Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
IV.2.3. Тренировка работы ног
Без хорошей работы ног нельзя грамотно выйти к мячу, а не выйдя грамот- но на мяч, нельзя совершить надежный и сильный удар. Поэтому работу ног нужно "ставить" с самой первой стадии подготовки спортсмена. Изначально новичок не умеет правильно двигаться у стола и разучиванию техники рабо- ты ног надо уделять внимания не меньше, чем разучиванию техники ударов.
Во время отработки техники спортсмены разучивают элементы работы ног в их совокупности с различными ударами. Игрок, разучивший базовые эле- менты какого-то основного удара, учится проводить этот удар в движении, то есть учится быстро выходить на оптимальную для выполнения удара пози- цию.
Во время тренировки игрок должен выходить к каждому мячу, даже если мяч приходит практически в ту же точку, что и предыдущий и требуется сов- сем незначительное перемещение корпуса. Только в этом случае приобрета- ется столь необходимая в реальных игровых условиях готовность реагиро- вать на каждый мяч и формируется привычка занимать оптимальное исход- ное положение для нанесения удара. Важно, чтобы привычка готовиться к каждому удару формировалась постоянно, даже при разучивании элемен- тов, когда перемещение спортсмена от удара к удару практически не проис- ходит, например, при обучении приему мяча срезкой или подставкой.
97
Глава IV. Образец образцовый
Начинать разучивание базовых элементов работы ног надо с выпадов в сторону в ближней зоне у стола. Игрок учится смещаться вправо, шагая пра- вой ногой и влево - шагая левой. Только после того, как игрок освоит базо- вую технику шагов с опорой на вторую ногу, он может постепенно приступать к разучиванию приставных шагов, а еще позже - прыжков. По мере профес- сионального роста, игрок учится комбинировать различные варианты пере- движения, необходимые в реальной игровой практике.
Сначала игрок разучивает перемещения в стороны, а затем практически сразу можно начинать обучение незначительному передвижению вперед и назад, то есть из зоны 2-3 м в зону непосредственно у стола (1-2 м). Затем, когда игрок начинает разучивать удары из дальних зон, он учится классичес- ким перемещениям вперед-назад с большей амплитудой. Особенно важно освоить технику дальних перемещений к столу и от стола игрокам защитного стиля.
На определенном этапе спортивного роста теннисист учится использовать базовые элементы работы ног и их комбинации с учетом своих личных осо- бенностей и индивидуальной манеры игры, а также разучивает схемы рабо- ты ног, соответствующие типовым игровым ситуациям. Чтобы правильно по- ставить работу ног, лучше всего использовать специально разработанные для этого упражнения. Подобные упражнения должны быть направлены на то, чтобы обеспечить в типичных игровых ситуациях движение к мячу по опти- мальной траектории с учетом индивидуальной манеры игры спортсмена. Но нельзя забывать, что только профессионально владея техникой базовых пе- ремещений и их комбинациями можно наиболее эффективно "настроить" их под свой индивидуальный стиль.
98
настольный ТЕННИС
V. TEXHИKA УДАРА
V.1. Введение
Успехи в настольном теннисе во многом зависят от владения техникой уда- ра. Хорошая техника позволяет игроку свободнее использовать тактику игры. Приступая к анализу техники, мы поставили перед собой задачу выделить наиболее общие структурные элементы, независящие от индивидуальной манеры игры спортсмена. Техника и тактика очень тесно взаимосвязаны, но все же техника является базовой основой, на которой строится в том числе и тактика игры.
| Техника ударов в настольном теннисе, как и в некоторых других видах спорта, разнооб- разна, но можно выделить ряд базовых эле- ментов, каждый из которых имеет свое на- значение и характерное исполнение. Основ- ные удары в настольном теннисе можно раз- делить на группы по разным критериям. На- пример, можно выделить атакующие и за- щитные удары, удары с вращением и без, форхэнд и бэкхэнд удары и т.д. Принадлеж- ность к той или иной группе во многом ус- ловна. Например, кто-то считает блок ис- ключительно защитным ударом, а кто-то ви- дит в нем атакующую составляющую. Поэто- му мы не стремимся четко разграничить все типы ударов, однако постараемся выделить некоторые базовые виды и их основные ва- риации. Так, например, говоря об атакую- щих ударах с вращением, мы опишем топ- спин, быстрый топ-спин и топ-спин с боко- вым вращением и т.д.
В разделе, посвященном технике удара, мы разберем следующие основные типы ударов: атакующие удары без вращения,
а) Схема удара открытой ракеткой
б) Схема удара ракеткой в нейтральной позиции
в) Схема удара закрытой ракеткой
99
Глава У. Техника удара
атакующие удары с вращением, блок, подрезка, срезка, скидка, свеча, пода- ча. Прием подачи, перекрутка и короткая игра рассматриваются отдельно, хотя их и нельзя выделить в отдельные группы, поскольку техника их испол- нения базируется на технике других ударов. Тем не менее, эти удары очень важны в игре и имеют некоторые отличительные особенности. Для каждой группы ударов будет рассматриваться пять основных критериев: исходное положение, замах, удар, момент касания, завершение удара. Кроме того, мы детально рассмотрим некоторые вариации базовых ударов, наиболее рас- пространенные в современном настольном теннисе.
Читая описание удара, не стоит забывать, что здесь речь идет лишь о ба- зовых моментах, и что мы говорим об идеальном положении ракетки, руки, корпуса и т.п. на различных стадиях выполнения удара. Мы как бы умышлен- но, для удобства понимания, разбиваем целостное движение на составляю- щие. Хотя на практике зачастую трудно не только разделить фазы удара, а да- же провести четкую границу между ударами, следующими друг за другом. Кроме того, у всех игроков техника выполнения удара несколько различается и зависит от индивидуальных особенностей спортсмена.
Для описания положения ракетки используются термины "закрытая ракет- ка", "открытая ракетка" и "нейтральная позиция ракетки". В открытой позиции ударная поверхность ракетки направлена вверх под углом более 90 граду- сов; в закрытой позиции ударная поверхность ракетки направлена вниз под углом более 90 градусов {см. иллюстрацию на стр. 99).
Говоря о технике исполнения удара, мы выделяем несколько фаз. Первая - замах, то есть отведение руки относительно исходной позиции, вплоть до отправной точки, когда рука готова начать движение в сторону мяча. Вторая фаза - собственно удар, то есть движение от отправной точки к точке касания с мячом. Третья фаза - завершение удара после соприкосновения ракетки с мячом и возврат в исходное положение. Кроме того, описывая удар, мы от- дельно останавливаемся на исходной позиции, из которой начался замах, а также на моменте касания мяча и ракетки.
Когда мы говорим о базовой технике, мы имеем ввиду основные характе- ристики, лежащие в основе выполнения определенных ударов, то есть харак- теристики, без которых качественное выполнение удара или, если смотреть шире, определенного вида двигательной активности, невозможно. В на- стольном теннисе под двигательной активностью понимается так называемая "открытая кинематическая цепь", которая включает базовую последователь- ность действий, но в то же время может содержать индивидуальные особен- ности выполнения удара, присущие конкретному игроку. В процессе обуче- ния спортсмен сначала осваивает базовую последовательность действий при выполнении удара, а потом усложняет ее, осваивает возможные варианты
100
настольный ТЕННИС
V.2. Точка удара
и/или подстраивает технику удара под свои индивидуальные возможности и способности. Постепенно у теннисиста вырабатывается свой индивидуаль- ный стиль игры. Впрочем, индивидуальные особенности техники проявляют- ся прежде всего в фазах замаха и завершения удара. Сам же удар, то есть движение, непосредственно предшествующее касанию мяча и ракетки, обычно проводится по общей схеме и здесь влияние индивидуального стиля минимально.
Между ударами одного типа трудно провести четкую границу. Понятно, что блок, атакующий удар без вращения и атакующий удар с вращением яв- ляются разными по сути движениями. Однако определить, где блок становит- ся атакующий ударом без вращения, а удар без вращения становится ударом с вращением - практически невозможно. Эти удары плавно переходят один в другой. И подобная картина наблюдается практически во всех типах уда- ров. Поэтому так важно в процессе обучения научиться правильной технике выполнения конкретных ударов. И лишь после усвоения базовых элементов можно начинать их "настройку" под конкретного спортсмена и/или под осо- бенности игровой ситуации. При этом надо понимать, что в реальной игро- вой практике не всегда удается выполнить тот или иной удар так, как того тре- бует техника.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|