Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности организации перевозок опасных грузов




 

Перевозка опасных грузов представляет собой серьезную проблему, связанную с безопасностью дорожного движения. За последние 10 лет отмечается постоянный рост в стране дорожно-транспортных происшест­вий, число которых достигло в 2002 г. 184 тыс., в которых пострадало (убито и ранено) почти 250 тыс. чел.

При перевозке опасных грузов диапазон потерь возрастает еще больше. В книге рекордов Гиннеса как самое крупное дорожно-транспортное происшествие отмечен инцидент, связанный с перевозкой опасного груза: 2 ноября 1982 г. в Афганистане, в тоннеле Саланг, взо­рвался бензовоз, погибли 176 человек.

Перечень опасных веществ перевозимых автомобильным транспор­том уже составляет около 3 тыс. наименований и постоянно увеличивает­ся. В России ежегодно перевозится более 500 млн. т опасных грузов.

Опасные грузы в соответствии с их физико-химическими свойствами и видами опасности при транспортировании разделяют согласно ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» на подклассы приведенные в табл. 6.9.

Таблица 6.9

Классификация опасных грузов по характеру и степени опасности

Номер класса Наименование класса Номер под­класса Наименование подкласса
    1.1 Взрывчатые материалы с опасно­стью взрыва массой
    1.2 Взрывчатые материалы, не взры­вающиеся массой
  Взрывоопасные материа­лы (ВМ) 1.3 Взрывчатые материалы пожаро­опасные, не взрывающиеся массой
  1.4 Взрывчатые материалы, не пред­ставляющие значительной опасно­сти
    1.5 Очень нечувствительные взрывча­тые материалы
    1.6 Изделия чрезвычайно низкой чувст­вительности
    2.1 Не воспламеняющиеся неядовитые газы
  Газы сжатые, сжиженные и растворимые под давле­нием 2.2 Ядовитые газы
2.3 Воспламеняющиеся (горючие) газы
    2.4 Ядовитые и воспламеняющиеся газы

 

  Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) 3.1 Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки менее ми­нус 18°С в закрытом тигле
3.2 Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не менее минус 18°С, но менее 23°С в закры­том тигле
3.3 Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не менее 23°С, но не более 51 °С, в закрытом тигле
  Легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТВ), самовозгорающиеся веще­ства (СВ) и вещества, вы­деляющие воспламеняю­щиеся газы при взаимо­действии с водой 4.1 Легковоспламеняющиеся твердые вещества
4.2 Самовозгорающиеся вещества
4.3 Вещества, выделяющие воспламе­няющиеся газы при взаимодействии с водой
  Окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП) 5.1 Окисляющие вещества
5.2 Органические пероксиды
  Ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ) 6.1 Ядовитые вещества
6.2 Инфекционные вещества
  Радиоактивные материа­лы (РМ)   Радиоактивные материалы на под­классы не разделены
  Едкие и коррозионные вещества (ЕК) 8.1 Едкие и (или) коррозионные веще­ства, обладающие кислотными свойствами
8.2 Едкие и (или) коррозионные веще­ства, обладающие основными свойствами
8.3 Разные едкие и (или) коррозионные вещества
  Прочие опасные вещества 9.1 Грузы, не отнесенные к классам 1-8
9.2 Грузы, обладающие видами опас­ности, проявление которых пред­ставляет опасность только при их транспортировании навалом вод­ным транспортом

 

При организации перевозок опасных грузов необходимо учиты­вать положения и нормы, действующих законодательных и нормативно- правовых актов, регулирующих порядок осуществления автотранспорт­ной деятельности и перевозку опасных грузов в Российской Федерации (Гражданский кодекс Российской Федерации; Устав автомобильного транспорта, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г., № 12; Правила перевозки опасных грузов автомобиль­ным транспортом, утвержденные Министерством транспорта Российской Федерации в 1995 г.; Правила дорожного движения утвержденные поста­новлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2003 г., № 595; требования международных конвенций и соглашений, участни­ком которых является Россия, в частности, Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) и системы информации об опасности (СИО); ГОСТ 19433-88 - «Грузы опасные. Классификация и маркировка».

Основные требования к организации безопасной перевозки опасных грузов заключаются в следующем.

Для грузов, представляющих повышенную степень опасности, авто­транспортному предприятию необходимо выбирать и согласовывать с ГИБДД наиболее безопасный маршрут перевозки. Критерием выбора маршрута является удаленность от населенных пунктов и мест ско­пления людей.

Безопасная организация передвижения транспортных средств вклю­чает:

соблюдение определенной дистанции от 50 до 300 м, в зависимости от конкретного рельефа местности;

запрещение перевозки при ограничении видимости; по возможности обеспечение следования транспортных средств с легковоспламеняющимися или взрывоопасными грузами без дозаправки в пути;

обеспечение определенного порядка остановок и стоянок транспорт­ных средств;

обеспечение автомобилей прикрытия и резервного транспортного средства при перевозке взрывчатых, радиоактивных и сильнодействую­щих ядовитых веществ колонной транспортных средств.

Дополнительные требования к транспортным средствам, перевозя­щим опасные грузы, состоят в следующем:

перевозки опасных грузов должны осуществляться специализирован­ными или специально приспособленными транспортными средствами (приспособления касаются выпускной трубы, топливного бака, электро­оборудования, прочности и вентиляции кузова и др.);

транспортные средства должны быть укомплектованы дополнитель­ным оборудованием (набором инструментов, огнетушителем, при пере­возке ГСМ - двумя огнетушителями, противооткатным упором, при не­обходимости средствами нейтрализации перевозимого опасного вещест­ва, средствами индивидуальной защиты, знаками «Въезд запрещен», ин­формационными таблицами системы информации об опасности, двумя фонарями со шнурами по 10 м), проблесковым маячком при перевозке ГСМ;

транспортные средства должны регулярно - дважды в год, представ­ляться в ГИБДД (государственная инспекция безопасности дорожного движения) для осмотра на предмет соответствия инструкциям завода-изготовителя, ПДД (Правила дорожного движения), и условиям безопас­ной перевозки;

на транспортные средства, перевозящие опасные грузы, необходимо специальное разрешение ГИБДД.

К водителям транспортных средств, предъявляются следующие до­полнительные требования:

водители должны иметь стаж работы не менее 3 лет, пройти обучение и инструктаж;

иметь при себе необходимые документы;

обязаны выполнять все предписания маршрута перевозки, осуществ­лять контроль за техническим состоянием транспортного средства, кре­плением груза, сохранностью маркировки;

в случае вынужденной остановки или поломки автомобиля должны принять необходимые меры;

в случае ДТП (дорожно-транспортных происшествий) должны вы­полнить необходимые специальные действия в соответствии с аварийной карточкой;

в случае ДТП с повреждением тары или упаковки обязаны обозна­чить место вынужденной остановки двумя знаками «Въезд запрещен», по возможности не допускать посторонних лиц и по прибытии предста­вителей органов внутренних дел и других должностных лиц - проинфор­мировать об опасности, принятых мерах и предъявить документы на пе­ревозимый груз.

Водителю запрещается: нарушать установленный маршрут движения; резко трогать с места и тормозить транспортное средство; двигаться с выключенным сцеплением, коробкой передач и двигате­лем;

курить в кабине;

обгонять транспортные средства, движущиеся со скоростью более 30 км/ч;

разводить oгонь ближе 100 м от автомобиля;

совместно перевозить опасные вещества и пищевые продукты или фуражные грузы.

За подбор водителей и лиц для сопровождения опасных грузов и их инструктаж ответственность несут руководители автотранспортных ор­ганизаций.

В обязанность ответственного лица за сопровождение груза во время транспортировки входит:

сопровождение и обеспечение охраны груза от места отправления до места назначения; инструктаж сотрудников охраны и водителей автомо­билей;

внешний осмотр (проверка правильности упаковки и маркировки груза) и приемка опасных грузов в местах получения груза; наблюдение за погрузкой и креплением груза;

соблюдение правил безопасности во время движения и стоянок ав­томобилей;

организация мер личной безопасности персонала, осуществляющего перевозку и общественной безопасности;

сдача грузов по прибытии на место назначения.

Важным звеном организации перевозок опасных грузов является применение транспортных элементов системы информации об опасности (СИО). Основным назначением элементов системы информации об опасности является предупреждение водителей других транспортных средств о необходимости повышенного внимания при разъезде с автомо­билями, перевозящими опасные грузы, и работников органов ГИБДД, ГАИ, осуществляющих контроль за техническим состоянием транспорт­ных средств и соблюдением маршрутов перевозки.

Система информации об опасности состоит из:

информационных таблиц для транспортных средств; аварийной карточки для определения мероприятий по ликвидации последствий инцидента;

информационной карточки для расшифровки кода экстренных мер (КЭМ);

специальной окраски и надписей на транспортных средствах.

Информационные таблицы СИО изготавливают предприятия, произ­водящие опасные вещества, и представляют автотранспортной организа­ции для установки спереди и сзади транспортного средства перпендику­лярно его продольной оси, но не перекрывая номерных знаков и внешних световых приборов и не выступая за габариты транспортного средства. Изготавливают из огнестойких материалов. Информационная таблица СИО представляет собой прямоугольник размером 300x690 мм, разде­ленный на 3 части.

В левую часть заносится знак опасности по ГОСТ 19433-88, правая верхняя часть несет информацию о коде экстренных мер, а правая нижняя о номере вещества по списку ООН. Фон левой час-ти белый, двух других - оранжевый. Рамка таблицы, линии разделения частей, цифры и буквы текста выполняются черным цветом, рис. 6.37.

Аварийная карточка СИО заполняется грузоотправителями или гру­зополучателями на основании условий безопасной перевозки по единой форме, прилагается к путевому листу и, находясь у водителя или сопро­вождающего лица, обеспечивает принятие правильных экстренных мер при возникновении аварийной ситуации, а также возможность расследо­вания причин аварии.

Аварийная карточка включает в себя следующие положения:

техническое наименование опасного вещества;

другие наименования (синонимы);

класс и подкласс опасного вещества;

код экстренных мер (КЭМ);

присвоенный веществу номер по списку ООН;

максимальная масса вещества брутто или масса одной упаковки и их максимальное количество, которое можно перевозить на одном транс­портом средстве;

ограниченное количество вещества брутто или количество упаковок на одном транспортном средстве, которые можно перевозить как не­опасный груз;

взрывоопасность вещества;

пожароопасность вещества;

опасность для живых организмов;

огнегасительные средства, рекомендуемые при пожаре;

индивидуальные средства защиты: органов дыхания, глаз, кожи;

меры первой помощи: при вдыхании, при остановке дыхания, при попадании в глаза и на кожу, при проглатывании;

действия в случае повреждения тары (упаковки) и других возможных аварийных ситуаций;

способы и средства обезвреживания; действия в случае дорожно-транспортного происшествия; действия в случае поломки транспортного средства; организация, ответственная за перевозку; ответственное за перевозку лицо.

Информационная карточка СИО изготавливается из плотной бумаги размером 130 мм на 60 мм. На лицевой стороне карточки дается расшиф­ровка информационных таблиц, а на оборотной стороне приведены об­разцы знаков опасности по ГОСТ 19433-88 (см табл. 6.10).

Таблица 6.10

Порядок заполнения и описания знаков опасности (ГОСТ 19433-88)

Код экстренных мер (КЭМ) состоит из цифр и букв. Цифрами обо­значаются меры при пожаре и утечке, а также информация о степени опасности попадания вещества в сточные воды и водоемы:

1 - воду не применять! Применять сухие огнетушащие средства!;

2 - применять водяные струи;

3 - применять распыленную воду;

4 - применять пену или составы на основе хладонов;

5 - предотвращать попадание веществ в сточные воды и водоемы.

Буквами обозначен код экстренных мер (КЭМ) при защите людей.

Выбор букв произведен по начальным буквам наиболее характерных слов применяемого кода:

Д - необходимы дыхательный аппарат и защитные перчатки;

П - необходимы дыхательный аппарат и защитные перчатки только при пожаре;

К - необходимы полный защитный комплект одежды и дыхатель­ный аппарат;

Э - необходима эвакуация людей.

Написание буквенно-цифрового кода экстренных мер производится в любом порядке цифр и букв.

В случае возникновения инцидента при перевозке опасных грузов мероприятия по ликвидации инцидента и его последствий осуществля­ются согласно указаниям, приведенным в аварийной карточке, или коду экстренных мер по информационной таблице СИО.

Полная идентификация перевозимого опасного груза осуществляется согласно нумерации по списку ООН, имеющейся в информационной таб­лице и аварийной карточке системы информации об опасности.

Кузова транспортных средств, автоцистерны, прицепы и полупри­цепы-цистерны, постоянно занятые на перевозках опасных грузов, долж­ны быть окрашены в установленные для этих грузов опознавательные цвета, и иметь соответствующие надписи:

при перевозке метанола транспортное средство (цистерна) окрашива­ется в оранжевый цвет с черной полосой и оранжевой надписью по обе­чайке «Метанол - яд!»;

при перевозке аммиака цвет транспортного средства любой и над­пись «Аммиачная вода. Огнеопасно»;

при перевозке веществ, выделяющих при взаимодействии с водой легковоспламеняющиеся газы, транспортное средство окрашивается в синий цвет и наносится надпись «Огнеопасно»;

при перевозке самовозгорающихся веществ нижняя часть транспорт­ного средства (цистерна) окрашивается в красный цвет, верхняя - в бе­лый и наносится надпись черного цвета «Огнеопасно»;

при перевозке легковоспламеняющихся веществ транспортное сред­ство окрашивается в оранжевый цвет и наносится надпись «Огнеопасно»;

при перевозке веществ, поддерживающих горение, транспортное средство (цистерна) окрашивается в желтый цвет и наносится двойная надпись:

«Огнеопасно»

«Едкое вещество»

при перевозке едких веществ транспортное средство (цистерна) ок­рашивается в желтый цвет с черной полосой по обечайке, на которую на­носится надпись желтым цветом «Едкое вещество».

В странах ЕС, согласно правилам ДОПОГ, транспортное средство маркируется предупредительной таблицей, имеющей размеры 300x400 мм. Таблица разделена на две равные части. Фон таблицы оранжевый, окантовка, поперечная полоса и цифры - черного цвета, толщиной линии 15 мм.

В верхней части таблицы ставится идентификационный номер опас­ности (2 или 3 цифры). Идентификационный номер опасности аналоги­чен классу опасности груза по ГОСТ 19433-88. В нижней части таблицы указывается номер опасного вещества по списку ООН.

Удвоенные цифры обозначают усиление соответствующего вида опасности.

Если опасность, с которой связано то или иное вещество может быть достаточно точно охарактеризована одной цифрой после этой цифры проставляется ноль. На рис. 6.38 приведены образцы ин­формационных таблиц при перевозке бензина и дизельного топлива

Если перед идентификационным номером вида опасности стоит бук­ва «X», то это означает, что данное вещество вступает в опасную реак­цию с водой.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных