Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Багдасаров Р.В. - Мистика огненного креста 6 страница




сью XVIII —XVII вв. до н.э. из кургана XIV. На сосуде из кургана XXVIII (XVII—XV вв. до н.э.) стоит собирающая свастика, а из кургана VII — несколько сеющих. Этнически происхождение триа- летцев неясно: то ли следует относить их к хеттским племенам, то ли к хурритам, оказавшимся на периферии Митаннийского царства, то ли к этивцам, родственным хуррито-урартам270.

Характерными признаками триалетской культуры обладают и ряд курганов XVII —XV вв. до н.э., раскопанных на территории современной Армении и частично Азербайджана. Там обнаружены гидрии со свастическимн знаками, выполненные также в условном крито-микенском стиле (могильник Аруч, захоронение на Аванском шоссе)271.

Крупные свастики, выведенные «шагающим» штампом, присущи керамике севано- узерликской группы памятников XVIII — XVII вв. до н.э. (погребение 65 из могильника Арич в Шираке)272. Сетчатые свастики составляют «ковровый» рнсунок на горшках кармирванкской (кизылванкской) культуры XIX—XVII вв. до н.э. в Восточном Закавказье (погребение Кизыл Банк, левый берег р. Араке, Нахичеванский край)273.

Не уступает Кавказу по распространенности свастики и «бронза» лесной полосы России. Солярные знаки на днищах сосудов фатьяновской культуры XX — XV вв. до н.э. очень близки к спиралевидным свастикам (техника нарезная, шнуровая и штампованная). Фатьяновцы были древними индоевропеоидами Севера долихокранного антропологического типа. Ряд ученых усматривает в них предков балтов, славян и германцев (В.И. Георгиев, А.Я. Брюсов и др.). Исходную территорию для фатьяновцев установили между Днепром и Вислой-Одером, но основные находки связаны с более восточными и северными регионами Европей-

ской части России: Новгородской, Тверской, Смоленской, Московской, Калужской, Ярославской, Ивановской, Костромской, Владимирской областями, Республикой Чувашия274.

В результате продвижения срубной культуры на север сложилась поздняковская культура, сменившая фатьяновскую в XV XIII вв. до н.э. в ряде регионов. Памятники поздняковской (скорее всего ираноязычной) культуры известны по раскопкам грунтовых могильников в бессейнах Верхней и Средней Оки, Верхнего Поволжья, Десны и на правобережье Средней Вотги. Если на раннем этапе поздняковской культуры складывается меандровый бордюр, то на развитом — появляется свастическнй меандр и ветвящаяся свастика, выполненные в технике зубчатого штампа (см., например, могильник Фефелов Бор) 275.

Изящный гребенчатый орнамент из свастик содержит керамика поселения Дуванское XVII (30 км к востоку от Тюмени на правом

берегу р. Дуван). Дуван относится к нижнетобольскому варианту поселений андроновской общности индоиранцев кон. II тысячелетия до н.э. В том же стиле выполнены свастики черноозерско-том- ского варианта андроновской культуры (Еловский II могильник)276. Свастика относится к числу «андроновских» элементов в срубной культуре самарского Заволжья277. Эпохой поздней бронзы датируется меандрическая свастика из могильника Абрамово IV в бассейне реки Омь (Западная Сибирь). Абрамово IV — верхнеобский вариант андроновских поселений278. Последнее на сегодняшний день ан- дроновское захоронение (ок. 1500 л. до н.э.) со знаками свастики на керамике было найдено в пос. Береговой под Омском. Там, по мнению археолога Альберта Полеводова, располагалось большое поселение ариев279.

В IX —VII (согласно другой датировке — VI —III) вв. до н.э. трехконечная тамгообразная свастика с овалом в центре ставилась на сосудах бургулюкской культуры (Ташкентский оазис). Это малоизученная культура, в рамках которой происходил переход местных племен от скотоводчества к земледелию280.

Свастики различного вида использовали в своей символике скифы. Вторжение скифов в Мидию, о котором сообщает Геродот (IV:2), обычно относят к VII в. до н.э. и связывают с ним скиф-

Клеймо с бургулюкского сосуда.

IX VII или VI—III вв. до н.э. Ташкентский оазис

а) Волнообразная свастика. Деталь конского убранства. Золото. Скифский могильник у села Нартан бчиз Нальчика (курган 20). 2-я пол.

VII — нач. VI в. до н.э.; б) скифская бляшка. Золото. VII - 1-я пол.

VI в. до н.э. Келермесский курган; в) пятиконечная свастика на скифосарматской вещи из югильника Карабудахкент, Дагестан. II I вв. до н.э. — I III вв. н.э.; г) тамгообразная свастика «сарматского» типа.

Бронзовое зеркачо (оборот). I II вв. н.э. Позднескифский могильник Саблы (Сичферопогьский р н); д) зеркало. Танаис. II III в. н.э.; е) круговая чеандрическая свастика на скифскоч веретене. Кость.

Найдено в окрестностях Орджоникидзе

екие погребения на Кавказе. Среди вещей племенного вождя у села Нартан 2-й пол. VII —нач. VI в. до н.э. близ Нальчика была обнаружена восьмиконечная волнообразная свастика из золота (деталь конского убранства)281. Найденная в Келермесском кургане зототая бляшка

VII — 1-й пол. VI в. до н.э. состоит из трех обводов бегущих волн, вставленных один в другой282. На скифских веретенах из кости вырезались по кругу меандрические свастики283. Тамгообразная свастика «сарматского» типа (с кружком в центре) стоит на обороте бронзового зеркала I — II вв. н.э. из позднескифского могильника Саблы (Симферопольский р-н)284. Схожая свастика — на зеркале II III в. н.э. из Танаиса285. К скифо-сарматским вещам относят круглый бронзовый предмет с ушком для подвески, на котором стоит пятиконечная свастика с кружком (могильник Карабудахкент, Дагестан; II/1 вв. до н.э. - I III вв. н.э.)286.

Уздечный набор VII -VI вв. до н.э., инкрустированный золотыми спиралевидными свастиками, принадлежит к скифо-сакской тас- молинской культуре (курган 3, Тасмола V, Центральный Казахстан).

При изготовлении набора на внешней поверхности железной заготовки выбивали узор, куда затем вставляли фигурно вырезанные золотые полоски в форме свастик и вбивали их молоточком287.

В виде свастик изготовлены ворворки для кистей конского убора из могильника в Никольском VI —V вв. до н.э., относящемся к татарской культуре. Судя по раскопкам, тагарцы кочевали в основном в пределах Минусинской котловины (южная часть Красноярского края). Большую часть своей недолгой жизни (средняя продолжительность 26,5 лет) они проводили на войне. По физическому типу это были европеоиды, сходные со скифами Причерноморья. Хотя тагарское население было неоднородно, по сумме признаков оно близко к ираноязычным «афанасьевцам», «андроновдам» и «лу гавцам»288.

Спирали, свасгично-вихревые розетки и тому подобные солярные символы занимали господствующее место в символике уюкской культуры (V —IV вв. до н.э., скифо-сарматский период на территории Тувы)289.

Пламеневидная свастика на конском уборе у хунну. Дэрестуйский могильник. II I вв. до н.э.

Свастики-сетки полностью покрывают квадратные деревянные бляшки подвесных ремней и круглые бляхи-пуговицы с колчанов из захоронений скифских кочевников Восточного Алтая. См. курган 25 могильника Барбургазы I (отроги Сайлюгемского хребта) кон. IV~Ш в.

В пазырыкской культуре (скифо-сарматы Алтая) широко применялось ритмичное чередование вихревых, волнистых и S образ ных изгибов, что создавало впечатление движения и стремительности даже в тех случаях, когда изображаемый объект (голова зверя, к примеру) был неподвижен. К этому типу относятся спиралевидные зооморфные свастики, сделанные из тонкого золота и кожи (кон. III — нач. II в. до н.э., курган Яконур у истока р. Ануй) 291.

Пламеневидная свастика красовалась на конском уборе забайкальских х\нну (Дэрестуйский могильник на р. Джнда, II -1 вв. до н.э.). Хунну были кочевниками, лишенными в глазах оседлого населения даже начатков морали. Китайские хроники называют их потомками алтайских тюрок. По своему антропологическому типу они принадлежали к палеосибирским монголоидам292.

Звездное вращение. Сакральный хлеб. Свастика была священным символом албанов, аборигенного населения Азербайджана, приморского Дагестана и части Алазанской долины Грузии. Главным городом античной Албании Плиний Старший называет Кабалу. Единственное культовое здание албанов V —IV вв. до н.э. обнаружено в Сарытепе (у г. Казаха, Азербайджан). В середине храма стоял алтарь с глинобитными низкими стенами, идущими на понижение с восточной стороны. Западная стена — с тремя столбиками, в середину которых были вставлены шесты, напоминающие надпрестольную сень в церкви. Снаружи и западная стена, и столбики покрыты лепными узорами в виде переплетенных солярных знаков. Культовое назначение имели и хорошо известные уже глиняные штампы с желобчатыми нарезами в форме 3- и 4-конечных собирающих свастик (при печати они, естественно, принимали сеющую направленность). По версии И.Г. Нариманова, пинтадеры использовали для выдавливания изображений на священных хлебцах293. Это самое раннее признанное археологами наложение символа свастики на священный хлеб, в дальнейшем оно встретится неоднократно (см. V —VII главы). Вплоть до

XIX — сер. XX вв. поверхность хлеба азербайджанские хлебопеки украшали с помощью орнаментованных печаток из глины294.

Сырцовые гробницы албанов в Ханларе и Кедабеке (Азербайджан) были ориентированы по оси восток-запад. В них находят керамические сосуды, на которые свастика нанесена при помощи белой инкрустации (вдавленных линий белого цвета по лощеной поверхности)295.

Типичным для албанской керамики является изображение лучника, целящегося в рогатое животное (то ли быка, то ли козла). На всех памятниках голова лучника имеет схематическую треугольную форму, а в ряде случаев над ней стоит центростремительная прямоугольная свастика с четырьмя точками между ветвями 96 В других случаях свастику заменяют монополярные розетки297.

 

Данное изображение связано с астральной символикой. Армянский историк V века Мовсес Хоренаци приводит древнее предание о битве Хайка (родоначальника армян, грузин и некоторых других народов Кавказа) с титанидом Белом (в библейской перспективе последний соответствует Нимроду, а Хайк является потомком Иафета).

При описании битвы дважды упоминается треугольник', во-первых, Хайк выстраивает свое войско в форме треугольника; во-вторых, он поражает Бела расщепленной натрое (или трехперой) стрелой298. Гибель Неброта (Бела-Нимрода) от стрелы Гаоса (Хайка) описана также грузинским историком XI в. Леонтием Мровели. Многочисленные упоминания Хайка содержатся и у других средневековых авторов, его имя запечатлено в армянских топонимах, фольклоре. Как доказывает Л. Мириджанян, битва между Белом и Хайком произошла в 2492 г. до н.э. (точка отсчета древнеармянского календаря)299.

В политическом плане Хайк отстаивал независимость кавказских народов от Вавилонского царства и его победа стала их триумфом, который привел к обожествлению героя и оформлению предания о нем в виде астрального мифа. Судя по древнейшим наскальным изображениям (начиная с позднего неолита), филологическим и этнографическим источникам, имя царственного лучника Хайка связывалось с двумя созвездиями: Ориона (Ori) и Стрельца (Sgr)300. Лучшие албанских сосудов соответствовал какому-то из этих созвездий. В случае Ориона, мишенью лучника выступает символ созвездия Тельца (Таи), граничащего с Ori на звездном небе. Это отождествление подтверждается тем, что символом Бела в аккадской мифологии служил бык301. В случае, если лучник это Стрелец, животное — символ Козерога (Сар). Точная идеи-

Прямоугольная свастика на кумире. X—IX вв. до н.э. Камень, выс. 80 см. Найден в р-не г. Ноемберяна (Армения). Хран.: Государственный музей Армении, инв. As 1503R тификация зависит от окончательного решения вопроса о месте и времени происхождения Зодиака и путях его распространения. Поскольку свастика встречается и в астрально-мифологаческой композиции, н на печатях для священного хлеба, можно предположить, что она являлась богослужебным с шволом.

Свастика, помещенная над треугольником головы Хайка, в средневековых изображениях Стрельца (Sgr) читается иногда как свасти- ческая плетенка. Так, на костяной пластинке из Пскова XII в. над кентавром, обозначающим созвездие Sgr, вырезана плетенка, завитая в виде свастики. А.В. Чернецов обратил внимание на циркульный орнамент, заполняющий фон, предположив, что он обозначает звездное небо302. На пояс-подпругу кентавра нанесена типичная для астральных изображений кентавров S-видная волюта303-

Типологически близко к описанным композициям изображение на рукояти гребня с удмуртского городища Иднакар IX —XIII вв. (дер. Солдырь, Глазовский р-н)304. Верхняя часть гребня вырезана в виде разнонаправленных головок то ли коней, то ли быков. Ниже изображен поединок между двумя антропоморфными существами. Изображени одного из них более реалистично — четко выделены голова, заштрихованное туловище, приподнять е руки, слегка согнутые ноги. Другая фигура более условна. Голова напоминает треугольную заштрихованную пирамидку, туловище и бегущие ноги едва намечены. Сражающиеся скрестили оружие (копья? палицы?). Внизу — орнамент из пересекающихся параллельных линий (плодородная возделываемая земля). Прямо под скрещенным оружием четко прорисована собирающая свастика, вписанная в средокрестие. Так же как на албанской и новгородской композициях свастическая розетка помещена на центральное место, является смыслообразующей. К сожалению, толкования данного сюжета далеки от астральной интерпретации300, хотя на Иднакаре найдены вещи, украшенные циркульным орнаментом30'1 [10].

Хотя указанные памятники обнаружены в разных регионах и хронологический разрыв с албанским изображением велик, композиции, изображенные на них, типологически схожи, а свастика всю-

ду занимает ключевую позицию. Подобные композиции отражали какие-то важные идеи, связывавшиеся с созвездием Стрельца (или Ориона), вращением звездного неба. Нельзя не отметить также то обстоятельство, что центр вращения нашей галактики находится именно в созвездии Стрельца...

Свастика на алтарях. Свастикоподобная композиция Аркаима (города с алтарем в центре) находит соответствие в Пиренеях среди каменных полуколонн и жертвенников без посвящений, которые покрыты геометрической и растительной

символикой308. Один из пиренейских алтарей содержит внизу свертывающуюся свастику. На средней части другого — выбита ветка пальмы (символ славы), а внизу слева — свастика309. Археологи отнесли их к разновидности культа Аполлона (Гелиоса), чтимого их создателями под именем Абеллиона (Абелля). Здесь читается идея «осоления жертвы огнем», сформулированная позднее евангелистом Марком (Мк. 9:49).

Под abelios на критском языке понимали Солнце, или свойства Божества как солнца. На кносских монетах V —IV вв. до н.э.: меандрическая свастика разворачивается от центральной звезды (Солнца?) к периферии. На коринфском статире при сходной схеме звезда отсутствует310.

Между библейским и античными средиземноморскими воззрениями на Солнце много общего. Пример тому — кратер неизвестного происхождения из Венского музея истории искусств. Гелиос на квадриге, облаченный в сияющую светом одежду, наглядно воплотил в себе представления древних о Божестве, «одевающемся светом как ризою, простирающем небо как кожу» (Пс. 103:2), который «в солнце расположил селение свое, и оно как жених исходит от чертога своего, радуется, как исполин бегущий путем. От края небес исход его, и шествие его до края небес, и ничто не укроется от его теплоты» (Пс. 18:5—7). Под пекторалью Гелиоса, на груди, — два двойных круга и сворачивающаяся свастика. Бог туго препоясан. По низу кратера идет меандров ая кайма со вкрапленными через три секции косыми креста-

ми в прямоугольниках3

Отступление 4. Меандр. Поскольку свастика часто бывает включена в меандровый орнамент, необходимо дать ему определение. Меандр — бордюр, составтенный из прямых углов, складывающихся в непрерывную линию. MamvSpoc, (греч.) — река в Карии, известная своей извилистостью. Как указывает Сенека, река Меандр - «предмет упражнений и игры для всех поэтов, — вьется частыми излучинами, близко подступает к собственному руслу и опять поворачивает, не успевши влиться в себя самое»312. В меандровой ленте орнамента древние видели глубокий этический смысл, она отражала течение человеческой жизни. Прямизна, прямой путь символизировали добродетель313. Меандр может состоять только из прямых углов, которые придают линии дополнительную жесткость и соответствуют возрастанию в добродетели (см. о возможности увеличивать добродетель у Сенеки314).

Прямоугольный меандр — символ праведного (т.е. учитывающего религиозные предписания)

жизненного пути

Хореографически меандр соответствует общебалканскому круговому танцу греч. х°р6£> серб, коло, болт, хоро, восходящему к погребальному ритуалу. Рисунок хоро точно воспроизводит форму меандра в движении ног танцоров, что символизирует затрудненность пути- перехода из нижнего мира в верхний, трансформации человека315.

В качестве орнамента меандр часто употреблялся в этрусской и древнегреческой, а затем древнеримской, византийской, романской архитектурах на вазах, мелких предметах быта. Включение в меандр свастики обозначает присутствие в естественных жизненных процессах дополнительного фактора - сверхъестественной благодати, которая в итоге становится доминирующим, организующим узлом каждого отрезка пути. Такой меандр до сих пор называется в Индии nandavartaya (nandyavarta), т.е. «свивание» или «круг счастья».

Если в Аркаиме можно видеть раскручивающуюся от алтаря во внешний мир градостроительную структуру, то в Пиренеях находим сами алтари со свертывающейся свастикой, назначение которых — привлечь, низвести на землю действие небесной благодати. Спирально-свастичный круговой бордюр опоясывает полутораметровый (праславянский?) жертвенник VI в. до н.э.

из с. Жаботина316 Та же идея читается в устройстве древнего израильского жертвенника, носившего название «Иегова Нисси» («Господь знамя мое». Исх. 17:15). На развалинах, обнаруженных в районе Тивериадского озера, свастичный меандр обрамляет иудейский семисвечнпк со знаком Солнца О на оси317. Вообще, свастика нередко встречается в синаго гах греко-римского периода в Северной Африке и Палестине318. Вполне вероятно, что в ходе реконструкции Иерусалимского храма при Ироде Великом там появился свастический орнамент319.

В Ликаонии, на хеттском монументе, свастика украшает край одежды священнодействующего человека320. В том же ряду стоит золотая парча со свастичным орнаментом, окаймляющая пурпурную ткань из захоронения в храме Окса (Бактрия, I II вв. до н э.)321. Свастика видна на груди «жреца» в самнитском ипогее322.

Свастический меандр с четырехчастными квадратами. Золотая парча священнического облачения ил храма Окса. Бактрия, I — II вв. до н.э.

Кругообращение благодати (свастический меандр) в 4-х стихиях

(квадратики)

 

Древнеримские «храмы Мира, Вечности, Согласия, Пантеон и тот, где посредине под открытым небом стоял алтарь бесконечного Термина[11], которому нет предела, — и подобные вещи показывают нам, что язычники именовали Бога по-разному, исходя из отношения к творению», — писал Николай Кузанец323. На Марсовом поле был воздвигнут из мрамора Алтарь Мира. Его опоясывает рельефный свастичный меандр, на стенах помещены изображения трояноэтрусских прародителей императорской династии. Римские каменные алтари со свастикой были разбросаны по всем уголкам Империи, в частности по Англии (алтари в Bremenium и Birdoswald рядом с Римской Стеной, алтарь Alnwick Castle и др.)324.

 

Античная свастика. Свастика один из главных орнаментальных мотивов греко-римского искусства. Ее обычный размер в геометрическом стиле от 0,8 до 7,5 см325. У А. Бертрана приведено изображение богини Минервы в полном вооружении, где нижняя часть столы от персей буквально усыпана раскручивающимися свастиками326. Шесть свастик нанесено на нижнюю часть статуэтки одежды Афродиты-Ариадны найденной в 1885 г. около Polistis Chrvsokon327. На мифологической сцене, вырезанной в слоновой кости 600 -575 гг. до н.э. из Музея в Дельфах, свастическая сеть покрывает туники нескольких персонажей328. Возлюбленная А хил та, Брисеида, изображалась в хламисе со свастиками329. Свастичныи меандр с четырехчленными квадратами опоясывает гробницу царя Александра Великого кон. IV в. до н.э. (Сидон, Археологический музей Стамбула). В свастический меандр заключена персонификация города Александрии на мозаике Софилоса (1-я пол. II в.)330. Свастика выступает как гтавныи связующий элемент орнамента в оформлении виллы императора Адриана близ

Тиволи (II в.) (см. лепной декор цилиндрического свода виллы, а также мозаичный пол)331.

Римские постройки в Северной Африке декорированы свастич- ными мозаиками и рельефами332. На мозаичном полу из Бата (Англия) разворачивающаяся свастика образована нз плетенки333.

В конце прошлого века археологи обнаружили свастики в синагогах Sussiva в Северной Африке, Айн-Джеди и Эштамоа в Палестине (сер. VI в.). До этих находок полагали, что в иудаизме свастика использовалась в контексте прева тирующей в Средиземноморье

греко-римской стилистики, исключительно как Свастики на базе „т-1.. римской колонны.

декоративный мотив Правда, отдельно стоящий ' А/жир

знак в Айн-Джеди этому утверждению противоречит334. Вполне вероятно, что синагогальные свастики обозначали какой-то сакральный элемент Иерусалимского храма.

Множество примеров употребления свастики можно почерпнуть из находок на территории античных государств Северного Причерноморья. Начиная с VII в. до н.э. она встречается на родосско-ионийской керамике335, на «ме- гарских» чашах из Пантикапея, привозимых, например, с острова Самос336. Свастика широко используется в архитектурных украшениях337. Так же как в Греции и Италии свастичным меандром опоясывались внутренние стены помещений (Пантикапей, II в. до н.э.)338. На ольвийской мозаичной плите II в. до н.э. свастичныи меандр заключен в волнообразный квадрат339.

Спиралевидная свастика вырезана на каменных формах для отливки металла из Ольвии340. Солнце с спиралевидными лучами, загнутыми в одну сторону находят на вещах I в. до н.э. - III в. н.э. из боспорских некрополей341.

Воинская символика свастики. Жизненный уклад большинства древних обществ, начиная с эпохи бронзы, пронизывает воинский культ. Нанесение свастики на доспехи и оружие имело двоякую цель: призвать благословение свыше на ратный подвиг и защититься силой божественного имени. Будучи символом, отражающим динами-

авввввнтвшавив!

Скифы почитали меч, как орудие исполнения божествен ной воли. Разносторонне-загнутые свастики на скифском оружии. Бронзовый акинак в ножнах из погребения

Трансильванской группы

ку, свастика естественно вписывалась в убранство доспехов воина, постоянно пребывающего в движении.

Свастиками усеяно вооружение индоиранцев. Разветвленные знаки ставились на боевых топорах кобан- ского и колхидского типов IX —XI вв. до н.э.342. Четверо разносторонних свастик охватывают устье ножен бронзового скифского акинака (погребение Трансильванской группы)343. Правосторонние (сеющие) спиралевидные свастики облегали поясницу скифского воина разных эпох344. В дальнейшем поясные накладки в виде свастик встречаются в древностях Средневолжья IV —

VIII вв.345. Две свастики (слева — закручивающаяся, справа — развертывающаяся) видны на льняной кирасе с рельефа санктуария Афины (Пергам). Тем же символом помечен ритуальный (бронзовый с костью) меч “ этрусков (провинция Брешиа, Италия)346.

На одеждах воинов (судя по древнег ческим рисункам) свастика защищала вш не определенные места347. На античной в; из собрания Лувра (К. 405) изображен л невооруженный воин. Защитные свасти

а) Щит гоплита с коринфской (?) вазы из Chigi (Этрурия). VII в. до н.э. (а); 6) щит троянского тяжеловооруженного всадника с древнерусской миниатюры. Битва эллинского войска во главе с царем Агачемноном с троянцами. Лицевой летописный свод. XVI в. Бумага, темпера. Муз. собр. ГИМ, Л£> 358. л. 722об.; в) трискелион на воинском щите. Рисунок с греческой вазы; г) сцена победы гладиатора-секутора (на его щите свастика) над гчадиатороч-ретиарием (тот жестом просит о пощаде).

Римская могильная урна. Колчестер (Англия)

нанесены на задние части его туники: на спине слева (на уровне сердца), на поясе (свастика в круге) и на подоле, прикрывающем левую ягодицу. Другое изображение, приводимое А. Бертраном, — полуобнаженный метатель дротика, сдерживающий под уздцы коня. Одна свастика, в круге, нанесена на круп животного; вторая - спереди воина, на короткой юбочке с махрами, прикрывает мошонку348. Меткими трех- и четырехконечными закручивающимися свастиками покрыты плащи «Ахилла и Аякса», двух склонившихся воинов на греческой амфоре VI в. до н.э.

На другой греческой вазе, показывающей «Ахилла и Гектора», свастика в виде трехножного трискелиона появляется в оформлении воинского щита3,49. Четыре закручивающихся прямоугольных знака расположены по углам в росписи римского скутума из Дура Евро- пос (Сирия)®’1'. Разворачивающаяся свастика выделена на щите гла- диатора-секутора, побеждающего гладиатора-ретиария на могильной

ниитвввнатввшв

урне из Колчестера (Англия)31. 27 правосторонних свастик нанесено на один из кельтских щитов-*®.

Символ возникает на защитном вооружении и в Новом Свете. Четырехконечные свастики изображали на своих боевых щитах индейцы пнма (Нью Мехико)353.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных