VI.5.2. Возможные причины совершения ошибок
VI.5.2.1 Недостатки моторики
- недостаточные общие двигательные способности
- недостаточная координация
- специфическая анатомия спортсмена
В случае общих или специфических двигательных недостатков игрока тренер составляет соответствующие планы по обучению, целью которых будет являться приобретение и развитие спортсменом необходимых навыков. В тех случаях, когда специфическая анатомия или физические недостатки теннисиста являются непреодолимым препятствием к изучению объективно оптимальной техники иг- ры, тренер должен изыскивать пути к тому, чтобы адаптировать технику игры к специфическим индивидуальным особенностям спортсмена.
VI.5.2.2 Неправильное обучение
- неверное представление об определенной технике
- неправильная реализация правильной идеи
- неверные методы преподавания
- неосознанное перенесение техники ранее разученных элементов на эле- менты, изучаемые в данный момент
- недостаточный внешний и/или внутренний контроль в выполнении упраж- нений
В обязанности тренера входит постоянный контроль за тем, правильно ли иг- рок понимает определенную технику. Недостаточно просто объяснить, что и как должно быть исполнено. Во многих случаях теннисист будет совершать ошибки в игре, несмотря на то, что представление о технике у него правильное. Также не- обходимо контролировать методы тренировки, чтобы определенные ошибки не оказали негативное влияние на развитие техники в целом. Это особенно актуаль- но для интенсивной тренировки с помощью робота или метода тренировки с большим количеством мячей. Также нельзя оставлять без внимания возможный перенос техники одного удара на другой (даже если это похожие и связанные между собой удары), так как это крайне нежелательно. Например, техника форхэнд удара заменяется техникой топ-спина или же вместо бэкхэнд срезки ис- пользуется защита бэкхэнд подрезкой. После того как новички овладевают основ- ными приемами форхэнд атаки, они начинают неосознанно использовать эти
241
Глава VI. Методика тренировки
приемы при изучении топ-спина. Игрок производит удар по мячу излишне от- крытой ракеткой. То же самое произойдет, если переносить технику бэкхэнд срезки на защиту форхэнд подрезкой.
Внешний и внутренний контроль являются абсолютно необходимыми элемен- тами обучения технике. Тренер обязан осуществлять постоянный контроль над тренировкой в целом и тренировкой отдельных элементов, обращая внимание спортсмена на все ошибки. Помимо помощи и советов, исходящих от тренера, игрок также должен осуществлять самоконтроль за выполнением ударов. Тенни- систу следует аккуратно выполнять удары, грамотно выходить на мяч, следить за движениями и т.д., а также не оставлять без внимания ни одну ошибку, допущен- ную в технике игры, и постоянно фиксировать разницу между движением, кото- рое получилось, и тем, которое он намеревался выполнить.
VI.5.2.3 Психологические причины
- стресс, страх
- психологические причины
Стресс и страх могут являться причиной ошибок в технике, которые в другом случае могли бы и не возникнуть. С помощью спортивного психолога необходи- мо постараться избавиться от этих негативных факторов и/или же уменьшить от- рицательное влияние стресса и страха на технику игры. При психологической ус- талости требуется соответствующий отдых, а иначе могут возникнуть нежелатель- ные ошибки.
VI.5.2.4 Необычные обстоятельства
- физическое утомление
- плохая разминка
- игра соперника в стиле, к которому не привык теннисист
- непривычные условия игры
Если спортсмен устал, то это может стать причиной ошибок в технике игры. Как при обучении технике, так и во всех других случаях, тренер должен осознавать, что чем сильнее утомлен игрок, тем более вероятно, что удары будут выполнены технически неправильно. Отдых необходим; если продолжать тренировку без отдыха, то она окажется непродуктивной.
Недостаточная разминка тоже может явиться причиной ошибок в техническом выполнении ударов. Это еще одна причина для того, чтобы тщательно разми- наться перед каждой тренировкой и соревнованием.
242
настольный ТЕННИС
VI.5. Исправление ошибок в технике игры
Если соперник использует нераспространенные накладки или же играет в не- обычном стиле, это тоже может стать причиной ошибок в технике игры. Чтобы теннисист научился применять правильную технику, ему необходимо иметь воз- можность тренироваться с возможно большим количеством соперников, играю- щих в разном стиле и использующих различные накладки.
Непривычные условия игры и инвентарь, как то столы, мячи и покрытие пола, к которым теннисист не привык, тоже могут явиться причиной допущения оши- бок в выполнении ударов. Во время тренировок следует научить спортсмена при- спосабливаться к различным условиям, в которых может проводиться игра.
VI.5.2.5 Случайные ошибки
- неожиданное внешнее вмешательство
- случайное стечение обстоятельств, которые бы не вызвали ошибку при обычных условиях
В этом случае тренеру не нужно делать ничего особенного, кроме как конста- тировать тот факт, что ошибка была вызвана стечением обстоятельств. Говоря об ошибках в технике, можно выделить ошибки типичные и характерные.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|