Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






VI.3 Изучение техники игры__________________________




Последовательность в изучении техники игры является важным фактором при
ежедневных тренировках и особенно при составлении и реализации учебных
программ детских школ по настольному теннису.

Предпочтительной является следующая последовательность - переход от бо-
лее простых к более сложным заданиям. Также необходимо обязательно препо-
давать технику работы рук и ног.

Можно выделить четыре этапа обучения: вступительный этап, изучение основ
техники игры, выработка индивидуальной системы игры и совершенствование
техники игры.

1. На вступительном этапе тренер знакомит начинающего спортсмена с на-
стольным теннисом. Новичок учится правильной хватке ракетки и с помощью
различных упражнений сначала вне стола, а потом уже и за столом изучает осно-
вы игры с мячом. На этом этапе начинающий спортсмен обучается основным

233


Глава VI. Методика тренировки

правилам настольного тенниса. Тренер уделяет внимание тому, чтобы новичок
играл не только с одной стороны, а применял как форхэнд, так и бэкхэнд удары.

Цель этого этапа обучения состоит в том, чтобы спортсмен привык к основным
правилам игры и в целом приобрел способность контролировать мяч.

2. На втором этапе обучения спортсмен тренирует базовую технику форхэнд
атаки без вращения, бэкхэнд блок, срезку, подачу, а также перемещения у стола
вправо и влево. Цель этого этапа состоит в том, чтобы овладеть элементарной тех-
никой основных ударов и освоить шаги в сторону, а также в том, чтобы скоорди-
нировать эти удары и работу ног.

3. На третьем этапе тренер уже знает психологические особенности спортсме-
на и на что тот способен физически. Техника обучения приобретает более инди-
видуальный подход. Спортсмены учатся технике ударов с вращением, подрез-
кам, бэкхэнд ударам, форхэнд блоку, а также оптимальной работе ног, необходи-
мой для грамотного выхода на мяч.

На этом этапе главным становится выработка индивидуального подхода к
спортсмену, а также продолжение изучения техники работы ног и соединение
элементов в одно целое.

4. На этапе совершенствования техники добавляется, например, изучение
скидки, бэкхэнд топ-спина, изменение ритма игры, смена вращения и т.д. Начи-
нается интенсивное изучение тактики игры и технико-тактических элементов.

Цель этого этапа состоит в том, чтобы закончить изучение всей техники игры и
приобрести целостное представление о ней, а также повысить квалификацию в
технике и тактике и, таким образом, завершить формирование манеры игры кон-
кретного спортсмена.

Между выделенными этапами обучения нет четких границ, поскольку это во-
прос построения образовательного курса. Эти этапы являются лишь базовой ос-
новой конкретной образовательной программы. Программа обучения должна
корректироваться с течением курса тренировок в зависимости от успешности ре-
зультатов спортсмена. Продолжительность одного этапа будет зависеть не только
от особенностей и возраста начинающего теннисиста, но также и от частоты и ко-
личества тренировок.

Возможно два подхода к технике обучения. Для первого подхода прежде все-
го важна эффективность техники игры, а для второго подхода важно, чтобы вы-
полняемое движение выглядело совершенным. Единственно правильным явля-
ется требование максимальной эффективности техники удара, а не того, чтобы
он красиво выглядел. Однако на практике проще обучить технике в соответствии
с воображаемыми зрительными моделями определенных ударов, а искать реше-


234


настольный ТЕННИС


V1.3. Изучение техники игры

ния в рамках биомеханических и физических законов и индивидуальных спо-
собностей каждого человека оказывается сложнее.

Начинать нужно с базовых элементов, которые лежат в основе правильной
техники выполнения любых ударов. Все знают, насколько важно освоить пра-
вильную основную стойку, исходные положения, характерные для определенных
типов ударов, научиться правильно держать ракетку при замахе и при контакте с
мячом, правильно выполнять игровое движение. Впрочем, обратим особое вни-
мание на один момент - момент касания мяча и ракетки. Ведь именно эта фаза в
конечном счете определяет качество удара.

Общие принципы техники завершения ударов также широко известны и свя-
заны с необходимостью возвращения в исходное положение для нового удара.
Грамотное выполнение завершающей фазы удара позволяет эффективно соеди-
нять базовые элементы игры.

На вопрос "насколько и в какой степени позволительно проявлять индивиду-
альность при обучении технике игры?", можно ответить следующим образом: ос-
новные элементы техники являются общими для всех, а форма выполнения эле-
ментов техники и дальнейшее ее совершенствование являются индивидуальны-
ми факторами, которые начинают проявляться уже на раннем этапе обучения ба-
зовой технике. В данном случае возникает щекотливый вопрос, что считать не-
правильной базовой техникой, и как может проявляться индивидуальность в тех-
нике выполнения удара. В целом, ответ на этот вопрос будет зависеть от оценки
эффективности внутренней организации удара, оттого, удачен ли он, можно ли
включить его в игру и каковы предположительные возможности развития этого
удара в будущем.

Тренеры сталкиваются с двумя совершенно различными подходами к обуче-
нию игре в настольный теннис. Первый состоит в том, что спортсмен должен вы-
полнять определенное движение по заданным образцам, то есть ему сначала по-
казывают как должно быть решено конкретное двигательное задание, а затем его
просят выполнить это задание по указанной схеме. Второй подход подразумева-
ет то, что спортсмену предлагается выполнить определенное задание и дается
ряд обязательных и необязательных подготовительных упражнений, способству-
ющих освоению данного технического элемента; и спортсмен, исходя из своих
особенностей, сам решает, что из дополнительных упражнений использовать, а
что - нет.

Первый способ наиболее подходит для начального этапа обучения, а второй
- для этапа индивидуального самоопределения, то есть для совершенствования
уровня техники спортсмена. Однако, обучение технике настольного тенниса
должно быть построено в соответствии с принципом одновременного примене-
ния двух вышеперечисленных подходов. То есть спортсмену, с одной стороны,

235


Глава VI. Методика тренировки

необходимо объяснить как должно быть решено определенной двигательное за-
дание, но с другой стороны при выполнении этого задания и/или воплощении
найденного решения на практике, ему должно предоставляться достаточно инди-
видуальной свободы. На первом этапе обучения, однако, будет превалировать
первый из вышеперечисленных способов обучения, а позже - второй.

Тренер обязан попытаться предвосхитить развитие настольного тенниса и пре-
подавать такую базовую технику игры, на которую может наслаиваться современ-
ная техника настольного тенниса и/или учить такой базовой технике, которая поз-
воляет следить за развитием настольного тенниса.

Тренер обучает базовой технике, и постепенно создается концепция игры кон-
кретного игрока, основанная на его физических способностях, психологических
наклонностях и манере игры. Завершение формирования этой концепции начи-
нается после того, как заканчивается обучение базовой технике игры, во время
которого делаются основные предположения о дальнейшем развитии спортсме-
на. Тренер должен выстроить для спортсмена концепцию игры в соответствии с
объективной оценкой физических данных игрока, его психологических особен-
ностей и манерой игры, а не в соответствии со своим идеалистическим представ-
лением о том, как должен играть этот спортсмен.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных