ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
РУКОВОДИТЕЛЬ КОЛЛЕКТИВА
Результаты труда в коллективном предприятии не зависят от формы собственности, а зависят от уровня управления. Американцы считают, что 80 % успеха предприятия зависит от руководителя и только 20 % - от исполнителей. Социологи свидетельствуют: современный человек в массе своей - исполнитель. Творческие способности развиваются лишь у одного - трех процентов людей. Поэтому найти самобытного, незаурядного руководителя чрезвычайно трудно. Руководитель предприятия (менеджер) - нанимаемый собственником капитала профессиональный управляющий предприятием (директор, руководитель подразделения, отдела и т. д.). Руководитель является специалистом по организации и управлению производством, научной организации труда, как правило, имеет достаточный объем знаний в области экономики, социальной психологии, финансов и т. д. В настоящее время американцы создали образ менеджера как профессионала, обладающего специальным образованием (зачастую в дополнение к инженерному, юридическому, экономическому и т. д.), вложили огромные деньги в создание инфраструктуры для управления в виде сотен школ бизнеса, десятков тысяч консультативных фирм, разветвленных информационных сетей общего пользования, разнообразнейших научных исследований и публикаций в области управления, диверсифицированных деловых игр. Япония не пришла к идее формирования профессиональных управляющих. У них в стране всего несколько школ бизнеса, а руководителей они готовят прежде всего посредством опыта, целенаправленно проводя их через цепочку смен должностей в разных подразделениях фирмы, обучая не только делу, но и искусству человеческих отношений, постепенно культивируя в них качества, необходимые руководителю. В Европе занимают промежуточную позицию между этими двумя управленческими направления. С одной стороны, они имеют школы бизнеса и центры повышения квалификации по управлению, хотя и не в таком количестве, как в Америке, с другой - управление как вид деятельности до сих пор в перечне карьерных предпочтений находится не на очень высоком месте и, например, в Англии не входит даже в первую десятку. И тем не менее хорошие школы бизнеса, фирмы консультационных и других деловых услуг во всех странах процветают даже в условиях спадов производства. Управленческая структура предприятия при плановой экономике значительно проще, чем при рыночной экономике. Дело в том, что отделы сбыта, маркетинга, закупок, отношений с оптовым покупателем, как и кадровой, юридической и другой деятельностью либо отсутствуют, либо пребывают в зачаточном состоянии. В рыночных условиях руководитель, например, главный администратор корпорации, находится постоянно в ситуации, связанной с выбором направлений развития своего бизнеса. Его мучают сомнения о будущем состоянии рынка, фондовых бирж, сбыте и тому подобное, а также о той позиции, которую следует занять в этих и многих других областях предпринимательской деятельности. Он думает над решением внутренних проблем своей корпорации и о внешних, действующих на нее факторах. Хочет знать, каким основным видом бизнеса должна заниматься корпорация и какие изменения для этого следовало в ней провести. Руководитель внимательно изучил возможности своего бизнеса, такие, например, как номенклатура выпускаемой продукции, основное производство, услуги, которые может предложить корпорация, состояние рынка сбыта товаров и услуг, цены их реализации, структура спроса и предложения, возможные пути вертикального и горизонтального расширения деятельности корпорации (либо, напротив, сворачивания этой деятельности), основные виды коммерческой деятельности (такие, например, как только автомобили либо все средства транспорта; только телефонная связь либо все средства связи и т. д.). Он также принимает во внимание состояние предприятий корпорации, их оборудование, размер запасов и товарно-материальных ценностей, величину прочих ресурсов, их структуру, финансовые средства (сумму наличных денежных средств, размер дебиторской задолженности, отношение собственного акционерного капитала к общей сумме активов и так далее), состояние рекламы, бухгалтерского и финансового учета, организационную структуру корпорации, ее внешние связи. Кроме того, главный администратор думает о значимости отдельных критериев, близких и далеких целях корпорации, а также о многих других факторах. Помимо всего прочего, он внимательно следит за состоянием научно-технического прогресса, науки, техники и технологии, которые могут оказать существенное влияние на его бизнес. При плановой экономике функции руководителя связаны только с производством. Считается, что планирующая организация все знает и вся произведенная продукция будет реализована. Однако роль субъективного фактора в управлении при этом повышается в гораздо большей мере, чем было и есть в условиях любого общественного строя. Это обусловлено как возрастанием масштабов производства, так и его прогрессирующей специализацией, требующей четкого взаимодействия, взаимосвязей не только различных отраслей, предприятий, но и людей, выполняющих самые различные производственные функции. Под личностью руководителя понимается динамическая система качеств и особенностей определенного человека, которые проявляются относительно постоянно как действия в разных ситуациях. Организационное положение руководящего работника зависит от его авторитета и престижа (рис. 7.5). Авторитет руководителя есть мера того, насколько подчиненные (или сотрудники) считаются с его приказами, советами, мнениями и т. д. Престиж - это мера того, насколько подчиненные (или сотрудники) признают превосходство, способности, знания и другие заслуги руководителя. В зависимости от уровня авторитета и престижа руководители делятся на 4 группы. Руководитель А, обладающий высоким уровнем авторитета и престижа, является руководителем, полностью соответствующим своему положению. Руководитель Б, обладающий высоким авторитетом и низким престижем, является типом руководителя, который «правит». В отношениях с подчиненными он часто использует скрытый или явный нажим. Свое положение в организации считает прочным. Таким стилем управления он стремится компенсировать недостатки собственной квалификации.
Для такого работника более подходит специальная, штабная работа. Руководитель Г, обладающий как низким авторитетом, так и низким престижем, находится не на своем месте. Подчиненные на него не обращают внимания. Своим вмешательством в работу подразделения он только мешает. Такой человек не годится для руководящей работы. Принятие управленческих решений сопряжено со следующими особенностями: большинство решений принимается в ситуациях, ранее не встречавшихся, поскольку полное совпадение ситуаций в экономике - событие практически невероятное; выбор вариантов действий происходит в условиях высокой степени неопределенности, связанной как со случайным характером управленческого процесса, так и с неоднозначностью целей, критериев, альтернатив действий и их последствий; решения, даже самые ответственные, принимаются в условиях довольно жесткого ограничения во времени. Для руководителя коллективом важное значение имеют следующие качества: профессиональная грамотность; наличие практического опыта работы; организаторские способности; добросовестность; трудолюбие; увлеченность работой; справедливость; настойчивость; инициативность; требовательность; исполнительность; общественная активность; доброжелательность; уравновешенность; чуткость, честность, принципиальность; знание людей; забота о людях; педагогические способности и др. Ли Якокка - человек-легенда, президент автомобильном компании «Крайслер» писал о личности руководителя. «Если бы пришлось одним словом охарактеризовать качества, необходимые хорошему менеджеру, я бы сказал, что все они сводятся к понятию «решительность». Вы можете использовать самые совершенные в мире компьютеры, собрать всевозможные схемы и цифровые данные, но в конечном счете вам придется свести всю информацию воедино, составить себе расписание и действовать. ... Разумеется, менеджер обязан собрать возможно больше информации и прогнозных оценок. Но в какой-то момент приходится довериться интуиции, пойти на риск. Во-первых, потому, что даже правильное решение оборачивается ошибочным, если оно принято слишком поздно. Во-вторых, потому что, как правило, такой вещи, как абсолютная уверенность, не существует. Вот почему известная степень риска совершенно необходима. ... Хорошему менеджеру нужно уметь слушать по крайней мере так же, как уметь говорить. Слишком многие не могут уразуметь, что общение - процесс двусторонний. ... Невозможно сколько-нибудь долго добиваться успеха, набрасываясь на людей с бранью. Надо уметь говорить с ними откровенно и просто. ... Самая большая проблема, с которой сталкивается сегодня американский бизнес, заключается в чрезмерном объеме информации у большинства менеджеров. Она кружит им голову, она их ослепляет, они не знают, что с ней делать.» Некоторые недостатки в работе руководителя: перенос решения на завтра; выполнение работы наполовину. (Нерешенные до конца проблемы тяжким грузом ложатся на нашу психику, тогда как каждое законченное дело дарит нам чувство морального удовлетворения и свободы); стремление сделать все сразу. (Переходить к новой задаче можно только тогда, когда предыдущая уже полностью решена или хотя бы получено ясное представление о характере ее решения); стремление сделать все самому. (Задача руководителя состоит не в том, чтобы загрузить себя работой, а в том, чтобы планировать, направлять и контролировать работу других); убеждение, что вы знаете все лучше всех; неумение разграничить функции. (Средство борьбы с дублированием функций и претензий - четкие и детализированные должностные инструкции, увязанные с постоянно модернизируемой схемой организации и целями ее деятельности); попытка свалить вину на других. (Задача - установить объективные причины неудач, а не искать виновных). Руководитель не должен непосредственно вмешиваться в действия своих подчиненных, разве что при испытательных проверках или спорадических вмешательствах с целью контроля. Стремление главного руководителя к непосредственному личному определению мельчайших действий окончательных исполнителей не только снижает темп деятельности коллектива (так как исполнители вынуждены как бы в очереди ожидать директив высшего руководства, да и отчетность, проходя через многочисленные ступени, занимает много времени), но при довольно значительных размерах коллектива становится попыткой почти безумной. В большом коллективе единовластие никогда не является настоящим единовластием, а всегда оказывается замаскированным многосубъектным руководством. Большой коллектив - это сложный объект с очень высокой степенью усложненности структуры и собственной динамики. Таким объектом можно целенаправленно оперировать только в том случае, если его элементы как бы сами функционируют по установленным закономерностям, с которыми действующий субъект практически ознакомлен и вмешивается только, как если бы он был стрелочником. При этом необходимо учитывать саморегулирующиеся механизмы сложного объекта, неподатливые в отношении любого вмешательства. Большую роль в деятельности руководителя коллектива играет квартальные отчеты подчиненных. Например, Ли Якокка регулярно задавал своим ведущим работникам несколько элементарных вопросов. Какие задачи, спрашивал я, вы ставите себе на ближайшие три месяца? Каковы ваши планы, приоритеты, надежды? Что вы намерены предпринять для их осуществления? Такая практика, писал он, не только вынуждает каждого менеджера обдумывать цели, но служит также надежным способом напомнить людям о необходимости не предавать забвению свои мечты. Очень трудно оказаться затерянным в фирме, если при данной системе вам приходится каждый квартал отчитываться непосредственно перед начальником, а косвенно перед его боссом и перед боссом босса. Таким образом, хорошие работники не остаются незамеченными и что столь же важно, плохим работникам не удается спрятаться за спину других. Наконец - и это, может быть, самое существенное - система квартальных докладов порождает диалог между менеджером и его боссом. Применяя эту систему в течение многих лет, я вывел заключение о возможности возникновения двух проблем. Первая состоит в том, что люди иногда откусывают кусок больше, чем могут прожевать. Другая заключается в стремлении босса вмешаться в работу подчиненных слишком рано. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|