V1.2 Тренировка техники игры_______________________
Тренировка техники предполагает как изучение новых ударов и движений, так и отработку полученных раньше знаний. Во время тренировки игрок получает ин- формацию, отрабатывает полученные навыки и применяет их на практике. Цель тренера - сформировать стабильный поток движений, независимый от изменчи- вых внешних условий.
Во время отработки техники теннисист получает информацию, наблюдая за ударом, который он затем должен выполнить. Информация обрабатывается цен- тральной нервной системой; затем в мозгу создается образ движения и соответ- ствующим группам мышц передаются импульсы, которые в совокупности транс- формируются в определенное движение. После этого в мозг от рецепторов посту- пает информация о проделанном движении, и оно сравнивается с имеющимся образом. После сравнения проводится корректировка движения. Процедура по- вторяется, пока движение удара по мячу не станет автоматическим.
В процессе тренировки двигательных навыков различают, по Майнелю (Meinel), три этапа:
231
Глава VI. Методика тренировки
- усвоение базовой формы движения (грубая координация движения)
- оттачивание движения (тонкая координация)
- стабилизация движения и приспособление к меняющимся условиям, в ко- торых это движение проделывается
На первом этапе усваивается основное движение без деталей, но на этой ста- дии координация между частями движения еще недостаточная, расход энергии слишком большой, быстро появляется усталость, а стабильность выполняемого движения ослабевает.
Отточенные движения являются результатом, во-первых, сознательных трени- ровок, на которых спортсмен полностью сосредоточен, а во-вторых, многократ- ных исправлений, что в конце концов, при обычных условиях, облегчает хорошо технически выполненное движение. В конце этого этапа тренировочного процес- са игрок в состоянии совершить точный и уверенный удар по мячу, но при смене условий становится очевидной нестабильность выполняемого движения.
На третьем этапе движения стабилизируются, так что когда условия меняются, например, в ситуации стресса во время соревнований, движения будут автома- тическими, как во время тренировки. Это позволяет теннисисту во время игры направить свое внимание не на выполнение ударов, а на другие факторы, напри- мер, тактику игры.
Во время тренировки используются визуальные, вербальные и практические методы работы.
Визуальный метод может быть прямым или косвенным. Важнейшим прямым методом является демонстрация. Тренер показывает спортсмену как при опреде- ленном движении работать ногами, что является обязательным элементом при тренировке, особенно во время первого этапа. Во время тренировки основных приемов конкретного удара полезно, чтобы тренер взял руку спортсмена в свою и показал ему движения рукой. Одним из косвенных методов является трениров- ка с помощью кинограмм, циклограмм, схем и различных приспособлений. Од- но из таких приспособлений, например, представляет собой световую конструк- цию с несколькими лампами разных цветов - спортсмен должен выполнить оп- ределенное задание, когда загорается лампа определенного цвета.
Вербальный метод тоже используется во время тренировок по настольному теннису и часто совмещается с визуальным методом; это дополнение к практиче- ским методам. Помимо объяснений тренера, используются различные аутоген- ные формы этого метода, как, например, команды самому себе, требования и т.д.
Практический метод, то есть физические упражнения, соревнования и собст- венно игра, являются основой каждой тренировки.
232
настольный ТЕННИС
VI.3. Изучение техники игры
Тренировки могут проводиться по-разному, но основой любой из них являет- ся повторение определенного задания. Необходимо обращать внимание на со- отношение между движением в целом, его частями и расслаблением, возникаю- щим после нагрузки. В настольном теннисе движения, как правило, целостны. Однако, определенные специфические детали этих движений всегда могут быть скорректированы. Как исключение, движение может быть разделено на состав- ные части, а один из сегментов этого движения корректируется и практикуется в отдельности, а затем опять включается в целое движение. В зависимости от задач тренировки, нагрузка может быть одинаковой (всегда на одном и том же уровне) или же разной, когда меняются темп, направление и сила удара и т.д. Практико- ваться можно непрерывно или же с интервалами.
Заранее невозможно предсказать уровень нагрузки во время игры или трени- ровки с помощью соревновательного метода. В соревновательном методе усло- вия похожи на условия самого соревнования, в то время как в методе трениров- ки с помощью игры основным остается практика. Например, проводится двухсторонняя игра, но при этом даются определенные задания, которые нужно выполнять со счетом или без.
Практическая техника игры предполагает изучение и простых и сложных эле- ментов - и здесь важнейшим фактором для приобретения хороших навыков яв- ляется мотивация. Спортсмен со слабой мотивацией обучаем гораздо хуже, чем спортсмен с хорошей мотивацией. Похвала или, наоборот, неодобрение тренера могут в большой степени мотивировать игрока или наоборот. Тренеру нужно за- ботиться о том, чтобы тренировка каждого спортсмена включала в себя достаточ- ное количество стимулов и в физиологическом, и в психологическом смысле.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|