Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Багдасаров Р.В. - Мистика огненного креста 12 страница




Граффити. Одним из самых ранних рисунков свастики, вписанной в средокрестие, является надпись XI века в южном нефе, на южной грани северо-восточного столба Софии Новгородской, появившаяся через короткое время после ее постройки774.

Свастика наряду со знаками Рюриковичей (двузубцем и трезубцем), 4-, 6- и 8-конечными крестами и солярными знаками чертитась русскими на восточных монетах IX —XI вв.

Граффити носили религиозный характер, они, по выражению И.В. Дубова, «перекрещивали» монету в веру ее владельца или превращати в амулет. В собрании Эрмитажа находятся две монеты с четырехконечными прямоугольными свастиками и еще несколько со свастиками в виде кружков с отходящими спиралевидными ветвями775.

Свастические начертания, наряду с другими христианскими, благоприятными и астрологическими символами, выложены на кры

шах старинного города Альберобелло в Южной Италии (с 1909 г. — национальный памятник)776.

 

НАРОДЫ СВАСТИКИ: РОССИЯ И ВОКРУГ [33]

агестан. На территории Дагестана можно обнаружить материальные памятники практически всех историко- культурных эпох: его нагорная часть была заселена уже 15 тыс. лет назад777. Наиболее ранний образец свастиче- скон фигуры обнаружен среди мезолитических писаниц на скале Чуял-Хвараб-Нохо (вблизи аула Чох Гунибского р-на). Так же как лабиринт, она лежит в основании свастико-спиральных композиций, столь распространенных в традиционном искусстве дагестанцев778 (см. боковую стенку сундучка XIX в. из с. Тлондада Цума- динского р-на779). Протосвастическая фигура на сосуде рубежа Hill тыс. до н.э. из посетения близ с. Великента780. Богато орнаментировался самый широкий спектр предметов: от одежды, украшений до элементов архитектуры и бытовой утвари. Схемы дагестанских узоров знамениты своей динамичностью и вариативностью781.

В XIV—XVII столетиях в Дагестане оформилось три ведущих орнаментальных школы: северо-западная (развитый геометрический орнамент), центральная нагорная (растительный), южная (ленточный)782.

Для петрографики гидатлинской школы характерны свастикоспиралевидные фигуры с фиксированной схемой. Они могут как обрамлять сюжет, так и находиться в центре, сочетаясь с изображениями коней, козлов, всадников, Древа жизни. В надмогильных плитах часто присутствует символ четырехвитковой свастикоспирали783 — «гидатлинского меандра»784, вихревой свастики785. Гидатлинская резьба цагуров (деревянных ларей) включает свастико-спиралевидные сетки (цагур XVI в. из с. Мачада Шамилевского р-на)'86.

Петрографька «гидатлинской школы». Дагестан, XVI—XIX вв.

Спастическая система вообще распространена в геометрическом орнаменте Дагестана787. См. сетки-тетенки на двери мечети с. Рича XIV в.'88, на ларе XIX в. из с. Ханаг Табасаранского р-на789, на портале дома XIX в. в а Дубек того же р-на790. Свастиковидная сетка покрывает подвижный ларь XVIII в. из с.

Михрек Рутульского р-на791.

Вихревые свастики вырезаны на ларях XIX в. из Гунибского, Шамилевского р-нов792, на дверях домов и воротах Дахадаевского н Сергокалинского р-нов793, на поставцах XIX XX вв. из с. Санчи Кайтагского р- на794. Разнообразные свастические фигуры можно встретить на столбах из мечетей: с.

Тама Кайтагского р-на, нач. XV в. (треуголь- ио-спира тьные свастики в круге и лента из свастической плетенки)793, с. Урга Табасаранского р-на XIII —XIV вв. (свастические плетенки)796. Мотив двойного «меандра» из четырехвитковых спиралей вырезан на столбе плоского типа из с. Мукутль Чародинского р-на797. Свастические плетенки помещали на орнаменте окон (с. Кандык Хивского р-на, XIX в.)798.. В каминном орнаменте с. Кирка Магарамкентского р-на, с. Мурего Сергокалинского р-на встречаются трехконечные свастики799.

шшввшвшвшшввшишшиш

Хлебная печать из Табасаранского р-на Дагестана. XIX в.

На хлебных печатях XIX в. из Табаса-

райского р-на нередки вихревые свастики800, что, возможно, указывает на обшее происхождение с албанскими свастически- ми печатями для хлеба (см. гл. III).

Современные мастера сс. Кубачи и Го- цатль (например, Р. Алиханов) активно используют мотив вихревой свастики801.

Клейма в виде свастик поставлены на днища славянских сосудов VIII — X вв. из Мельниковского и Гнездовского (близ Смоленска) могильников, Выползова городища бывшего Ржевского уезда Черниговской губернии804. Эти клейма, видимо, обозначали родовую принадлежность, так как по набтюдению археологов разное имущество горожан или сельских жителей метилось каким-то одним клеймом. Так, на Екимауцком городище в землянке кузнеца был найден горшок с клеймом в виде свастики и аналогичный знак обнаружен там же на пряс-

а) свастики на славянских сосудах скифского времени из Смелы на р. Тясмин и Балтийского Поморья (по Б.А. Рыбакову); б) спиралевидно- свастическая фигура со славянского глиняного кубка. Могильник в Данченах, Днепровско-Прутское междуречье. Черняховская культура.

III — нач. в.

Славяне. Четырехконечные прямоугольные свастики нанесены на бордюры сосудов из Смелы (р. Тясмин) и Балтийского Поморья (скифского времени)802. Спиралевидно-свастические фшуры использовались славянами Черняховской культуры III — начала V'вв.: могильник в Данченах (Днепровско-Прутское междуречье)803.

лице805. Н.Я. Марр называл свастику на керамических клеймах славян «движущимся крестом» и отмечал, что она могла усложняться в фигуру квадрата с выступающими по каждой стороне одним меньшим квадратом, либо в сетку того же абриса806. Свастические клейма X — 1-я пол. XI в. стоят на днищах сосудов, найденных в Старой Рязани, Ярцевском кургане, Воинье807. Разворачивающиеся свастики найдены на днищах горшков XIV в. из раскопа 4 в Ростиславле Рязанском (Озерский р-н Московской обл.)808.

Металлическое кольцо с трехлопастной свастикой VI —VII вв. было найдено на Зимновском городище (мыс р. Луча, правого притока Буга). Городище Зимно — древнейший укрепленный пункт в ареале пражско-корчаковской керамики™9. Спиралевидной семиконечной свастикой украшена подвеска из цветного металла, принадлежавшая смоленско-полоцким кривичам IX— XIII вв.вш. Подвески с 7-конечными сеющими свастиками встречаются на Руси и позднее811.

Свастический узор распространен среди македонцев812 и остальных славянских народов*. В этимологическом смысле интересно, что свастикой сербы называют свояченицу (сестру жены). К тому же корню восходят и русские названия сватъев (родителей мужа и жены между собой), швагера / шурина (брата жены).

Болгары. Свастичные амулеты встречаются среди находок сал- тово-маяцкой культуры, на формирование которой оказывали влияние как болгары, так и аланы (см. находки из Дмитриевского, Салтовского, Маяцкого могильников и Саркела-Белой Вежи. 2-й пол. VIII нач. IX bb.)8ij.

Тамги свастического вида обнаружены в Плиске и с. Цар Крум (Болгария)81'1.

Знак свастики на обороте зеркал X — XI вв. у волжских булгар служил аналогом благожелательных надписей типа: «Слава и долгоденствие, счастье и блеск, возвышение и хвала, блаженство и высочество, власть и процветание, могущество и Божпя милость владельцу сего навсегда»815.

Мотив свастической плетенки довольно распространен в керамике периода Первого Болгарского царства. Граффити с правосторонней свастикой, вписанной в крест, обнаружены на стенах Круглой церкви в Преславе. Погребальные одежды севастократора-короля Кало- яна (1197- 1207) украшены каймой из собирающих свастик.

Обрядовый хлеб, выпекавшийся православными болгарами на церковные и семейные праздники, нередко включает символы свастик: кумовской хлебец из Тревненского р-на, колядный каравай и

 

пасхальный хлеб из с. Бояново Ямбольского р-на, свадебная бахча из с. Ст. Лисичково Благоевградского р-на, караван на Иванов день из Елховского р-на. Вращение, которое символизирует свастика, буквально реализуется в калаче, дырка посередине которого предполагала буквальное вращение по ходу совершения обряда816.

Печенеги, торки, половцы. В погребениях кочевников X —XIII вв. в Крыму и на Херсон- щине нередко встречаются детали конской сбруи со свастической плетенкой-ромбом. Таковы четыре ременных накладки из серебра из могилы Сарайлы-Кият под Симферополем (курган 1).

Ромбовидная свастическая плетенка вписана там в крест. Аналогичная орнаментация уздечных наборов была популярна и в Византии817.

Белорусы. Трехконечная свастика вырезана на бронзовой пластине 1230 1240-х годов, найденной в Полоцке818. Гербы белорусской шляхты времен Великого княжества Лотове кого включа-

ли знаки четырехконечной прямоугольной свастики. На кирпичах 1-й пол. XVII в. Свято-Духовской церкви Кутеинского Богоявленского монастыря в Орше клейма на кирпичах имеют форму свастики819.

В XIX в., исследуя Полесье, этнографы отмечали свастики на хатах, на писанках. В 1-й пол. сер. XIX столетия знак вышивался красными нитями на рушниках и фартуках (Лунинецкий р-н Брестской обл., Могилевская обл.). В Минской и Гродненской областях в конце XIX в. — на рушниках. По сведениям М.Н. Винниковой, мастерица В.Я. Гущина из дер. Чучевичи Лунинецкого р-на вышитую на фартуке свастику называла «ключом» (по сходству с крючком)820. Поско льку в юго-западном регионе Белоруси свастика встречается реже, чем в

 

северо-восточном и среднем (следуя разбивке Ю.Г. Сергеенка)821, это считается аргументом в пользу ее балтийских корней.

В постсоветской историографии Латвии древнейшие находки со свастикой датируются периодом III —IV' столетий. Сюда относят ажурные фибулы (сакты) из Рауны (Муру) III в. и Трикаты (Вияс- циемс) IV в., цеиедержатель из Весцауки (Разбуку) IV в.826. Свастика у латышей сочетается и совмещается со «знаком ужа» (S-образными формами) и «угловатым крестом»827. На некоторых памятниках знак многократно повторяется и варьируется: женское наплечное покрывало (виллайне) XII в. из Стамериене содержит 37 свастик в 20 вариантах, на поясе из Мачулана (Калдабрунас, Ауг- шземе) — 49 свастик в 36 вариантах828.

До 1-й половины XIX в. вышивка со свастикой активно использовалась в поясах и подвязках Лиелварде, Крустпилс, Восточной Видземе, Латгале, Аугшземе, а также в виллайне и рубахах Южной Курземе. Со 2-й половины до начала XX в. популярность этого знака

а б) Бронзовые бляшки куршей. Могильник Пришманчяй. VIII — XI вв.;

в) змеевидная свастика из женского захоронения скалвов. Бронза.

Весцайтен. V XIII вв.

Латыши, литовцы. Объем свастической символики в балтских культурах едва ли не самый высокий в Европе822. Начиная с раннего железного века (I — IV вв.) свастика появляется у всех балтов823. Племя куршей (летописная «корсь») селились на восточном побережье примерно до р. Вента, не достигая Рижского залп па на севере и низовья Немана на юге. На своих бронзовых бляшках они использовали как спиралевидную геометрическую, так и зооморфную, в виде змей, свастики (могильник Пришманчяй, VIII —XI вв.)824. На юге с куршами соседствовали родственные скалвы, на бляшках которых также встречается змеевидная свастика (Весцайтен, V—XIII вв.)823.

а) Реконструкция натечного покрывала виллайне XII в. Стимериене, Видземе; б) 51 свастика в 36 вариантах на тканоч поясе из Качдабрунас Мачуланы (уезд Биржу)

Р. Генон полагал, что крестьяне Литвы и Курляндии называют свастику древним санскритским именем™. Однако по данным начала прошлого века, латвийские мастера, вышивавшие свастику, не помнили ни ее названия, ни символического значения831. Такие имена как ugunskrlists (огненный крест), kasu krusts (крест с крючками), Рёгкопа krusts (крест Перконса или громовой крест), хотя и бытовали в на

а) Узор на расписном сундуке. Сермукша; б) Свастика в кованых украшениях сундука. Область Лиепаи. Дуникас

временно снизилась. При рождении младенца в Южной Курземе свастику вырезали из дерева и вешали на конец стропил дома; снять амулет разрешалось только после смерти связанного с ним человека. На тканых детских поясах свастика обычно многократно повторяется. Ее выдалбливали на священных камнях (следовиках), рисовали «от молнии» над дверью жилища829.

родной этимологии, но не ассоциировались с конкретным знаком. Только в первой трети XXв., благодаря неоязыческому движению диевтури- 6а, они закрепились за свастикой™.

С другой стороны, в архаической традиции литовцев, где явно прослеживается связь с индуизмом, бог солнечного света именовался Свайстик- сом, сближаясь с Saulyte, Sule-matula, женским божеством солнца833. Многочисленные глиняные фигурки богини на возке (обходящем небо), распространенные у западных прас- лавян в эпоху бронзы, скорее всего связаны с подобным культом. Две разносторонние свастики изображались на груди и одна (закраивающаяся) — на поясе богшш'' "1. Интересно, что свастика, но М. Гимбутас, изначально символизировала четыре полумесяца, лунные фазы435.

Знак традиционно вышивался латышами на юостах (josta), ритуальных поясах. Самая богатая коллекция поясов собрана в 11сторичсс- ком музее Латвии. Она пополняется с конца XIX века в основном вещами из Лнелварде, местечка в

60 км от Риги. Народный мастер Арвнд Павлович Паэгле считал сва стику «знаком борьбы с собон». Помимо вышивки свастика использовалась в росписи но дереву, в кованых изделиях837.

Корела отмечена в летописях как одно из древнейших финских племен в Прибалтике (она не равнозначна современным карелам, в которых преобладает веппский элемент). На украшениях корелы можно довольно часто встретить растенневидные вариации свастики (см., например, серебряную привеску из Сортавала Пантус)838. Христианизация корел произошла довольно рано, поэтому символические ком-

Карела: а) передник женского ритуального костюма. XII—XIII вв. Могильник Кекомяки-1б, Карельский перешеек. Реконструкция С. И. Кочкуркиной;

б) украшение. Сортавала Пантус.

XI — XIII вв.

позиции на их вещах XI —XIII вв. близки византийским и новгородским839. Прямоугольный тип свастики характерен для одежды корел. Так, передник женского ритуального костюма XII —XIII вв. украшен широкой полосой из бронзовых свастик, составляющих сложные композиции (моги льник Кекомяки-1б, Карельский перешеек)840.

Эсты. Растительные и геометрические свастики украшали в Средние века вещи эстов: ажурный це- педержатель и деталь ножен меча XI—XIII вв. из могильника Ка- берлы (Восточная Эстония)841-

Эсты: а) ажурный цепедержателъ, б) деталь ножен меча. Цветного металл. Могильник Каберча (Восточная Эстония). XI XIII вв.

Саамы. Теодор Швиндт в монографии, посвященной саамскому орнаменту, относит свастику к побочным мотивам, встречающимся достаточно часто842. Кроме того, саамы (лопари) использовали свастику в числе «рукоприкладных знаков» (фамильных клейм)843. Прямоугольные свастики вышивались бисером на женском головном уборе шаммш. Боковые «кры лья» шамшуры обычно украшены крупными фигурами, среди коих свастика — не редкость844. На затворах женских сумок ставился солярно-свастический знак — круг с косыми лучами815.

а) Боковая часть лопарской ша.чшуры из с. Ловозеро. Шитье бисером.

1982. Фото Г. Рапацкой; б) затвор женской сумки у саамов (по Т. И. Итконену). Резьба по кости

Вепсы. Свастикообразные узоры свойственны вышивке всех групп вепсов (летописная весь)ш. Свастики могут сочетаться с изображениями символической птицы. На южновепсской вышивке кон. XIX — нач. XX в. пава поставлена на бордюр из сеющих чередующихся свастик двух типов847.

Чуваши. На рубахе из коллекции МАЭ четыре прямоугольные свастики, вписанные в ромбы, попарно распределены вдоль прямого разреза (саратовские чуваши)848. Свастический бордюр с плеч на грудь справа и слева на мужском свадебном кафтане XVI11 столетия из Республиканского краеведческого музея в Чебоксарах849.

иаишцнмишшвшштвав

Мордва. Названия узоров в вышивке и резьбе традиционного мордовского искусства сообщаются между собой. У народов мордвы можно встретить самые разнообразные типы свастического орнамента830.

В эрзянской выштшке свастику называю! кечказ, «крюк». Так же называли крючок, закрепленный шнурком от мешочка, который вышивальщица подкладывала под себя8”. Возможно, со свастикой соотносятся и другие эрзянские названия узоров: к у.! я (перевитая вере

вочка), сурсе.чнять (гребеш ки), саразлапат (куриные лапки).

Орнаменты наплечной вышивки и подола у эрзи представляют устойчивый набор На плечах женской рубахи

XVIII в. из колл. П.С. Паласа

ветвящиеся крестоугольные свастики (в ромбах) образуют Древо жизни, справа и слева они направлены в разные стороны*52. К середине XIX в многие орнаментальные мотивы. ранее имевшие символическое значение, обращаются в чисто декоративные формы, что заметно ускорилось в 1920—1950-е годы, когда произошел повсеместный переход от национальной одежды к современной853. На фрагменте вышивки женской рубахи из Саранского у. Пензенской губ. свастикой внутри ромба оканчивается отдельная полоса орнамента834

Среди мокшанских узоров свастику, видимо, называли шинь сюлмот (солнечные узелки). Менее вероятно: пацянят (крылышки), куенъ пря (змеиная головка), сяванъ кенчт (козьи копыта), куздаратт (ветки елки), шинам сюлма (след куницы, связка) или теште (звезда)855. Несмотря на эту неясность, многослойный856 костюм мокшан изобиловал свастическимн символами.

Вот несколько примеров. Прямоугольная свастика на кайме рукавов женского костюма мордвы-мокши из села Журавкино Зубо- во-Полянского р-на (1987)857. Она вышита синими и темно-зелеными нитями в составе бордюров из геометрического крюкообразного орнамента. Рубахи типа кота таргаф щам надевали на праздники девушки и молодые женщины. На подоле нарядной рубахи типа ожа ки щам из с. Лопатино Тарбеевского р-на белые прямоугольные собирающие свастики вышиты гладью: черными нитями по центру нижнего бордюра858. Рубаха относится к 1940-м годам, следовательно, свастика ощущалась мастерицей совершенно необходимым знаком, невзирая на то что ее использовало государство-противник. Выше были приведены примеры нарукавной вышивки вожаки и ожап- ря859), но широкую вышивку стафкс (на плечах рубахи) по сторонам также могли обрамлять отдельные свастические розетки или группы ромбов тяштенятш'.

Лента костюма невесты кон. XIX в. Да пнеконстантиновскгт р-н Нижегородского у. Нижегородской обл. (свастики в рочбе красным по черному)

Характерной особенностью девичьего венца было наличие хвоста из черной шерсти, толщиной в руку, который крепился сзади к косе, закрывал ее, пропускался за пояс и доходил до подола рубахи. Спереди со стороны венца свисала шерстяная кисть. На костюме невесты кон. XIX в. из Дальнеконстантинов- ского р-на Нижегородского у. Нижегородской обл. свастики в ромбе вышиты красным по черному на ленте рядом с хвостом861.

В народном искусстве мордвы свастика уцелела прежде всего благодаря вышивке на приданом и свадебных дарах. Их важность прослеживается по причитаниям, которые невеста обязана была произносить, показывая подругам заготовленные ею в приданое рубахи:

Во время изготовления этих рубашек целые ночи я не спала, Себе покою не знала [...];

Посмотрите, сестрицы, посмотрите:

Двумя моими рукачи сделанное,

Десятью пальцами выведенное:

Который из узоров, подруженьки,

Через три нитки выведен,

Ту рубашечку, подруженьки,

Нежась, покоясь я сделала,

Свернувши ногу вышила.

Которая рубашечка, подруженьки Через шесть ниток еде чана,

Редким узором еде чана,

Ту рубашечку, подруженьки.

Сонной я сделала.

Утомившись вышила862.

Свастики, — только спиралевидные, а не прямоугольные, вырезались на берестяной поверхности парей у эрзи. Парью называют долбленую кадушку 60- 90 см высотой, а диаметром 40—70 см, предназначаемую для приданого. «Орнамент этого предмета, имеющий ритуальное значение, состоит из изображений гребней, антропоморфных фигур, старинных мордовских украшений, чаще всего сюлгамов (нагрудных застежек)»863. Вихревые розетки включали в бордюр в чистом виде (Лукояновский р-н, сс. Иванпево, Новоселки; Первомайский р-н, с. Пандас; Гагинский р-н, с. Какино)864, в круге863, в кругах между пирамидальными фигурам и (Лукояновский р-н, сс. Крапив- ка, Шандрово866), в многослойных (с. Пичингуши, Лукояновский р- н867; пари XIX в. из МРМИИ868 и МРКМ869) или орнаментованных окружностях (с. Салдоманово Лукояновского р-на)870. Их также могли вырезать на крышках871. Вихревые розетки выполнялись различной техникой: контурной, трехгранно-выемчатой, скобчатой872. Перешел данный мотив и к современным мастерам (ср. парь В.В. Иванова, 1970-е гг., г. Ардатов)873.

В деревянной домовой резьбе 2-й пол. XIX в. встречаются вихревые свастики с листьями по бокам (сел. Поводимово Дубенского р-на)874.

Коми. В орнаменте коми свастические мотивы нередко вписаны в диагонально-геометрические узоры. Это особый тип, состоящий из параллельных полос, промежуточный между бордюром и сеткой. Диагонально-геометрические узоры состоят из диагональных линий, соединенных либо пересекающихся под прямым углом.

В составе диагонально-геометрического раппорта свастики присутствуют практически на всех элементах традиционной одежды народов коми. Среди них выделяются семеричные раппорты шириной в семь рядов875.

Свастичные ленты на поясах от женских костюмов ткали красным по белому (кон. XIX —нач.XX в., Ниж. Вычегда), разветвленные белым по красному с зелеными вкраплениями (свадебный нач. XX в. из Усть-Куломский р-на)878. Для поясов из Удорского

Свас7пиковидный мотив на поясе, выполненном по ниту. Коми-пермяки

На поясах, вытканных на бердечке, диагонально-геометрические узоры, как правило, односоставны, построены по принципу равенства узора и фона. Свастические и полусвастические мотивы — среди наиболее употребительных, выполненных по счету два876. Поскольку пояса служили оберегами и предметами дарения, то надо полагать, что наряду с крестом, уголками, ромбами и гребешками свастика («рога») входила в число охранительных знаков. Покойнику также давали с собой кушак и поясок, покойнице только поясок. Иногда пояски для похорон готовились специально877.

р-на характерен свастический мотив в усеченном виде (см. пояс кон. XIX b.)8;s.

Во время свадьбы невеста должна была одаривать поясами свою и женихов}' родню. Искусно вытканные пояса были темой для оживленных толков, шло негласное состязание за лучший кушак. Поэтому в зажиточных семьях для невесты заготовляли до полусотни кушаков, да поясков раза в полтора-два бочьше. Если невеста происходила из богатого дома, там могли нанять еще кого-нибудь для тканья кушаков880. Столь «массовое» производство вело к типизации символов. Присутствие среди них свастики свидетельствует о ее глубокой укорененности в традиционной семантике коми.

Свастиковидные мотивы*81 проявляются в узорном вязании рукавиц и чулок в составе семеричных, реже пятеричных диагонально-геометрических бордюров8*2. Свастичные бордюры можно встретить также на воротниках-стойках, обшлагах рукавов883. Для попи- хромных, вязаных чулков свастика - общераспространенный мотив. См., например, свастики на средней полосе вязаных носок вычегодских, сысольских, ижемских коми. Знаки расположены в два ряда: верхний ряд собирающие свастики, нижний — сеющие*84.

Если обратиться к браному ткачеству коми, то наиболее красочны удорские полотенца с «крючкообразными» узорами, где встречаются асимметричные фигуры в виде простой, усложненной и неполной свастик. На полотенцах из Нижней Вычегды кон. XIX —нач. XX вв.885, из дер. Пысса Удорского р-на 1981 г. (мастер Е.М. Кузьмина)886 свастики вытканы белым по красному.

Полотенце служило важнейшим элементом обрядов при рождении, крестинах, свадьбе, похоронах человека. Красные узорные полосы, украшающие полотенце (куда нередко включали свастики), называются: чыш код, ки чышкбд, кузь чышъян. Особенно важная роль отведена полотенцам в свадебной обрядности. Так, им «связывали» молодых. Во время застолья, когда молодая выходила к жениху, бра- чующимся подавали одно полотенце, держась за которое они стояли во время ритуала. Одним полотенцем покрывали колени невесте и жениху, когда те садились за стол.

Свастиковидные узоры до сих пор носят названия: крука сер (узор крючками), баран сюр (бараний рог), косой барашек, клюшка, кривулъка, вьюнышек, ястребок887.

Вихревую четырехконечную свастику ставили также на сам инструмент для тканья холста (см., например, нач. XX в. из Прилузско- го р-на)888. Или еще характерный для швейки свастикоподобный мотив: квадраты, поделенные крестом и разбитые по 8 треугольников белого, оранжевого, зеленого и синего цвета (кон. XIX — нач. XX в., Усть-Куломский р-н)889. Характер росписи верхневычегодских швеек геометризован: поделенные контурной резьбой на 4 и 8 сегментов квадраты раскрашены 2-мя контрастными цветами, что создает картину кругового движения, присущую свастике.

На прялке нач. XX в. из дер. Слободская (Сыктывдинский р-н) крест вписан в круг, каждый сектор которого разделан параллельными полосами, что образует множество свастик иа перекрестии (техника: контурная резьба по дереву)890. Данный мотив относится к числу древнейших в искусстве коми.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных