ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Багдасаров Р.В. - Мистика огненного креста 17 страницаЗа Рождеством следует Крещение, когда Свет Неприступный, как поется в кондаке праздника, сияет во вселенной, и Дух Святой является перед людьми «телесным образом, как голубь» (Мф. 3:22). На этот праздник в Архангельской губернии снова готовили спиралевидные пряники. Свадебная лепешка, которую подруги дарили невесте в Воронежской обл., состояла из волютообразных и свастичных завитушек"83. Больше всего свастичного печенья выпекается в Каргополье 22 марта (9-го ст. ст.), после установления весеннего равноденствия, на день иконы Божией Матери «Слово плоть бысть». По названию печенья, «тетеры», сам день равноденствия назьюают «тетерочным»; он знаменовал начало весеннего цикла работ. В рамках своего хозяйства человек воспроизводил создание растительного и животного миров. Весной, по свидетельству «Шестоднева», «Бог сотворил все без изъятия; и (на это) указывает то обстоятельство, что и доныне произрастение цветов происходит в течение его, которое и есть изменение равноденственное, ибо оно делает и день, и ночь двенадцатичасовым. Оно образуется, когда солнце восходит в центре востока, — и отличается благорастворенностию, умножает кровь...»"84. В духовной жизни Равноденствие знаменует состояние ясности, когда ничто не скрыто от внутреннего взора и душа может различать прошлое и будущее. Разновидности тетеры, испеченных А.А Савиновой: «въюха» (а); «коники с кудерочками>> (б); <?коники» (в); тетеры со спиралевидным свасти- ческим чотивоч (г) 22 марта все женщины, участвовавшие в течение года в цикле свадебных ритуалов в качестве гостей невесты, обязаны были прийти к молодым с гостинцами. Каждая обязательно несла тетерки. Тетерка представляет собой круг диаметром 13 -20 см, состоящий из трех обводов («околов») тонкого жгута из теста, завитых вокруг центратьной свастики или спирали. Больше всех пекла теща — 50 — 100 (и далее, смотря по количеству гостей), но не менее 40штук1185. Часть печенья делали из крупчатки, замешанной на воде. «Тетероч- ный» день приходится на Be in кий пост, поэтому коровьего и постного масла туда не клали. Для вкуса добавляли конопляное семя. Как правило, тетерки пекли из ржаной или ячменной муки. В наше время используют пшеничную муку, которую замешивают на молоке, сметане, масле или маргарине с добавлением соли и сахара. Как можно было понять из III и V глав, свастические священные хлебцы имеют древнюю историю, получившую развитие в церковной литургии. В России печенья-свастики до сих пор сохранили особенные наименования. Разные формы тетерок, испеченные А.А. Савиновой (1977, деревня Гарь Каргопольского района, Архангельской области). она называла: солнышко с кудерочками, солнышко с косыночками, из колечушка в колечушко, восъмерушки, восьмерушки с кудерочками, коники, солнышко и восъме рушки, коники с кудерочками, Тетеры, испеченные П. Т. Се мяч ни к свой. Каргополь. 1978. Фото Т.П. Дурасова сетчата-решетчата, вьюхи и т.д.1186. Несколько иную конфигурацию имеют тетерки жительницы г. Каргополя П.Т. Семянниковой (1978)1187. У нее, так же как у Савиновой, превалировал мотив свастики. Особенно близко подходят к «классической» форме свастики «вьюхи». В селе Лекшмозеро «вьюхами» называют вообще все обрядовое печенье, готовящееся на весеннее равноденствие. Славятся красотой тетерки бывшей Ошевенской волости. Прежде их делали еще в Архангельской и Быковской волостях Каргопольского уезда1188. В «тетерочный» день каждый из домочадцев должен был съесть хотя бы по одному печенью. Для гостинца молодым отбирали самые красивые. Кроме тетерок им дарили белый каравай, двинянки, рыбники, наливки, калитки и закрытые пироги с разной начинкой. Печеньем угощали всех, собравшихся за столом молодухи, женщин. Мужчинам вместе с ними праздновать не полагалось, так как день этот считался «бабьим праздником». Хлеб могли печь в виде свастики не только на праздники, но и в обычные дни. Участники экспедиции Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства 1984 г., остановившись на ночлег у старушки в дер. Дор Нюксинского р-на Вологодской обл., были удивлены, когда хозяйка вынула из печи круглый хлеб с сеющей четырехконечной свастикой в центре и как ни в чем не бывало подала его на стол. Как и у ведических знаков, между ветвями хлебной свастики располагались четыре точки1189. Знаки свастики встречаются на многих предметах народной посуды, особенно на ендовах и братинах, из которых пили пиво — напиток, не угративший своего ритуального характера и в Новом Завете. В Средневековье оно символизировало источник бессмертия (ср. ирмос 3 песни Пасхального канона: «Привднте, пиво пием новое...» и т.п.). Круговорот воскрешения. Русский человек созерцал вселенную в виде пространства, сквозь которое, как сквозь сеть, могут свободно протекать вода, ветер, огонь и свет. Существуют загадки: «Сито вито, решетом покрыто» или «Сито свито, золотом покрыто». Разгадка в обоих случаях: «Небо и Земля»1190. Решетка «#» — символ плодородия, золото — святости, божественной благодати. «Сито» (Земля) — «вито» (или свито). Т.е. собирает (свивает) исходящую от Зиждителя (Неба) благодать, материализуя, воплощая ее в себе, и таким образом приносит плод. Образу сита соответствует тетера «сетчата-решетчата». вшшвишшпшшяпшшяшшяшшянш Современный гусляр в традиционной рубахе с вышитыми свастиками и пегасами. 1999 г. Собирающая (левосторонняя) свастика носит на санскрите название suvastika, образованное от санскритского su - «рождать», «творить», а также — «оживлять», равнозначного с «воскрешать»1191. Воскрешение, оживотворение и плодоношение видимой твари производится силой дневного светила, что закреплено в народной солярной символике. Более всего производительная сила солнечного сияния заключена в ярких лучах. Поэтому в дни солнцестояний и равноденствий костры на возвышенных местах, обвитые горящей соломой колеса (скатывающиеся с гор или поднятые на шестах), символизировали собой Солнце а земной жертвенный огонь почитался его наместником"92. Зажженный во многих местах, он, словно ветви дерева, мыслился единым и, как верили, имел силу давать урожай"93. Слово кр’Ьсъ — означало «огонь» и в то же время «оживление», «здоровье», Kpicumu, Kpicamu - «воскрешать», «оживлять огнем», а крушение значило «воскресение», «начато жизни»"94. Воскрешающая сила Солнца, издревле известная славянам, была осмыслена позднее в эсхатологической перспективе всеобщего Воскресения мертвых. Как отмечает композитор В.И. Мартынов, «среди весенних, летних и осенних попевок календарных песен выделяется одна попевка, опевающая четыре ноты в секстовом диапазоне. Попевка эта является основой в интонации песен летнего периода (купальские, сенокосные, житные песни), а также характерна для некоторых масленичных и весенних песен. Это позволяет говорить о «солнечном», «летнем» значении данной попевки. Но при жесткой закрепленности определенных попевок за определенными явлениями, присущей календарной народной традиции, может показаться крайне удивительным использование этой попевки еще и в напевах плачей, причитаний по умершим1195. Как же объясни ть, что одна и та же попевка является Свастический орнамент на сербских пасхальных яйцах знаком таких разных явлений, как восхваление высшего жизненного начала, каким считали солнце, и погребальный плач? Думается, что объяснение может быть только одно: в данном соединении значений предзнаменовалась истина Воскресения из мертвых. Естественно, что предварение это, заложенное в структуре календарных песен, не являлось результатом сознательной деятельности человека, но было даровано Промыслом как откровение, таинственно воспитывающее и предуготовляющее к принятию Истины»'196. Обычай наносить на пасхальные яйца свастические и спиральные знаки (доныне сохраняемый сербами) также перешел в христианство из незапамятной древности"97. В гуцульских писанках используется обод из спиралевидных завитков, в совокупности образующий волнообразную свастику1198. Крест с загнутыми концами (свастику) называли в южной России и на Украине «четыреногом», трехконечную свастику на писанках — «рутой»1199. Венгры называли свастику на пасхальных яйцах «рачьим хвостом», считая, что каждая ее ветвь соответствует одной из четырех стихий1200. У русских подобную традицию дополняло катание крашеных яиц со дня Воскресения вплоть до праздника Троицы. Так же как бросание глиняных расписных шаров на вятской «свистопляске», это остаток древнего культового действа1201. К спирально- свастичным обрядовым схемам относятся движения певцов в целом ряде русских хороводных игр. Перечисляя названия тетерок, А.А. Савинова заметила: «А я сейчас восьмерушка- ми уложу — так у нас на Севере хороводы водят»1202. Выступая по кругу, из центра к краям и обратно, совершая разновращательные движения, участники таких хороводов образуют, при взгляде сверху, подобия живых свастик (двух-, трех-, четырех- и многолучевых). VIII СВАСТИКА ИЗНУТРИ рисутствие Духа. «Дух понимается многоразличным образом, — писал преп. Иоанн Дамаскин. — Ибо этим именем называется и Святой Дух. Называются же духами и силы [выд. — Авт.\ Духа Святого. Дух — также и добрый Ангел; дух — и демон; дух — и душа; иногда же называется духом и ум; дух — и ветер; дух — и воздух... Бог — Дух Святой — средний между Нерожденным и Рожденным и соприкасается с Отцом чрез Сына. Он называется Духом Бога.., Духом... истины, свободы, мудрости (ибо он есть производящий все это); все наполняющим Своим существом, все содержащим; делающим Своим существом мир полным; невместимым для мира по Своему могуществу»'203. Со времен земледельческих культур неолита религиозное сознание осмысливает процессы, происходящие на Земле, через два действия — сеяние и жатву. В христианскую эпоху собирание (стяжание) и сеяние Духа, символом чего является свастика, становится аллегорией мистического делания подвижников. Св. Серафим Са- Образ Божией Матери «Умилениеs>, перед которым., стоя на коленях, скончался преп. Серафим Саровский. Ясно виден многолуче вой, солнцеподобный венец, часто встречающийся среди индоевропейских изображений солнечного божества шмаишдншднпашшшшмшшн ровский (1*1833) говорил: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя». А незадолго до кончины посоветовал одному иеромонаху: «Сей... данную тебе пшеницу. Сей на благой земле, сей на песке, сей на камени при пути, сей и в тернии, где-нибудь да прозябнет и возрастет и плод принесет, хотя и не скоро»'204. В беседе со своим учеником, Николаем Мотовиловым, св. Серафим дал почувствовать тому признаки присутствия в человеке Духа. Мотовилов вспоминает: «— Надобно, — сказал я, — чтобы я понял это хорошенько. Тогда о. Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне: — Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою... Что же ты не смотришь на меня? Я отвечал: — Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли... О. Серафим сказал: — Не устрашайтесь [....], и вы теперь сами так же светлы стали, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божиего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть [выд. — Авт.]. [...] Я взглянул после этих слов в лицо его, и напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто- то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажень кругом, и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену...»'205 Далее помимо психических признаков благодати (тишина, мир, духовная сладость, сердечная радость), преп. Серафим помогает Мотовилову сформулировать и физические: теплота (стихия огня) и благоухание (стихия воздуха) Ш6. Признак лидерства. Самодержавный Царь, согласно воззрениям Церкви, обладал полнотой духовных даров. По странному стечению обстоятельств именно в царствование Николая Александровича, прославившего в лике святых Серафима Саровского, символ Св. Духа, свастика, едва не стала государственной эмблемой России. ВЕВнпяивпяяЁааишшйвдашт Служившее в дни Саровских торжеств 1903 года духовенство было облачено в специально изготовленные ризы с опорным («иерусалимским») крестом, который является совмещенной прямоугольной свастикой. Размышляя о соединении разнонаправленных свастик в опорном кресте, приходишь к ряду неожиданных сопоставлений... Одним из древнейших признаков лидерства, выявленных через археологические находки, считаются атрибуты мужского и женского начал, встречающиеся среди вещей одного человека'207. Единство 2-х начал в лице вождя имело посвятительно-космический смысл: таким образом он мог постигать противоположности в природе и управлять ими. На антропоморфных статуэтках разносторонние свастики, поставленные слева и справа, напоминают о первочеловеке- андрогине, которым являлся, согласно Бытию, праотец Адам до создания Евы. Больше всего «андрогинных» свастик найдено на статуэтках IV—III тыс. до н.э. в Иране (Тали-Бакун) 1208. Уравновешенному размещению собирающих и сеющих свастик на вещах разных правителей можно посвятить отдельный труд — настолько обширен материал. Из древности берет начало и традиция возлагать омофор на плечи епископа так, чтобы кресты приходились на правое и левое
Схема оборонительной линии между Волгой и Доном кон. XVII — нач. XVIII в. Равнодействие (полнота) Святого Духа. Схема расположения сеющих и собирающих свастик по сторонам двуглавого орла на царских жалованных грамотах XVII в. плечи1209. Поскольку омофор соотносился с ветхозаветными облачениями, то два наплечных креста соответствуют двум застежкам-сардони- кам, обозначавшим Солнце и Луну (активное и пассивное начала)*. Возвращаясь к теме Царского Дома, надо оговорить, что Романовыми поначалу употреблялась преимущественно спиралевидная свастика. Она помещалась на верхушках царских булав Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича1211. Спиралевидность естественно вытекала из растительно-животного стиля орнаментации, доминировавшего в русском искусстве XVII в. и опиравшегося на представления о «Рае Животном», «Вертограде Божием» и т.п. На жалованных грамотах Романовых XVII века распространенным мотивом являют- [1] Существуют и другие толкования этой части церковного облачения1210.
ся 2 закрученные в противоположные стороны спиралевидные свастики, расположенные по сторонам симвоча Царства — двуглавого орла с венчающим крестом. Свастики могли принимать вид цветков с динамично изогнутыми лепестками. Общим моментом, при возможных вариациях, было то, что слева от зрителя рисовалась собирающая свастика, а справа — сеющая1212. Мотив вращающихся в разные стороны свастичных цветков возникает и в рукописных миниатюрах мастеров Оружейной палаты 2-й пол. XVII века, откуда заимствуется другими школами (см., напр., вкладное Евангелие 1681 года, где центральной фигурой вместо Орла выступает духовный плод)1213. Та же схема обрамления центра разнонаправленными свастиками прослеживается в строительстве оборонительной линии между Волгой и Доном (кон. XVII — нач. XVIII в.)1214. Те же элементы присутствуют в народной вышивке: на стане женской рубахи из Каргополья 1-й пол. XIX в. справа от двуглавого орла помещена сеющая свастика в круге (№ 120). Свастика в России Романовых. Помимо разнонаправленных свастик в заглавном инициале царских грамот возникают и свастичные цветки, иногда обрамленные волютами1213. Здесь воплощается полнота благодатного цветения, приносящего «плоды свои во время свое». Поэтому среди украшений на листе грамоты закономерно появляются разные, подчас весьма диковинные, фрукты, ягоды и овощи... Спиралевидная свастика часто воспроизводится и на самом гербе рода Романовых. Грифон с мечом держит в левой лапе круглый щит со свертывающейся вихревой свастикой. В России XVIII —XIX вв. спиралевидные разнонаправленные свастики широко применялись в рельефном декоре фасадов (см., например, дом Строгановых и Спасо-Преображенский собор г. Усолье XVIII в.)12'6. В петровскую эпоху спиралевидная свастика уступает место классической прямоугольной, которая характерна для западноевропейской стилистики. Император Петр Алексеевич и его супруга Екатерина Алексеевна изображаются на прижизненных гравюрах в обрамлении римского свастического меандра (гравюры Якова Хубракена, К. Моо- ра). Меандровые ленты из свастик окаймляют потолки, стены и полы дворцов, торжественных залов, присутственных мест и музеев Санкт-Петер- бурга. Свастичный меандр является чуть ли не главным организующим мотивом во дворцах Эрмитажа. В тронном Георгиевском зале он золотом по красному охватывает все Свастичный меандр на прижизненном портрете императрицы Екатерины 1. Гравюра Я. Хубракена по оригиналу К. Моора. 1718 г. вшввввившавввдт Свастический декор на петербургских церквях: а) Милующей Богоматери; б) Воскресения Христова, «Спас-на-Крови»; и зданиях: в) Угольный пер.. 7, г) Загородный просп., 47; д-е) 9-я Советская ул., 4 (http: icwxc.nork.ru)
стены. Античные свастики выделяются в Павильонном и др. залах. Здесь древний знак — связующее звено с эллино-ромаиской куль турой, величие которой нашло наследника в лице Северной Пальмиры. Самые разнообразные свастики можно встретить на православных церквях (Милующей Богоматери, «Спаса-на-Крови» и др.), све1 скнх зданиях Петербурга1217. Свастику часто можно встретить на зданиях крупных городов России середины XIX — начала XX века. По проекту" Городецкого свастичный меандр опоясывал здание Музея Общества древностей и искусств г. Киева1218. Однако для последней по времени царской четы России этот символ имел, вне сомнения, еще какое-то личное, скрываемое от посторонних значение. На фотографиях, где Александра Феодоровна сидит за рулем личного автомобиля, свастика в круге украшает его передок. Императрица велит гравировать свастику на подарках ближним, ставит в завершении писем, а 20 декабря 1917 г. пишет своей любимой фрейлине А.А. Вырубовой: «Послала Тебе по крайней мере 5 нарисованных карточек, которые Ты всегда можешь узнать по моим знакам («свастика»)...»1219. Н.Е. Марков (2-ой), член Думы, пытавшийся освободить Царе кую семью, вспоминал: «Нашим условным знаком была свастика... Императрица хорошо знала этот знак и предпочитала его другим...» Свастика видна на некоторых вещах Государыни, собранных следователем Н.А. Соколовым. На открытках и письмах Императрицы 1917 — 1918 гг. свастика сопровождает тексты псалмов и молитв, а в дневнике обозначает дни памяти скончавшихся родных и близких людей1220. Как упоминалось во вступлении, Александра Феодоровна нарисовала любимый символ на нескольких важных местах последнего земного пристанища венценосной семьи. Автор книги «Конец Романовых» В. Александров главу о пребывании царственных мучеников в Ипатьевском доме так и озаглавил: «Под знаком свастики»1221. Оккультная свастика. Если Императорская семья, сознательно обращавшаяся к истокам православной традиции, воспринимала свастику через нее, то определенная часть дворян и интеллигенции могла чигать тот же символ в несколько ином контексте. Широкое распространение в начале XX века получает теософская и оккультная литература, накладывающая на свастику ряд толковашш в чем-то совпадающих с христианским пониманием, а в чем-то далеко отходящих от него. Один из наиболее популярных тогда оккультных авторов, доктор Папюс (Анкос Жерар), появлявшийся при русском Дворе, помещает правостороннюю свастику среди набора масонских знаков1222. Основательница Теософского общества, Е.П. Блаватская, считала свастику «двойником» пифагорейского тетрактиса1223. Ее преемница, Анни Безант, объясняла символ следующим образом: «Свастика, или Крест, или, иначе, — огненный Крест, есть символ энергии в движении, которая создает мир, прорывая отверстия в пространстве... создавая вихри, которые являются атомами, служащими к созданию миров»1224. На эмблеме общества свастика помещалась над белым треугольником 6-конечной звезды1225. Однако это на значке позднейшего периода. При внимательном рассмотрении первичного значка, писал Г. Бостунич, «ясно видно, что, доминирующий компасообразно, «знак свастики» переместился влево и приходится теперь над вершиной черного треугольника»1226. Конспиролог и борец с масонством, Г. Бостунич усматривал в перемещениях свастики на теософской эмблеме зловещий смысл. Другой разоблачитель оккультизма и масонов, Ю.Н. Лукин, повествуя о свастике, приводит толкование каббалиста Э. Леви, считавшего, что она «есть символ той религии, на которой сойдутся и примирятся верования, религии и секты человечества во Всемирном братстве народов»1227. Плохо разбираясь даже в христианской символике и ставя заранее не исследовательскую, а пропагандистскую задачу, Ю.Н. Лукин, вслед за С.А. Нилусом, противопоставлял свастику кресту. Как тот, так и другой опирались не на научные исследования или христианское богословие, а на встречающиеся в псев- доэзотерической литературе толкования, пытаясь применять их к символу вообще, часто забывая об их вторичности и довольно позднем происхождении. Развернутое алхимико-астрологическое истолкование свастики содержится в книге Т.Г. Бургоня «Свет Египта» (рус. пер. 1905 г.), само авторство которой обозначено псевдонимом в виде упомянутого знака. Тут он назван «абсолютным ключом великого астрологического творения». «Ключ» изображен в виде закручивающейся свастики с окружностью в центре и 4-мя концами с тремя выступами на каждом, действительно напоминающими ключи. В середине помещается зодиак, символы Евангелистов, «области элементарного существования» (сильфы, ундины, саламандры, гномы). На крюках расположены тритоны химических элементов (интеллектуальный, страстный и внешний), соответствующие 4 стихиям... По Т.Г. Бурго- ню, «символическая диаграмма выражает иероглифически все то, чему алхимическая наука может научить»1228. Очень напоминает «ключ» и магическую живопись индейцев Навахо (см. III гл.). НаИвИИПНаПШПЕППШШдШЛтВППвЯШШШШзПИШЕП Один из ведущих отечественных оккультистов, Владимир Шмаков, считал, что свастика это «символ, выражающий доктрину рождения актуальной монады. Т.е. реализации потенциальной космической синархии и перехода Реальности от Нирваны к Манвантаре через организацию потенциальных категорий в творческом сопряжении и соподчинении полюсов связующих из бинеров». Он рассматривал собирающую свастику («совастикайю») как символ диалектического перехода андреевского креста в греческий (т.е. равносторонний): «Если крест в связи с концепцией свастики выражает онтологическую победу актуального бытия над Нирваной, то в связи с концепцией совастикайи он знаменует победу актуального существования над абсолютной Пустотой. В аспекте Веданты значение свастики всеисчерпывающее; в аспекте же Санкхьи свастика есть рождение космоса из Нирваны, понимаемой как цг) ov, а Совастикайя есть возникновение его из Нирваны, понимаемой как огжоу. Друг друга дополняя, эти бинерные символы и являют закон перехода Абсолюта из Пралайи к Манвантаре»1229. Пока напрасен наш сговор В музее встретиться и спор Вести над мамонтовой костью. Иль милой свастики узор Найти под вековой коростью, — писал в стихотворном послании Валерию Брюсову поэт-розенкрейцер Б.М. Зубакин1230. Между притяжением и отталкиванием: 1909—1919. В России продолжало сохраняться тем не менее и чисто православное применение свастики (см. V гл.). Интересно, что каждый иерей, при рукоположении произносивший «Присягу производимому во священники» по отпечатанному тексту, лицезрел медальон с изображением Спасителя в центре заставки, а по сторонам медальона 8 разносторонних прямоугольных свастик (см. текст «Присяги...», изданный С.-Петербургской Синодальной типографией в январе 1909 г.1231. В 1917 г. под давлением Временного Правительства и либерального духовенства текст присяги был изменен; тогда же исчез медальон со свастиками... В предреволюционные годы свастическое обрамле- ШШИШНШНШШВзИШШЙМШП ПРИСАГЛ Медальон со Спасителем и 8-ю свастиками (символами исхождения и собирания Св. Духа) перед текстом священнической присяги, отпечатанной в С. -Петербургской Синодальной типографии в январе 1909 г. ние имели даже наклейки дел в канцелярии обер-прокурора Святейшего синода1232. Свастический меандр использовался в оформлении назидательных листов, выпускавшихся Киево-Печерской лаврой в начале XX в.1233. Матрицы для знаменитых 250, 1000, 5000 и 10000-рублевых банкнотов Временного Правительства (где за двуглавым орлом проступает водяной знак с прямоугольной свастикой) были изготовлены, возможно, еще по распоряжению императора Николая II. Сочетание символа Царства (двуглавого орла) и свастик было принято издавна, а Государь постоянно проявлял личную заинтересованность в восстановлении многих, подчас казавшихся архаичными для большинства современников, форм сакральной символики. Волей судьбы, однако, новые ассигнации были отпечатаны с орлом, но без регалий в период, когда Россия потеряла Царя. На 1000 и 250-рублевых кредитных билетах свастика занимает центральное положение, а на 250-рублевых по краям и на обратной стороне прибавлены еще два
знака. Свастику содержали и первые ден.знаки Советской России (например, купюра достоинством в 10 000 руб.). Священный для буддистов знак свастики стал эмблемой сформированного по ходатайству атамана Г.М. Семенова Монголо-Бурятского конного полка имени Доржи Банзарова1234. Попытки использовать свастику вопреки тотальному насаждению пятиконечной звезды возникали спорадически и после прихода к власти большевиков. По сообщению В О Дайнеса, в I Центральном государственном архиве Советской Армии имеется приложение к приказу войскам Юго-Восточного фронта № 213 за 1918г., где описана новая эмб- лемка для личного состава: «Ромб 15 х 11 сантиметров из красного сукна. В верхнем углу пятиконечная звезда, в центре — венок, в середине которого «ЛЮНГТН» с надписью «Р.С.Ф.С.Р.». Диаметр звезды 15 мм, венка 6 см, размер «ЛЮНГТН» — 27 мм, букв — 6 мм. Знак для командного и административного состава вышит золотом и серебром и для красноармейцев трафаретный. Звезда, «ЛЮНГТН» и лента венка вышиты золотом (для красноармейцев желтой краской), самый венок и надпись — серебром (для красноармейцев — белой краской)»1235. Загадочной аббревиатурой «ЛЮНГТН» обозначена здесь раскручивающаяся свастика. Центробежная свастика со вкрапленной аббревиатурой РСФСР, которую пытался ввести в качестве эмблемы для своих подразделений военспец В. И. Шорин на Юго-Восточном фронте. 1918 г. Судя по тому, что «ромб» создавался в 1918— 1919 гг., когда Красной Армией на Юго-Восточном фронте командовал Василий Иванович Шорин (царский полковник, репрессированный в 30-е годы), можно предположить, что таким своеобразным способом он хотел закрепить преемсгво новой армии с прежним российским воинством. Но боязнь креста (в том числе — гаммированного) у безбожного правительства оказалась сильнее. Эмблему Шорина похоронили. Победа звезды. По странному стечению обстоятельств пятиконечная звезда, сравнительно редко встречающаяся в русской традиционной культуре, после 1917 г. стала главным символом страны[42]. По замыслу правительства, пентаграмма, вероятно, должна была озарять строительство новой жизни. Ее введение в государственный герб совпало с началом планомерной антирелигиозной кампании, сопровождавшейся массовыми репрессиями, разрушением традиций коренных народов России. Сохранившие веру закономерно усматривали в звезде знак Антихриста, а в тех, кто носил ее на одежде, — слуг дьявола. Поэтому, когда началась Вторая мировая война, Советам важно было любым путем опорочить свастику, провозглашенную нацистами символом «борьбы с коммунизмом» (см. I гл.). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|