Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
VI.4 Обучение базовой технике игры_________________
Когда мы говорим об освоении базовой техники настольного тенниса, то вста- ет вопрос о способах наиболее быстрого и эффективного обучения начинающих спортсменов.
Первым принципиальным моментом, наверное, является то, что все базовые удары надо разучивать отдельно и индивидуально с каждым спортсменом. После освоения нескольких технических элементов можно проводить тренировку, включающую разные виды ударов; кроме того, в двухсторонней игре спортсмен будет использовать все доступные ему элементы техники. Здесь интересно обра- тить внимание на различия, существующие в китайском и европейском подходе к тренировке начинающих спортсменов. В Китае к освоению базовой техники от- носятся более серьезно. На протяжении первого года тренировок юный спортс- мен не получает представления об общих основах техники настольного тенниса и не имеет права играть на счет или просто играть в свое удовольствие. Он после- довательно осваивает базовые технические элементы и их отрабатывает. Китай- ские тренеры считают, что скрупулезное освоение базовой техники является ос- новой всего дальнейшего развития спортсмена. И если на этой стадии спортсме- нам разрешить играть просто так, то это повредит правильному освоению техни- ки удара. Тренировка, во время которой не проводится учебных игр, считается более быстрым и эффективным методом освоения точных и технически грамот- ных базовых ударов. Однако, недостатком этого метода является то, что начина-
236
НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС
VI.4. Обучение базовой технике игры
ющий спортсмен в этом случае обречен на монотонную и скучную работу. В этой ситуации новичку сложно надолго удерживать внимание и сохранять мотивацию к тренировкам.
В европейских странах, тренер, работая с детьми, старается создать дополни- тельную мотивацию у юных спортсменов. Понятно, что выполняя однообразные упражнения на базовую технику удара, дети быстро потеряет интерес к настоль- ному теннису. Таким образом, при составлении программы тренировок необхо- димо учитывать обе цели: и обеспечить интенсивное обучение базовой технике ударов, и привить ребенку любовь к настольному теннису, для чего, например, применяется соревновательный метод и учебные игры.
Во время индивидуального обучения базовым ударам спортсмен должен пол- ностью сосредоточиться и выполнять упражнение в течение заданного периода времени. Продолжительность упражнения будет, помимо всего прочего, зави- сеть от возраста начинающего спортсмена. От малышей 7-8 лет нельзя ожидать на тренировке той же концентрации внимания, что от более старших детей. Тре- нер обязан выбрать оптимальную продолжительность для выполнения каждого упражнения. В любом случае, упражнение, чтобы быть эффективным, должно длиться не менее 15 минут.
В самом начале обучения базовым ударам, тренер должен объяснить, какова значимость конкретного удара в игре, и как он выполняется. Тренер четко демонстрирует всю последовательность движений в выполнении удара и в то же время указывает на такие важнейшие элементы как замах, точка удара и т.д. По- скольку тренер не всегда является превосходным игроком, то в таких случаях ре- комендуется показать движение на столе, но без мяча, выполняя воображаемый удар. Таким образом, тренер, если он технически слабый теннисист, может без особых затруднений продемонстрировать как выполняется движение. Для начи- нающих теннисистов не особенно важно наблюдать за исполнением движения с фактическим ударом по мячу - они вполне могут себе представить это визуаль- но. Каждый тренер, вне зависимости от его способностей как игрока, может, при- ложив определенные усилия, научиться правильно демонстрировать основные приемы удара. При обучении тому, как надо показывать движения, может по- мочь практика перед зеркалом.
Кроме того, что тренер сам демонстрирует начинающим теннисистам опреде- ленные удары, очень полезно показывать спортсменам фотографии или видео- кассеты, на которых известные игроки выполняют такие же удары или же прост- ро тренируются, или играют на соревнованиях. Полезно указывать на основные элементы игры и на выполнение именитыми спортсменами определенных уда- ров. Однако, при обучении следует быть осторожным - необходимо наблюдать за игрой не только одного известного теннисиста, поскольку в этом случае начи- нающий игрок может принять его индивидуальный стиль выполнения опреде-
237
Глава VI. Методика тренировки
ленных ударов (возможный только при очень высоком уровне игры) за общую базовую технику определенного удара. Новичок не обладает достаточным коли- чеством знаний и навыков, чтобы проанализировать общую базовую технику удара и осознать, какими способами спортсмен достиг такого высокого уровня игры.
При демонстрации базовой техники конкретного удара также показывают ис- ходное положение для выполнения удара и правильную работу ног. При обуче- нии технике является неправильным разделять движение игровой руки, стойку и работу ног и преподносить их как отдельные элементы. Их необходимо выпол- нять вместе. Лишь правильное движение руки, корректная стойка и работа ног способны сформировать цельность в технике базового удара. Однако, это не оз- начает, что в определенных ситуациях не нужно больше внимания обращать на детали движения руки или элементы работы ног.
Как только тренер объяснил и продемонстрировал как выполнять определен- ный базовый удар, игрока вначале просят повторить этот удар без мяча. Таким образом начинающий спортсмен понимает идею организации того движения, которое ему предлагается исполнить. Тренер тут же исправляет очевидные ошиб- ки и объясняет что и почему неправильно и как исправить ошибку. Если необхо- димо, тренер берет руку игрока в свою и направляет движение. Уже на этом эта- пе обучения может оказаться очень полезным записать выполнение определен- ного удара на видео и потом проанализировать ошибку с игроком. Выполнение удара перед зеркалом тоже подходит для того, чтобы теннисист мог контролиро- вать свои удары, заметить ошибки и их исправить.
После того как игрок научился базовой технике какого-либо нового удара без мяча, этот удар начинают применять в игре. Хотя без мяча понять суть удара и правильно выполнить движение достаточно легко, гораздо труднее становится, когда приходится выполнять удары по мячу.
Тренер совместно с игроком должен контролировать выполнение удара. Если сделана ошибка, то тренеру следует прервать тренировку и исправить ошибку - это будет являться профилактикой того, что неправильные движения станут авто- матическими.
Начало обучения технике базовых ударов на столе чрезвычайно важно для правильного профессионального развития теннисиста. При условии, что игрок сконцентрирован на правильном исполнении элементов, в будущем ему удаст- ся выстроить эффективную индивидуальную манеру игры и при этом обладать техникой высококлассного спортсмена. Время, нужное каждому конкретному спортсмену на то, чтобы овладеть базовой техникой удара, будет зависеть от разных причин, таких как талант, количество и качество тренировок и т.д.
238 НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС
VIA Обучение базовой технике игры
При обучении технике необходимо учитывать количество и качество трениро- вок. Достаточное количество практики является основой для прогресса игрока в постижении техники игры. Методов обучения технике, которые бы не были осно- ваны на многочисленных повторениях элементов игры, не существует. Невозмож- но точно определить, сколько времени должно длиться определенное упражне- ние. Многие тренеры стараются уберечь своих учеников от монотонных повторе- ний однотипных ударов, и сводят тренировку этих ударов к минимуму, заменяя их более интересными формами практики. Китайская школа, однако, утвержда- ет, что на этапе разучивания конкретного удара его тренировке должно уделяться не менее, а иногда и более 30 минут подряд. Что касается европейской школы, то здесь перед тренером стоит задача создать для игроков хорошую мотивацию и необходимую для занятий атмосферу. Но при этом нельзя забывать, что обучение определенному удару должно проходить на протяжении достаточно длительного промежутка времени, не менее чем 15 минут на каждый вид ударов.
Качество тренировки будет зависеть от подхода игрока к занятиям, от пра- вильного выбора и дозирования упражнений и от спарринг партнера. Упражне- ния будут эффективны только в том случае, если игрок на них полностью сконцен- трирован, "вкладывается" в каждый удар и старается самостоятельно контроли- ровать все движения. На этом этапе обучения тренер должен всегда отмечать ста- рания спортсмена и помогать ему плавно переходить от изучения одного техни- ческого элемента к другому. Когда теннисист не в состоянии полностью сконцент- рироваться на упражнении, тренировку следует прервать, потому что в этом слу- чае ее продолжение лишь вызовет негативный эффект.
Важен правильный выбор упражнений. Необходимо не только тренировать базовые удары, но также выбрать правильный для игры темп и верное направле- ние движения мяча. Упражнение следует проводить строго в соответствии с воз- можностям игрока.
При обучении начинающих спортсменов особое внимание нужно уделять вы- бору спарринг партнеров. На этапе обучения базовой технике удара необходимо следить, чтобы игрок постоянно получал мячи, подходящие для выполнения кон- кретного удара, а также чтобы ему не приходилось переключать свое внимание на то, откуда, на какой скорости и с каким вращением приходит мяч. Это означа- ет, что при тренировке определенных ударов мячи должны приходить примерно в одну и ту же точку, с одним и тем же темпом и с одинаковым вращением. Два начинающих теннисиста не подходят друг другу как спарринг партнеры, посколь- ку ни один из них пока не может контролировать свои удары настолько хорошо, чтобы обеспечить выполнение задания.
Обучение ударам базовой техники можно существенно ускорить, если игрок на тренировке имеет дело с мячами, попадающими в нужную точку. Это возмож- но в том случае, если новичок тренируется либо с хорошими игроками, либо с
239
Глава VI. Методика тренировки
роботом. При тренировке небольшой группы теннисистов в качестве спарринг партнера для начинающего может выступать тренер; если же тренируется груп- па побольше, то для игры с начинающими необходимо, по крайней мере ино- гда, задействовать других игроков, обладающих хорошими знаниями в облас- ти настольного тенниса. Это в значительной мере ускорит процесс обучения. Простые роботы на этом этапе работы с начинающими могут оказаться очень полезны, так как они могут непрерывно посылать мячи без вращения или же с одинаковым вращением и, таким образом, обеспечивать интенсивную трени- ровку.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|