VI. МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ
VI. 1 Введение
Один из основных принципов тренировочного процесса заключается в пере- ходе от простого к сложному. В технике настольного тенниса это означает следу- ющее:
- переход от медленной игры к быстрой;
- переход от игры по диагонали к игре по прямой;
- переход от игры по заданной схеме к свободной игре;
- переход от простых однотипных ударов к сложным комплексным приемам;
- переход от ударов без вращения к ударам с сильным вращением;
- переход от ударов с одинаковым вращением к ударам со сменой вращения;
- переход от игры с одинаковым темпом к игре со сменой темпа.
Впрочем, существуют разные мнения относительно применения этих принци- пов при тренировке начинающих спортсменов. Главное разногласие заключается в том, как разучивать атакующие удары. Одни считают, что лучше начинать с уда- ров с вращением, другие - что без вращения. Сторонники изучения атаки при помощи ударов с вращением выдвигают следующие аргументы: ребенку проще играть, используя движения с широкой амплитудой на некотором удалении от стола и бить по падающему мячу после прохождения им верхней точки траекто- рии полета. Противники такого подхода утверждают, что при разучивании атаки проще ударить по мячу плоско; кроме того, проводить контратаку удобнее, когда мяч находится в высшей точке после отскока.
По статистике в мире больше распространен подход, когда обучение начина- ется с плоских ударов, а позже подключается вращение. Причина кроется в том, что новичку легче попасть по мячу, когда он бьет ракеткой, находящейся в нейт- ральной позиции, то есть когда мяч отскакивает от поверхности ракетки под уг- лом 90 градусов. И даже когда теннисист овладевает некоторыми основами тех- ники, в такой модели тренировки можно найти свои плюсы: применяя атаку без вращения игрок с самого начала учится играть быстро, короткими движениями и близко к столу. Кроме того, теннисист параллельно осваивает технику завершаю- щего удара без вращения (смэша).
При такой модели обучения, когда новички сразу начинают разучивать удары с вращением, снимается проблема, связанная с небольшим ростом начинающих
229
Глава VI. Методика тренировки
спортсменов. У детей часто возникают трудности с приемом высоких мячей вбли- зи стола, при игре же с вращением такой проблемы не возникает. С другой сторо- ны, гораздо сложнее играть мяч по касательной, чем "в лоб". К тому же, когда спортсмен приобрел определенный опыт в выполнении ударов с вращением, трудно заставить его встать ближе к столу и начать выполнять короткие удары без вращения.
Методика тренировки, где обучение начинается с разучивания ударов с вра- щением, в деталях описана в нескольких пособиях (особенно немецких) по на- стольному теннису. Но на практике эта методика не дает никаких особых резуль- татов. Очевидно, что ее недостатки перевешивают достоинства. На сегодняшний день самым лучшим считается начинать обучение с плоских ударов, а затем пе- реходить к ударам с верхним (атакующим) и нижним (защитным) вращением. При обучении также рекомендуется обращаться не только к форхэнд ударам с вращением, но и к бэкхэнд ударам с вращением. Таким образом, общеприня- тым считается обучение игре сначала без вращений, а потом уже с вращениями. Вопрос лишь в том, насколько быстро нужно включать в тренировку новые эле- менты. Хорошо продуманный процесс обучения, основанный на современных методиках для начинающих, позволяет сократить время усвоения базовой тех- ники игры.
Достижение хороших результатов в большом спорте возможно, если уже в молодом возрасте развиваются необходимые физические и двигательные навы- ки, а также учитывается психоэмоциональный аспект. Систематическая работа над развитием вышеперечисленных навыков в возрасте от б до 15 лет дает воз- можность, при условии достаточного количества тренировок, достичь отличных результатов в спорте уже в зрелом возрасте.
При тренировке детей необходимо учитывать специфические цели и задачи их обучения и не забывать о том, что их тренировка не может быть приравнена к упрощенной тренировке взрослых спортсменов. При тренировке детей нужно также учитывать стадии развития ребенка. Программа тренировок должна строиться с учетом долгосрочных целей. Предъявляемые к юным теннисистам требования должны увеличиваться постепенно. При обучении детей важно знать, что идеальный возраст для восприятия движений - это 7-8 лет и до 12 лет. В этот период детям надо освоить множество технических приемов. Ребенок должен повторять движения вслед за тренером, и эти повторения должны быть многократными. Замечания, высказываемые тренером, должны быть макси- мально практичными и простыми. Дети также должны обладать определенной долей свободы, чтобы иметь возможность воплощать в жизнь свои собственные идеи.
Хорошая координация движений является необходимым условием для эф- фективных тренировок, закрепления полученных знаний и правильного исполь-
230
настольный ТЕННИС
VI.2. Тренировка техники игры
зования движений. При тренировке детей и молодых спортсменов в каждый курс обучения технике игры должны быть включены упражнения на координацию.
При работе с детьми и подростками от 7 до 18 лет нужно учитывать, что часто между биологическим возрастом ребенка и его подлинным развитием, сущест- вует большая разница. Эта разница может варьироваться в пределах 2-3 лет. На практике это означает, что дети одного биологического возраста могут находить- ся на разных стадиях развития как физически, так и в других сферах. Например, некоторые 12-летние дети могут быть развиты на 10 или даже на 14 лет, что со- ставляет огромную разницу. Некоторые дети хорошо усваивают технику игры, но поскольку физически они несколько отстают от своих сверстников, то им не уда- ется достичь ожидаемых результатов. С такими детьми необходимо терпение, нужно поддерживать их в тренировочном процессе, и со временем, когда их фактическое развитие догонит их биологический возраст, будут достигнуты соот- ветствующие результаты. Всегда есть определенная группа детей, которые, в ос- новном благодаря тому, что они опережают в развитии своих сверстников, дости- гают очень хороших результатов, даже несмотря на ограниченные познания в тех- нике игры. Существует большая опасность, что когда сверстники догонят их в сво- ем развитии, и результаты сравняются, у таких детей исчезнет мотивация.
Дети, у которых хорошие задатки к настольному теннису, а развитие соответ- ствует их возрасту, имеют наилучшие шансы. Достаточно часто эти дети начинают верить, что одного таланта, без прилежных тренировок, достаточно для того, что- бы достичь наилучших результатов. В этом случае на плечи тренера ложится за- дача помочь ребенку понять особенную ситуацию развития и спортивного роста.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|