ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основы структурной реформы электроэнергетики. Основные ее направленияПереход России к рыночной экономике обусловил необходимость проведения структурных реформ в электроэнергетике России и создания новых форм внутриотраслевых и межотраслевых экономических отношений. В отрасли проведены акционирование и частичная приватизация предприятий. Одновременно с акционированием предприятий электроэнергетики осуществлялась реструктуризация, вызванная неравномерным размещением генерирующих мощностей и зависимостью большинства регионов от межсистемных перетоков электроэнергии и мощности. Выбранный способ формирования отраслевой структуры капитала, при котором контрольный пакет акций большинства отраслевых компаний принадлежит Российскому акционерному обществу «ЕЭС России», обеспечил определенную преемственность управления в условиях трудного переходного периода. Сложившаяся структура управления отраслью, которая во многом воспроизводит прежнюю систему административно-отраслевого управления, но действует уже на основе имущественных отношений, позволила за этот период решить главную задачу — обеспечить устойчивое энергоснабжение потребителей. Вместе с тем функционирование частично реформированной электроэнергетики выявило ее слабые стороны, которые наряду с неблагоприятными внешними факторами (спад производства, неплатежи и др.) привели к снижению отраслевой эффективности. Не обеспечивается оптимальный режим работы электростанций, что стало одной из причин увеличения удельного расхода топлива, возросли потери энергии в электрических сетях и увеличилась относительная численность эксплуатационного персонала предприятий. Из-за спада потребления электроэнергии более чем на порядок выросли резервы установленных мощностей в Единой энергетической системе России. Образовавшийся избыток мощности, составляющий сегодня около 70 млн. кВт, способствуя поддержанию надежной и устойчивой работы Единой энергетической системы России, является вместе с тем дополнительной финансовой нагрузкой на потребителей, поскольку оплачивается ими. Существенно снизилась эффективность капитального строительства (инвестиционного процесса). Это является в основном результатом действующего порядка финансирования электроэнергетики, предусматривающего формирование финансовых источников за счет включения инвестиционной составляющей в тарифы на электрическую и тепловую энергию. Возможность получения значительных инвестиционных ресурсов за счет их «принудительного» включения в тарифы для конечных потребителей освобождает акционерные общества электроэнергетики от необходимости поиска потенциальных инвесторов, снижает требовательность к отбору эффективных проектов. Кроме того, финансирование электроэнергетики через регулируемые тарифы перекладывает весь инвестиционный риск на потребителей электроэнергии, сокращает их собственные инвестиционные возможности по модернизации производства, что не способствует энергосбережению, преодолению экономического спада и восстановлению конкурентоспособности российской промышленности. Все отмеченные обстоятельства вызвали необходимость создания и административного оформления Федерального оптового рынка электрической энергии и мощности (ФОРЭМ). Дальнейшее развитие этого общероссийского рынка на основе конкуренции потребует серьезных изменений в естественной монополии электроэнергетической отрасли. Основная часть российской электроэнергетики сконцентрирована в Российском акционерном обществе «ЕЭС России» (РАО ЕЭС), Это крупная холдинговая компания, контролирующая электростанции, межсистемные линии электропередачи, региональные энергоснабжающие компании и акционерное общество «Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы России». Конфликт интересов возникает при функционировании оптового рынка, когда РАО ЕЭС, имеющее собственные генерирующие мощности, одновременно контролирует оперативно-технологическое управление оптовым рынком, процессы отбора генерирующих мощностей и распределения нагрузки между всеми производителями, работающими на этом рынке. Выполнение операторских функций и повышение доверия участников оптового рынка к механизму его функционирования требуют разделения функций владельца генерирующих мощностей и оператора оптового рынка. Дискриминационность проявляется и по отношению к атомным электростанциям, функционирующим на оптовом рынке, в части их загрузки. Кроме того, РАО ЕЭС объективно не заинтересовано в появлении на оптовом рынке новых генерирующих мощностей конкурирующих компаний, поскольку выход на оптовый рынок новых, более эффективных электростанций вытесняет мощности этого акционерного общества и ведет к снижению его доходов. Поэтому для электроснабжения российских потребителей с минимальными затратами, создания благоприятных условий для притока российских и иностранных инвестиций в объекты электроэнергетики необходимо развивать конкуренцию при производстве электрической энергии. Создание оптового рынка возможно только на основе конкуренции, а также при государственном регулировании и контроле в тех сферах хозяйственной деятельности, где конкуренция нецелесообразна или невозможна: передача и распределение электроэнергии, управление оптовым рынком и т.п. Ожидаемым результатом конкуренции станет возникновение жестких требований к снижению производственных издержек и повышению экономической эффективности электроэнергетических организаций. Развитие Федерального общероссийского оптового рынка электрической энергии и мощности ведется по следующим основным направлениям: 1) продолжается формирование новой системы организации оптовой торговли электроэнергией, работающей на конкурентной основе, с охватом всех регионов России, в которых она технически реализуема и экономически целесообразна; 2) цена электрической энергии на енотовом рынке формируется на основе конкурентного отбора заявок на ее продажу при данном уровне спроса, определяемом на основе заявок на покупку электрической энергии; 3) Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации будет контролировать процессы формирования цен на спотовом рынке [1]и в случае необходимости устанавливать предельный уровень на заявляемые цены. Для создания организационных предпосылок при развитии оптового рынка, проведения в оправданных масштабах децентрализации управления коллегия представителей государства в Российском акционерном обществе «ЕЭС России» уполномочена проводить государственную политику, направленную на: а) создание независимой организации — оператора оптового рынка— для выполнения операторских функций (без получения прибыли) на оптовом рынке, включая осуществление расчетов и платежей; б) разработку технико-экономических обоснований для создания на базе тепловых электростанций РАО «ЕЭС России», включая действующие и строящиеся электростанции, ряда независимых генерирующих компаний, каждая из которых не будет занимать монопольного положения ни в одной из энергозон оптового рынка. Вся ответственность за развитие, реконструкцию, модернизацию, вывод из эксплуатации генерирующих мощностей будет возложена на новые генерирующие компании. ГЭС, выполняющие общесистемные функции, не передаются в состав генерирующих компаний и сохраняются в составе РАО «ЕЭС России». Тарифы на электрическую энергию и мощности, поставляемые этими ГЭС на оптовый рынок, продолжают регулироваться Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации; в) проведение реструктуризации Единой энергетической системы России по инициативе коллегии представителей государства в РАО ЕЭС. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|