Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






IV.2.3. Тренировка работы ног




Без хорошей работы ног нельзя грамотно выйти к мячу, а не выйдя грамот-
но на мяч, нельзя совершить надежный и сильный удар. Поэтому работу ног
нужно "ставить" с самой первой стадии подготовки спортсмена. Изначально
новичок не умеет правильно двигаться у стола и разучиванию техники рабо-
ты ног надо уделять внимания не меньше, чем разучиванию техники ударов.

Во время отработки техники спортсмены разучивают элементы работы ног
в их совокупности с различными ударами. Игрок, разучивший базовые эле-
менты какого-то основного удара, учится проводить этот удар в движении, то
есть учится быстро выходить на оптимальную для выполнения удара пози-
цию.

Во время тренировки игрок должен выходить к каждому мячу, даже если
мяч приходит практически в ту же точку, что и предыдущий и требуется сов-
сем незначительное перемещение корпуса. Только в этом случае приобрета-
ется столь необходимая в реальных игровых условиях готовность реагиро-
вать на каждый мяч и формируется привычка занимать оптимальное исход-
ное положение для нанесения удара. Важно, чтобы привычка готовиться к
каждому удару формировалась постоянно, даже при разучивании элемен-
тов, когда перемещение спортсмена от удара к удару практически не проис-
ходит, например, при обучении приему мяча срезкой или подставкой.

97


Глава IV. Образец образцовый

Начинать разучивание базовых элементов работы ног надо с выпадов в
сторону в ближней зоне у стола. Игрок учится смещаться вправо, шагая пра-
вой ногой и влево - шагая левой. Только после того, как игрок освоит базо-
вую технику шагов с опорой на вторую ногу, он может постепенно приступать
к разучиванию приставных шагов, а еще позже - прыжков. По мере профес-
сионального роста, игрок учится комбинировать различные варианты пере-
движения, необходимые в реальной игровой практике.

Сначала игрок разучивает перемещения в стороны, а затем практически
сразу можно начинать обучение незначительному передвижению вперед и
назад, то есть из зоны 2-3 м в зону непосредственно у стола (1-2 м). Затем,
когда игрок начинает разучивать удары из дальних зон, он учится классичес-
ким перемещениям вперед-назад с большей амплитудой. Особенно важно
освоить технику дальних перемещений к столу и от стола игрокам защитного
стиля.

На определенном этапе спортивного роста теннисист учится использовать
базовые элементы работы ног и их комбинации с учетом своих личных осо-
бенностей и индивидуальной манеры игры, а также разучивает схемы рабо-
ты ног, соответствующие типовым игровым ситуациям. Чтобы правильно по-
ставить работу ног, лучше всего использовать специально разработанные для
этого упражнения. Подобные упражнения должны быть направлены на то,
чтобы обеспечить в типичных игровых ситуациях движение к мячу по опти-
мальной траектории с учетом индивидуальной манеры игры спортсмена. Но
нельзя забывать, что только профессионально владея техникой базовых пе-
ремещений и их комбинациями можно наиболее эффективно "настроить" их
под свой индивидуальный стиль.



 


 


98


настольный ТЕННИС


V. TEXHИKA УДАРА

V.1. Введение


Успехи в настольном теннисе во многом зависят от владения техникой уда-
ра. Хорошая техника позволяет игроку свободнее использовать тактику игры.
Приступая к анализу техники, мы поставили перед собой задачу выделить
наиболее общие структурные элементы, независящие от индивидуальной
манеры игры спортсмена. Техника и тактика очень тесно взаимосвязаны, но
все же техника является базовой основой, на которой строится в том числе и
тактика игры.

Техника ударов в настольном теннисе, как
и в некоторых других видах спорта, разнооб-
разна, но можно выделить ряд базовых эле-
ментов, каждый из которых имеет свое на-
значение и характерное исполнение. Основ-
ные удары в настольном теннисе можно раз-
делить на группы по разным критериям. На-
пример, можно выделить атакующие и за-
щитные удары, удары с вращением и без,
форхэнд и бэкхэнд удары и т.д. Принадлеж-
ность к той или иной группе во многом ус-
ловна. Например, кто-то считает блок ис-
ключительно защитным ударом, а кто-то ви-
дит в нем атакующую составляющую. Поэто-
му мы не стремимся четко разграничить все
типы ударов, однако постараемся выделить
некоторые базовые виды и их основные ва-
риации. Так, например, говоря об атакую-
щих ударах с вращением, мы опишем топ-
спин, быстрый топ-спин и топ-спин с боко-
вым вращением и т.д.

В разделе, посвященном технике удара,
мы разберем следующие основные типы
ударов: атакующие удары без вращения,

а) Схема удара открытой ракеткой

б) Схема удара ракеткой в нейтральной позиции

в) Схема удара закрытой ракеткой


99


Глава У. Техника удара

атакующие удары с вращением, блок, подрезка, срезка, скидка, свеча, пода-
ча. Прием подачи, перекрутка и короткая игра рассматриваются отдельно,
хотя их и нельзя выделить в отдельные группы, поскольку техника их испол-
нения базируется на технике других ударов. Тем не менее, эти удары очень
важны в игре и имеют некоторые отличительные особенности. Для каждой
группы ударов будет рассматриваться пять основных критериев: исходное
положение, замах, удар, момент касания, завершение удара. Кроме того, мы
детально рассмотрим некоторые вариации базовых ударов, наиболее рас-
пространенные в современном настольном теннисе.

Читая описание удара, не стоит забывать, что здесь речь идет лишь о ба-
зовых моментах, и что мы говорим об идеальном положении ракетки, руки,
корпуса и т.п. на различных стадиях выполнения удара. Мы как бы умышлен-
но, для удобства понимания, разбиваем целостное движение на составляю-
щие. Хотя на практике зачастую трудно не только разделить фазы удара, а да-
же провести четкую границу между ударами, следующими друг за другом.
Кроме того, у всех игроков техника выполнения удара несколько различается
и зависит от индивидуальных особенностей спортсмена.

Для описания положения ракетки используются термины "закрытая ракет-
ка", "открытая ракетка" и "нейтральная позиция ракетки". В открытой позиции
ударная поверхность ракетки направлена вверх под углом более 90 граду-
сов; в закрытой позиции ударная поверхность ракетки направлена вниз под
углом более 90 градусов {см. иллюстрацию на стр. 99).

Говоря о технике исполнения удара, мы выделяем несколько фаз. Первая
- замах, то есть отведение руки относительно исходной позиции, вплоть до
отправной точки, когда рука готова начать движение в сторону мяча. Вторая
фаза - собственно удар, то есть движение от отправной точки к точке касания
с мячом. Третья фаза - завершение удара после соприкосновения ракетки с
мячом и возврат в исходное положение. Кроме того, описывая удар, мы от-
дельно останавливаемся на исходной позиции, из которой начался замах, а
также на моменте касания мяча и ракетки.

Когда мы говорим о базовой технике, мы имеем ввиду основные характе-
ристики, лежащие в основе выполнения определенных ударов, то есть харак-
теристики, без которых качественное выполнение удара или, если смотреть
шире, определенного вида двигательной активности, невозможно. В на-
стольном теннисе под двигательной активностью понимается так называемая
"открытая кинематическая цепь", которая включает базовую последователь-
ность действий, но в то же время может содержать индивидуальные особен-
ности выполнения удара, присущие конкретному игроку. В процессе обуче-
ния спортсмен сначала осваивает базовую последовательность действий при
выполнении удара, а потом усложняет ее, осваивает возможные варианты


100


настольный ТЕННИС


V.2. Точка удара

и/или подстраивает технику удара под свои индивидуальные возможности и
способности. Постепенно у теннисиста вырабатывается свой индивидуаль-
ный стиль игры. Впрочем, индивидуальные особенности техники проявляют-
ся прежде всего в фазах замаха и завершения удара. Сам же удар, то есть
движение, непосредственно предшествующее касанию мяча и ракетки,
обычно проводится по общей схеме и здесь влияние индивидуального стиля
минимально.

Между ударами одного типа трудно провести четкую границу. Понятно,
что блок, атакующий удар без вращения и атакующий удар с вращением яв-
ляются разными по сути движениями. Однако определить, где блок становит-
ся атакующий ударом без вращения, а удар без вращения становится ударом
с вращением - практически невозможно. Эти удары плавно переходят один
в другой. И подобная картина наблюдается практически во всех типах уда-
ров. Поэтому так важно в процессе обучения научиться правильной технике
выполнения конкретных ударов. И лишь после усвоения базовых элементов
можно начинать их "настройку" под конкретного спортсмена и/или под осо-
бенности игровой ситуации. При этом надо понимать, что в реальной игро-
вой практике не всегда удается выполнить тот или иной удар так, как того тре-
бует техника.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных