Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Багдасаров Р.В. - Мистика огненного креста 10 страница




Во-вторых, иконография Пятидесятницы выросла, в частности, из египетского сюжета с распределением солнечных лучей Атона эпохи фараона Аменхотепа IV Эхнатона608. Изогнутая ладошка на конце каждого луча показывает преломление и распределение света по освещен-

ной (и освященной) поверхности. Житель Александрин Козьма Ин- дикоплов (VI в.) использовал египетскую схему для наглядной демон страции 10 климатических зон, которые отражают различную силу падения солнечных лучей на поверхность Земли. Более длинные лучи показывают слабое напряжение, более короткие — сильное609. Поэтому закономерно, что иконография Пятидесятницы на определенном этапе включила в себя изображения обитающих в разных регионах Земли народов, которым предназначалась проповедь апостолов. Знак 12-ти лучей, делящих полукруг солнца, часто встречается на памятниках ранневизантийской архитектуры в Сирии (Дейр-Симан, Бамука, Каср-Туффах, Керубим, Каср эль-Гарби, Бетирса)610. Это может быть

и полный круг, поделенный на 12 изогнутых секторов спиралевидной свастикой. На балконе в Kaukanaya (Jebel Baricha) каждый из секторов помечен точкой6". К настоящему моменту этот элемент в православной иконографии представляет аллегория Космоса в виде коронованного старца с 12-ю свитками-уделами612. На некоторых русских иконах «Сошествие Св. Духа» пневматическое завихрение обозначалось в виде особого завитка (новгородская таблетка XV в. из Софийского собора)613.

Симметрия, присущая схеме Пятидесятницы, отчетливо проступает, когда требуется показать ее в трехмерном объеме: на потолочном своде или в куполе храр- а (см. примеры IX —XII вв. в разд. «Купола с изображением Пятидесятницы» работы прот. Николая Озо- лина)614. Так, на мозаике Сошествия Св. Духа, выложенной византийскими мастерами в куполе собора Сан Марко (Венеция, сер. XII в.) из центра с Престолом Божиим к фигурам Апостолов, протянуто 12 прямых радиусов615.

Аналоги данной композиции в московских куполах XV —XVI вв. сведены к чистому геометризму: фигуры апостолов отсутствуют. Прямые радиусы изогнулись, что образует не звезду, как в Софии Константинопочьской, Осиос Лукас или Сан Марко, а спиралевидную свастику. Если принять спиралевидную свастику в куполе (главе) за вертикальную проекцию Сошествия Духа, то становится понятным древнерусское название парусов и распалубок пазухами. В антропоморфном символизме храма пазухи (т.е. сводчатый переход к цилиндру шеи-барабана) соответствовали легким, вместилищу дыхания.

Внешние покрытия части куполов собора Василия Блаженного также имеют спиралевидную форму; причем одним спиралям придано сеющее, а другим собирающее направление. Подобное покрытие напоминает и расположение лемехов на главах северных деревянных церквей. При скручивающейся направленности покрытие купола сим-

волизирует молитвенное горение верующих (устремленное ввысь, подобно пламени свечи), а при развертывающейся — ниспосылаемую свыше благодать Святого Духа.

Спиралевидность купольных каркасов несла, разумеется, и конструктивную нагрузку, что лишь усиливало символизм. На главах храмов 1-й пол. XIX в. журавцы расположены веером, чтобы предотвратить выпирание граней покрытия (см., например, колокольню 1826— 1827 гг. церкви Знамения Божией Матери в с. Холмы Истринского р-на Московской обл.)616. На плане такое расположение выглядит как вихревая свастика.

Отступление 6. Эпитеты Огня и характеристики Святого Духа.

Как отмечалось выше (Отступление 5), в библейском и арийском восприятии огня и ветра много общего. Ессеи, чье вероучение несет явные следы зороастрийского влияния, противопоставляли духовные (пневматические-ветряные) дары Правды и Кривды617.

Излияние Св. Духа на молящихся Апостолов (а через них — на всю Церковь) явным образом совмещает несколько стихий. Ветер, несущий Дух, сеет пламенные языки: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находичись. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:1—4).

Читая это место, невольно вспоминаются эпитеты священного Огня из Ригведы:

Svapaka — прекраснодалекий.

Sumrlika — благой, милосердный. Ср.: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины» (Ин. 14:16-17).

Suprita — очень милый, дорогой, любимый.

Supraniti — хороший вождь, проводник Ср.: «Дух Господень вел их...» (Ис. 63:14); «благость Божия ведет тебя...» (Рим. 2:4).

Rta§it — знающий, понимающий, блюдущий rtam (закон культа и мира). Ср.: «Утешитель же, Дух Снятый... научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26).

Svadhi — внимающий мольбам, благосклонный. Ср.: «...ждите обещанного от Отца...» (Деян. 1:4).

тмиивддшшдш^

Vidathya — праздничный, общественный (vidatha — собрание, сборище, преимущественно религиозное). Ср.: «...все они были единодушно вместе».

Vatasvana — коего шум подобен шуму ветра. Ср.: «...и внезапно сделался шум с неба...»

Vicarshani — быстродвижущийся.

Svadharman — имеющий свой закон.

Svadhavat (-van) — имеющий свою волю.

Vatajuta — приведенный в движение ветром. Ср.: «...как бы от несущегося сильного ветра...»

Vigaha — всепроникающий. Ср.: «...и наполнил весь дом, где они находились».

Vivici — охватывающий.

Vibhrtra — распространяющийся или разделяющийся, дробящийся. Ср.: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные...»

Virupa — разнообразный. Ср.: «...и почили по одному на каждом из них».

Vipodha — вдохновляющий.Ср.: «И исполнились все Духа Свя- таго...»

Vibhutarati — имеющий или дающий превосходные дары. Ср.: «...примите Духа Святого» (Ин. 20:22).

Vidushtara — весьмазнающий. Ср.: «...и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:4).

Vipravira — имеющий вдохновенных мужей, героев (брахманов, жрецов, воинов).

Vipa$cit — вдохновенный, в экстазе, мудрый (pitar — отец; vipas — вдохновение, мудрость, от vip — дрожать, быть в экстазе). Ср.: «И все изумлялись:...Как же мы...слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?.. А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина» (Деян. 2:7, 8, 11, 13).

Vajasatama — наиболее доставляющий (завоевывающий) добычи. Ср.: «...Я сделаю, что вы будете ловцами человеков» (Мк. 1:17); а также тропарь Пятидесятницы: «...Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную...»

Sahantya — победоносный618.

Колокола. Свастику часто помещали на колокола приходских церквей Англии, особенно в центральных графствах. В Эпплбай (Линкольншир) она является начальным крестом, открывающим надпись на колоколе: «[знак свастики] Sta. Maria, o.p.n. and с.». В том же значении

свастика употреблена на колоколах церквей Mexborough, Haythersaye, Waddington, Bishop’s Norton, West Barkwith и в других местах619. По Левелину Джуиту, изображение свастик связано с обычаем звонить в колокола во время бури и призвано было отвращать грозную стихию620.

Элементы церковного декора. Четырехконечная прямоугольная свастика часто встречается среди символов ранневизантийской архитектуры в Сирии. В церкви Банкузы (Jebel Baricha) правосторонняя свастика на перемычке окна обрамлена картушами, розеткой, ромбом и двумя типами крестов, а левосторонняя изображена наряду с аналогичными символами на балюстраде621.

Вихревые свастики — один из самых распространенных мотивов в орнаменте ранневизантийской архитектуры. См., например, медальоны в сирийских храмах Дейр-Синбол, Serjibld, Ma'ssartd, Qirq Biz6622 и др.623. На перемычке из Ed Doueir равноконечный крест расположен между двумя вихревыми розетками, в центрах которых также помещены равноконечные кресты меньшего размера624. В баптистерии Кефр ‘Антин свастика образована переложенными листь-

 

ями625. На декоративных валиках базилики монастыря Св. Симеона встречаются растительно-спиралевидные свастики разных типов626.

На портале храма в Bchendlente к западу от Кальб-Лузы (Jebel Е1-А‘1а) квадрат с левосторонней свастикой расположен напротив знака христограммы, по центру над ними — крест-фурше627. Если сворачивающаяся свастика в круге из Дейр-Симана не имеет дополнительных элементов, то разворачивающаяся (оттуда же) заключена в семиугольник с точками628. Можно толковать данную композицию как символ благодати Св. Духа, действующего через семь таинств, либо как семь духовных даров. В правом нижнем секторе свастики из Bourdaqli размещен круг, что, вероятно, имеет календарно-сезонный смысл629, а в медальоне из Dar Qita четыре свастики соединены с кругом, в центре которого 8-лепестковая розетка630.

В архитектуре Византии IV VII вв. были распространены базальтовые стелы, символизирующие двери. «Дверь» (rj©^pcx) является одним из имен Христа: «Я есть — дверь; через Меня если кто-то вой-

дет будет спасен и войдет и выйдет и пастбище найдет» (Ин. 10:9). Как правило, стелы разделены по вертикали продольной полосой, обозначающей створки. По бокам от центральной полосы расположены сектора (4,8 и т.д.). Надписи около христианских дверей и порталов, приводимые Ромуальдо Ферейра, подтверждают их общую защитную нагрузку, однако никак не раскрывают символику секторов631. Ее, вероятно, следует искать в праздниках либо в таинствах Церкви[26].

Несколько таких стел-дверей находится в собрании Национального музея в Алеппо. На одной из них сектор со свастикой расположен напротив сектора, представляющего из себя квадрат, поделенный сходящимися сверху и снизу треугольниками. Внутри треугольников, ближе к вершинам, — маленькие сферы, что позволяет соотнести этот символ с начальной иконографией Вознесения-Пятидесятницы, где Спаситель изображался в сфере, а апостолы сидели/стояли кругом/полукругом632. Свастика напротив, следовательно, обозначает схождение Св. Духа633. На другой стеле свастиковидная плетенка стоит в оппозиции к ромбу634.

Разнонаправленные свастичные меандры и спиралевидные свастики образуют сетки и бордюры на коптских плитах фриза, предположительно происходящих из знаменитых келлий Бауита VII в.635 В эфиопских храмах Лалибэла XII —XIV вв., выдолбленных в скале636, в виде свастик выполнялись окна. Разнообразные свастичес- кие сетки украшают фризы и потолок нефа ц. Йемрахана-Кристос <VI —Х> в. (район Ласта), крестообразной церкви Абреха-Атсбе- ха (XII в., провинция Тыграй)637. Деревянные панели и фрагмен-

 

Свастическая розетка растительного вида. Ярославль. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Фрагчент изразцового декора на стене притвора. Нач. 1690 х гг.

ты арок с фриза разрушенной церкви в Арамо (Эритрея) покрывают разные вариации свастической сетки638.

На Руси вихреобразные свастичные знаки вырезались на деревянных причели- нах церковных крылец (Покровская церковь на о-ве Кижи)639, на белокаменных наличниках окон, ставились на торцах бревен сельских храмов.

Лепестки цветов на поливных изразцах нередко имеют вид спиралевидной розетки, что является эквивалентом свастики в растительном орнаменте640.

Описывая орнаментальный пояс между апостольским и святительским чинами северной и южной сторон апсиды Софии Киевской (XI в.), В.Н. Лазарев замечает, что «он отличается большой монументальностью... На синем фоне, заключенном между кроваво-красными полосами, которые обрамлены тонкими белыми линиями, размещаются зеленые ромбы и квадраты с красными обводками. В них вписаны золотые кресты различных форм [выд. — Авт. J... Ромбы и кресты имеют орнаментальные дополнения в виде золотых и белых пальметок, лепестков и орнаментов ступенчатого типа...»641. Только видевший этот орнамент в натуре догадается, что, говоря о «крестах различной формы», осторожный ученый подразумевал чередование собственно крестов с разнонаправленными свастиками. В XIX в. на эти кресты обращал внимание А.Н. Муравьев, полемизируя со староверами-про-

тивниками четвероконечного креста, разновидностью которого считалась свастика: «Кресты на стенах без изъятия четвероконеч ные, в обличение суемудрых. Такие же кресты, в большем виде, и на нижней части олтарнон стены»642.

В 1920-е годы зондажи И.В. Морозова на северном фасаде Софии подтвердили гипотезу о существовании и с этой стороны собора аркадьт открытой галереи, которая видна на рисунках А. Вес- терфельда 1651 г. Морозовым был вскрыт фрагмент свастики, выложенной из поставленных на ребро и утопленных в кладке плинф. По-видимому, это кусок целой свастичной ленты, охватывавшей нижнюю часть внутренней стены галереи, подобно тому, как меандровый пояс, выполненный в той же технике, окружал центральный купол643.

Здесь, как и в случае спиралевидных купольных свастик, конструктивная функция тесно увязана с символической.

Орнаменты со свастикой широко использовались в архитектуре византийского образца, возводившейся в Болгарии и на Руси в XIV в. Свастичный меандр применен во внешнем декоре Спасо-Преобра- женского собора г. Чернигова XIV в.644. Кроме центральной шеи-ба- рабана меандр из свастик опоясывает лестничную башню, куда входил князь со свитой, поднимаясь на предназначенные для них хоры. Орнаментальные выкладки были четко продуманы с точки зрения символики. Собор украшают также равноконечные, «благословляющие» кресты, буквы Л (логос) и др. знаки645. В болгарском Несебы- ре свастичный меандр опоясывает верхнюю алтарную апсиду церкви Христа-Пантократора того же столетия646.

Фасад ц. Ивана Неосветени в Несебыре (XIV в.) венчает ломбардская арка с рельефными консолями, ннкрустацией из кубовидных блоков в комбинации с кирпичом, выложенным в форме свастик, и тесаными блоками. В центре композиции — Солнце Духовное (Пресвятая Троица), окруженное фоном из разворачивающихся и сворачивающихся свастик, естественно перетекающих друг в друга (созидатечьная мощь Божества)647. Близкая по виду кладка имеется на фасаде храма Свв. Архангелов Гавриила и Михаила (XIII —

XIV вв.) в том же Несебыре648.

Свастичный квадрат выделяется в декоративной кладке под наружным Распятием на соборе монастыря Св. Фаддея (Сурб Таде/ Кара Ктисе) в Иране. Монастырь был построен в XII в., а затем

 

неоднократно отстраивался после разрушений649. В позднем Средневековье свастикой могли клеймить и сами кирпичи650. Различные виды свастик включены в кчадку стен Константинополя.

Мозаичные картины церквей и часовен часто обрамлял классический свастичный меандр, повторявший очертания свода здания. Подобный орнамент (золотом по лазури) есть на многих знаменитых памятниках христианской архитектуры Востока и Запада. Так, он окаймляет аллегорическую картину утоления жажды оленями на люнете усыпальницы Августы Галлы Плацидии (дочери Императора Феодосия Великого) в Равенне (V в.)ьМ Основное изображение иллюстрирует 41 псалом: «Как олень желает [приникнуть] к источникам водным, так [...] жаждет душа моя к Тебе, Боже!» Замкнутые собирающие свастики означают укрепление души, подаваемое через питание от Св. Духа. Разноцветный свастичный меандр с вкрапленными квадратами отделяет восточную нишу с саркофагом Галлы Плацидии от основного объема мавзолея652. Ранневизантийскую каменную плиту из Нац. музея в Алеппо с изображением Агнца, водящего Святых к живым источникам вод, обрамляет свастический меандр653.

Символическая композиция вырезана на поперечном нефе в ц. Сант- Аполлинаре Нуово (VI в., Равенна)654. Свертывающиеся свастики, соединенные вокруг креста, обозначают семь даров Св. Духа, в нерасторжимом единстве пребывающие в семи церквях Воинствующей Церкви (семь равносторонних ромбов). Прямоугольные и спиралевидные свастики имеются на древних каменных барельефах базилики в Торчел- ло655. Свастичные спирали и плетенки вырезались на каменных алтарных преградах церквей Первого Болгарского царства656.

Символическая композиция с применением центростремительного свастичного меандра.

Поперечный неф церкви Сант-Аполлинаре Нуово, Равенна. VI в.

Свастичным меандром украшены своды византийских соборов в Хосиос Лукас XI в.657. В Хора (Кахрие Джами) большая мозаика, в северном крыле внутреннего нартекса, «Деисис Христа- Xa?iKaiov* с Богоматерью» (1315—1321), заключена в классический меандр со свастиками (золотой по синему фону)658. Если в деиси- се меандр собирающий, то вокруг картины прощания св. прав. Иоси-

[1] ХоЛкесх; (греч.) — медный. Название происходит от известной иконы Спасителя, висевшей над медными вратами во дворце императора Византии. При Феодоре Мето- хите (1262 11332), украсившем Хора мозаиками, эта икона послужила протографом.

 

фа Обручника с Девой Марией (на западной стороне внутреннего нартекса), — сеющий659.

a) 2 спиралевидные свастики на арке старинной церкви в Пфорцгейме; б) свастика в середине равноконечного креста. Колокольня кафедрального храма г. Trusvica. XII в. Гранит

Свастичный декор можно до сих пор видеть в главном соборе православного мира — Святой Софии Константинопольской640, в греческих храмах Фессалоник (в сочетании с плетенкой)661. Мозаичные свастики использовались и в каменном русском зодчестве на- чалыгого периода662. В киевском Софийском соборе находились резные каменные плиты со спиралевидными свастиками663.

На рельефе в арке старинной церкви в Пфорцгейме по сторонам от символических льва, птицы и космологической схемы «земного круга» изображены две спиралевидные свастики664. Свастика в середине равноконечного креста вырезана по граниту на колокольне кафедрального храма г. Трускавец (бывш. Trusvica) XII в.665.

Преподобный Никон Печерский. Трапезная палата церкви Антония и Феодосия Печерских в Киевской Лавре. 1893— 1895. Орнамент А.А. Лакова

Спиралевидная свастика нередко сочетается с символом Православного царства — двуглавым орлом. Головы орла соответствуют царской и первосвятительской власти. На портале западной двери ц. Св. Илии (1865) в селе Дивля Перникско- го района (Болгария) изображен двуглавый орел с гроздьями винограда в клювах666. Орла венчает процветший крест с троящимися концами. Справа и слева от орла, по ободу портала, вьется виноградная лоза с шестилепестковыми цветами, окруженными разносторонними свастиками. Всего их четырнадцать (по семь с каждой стороны), и они усыпаны зрелыми гроздьями. В церкви с. Смолско Софийского района (ок. 1864) двуглавый орел изображен в середине 12-лучевой спиралевидной разворачивающейся свастики667.

По четыре свертывающихся орнаментальных свастики помещено в основании настенных образов преподобных Ефрема, епископа Переяславского и Никона, игумена Печерского в трапезной палате ц. Препп. Антония и Феодосия Киево- Печерской лавры (1893—1895, орнамент выполнен А.А. Лаковым). Сва- стические спирали широко использовались В. М. Васнецовым и другими художниками XIX — нач. XX вв. в храмовых росписях668.

Рельефный свастичный меандр осеняет арочный проход в Киевскую лавру под Троицким надвратным храмом. Из московских церквей стоит упомянуть многоцветную свастичную роспись (в сочетании с мозаикой), находящуюся в трапезной ц. Свв. Первоверховных Апостолов Петра и Павла, что у Яузских ворот (храм — 1700 г., трапезная — XIX в.). Можно предположить, что авторы росписи в храме Петра и Павла ориентировались на общую для греков и славян традицию. Свастичная сетка идентична с апсидой ц. Св. Георгия в Курбиново (Македония, 1191)669.

В октябре 1913 г. был освящен русский храм Свт. Алексия на поле Битвы Народов в Лейпциге. В ходе сражения, длившегося с 4 по 7 октября 1813 г., силами союзных войск была практически уничтожена

Вихреобразные движения свастик пронизывают духовное пространство. Сами свастики — белого цвета, вокруг лопастей перелив цветов: коричневого, изумрудного и салатового (от темного к светлому). Роспись трапезной церкви Апостолов Петра и Павла, что у Яузских ворот.

Кон. XIX — нач. XX вв.

армия Наполеона. В память павших православных воинов невдалеке от немецкого памятника победы по проекту архитектора В.А. Покровского был построен храм в русском стиле с высоким шатром, покрытым зототой

мозаикой. Собственно церковь расположена на втором этаже. Внизу, под алтарной частью, была устроена часовня-склеп, где покоится прах погибших русских командиров670. Серебряный иконостас, построенный радением Войска Донского, для Храма-Памятника, был усыпан свас- тичными символами671.

Спиралевидные свастики вырезали на царских вратах и деревянных иконостасах Болгарии672.

Большое распространение в церковном искусстве как на Востоке, так и на Западе получает вихревой тип свастики, ибо его плавность лучше сочеталась с растительными и звериными формами, заполнявшими изобразительное пространство храма. К свастическим очертаниям близко подходили многочисленные виды плетенок. В романской и готической архитектуре Европы широко применялись свастики растительного типа: Южноуэльская церковь в Ноттингемшире, ц. Себальдуса в Нюрнберге и др.673. Тройная спираль или спиралевидная свастика находится в центре круглого окна средневекового собора монастыря цистерцианцев (Валь Мерил, департамент Сена и Уаза, Франция)674. Три рыбы или три зайца, движущиеся вокруг общего центра, образуя зооморфную свастику, выражали идею триединства, пронизывающую творение675.

Для архитектуры позднейшего «русского стиля» свастика-пле- тенка — обычный элемент декора. Так, на проекте часовни в Шенкурском уезде Архангельской губернии Ф. Любянова двери украшены сложенной в виде прямоугольной свастики плетенкой676.

 

Свастиками покрывали нижние части церквей... Разнонаправленные прямоугольные свастики вписаны в эллипсы на мозаичном полу кафедрального собора Двина (Армения, VII в.)677. Свастический орнамент можно обнаружить на полу кафедрального собора в Амьене (Франция, XIII в.)678 и др. готических храмов. Чугунный пол Большого («Нового») собора Донского монастыря (кон. XVII в.) состоит из левосторонних, сворачивающихся свастик. 24 чугунных ступени, из которых края 22-х покрыты свастичным меандром, ведут в верхнюю ц. Никольского собора Николо-Перервенского монастыря под Москвой. Кованая железная решетка на окнах деревянной Покровской церкви на о-ве Кижи составлена из свастических элементов.

Реликварии. Символом Св. Духа отмечали вместилища чудотворных мощей. Так, золотая мощехранитель- ница V в. из базилики Джанавар- тепе Варнского монастыря (Болгария) опоясана сверху и снизу чередующимися разносторонними свастиками679.

Надгробия. Издревле освящавшая погребальный культ, свастика остается там и при Новом Завете.

Каменную гробницу князя вандалов Стилихо обпоясывает резной фриз из прямоугольных свастик, перемежающихся с солярными кругами680. Вестготский могильный памятник VII в. украшают символы двух разнонаправленных свастик под солярной спиралью, окруженной lt-ю «громовыми» розетками или знаками Юпитера681. Орел с египетским крестом-анхом (символом вечной жизни) в клюве обрамлен свастиками на византийской каменной плите VIII в.682.

а) Гробница вандала Стилихо с фризом из прямоугольных свастик, перемежающихся с солярными кругами; б) вестготский могильный памятник VII в. с прямоугольными и спиралевидной свастиками. Тот же набор симвочов характерен для русских прялок

Свастики и вихревые розетки составляют элементы символики на армянских хачкарах (крестных камнях). Совокупность изображений хачкара «суть сакральная картина космоса, на которой обозначен путь возвращающейся к Богу души»683. Душа бестелесна, но не имматериальна, поэтому орнаменты хачкара изображают энергетическую структуру тонкого тела человека. По мнению А. Орлова, вихревая свастика («сегнерово колесо») «обозначает... вихрь или воронку, с помощью которой аккумулируется энергия, необходимая для перехода из одного энергетического плана в другой»684 [27]. На некоторых хачкарах видно Г-образное отверстие в виде рукава прямоугольной свастики. Оно иногда помещается на подземной невидимой части хачкара как символ «канала, по которому душа усопшего, отделившись от тела, восходит в небо». С другой стороны, хачкар отражает и процесс нисхождения Св. Духа через человека на всю Землю. Крестообразному осенению Духа соответствует прямоугольная

Схема символических элементов хачкара по А. Орлову.

Свастика, наложенная на квадрат, над вершиной креста

4-лучевая свастика, наложенная на квадрат (символ Земли), которая присутствует на бордюрных клеймах хачкаров.

Свастика по-армянски — filllGtllufuiU^ и , букваль

но «когтистый крест». При анализе слов однокоренных с арм. duiGli, «коготь», возникает многомерный ряд ассоциаций, уводящий к истокам протоиндоевропейского, «ноева» восприятия. Слова шр4 , «солнце» и шрдМ- «орел» в армянском языке являются родственными, а слова с корнем dlllfiluGg - (близкому KdiuGlj- коготь) выражают эманацию, лучистость.

Многочисленны образцы прямоугольной и слегка закругленной свастики на каменных православных надгробиях Боснийского царства ХШ — XVI вв.686. С одной стороны, вид и символика боснийс-

 

ких стечков восходит к раннехристианским саркофагам. Форма же средневековых надгробий повлияла на оформление реликвариев (ларцов для хранения святых мощей)1187. С другой стороны, существует прямая связь между изображением ритуально-солярного танца коло (хоро), меандром (см. Отст. 4), символами свастики и лабиринта, взаимно заменяющими друг друга на боснийских стечках688.

Если проследить, как эволюционировал орнамент древнерусского надгробия, можно заметить, как «астральные» символы (солнце, луна, звезды, лучи, небо, облака) постепенно распределяются по схеме человеческого тела. Затем тело начинает рассматриваться как храм души, и явная антропоморфизация размывается689, но не исчезает. Человеческое тело интегрируется в высший уровень: ведь храм можно

рассматривать как видимый образ Тела Христова, вечного тела человека[28]. Именно на этапе замены антропоморфного архетипа архитектурным (кон. XVI в.) в употребление входит «вращающаяся розетка», т.е. спиралевидная свастика с зигзагообразными лучами690. До того применялась статичная розетка (вписанная в окружность звезда, цветок и т.п.). Верхнее клеймо, которое часто заполняла спиралевидная свастика, соответствует «голове» в антропоморфной схеме691 и «главе»-куполу в храмовой. Здесь прослеживается закономерность: вначале расходящиеся спирали появляются в куполах русских храмов XVI в., а к концу столетия перекочевывают на надгробия. Число лучей верхней свастики обычно четное: 14, 10, 8. Иногда она окружена «жгутовым» орнаментом.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных