ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯУправление - это функция, ориентированная на сохранение установленного предварительного состояния либо (при нарушающих ход системы воздействия) на обеспечение ее устойчивого функционирования. Предварительно установленное состояние - это запроектированная и осуществленная система мер по рациональному движению предмета, предусматривающая создание материально-вещевых условий для нормального функционирования объекта управления и системы работы исполнителей. Это является непременным условием результативности и эффективности управления. В биологических системах эта устойчивость достигается способностью их самоорганизации, а в социально- экономических - функцией управления системой. Управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Иными словами управлять - это: прогнозировать и вырабатывать программу действия; создавать материальный и социальный организм предприятия; заставлять персонал надлежаще работать; связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия; заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям. Управление всегда означает воздействие на поведение людей. Управление имеет дело не с материальными объектами механики и техники, а с общественными отношениями между людьми. Управление представляет собой общественное отношение, а именно отношение людей к осуществлению управленческих функций. Любой совместный или общественный труд нуждается в управлении. Без него невозможна ни деятельность, направленная на преобразование природы, ни объединение предметов и средств труда в едином процессе. История управления как науки доказывает, что не существует абстрактного управления, стоящего по ту сторону отношений между людьми и отношений власти. В теории организации и управления производством выделяются три этапа. Первый этап - тейлоризм. По мнению авторов американской энциклопедии профессионального менеджмента, началом развития современного менеджмента следует считать 1886 г., когда бизнесмен Г. Таун выступил на собрании Американского общества инженеров-механиков с докладом «Инженер как экономист». В докладе обосновывалась необходимость менеджмента как профессиональной специальности и научной дисциплины. Доклад произвел большое впечатление на Ф. Тейлора и стимулировал создание им теории «научного менеджмента». В 1911 г. Ф. Тейлор сформулировал концепцию организации производства и управления, которая без существенных изменений просуществовала до 1950-х годов. Выводом из этой теории служило то, что поощрительные стимулы должны побуждать рабочих эксплуатировать машину в точном соответствии с выданными инструкциями (всякая инициатива наказуема). Более широкую трактовку системы «человек - машина» разработал сотрудник Тейлора Г. Л. Гантт. Применение им существующих аналитических методов к исследованию отдельных производственных операций дало возможность учесть в таких системах организационный и мотивационный аспекты производства. Совместная работа супругов Франка и Лилиан Гильберт привела к выводу, что основные элементы производственных операций не зависят от содержания работы. Проведенный ими микроанализ движений в целях совершенствования технологических операций положил начало исследованиям затрат времени и движений, а также использованию соответствующих графиков в планировке рабочих мест. В 1920-х годах некоторые идеологи (Ренис Ликерт) ставили перед собой задачу, используя достижения социологии и психологии, сделать рабочих послушными, более сговорчивыми и на этой основе получить большую возможность манипулировать их сознанием. Была разработана модель управления, в основу которой положены трудовые группы. Научные концепции управления Ф. Тейлора были направлены на жесткий рационализм в управлении. Однако рационализм в менеджменте, при всех его достоинствах далеко не единственный путь повышения эффективности работы реальных предприятий и организаций. Другое направление - поведенческое, основанное на привлечении достижений психологии, социологии, культурной антропологии для углубления понимания реальной сути управления в социальных системах. На его основе осуществляется выработка рекомендаций по совершенствованию «человеческих отношений», мобилизации «человеческого фактора», развитию участия трудящихся в управлении, повышению эффективности лидерства. Второй этап - переход от использования методов субъективных оценок отдельных руководителей к методам научного обоснования принимаемых решений (математическое моделирование, линейное программирование, ситуационный анализ, транспортные игры). Третий этап связан с идеей системного подхода к организации и управлению производством. В последние годы развитие теории систем, кибернетики, экономико- математических методов для анализа и обоснования управленческих решений, компьютеризация управления способствовали активному использованию в управлении системного подхода. Это привело к известному усложнению науки управления и управленческих знаний. Углублялось осмысление и изучение организаций как социальных систем, представление о предприятии как об открытой системе, активно взаимодействующей со своей средой и приспосабливающей свое внутреннее строение к ее «организационному контексту», то есть состоянию внешней среды предприятия, его размерам, целям и технологии деятельности, качествам людей, формирующих его «человеческий капитал». Со временем Ф. Тейлора и А. Файоля колоссально вырос объем литературы о менеджменте. Однако новых идей появилось очень мало. Теоретики в основном довольствуются тем, что: следует рациональнее обосновывать решения; менеджмент должен заниматься проблемами окружающей среды; нужно исследовать последствия развития рынков; необходимо научиться количественно измерять возможности менеджмента. Углубление специализации производственных процессов на основе разделения труда, ведущее к возрастанию роли технологии, а также расширение связей по кооперированию требуют дальнейшего повышения уровня управления. Однако разговоры о «всесилии» менеджмента в значительной мере утихли. Зачастую фактическая реальная власть находится в руках финансовых магнатов, а менеджмент становится инструментом регулирования и наиболее эффективного использования доверенной ему экономической и политической мощи для достижения политических, экономических, идеологических и других целей. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|