VI.3 Изучение техники игры__________________________
Последовательность в изучении техники игры является важным фактором при ежедневных тренировках и особенно при составлении и реализации учебных программ детских школ по настольному теннису.
Предпочтительной является следующая последовательность - переход от бо- лее простых к более сложным заданиям. Также необходимо обязательно препо- давать технику работы рук и ног.
Можно выделить четыре этапа обучения: вступительный этап, изучение основ техники игры, выработка индивидуальной системы игры и совершенствование техники игры.
1. На вступительном этапе тренер знакомит начинающего спортсмена с на- стольным теннисом. Новичок учится правильной хватке ракетки и с помощью различных упражнений сначала вне стола, а потом уже и за столом изучает осно- вы игры с мячом. На этом этапе начинающий спортсмен обучается основным
233
Глава VI. Методика тренировки
правилам настольного тенниса. Тренер уделяет внимание тому, чтобы новичок играл не только с одной стороны, а применял как форхэнд, так и бэкхэнд удары.
Цель этого этапа обучения состоит в том, чтобы спортсмен привык к основным правилам игры и в целом приобрел способность контролировать мяч.
2. На втором этапе обучения спортсмен тренирует базовую технику форхэнд атаки без вращения, бэкхэнд блок, срезку, подачу, а также перемещения у стола вправо и влево. Цель этого этапа состоит в том, чтобы овладеть элементарной тех- никой основных ударов и освоить шаги в сторону, а также в том, чтобы скоорди- нировать эти удары и работу ног.
3. На третьем этапе тренер уже знает психологические особенности спортсме- на и на что тот способен физически. Техника обучения приобретает более инди- видуальный подход. Спортсмены учатся технике ударов с вращением, подрез- кам, бэкхэнд ударам, форхэнд блоку, а также оптимальной работе ног, необходи- мой для грамотного выхода на мяч.
На этом этапе главным становится выработка индивидуального подхода к спортсмену, а также продолжение изучения техники работы ног и соединение элементов в одно целое.
4. На этапе совершенствования техники добавляется, например, изучение скидки, бэкхэнд топ-спина, изменение ритма игры, смена вращения и т.д. Начи- нается интенсивное изучение тактики игры и технико-тактических элементов.
Цель этого этапа состоит в том, чтобы закончить изучение всей техники игры и приобрести целостное представление о ней, а также повысить квалификацию в технике и тактике и, таким образом, завершить формирование манеры игры кон- кретного спортсмена.
Между выделенными этапами обучения нет четких границ, поскольку это во- прос построения образовательного курса. Эти этапы являются лишь базовой ос- новой конкретной образовательной программы. Программа обучения должна корректироваться с течением курса тренировок в зависимости от успешности ре- зультатов спортсмена. Продолжительность одного этапа будет зависеть не только от особенностей и возраста начинающего теннисиста, но также и от частоты и ко- личества тренировок.
Возможно два подхода к технике обучения. Для первого подхода прежде все- го важна эффективность техники игры, а для второго подхода важно, чтобы вы- полняемое движение выглядело совершенным. Единственно правильным явля- ется требование максимальной эффективности техники удара, а не того, чтобы он красиво выглядел. Однако на практике проще обучить технике в соответствии с воображаемыми зрительными моделями определенных ударов, а искать реше-
234
настольный ТЕННИС
V1.3. Изучение техники игры
ния в рамках биомеханических и физических законов и индивидуальных спо- собностей каждого человека оказывается сложнее.
Начинать нужно с базовых элементов, которые лежат в основе правильной техники выполнения любых ударов. Все знают, насколько важно освоить пра- вильную основную стойку, исходные положения, характерные для определенных типов ударов, научиться правильно держать ракетку при замахе и при контакте с мячом, правильно выполнять игровое движение. Впрочем, обратим особое вни- мание на один момент - момент касания мяча и ракетки. Ведь именно эта фаза в конечном счете определяет качество удара.
Общие принципы техники завершения ударов также широко известны и свя- заны с необходимостью возвращения в исходное положение для нового удара. Грамотное выполнение завершающей фазы удара позволяет эффективно соеди- нять базовые элементы игры.
На вопрос "насколько и в какой степени позволительно проявлять индивиду- альность при обучении технике игры?", можно ответить следующим образом: ос- новные элементы техники являются общими для всех, а форма выполнения эле- ментов техники и дальнейшее ее совершенствование являются индивидуальны- ми факторами, которые начинают проявляться уже на раннем этапе обучения ба- зовой технике. В данном случае возникает щекотливый вопрос, что считать не- правильной базовой техникой, и как может проявляться индивидуальность в тех- нике выполнения удара. В целом, ответ на этот вопрос будет зависеть от оценки эффективности внутренней организации удара, оттого, удачен ли он, можно ли включить его в игру и каковы предположительные возможности развития этого удара в будущем.
Тренеры сталкиваются с двумя совершенно различными подходами к обуче- нию игре в настольный теннис. Первый состоит в том, что спортсмен должен вы- полнять определенное движение по заданным образцам, то есть ему сначала по- казывают как должно быть решено конкретное двигательное задание, а затем его просят выполнить это задание по указанной схеме. Второй подход подразумева- ет то, что спортсмену предлагается выполнить определенное задание и дается ряд обязательных и необязательных подготовительных упражнений, способству- ющих освоению данного технического элемента; и спортсмен, исходя из своих особенностей, сам решает, что из дополнительных упражнений использовать, а что - нет.
Первый способ наиболее подходит для начального этапа обучения, а второй - для этапа индивидуального самоопределения, то есть для совершенствования уровня техники спортсмена. Однако, обучение технике настольного тенниса должно быть построено в соответствии с принципом одновременного примене- ния двух вышеперечисленных подходов. То есть спортсмену, с одной стороны,
235
Глава VI. Методика тренировки
необходимо объяснить как должно быть решено определенной двигательное за- дание, но с другой стороны при выполнении этого задания и/или воплощении найденного решения на практике, ему должно предоставляться достаточно инди- видуальной свободы. На первом этапе обучения, однако, будет превалировать первый из вышеперечисленных способов обучения, а позже - второй.
Тренер обязан попытаться предвосхитить развитие настольного тенниса и пре- подавать такую базовую технику игры, на которую может наслаиваться современ- ная техника настольного тенниса и/или учить такой базовой технике, которая поз- воляет следить за развитием настольного тенниса.
Тренер обучает базовой технике, и постепенно создается концепция игры кон- кретного игрока, основанная на его физических способностях, психологических наклонностях и манере игры. Завершение формирования этой концепции начи- нается после того, как заканчивается обучение базовой технике игры, во время которого делаются основные предположения о дальнейшем развитии спортсме- на. Тренер должен выстроить для спортсмена концепцию игры в соответствии с объективной оценкой физических данных игрока, его психологических особен- ностей и манерой игры, а не в соответствии со своим идеалистическим представ- лением о том, как должен играть этот спортсмен.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|