма.
Новичок обычно полностью занят своими собственными действиями и вре- мени на изучение движений партнера уже не остается. Только когда спортсмен достиг такого уровня профессионализма, когда использует свои технические навыки автоматически, он способен наблюдать как за движениями соперника, так и за своими собственными. Процесс прогнозирования будет проистекать
24
настольный ТЕННИС
I.8. Точка касания
еще быстрее и эффективнее, если получаемые от оппонента сигналы он будет стараться распознавать сознательно. Определенное положение тела будет оз- начать, что мяч полетит в диагональном направлении; определенный замах обо- значит игру с вращением и т.д. Таким образом, становится очевидным, что про- гнозирование в настольном теннисе зависит от предшествующего опыта игрока. Этот опыт имеет смысл накапливать за счет тренировок и выступлений на сорев- нованиях. Но надо не просто играть с максимальным числом самых разных спортсменов; во время игры необходимо сознательно выделять моменты в дви- жениях соперника, позволяющие предугадывать его последующие действия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|