ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
СТИМУЛЫ И НАКАЗАНИЯ
Рабочий продает работодателю два различных вида своей собственности: во-первых, он продает свое время, а во-вторых - свое умение. Его не следует обкрадывать ни на том, ни на другом. Поденная - повременная оплата сама по себе несправедлива, так как она не учитывает умения; оплата за одно умение несправедлива, так как она не учитывает затраченного времени. Форма оплаты труда должна: обеспечивать справедливое вознаграждение; поощрять усердие, компенсируя полезное усилие; не приводить к крайностям в вознаграждении, выходящими за пределы разумного. Труд работников автотранспортных предприятий находится под воздействием большого числа факторов, которые могут воздействовать как положительно, так и отрицательно. Поэтому оценка труда должна базироваться на твердой технологии, на технических расчетных нормах, на научной организации труда, на правильно построенных системах оплаты труда. Включаясь в транспортный поток, водители преследуют различные цели. Однако действия отдельного водителя в транспортном потоке определяются тремя факторами: желанием сэкономить время и расстояние, стремлением к безопасности и комфорту и выполнению запланированной работы. Возможности водителя выполнять работу зависят от того, сколь успешно его побуждают работать с максимально возможной эффективностью. Люди работают потому, что вынуждены работать. Вынуждение бывает различного рода: принуждение экономическое, принуждение приказом, принуждение требованием со стороны семьи и т. д. В резолюции «Об очередных задачах хозяйственного строительства», принятой на IX съезде РКП(б), отмечалось: «Каждый социальный строй (рабовладельческий, крепостной, капиталистический) имел свои методы и приемы трудового принуждения и трудового воспитания в интересах эксплуататорских верхов. Перед советским строем в полном своем объеме стояла задача развить свои собственные методы воздействия, с целью повышения интенсивности и целесообразности труда на основе обобществленного хозяйства в интересах всего народа. Наряду с агитационно-идейным воздействием на трудовые массы и с репрессиями по отношению к заведомым бездельникам, паразитам, дезорганизаторам могущественной силой подъема производительности труда являлось соревнование». Главными лозунгами первых пятилеток были требования развития инициативы и решительной ломки устаревших норм в любой работе. Пунктуальность и следование «установленным правилам» осуждались как пережитки буржуазного прошлого. Работа с революционным размахом, массовое рационализаторство - вот что отличало передовика производства. Складывался тип работника, который искренне принимал ценности инициативы, творчества и новаторства, энергично осваивал коллективное ударничество, что в конце концов вырождалось в обыкновенную штурмовщину, оттесняя на второй план ценности пунктуальной, организованной, ответственной и «неторопливой» (размеренной, планомерной, нормально технологически и организационно обеспеченной) работы. В 1970-е годы ценности творчества и инициативы резко выдвигались на вершину иерархии ценностей, а ориентация на самодисциплину, аккуратность и пунктуальность приобретали чуть ли не отрицательный смысл свидетельства робости, инертности, отсутствия должного дерзновения. Развивались и совершенствовались коллективные формы организации работы. Коллективистское воспитание - несомненное достижение социалистического общественного строя. Однако оно стало накапливать отрицательную тенденцию формирования личной безответственности. Норма коллективистского воспитания отразилась в формуле: «Не можешь - научим. Не хочешь - заставим». «Научение» сводилось к тому, что к отстающему Иванову прикрепляли наставника передовика Петрова. Они вытягивали своего подопечного и за него отвечали перед коллективом. Формула «заставим», как правило, не работала. Проблема - чтобы человек делал охотно то, что он вынужден делать; чтобы то, что он вынужден делать, он не делал лишь потому, что вынужден; чтобы в этой деятельности он нашел свое пристрастие и благодаря этому многократно улучшил свою работу. Деятельность человека определяется сочетанием различных мотивов - мотивационным комплексом. Все мотивации условно можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние мотивы отражают общественную полезность, удовлетворение, которое приносят работа, изобретательство, участие в организации и руководстве, общение с людьми. Внутренние мотивы возникают из потребностей самого человека, поэтому на их основе человек трудится с удовольствием, без какого-либо внешнего давления. Внешние мотивы - заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения и т. д. Их можно разделить на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, продвижение по работе, престиж, одобрение коллектива, т. е. все те стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. Отрицательные мотивы: критика, осуждение, штрафы, система наказаний и т. д. Разные типы мотивов весьма различны по их эффективности. Внутренние мотивы наиболее эффективны с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. Соотношение между разными видами мотивации и эффективностью зависит от множества факторов: типа работы, материального вознаграждения и т. д. Есть работы, которые могут выполняться эффективно при наличии любой мотивации (например, предоставить вовремя информацию), и работы, которые могут выполняться только при наличии определенной мотивации (изобрести что-либо на основе отрицательной мотивации трудно). Чем работа сложнее, чем больше степень творчества, тем более эффективны внутренние мотивы. В простых, малоквалифицированных исполнительских работах, в работах, которые можно измерить количественно, более эффективны внешние мотивы. Однако внешние мотивы, даже положительные, эффективны лишь непродолжительное время (ребенок «привыкает» к побоям). Материальное вознаграждение, если оно остается на одном уровне, теряет со временем свою мотивационную нагрузку. Длительная отрицательная мотивация приводит к негативным последствиям как для личности, так и для эффективности самого труда. Она ориентирует на сугубо личные интересы, не стимулирует профессиональное развитие, порождает конформизм, ограниченность, приспособленчество, безответственность, пассивность, безучастность, порождает тенденцию к индивидуализму, соперничеству, недоверию, вплоть до напряженных ситуаций и конфликтов. Для прогресса исправности нежелательно устранять всякое принуждение из общественной жизни. Желательно заменить примитивный страх физического наказания повышением сознательности и развитием моральной ответственности. В принудительных ситуациях не доходить до осуществления угроз. Человечество нуждается в принудительных ситуациях с точки зрения угроз для жизни или благ, без которых не стоит жить. Ибо как только начинает казаться, что такая опасность исчезает, возникает повод для того, чтобы занять чисто потребительскую позицию, и вместо прогресса в усовершенствованиях возникает застой деятельности. Осознание угрозы пробуждает силы, противостоящие деструктивным действиям. Осознание отсутствия угрозы порождает усыпление деловитости. Рыночные отношения предусматривают выработку черт социального характера, присущих работнику высокоиндустриального производства: компетентность, высокая личная ответственность, деловитость, пунктуальность, четкость в работе, обязательность в деловых отношениях. В целях повышения заинтересованности в росте производительности труда некоторые зарубежные фирмы внедряют следующие мероприятия: максимальное вовлечение рабочих в процесс принятия решений; разнообразные методы поощрения отличившихся и порицание нерадивых; контроль за качеством - дело каждого; готовая продукция сходит с конвейера именно в тот день - не раньше и не позже, когда ее должен забрать заказчик; статистика - царица анализа. В корпорации «Эл Джи Электронике» - флагмане капиталистической индустрии, той, что раньше называлась «Голд Старом», первое, что бросается в глаза, - это бюсты сурового бронзового человека в старомодных очках, которые стоят в каждом цехе и каждом офисе «Эл Джи». Это покойный господин Ку Ин Хе (1907-1969), основатель корпорации. Еще там висят лозунги - иные на кумаче, иные на белом полотне - в вольном переводе с корейского: «Меньше слов - больше дела», «Работай с огоньком», «Делай дело не хорошо, а очень хорошо», «А ты подумал, что можно улучшить?». Будущих менеджеров для компании готовят в специальном тренировочном лагере. Они бегают в одних трусах по плацу, выкрикивая здравицы в честь родной компании. Это полезное занятие для разнообразия перемежается с просмотром патриотических фильмов все про нее же, родную фирму. Пять раз в неделю, кроме субботы и воскресения, японские рабочие, ИТР и служащие начинают рабочий день с физзарядки и пения гимнов своих фирм. Затем декламируют заповеди, смысл которых: трудиться упорно и добросовестно; повиноваться и быть скромным; быть благодарным и отвечать добром за добро.
ВЫВОДЫ 1. Функции организации и управления перевозочным процессом можно рассматривать как сообщающиеся сосуды. Чем больше усилий уделено организации, тем легче управлять и наоборот. При этом необходимо учитывать, что суммарные затраты, связанные с организацией и управлением перевозками не остаются неизменными и необходимо всякий раз находить рациональное распределение этих функций. 2. Функция управления ориентирована на создание материально- вещественных условий для нормального функционирования запроектированного перевозочного процесса и системы работы исполнителей. Управлять - это предвидеть, организовывать, распоряжаться и контролировать. 3. Принятие управленческих решений происходит в ситуациях, ранее не встречавшихся, в условиях высокой степени неопределенности и с неоднозначностью критериев целей и их последствий, в условиях довольно жесткого ограничения во времени. В этих условиях роль руководителя коллектива постоянно повышается. 4. Социологи утверждают, что 80 % успеха любого предприятия зависит от руководителя и только 20 % - от исполнителей. Руководитель предприятия - это профессиональный управляющий, являющийся специалистом по организации и управлению перевозками и научной организации труда. Положение руководящего работника в коллективе зависит от его уровня авторитета и престижа. Поэтому для руководителя коллективом важное значение имеют: профессиональная грамотность, наличие практического опыта работы, организационные способности, трудолюбие, требовательность, справедливость и много других качеств. 5. Руководитель коллектива в повседневной деятельности руководствуются двумя видами законов, управляющих жизнью человека. К первому виду относятся защищаемые властями юридические нормы, с помощью которых поведение человека в обществе или в стране вводится в разумные рамки (Для автотранспортных коллективов - это Гражданский кодекс Российской Федерации, Устав автомобильного транспорта, Правила дорожного движения, государственные, отраслевые стандарты и другие нормативные документы.). Ко второму виду относятся общепринятые понятия, правила, теории, пословицы и принципы, описывающие поведение людей (Закон Мерфи, Законы Паркинсона, Принципы Питера и т. д.). 6. Развитие теории систем, кибернетики, экономико-математических методов для анализа и обоснования управленческих решений, компьютеризация управления способствуют активному использованию в управлении системного подхода. Углубилось осмысление и изучение организации как социальных открытых систем, активно взаимодействующих со своей средой и приспособляющей свое внутреннее строение к окружающей среде.
Вопросы для самоконтроля 1. Что такое управление? 2. Современное состояние управления автомобильными перевозками. 3. Функции управления. 4. Стадии процесса управления. 5. Основные правила построения структуры управления. 6. Системы контроля и регулирования движения подвижного состава. 7. Характеристика неавтоматических систем контроля и регулирования движения подвижного состава. 8. Характеристика автоматизированных систем контроля и регулирования движения подвижного состава. 9. Характеристика автоматических систем контроля и регулирования движения подвижного состава. 10. Характеристика мотиваций. 11. Основные качества руководителя коллектива. 12. Стимулы и наказания. Глава 8 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|