V.4. Работа неигровой руки____________________
Для успешного выполнения ударов во время игры спортсмен должен очень быстро возвращаться в исходное положение после завершения удара. Быстрый возврат в исходное положение возможен лишь в том случае, если во время удара игрок не теряет равновесие. Свободная (неигровая) рука во
102 настольный ТЕННИС
V.4. Работа неигровой рук
многом служит поддержанию этого равновесия, а также усиливает действия игровой руки.
Готовясь к выполнению форхэнд удара игрок-правша должен согнуть свою левую руку в локтевом суставе таким образом, чтобы между плечом и пред- плечьем образовался угол около 90 градусов, а угол между плечом и корпу- сом должен составлять приблизительно 45 градусов. При выполнении быст- рых атакующих ударов с небольшой амплитудой игрок-правша перемещает ракетку вперед и влево, то есть "внутрь". По закону взаимодействия частей те- ла неигровая рука при этом автоматически сдвигается либо вперед и вправо, то есть тоже "внутрь", либо в направлении, противоположном движению иг- ровой руки, чем придает игровому движению дополнительный импульс. Та- кая работа неигровой руки будет полезна только при выполнении быстрых атакующих ударов в непосредственной близости от стола, то есть таких уда- ров, когда ракетка бьет по быстро летящему мячу на восходящей траектории его полета после отскока от стола, и при этом игровое движение выполняется коротко, практически без замаха.
После выполнения быстрого атакующего удара со стола спортсмен должен быть готов к тому, что следующий мяч ему придется принимать через очень короткий промежуток времени. Игрок должен очень быстро подготовиться к новому удару, то есть очень быстро перейти в исходное положение, перене- ся при этом центр тяжести в оптимальное место. В случае выполнения форхэнд удара игроком-правшой центр тяжести должен находиться чуть ни- же и правее центра тела, то есть вес должен быть по большей части перене- сен на правую ногу. Во время проведения удара центр тяжести смещается вперед и влево. Чтобы облегчить процедуру возвращения в исходное поло- жение, спортсмену не следует слишком сильно смещать центр тяжести отно- сительно стартовой позиции. Достичь этого можно, смещая неигровую руку "внутрь", то есть в противоположном направлении относительно движения игровой руки. Поступая подобным образом игрок может придать выполняе- мому удару стабильность, а также придерживаться оптимального ритма в движениях. Недостаток таких действий неигровой руки, направленных на удержание центра тяжести максимально близко к исходному положению, за- ключается в невозможности выполнить очень мощный удар, в котором долж- но быть задействовано все тело спортсмена, и центр тяжести существенно смещается.
Когда у спортсмена есть достаточно места и времени на выполнение за- вершающего форхэнд удара или топ-спина со средней дистанции, неигровая рука движется в том же направлении, что и игровая (в случае спортсмена- правши обе руки идут влево). Такая техника исполнения удара позволяет сде- лать его более мощным, но одновременно требует больших затрат сил и вре-
103
Глава V. Техника удара
мени на возвращение в исходную позицию, поскольку центр тяжести при ударе сильно смещается в направлении вперед и влево.
Впрочем, какой бы удар ни проводил спортсмен, неигровая рука должна работать, а не произвольно "болтаться". Если не следить за движениями не- игровой руки, то удары будут получаться слабее, чем могли бы, а перенос центра тяжести в исходное положение будет затруднен. Неправильно также поднимать неигровую руку во время удара, вместо того, чтобы смещать ее вправо или влево, в зависимости от особенностей удара. Подъем неигровой руки затрудняет возврат в исходное положение, поскольку центр тяжести при этом смещается вверх и влево.
При выполнении бэкхэнд блока или срезки спортсмен отводит неигровую руку по прямой линии в сторону и при этом сдвигает плечо игровой руки впе- ред, чем добивается дополнительной свободы и мощи при ударе. При вы- полнении атакующего бэкхэнда или бэкхэнд топ-спина неигровая рука дви- жется назад и в сторону корпуса, что помогает сохранить равновесие и при- дать удару дополнительный импульс. При бэкхэнд подрезках свободная рука идет в сторону от корпуса и вверх, а при форхэнд подрезках - в сторону кор- пуса и вниз.
Движения неигровой руки могут либо облегчить, либо усложнить выпол- нение удара и особенно влияют на скорость возвращения в исходную пози- цию. Во время обучения базовой технике следует обращать внимание спорт- смена на ошибки, допускаемые в действиях неигровой руки, особенно если она просто "фиксируется" и никак не участвует в ударе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|