Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Багдасаров Р.В. - Мистика огненного креста 1 страница




 

www.e-puzzle.ru

МЕГАПРОЕКТ - TERRA INCOGNITA

P. Багдасаров

 

Багдасаров Р.В. – Мистика русского православия

 

Москва

«Вече»

ББК 86.4 Б 14

Издание Зе, дополненное и исправленное

Багдасаров Р.В.

Б 14 Мистика огненного креста. Изд. 3-е, доп. и испр. / Р.В. Багдасаров. — М.: Вече, 2005. — 400 с.: ил. (Лабиринты тай- новедения).

ISBN 5-9533-0825-6

 

Лучшее в России исследование, посвященное символизму свастики. Оно совершенно уникально по обширности и новизне археологического, исторического, этнографического, искусствоведческого материалов. Охвачен период от палеолита до наших дней. Особое внимание уделено использованию свастики в археологических культурах территории Российской Империи — СССР — России и русской традиционной культуре.

Предназначено специалистам и всем интересующимся вопросами символики.

 

ББК 86.4

ISBN 5-9533-0825-6 © р.в. Багдасаров, текст,

состав иллюстраций, 2005 © ООО «Издательский дом «Вече», 2005

 

СОДЕРЖАНИЕ


ПРЕДИСЛОВИЕ

I

«ФАШИСТСКИЙ» ЗНАК?

«Темная материя». Love, Life, Luck, Light. Запретное слово, отверженный символ. [Отступление 1. Что является нацистской / фашистской символикой.] Свастикофобия. Границы свастикофобии.

II

СВАСТИКА СНАРУЖИ

Симметрия свастики. Вокруг свастики. Ритуалы в Шанти-На- гар. Свастика в джайнизме. Свастика в фалунь Дафа. Свастика в природе.

III

ПУТЯМИ СВАСТИКИ

Вынашивание свастики (мезинская культура). [Отступление 2. Происхождение символов.] Рождение свастики (полярная гипотеза). Вскармливание свастики (неолит). Аркаим: город-свастика. [Отступление 3. Священный огонь.] Мандала и лабиринт. Взросление свастики (бронзовый век). Звездное вращение. Сакральный хлеб. Свастика на алтарях. [Отступление 4. Меандр.] Античная свастика. Воинская

символика свастики. Конноголовая свастика. Тамги-нишан. Символизм животных и свастика. Свастика в индуизме. Свастика в буддизме. Свастика в религии бон. 10 ООО последовательностей (Китай, Япония). Ковроткачество. Средняя Азия. Африка. Свастика у индейцев.

 

IV

ГАММ А ДИОН

Свастика в раннем христианстве. Свастика в исламе.

СИМВОЛ СВЯТОГО ДУХА

В круге ветра. [Отступление 5. Сакрализация ветра.] Семеричность даров. Потиры. Украшения источников. Евангелия. Купола храмов. [Отступление 6. Эпитеты Огня и характеристики Святого Духа.] Колокола. Элементы церковного декора. Реликварии. Надгробия. Священнодействие. Священные облачения. Икона, миниатюра. Пелены, завесы, плащаницы. Кресты, распятия. Украшения. Граффити.

VI

НАРОДЫ СВАСТИКИ: РОССИЯ И ВОКРУГ

Дагестан. Славяне. Болгары. Печенеги, торки, половцы. Белорусы. Латыши, литовцы. Корела. Эсты. Саамы. Вепсы. Чуваши. Мордва. Коми. Мари. Удмурты. Ханты и манси. Народы Сибири. Казахи.

VII

ПОВОРОТ СОЛНЦА. СВАСТИКА В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ РУССКИХ

[Отступление 7. Религиозное сознание и естественное восприятие.] «Колея житейская». Солнечный ветер. Русские имена свастики. Свастика-конь. Предметы быта. Птица-свастика.

«Великий Кур». [Отступление 8. Живой огонь.] Прялки. Ткань. Три цвета свастики {белый, красный, золотой).[От- ступление 9. Символизм русской одежды.] [Отступление 10. Узоры: вышивка и чтение.] Головные уборы. [Отступление 11. Этимология женских головных уборов.] Дева или Мать? Части рубахи. Пояс. Понева, передник. Полотенца. Варежки, чулки. Ритуальная пища. Круговорот воскрешения.

VIII

СВАСТИКА ИЗНУТРИ

Присутствие Духа. Признак лидерства. Свастика в России Романовых. Оккультная свастика. Между притяжением и отталкиванием: 1909 — 1919. Победа звезды. Знак полюса. Свастика в небесах.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ КОММЕНТАРИИ


 

Памяти В.В. Вергуна

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Первая редакция данной работы была написана в соавторстве с Геннадием Петровичем Дурасовым и опубликована под названием «Отверженный символ. Свастика: ее происхождение и место в христианской традиции» в IV—V номерах журнала «Волшебная Гора» за 1996 г. Однако завершена она была еще раньше, в 1993-м, для не- состоявшегося монархического сборника. Составителям сборника важно было создать метаисторическую раму для объяснения использования свастики семьей императора Николая II, поэтому работа мыслилась как материал для дискуссии, связанной с его канонизацией.

Думаю, что поставленные цели, в меру наших скромных способностей, были достигнуты. Об этом свидетельствуют отзывы, появившиеся после публикации в «Волшебной Горе»1. Необходимость и своевременность книги неоднократно отмечалась нашими коллегами, которые, правда, сетовали на несогласованность между методом научного анализа и богословской системой аргументации. Поэтому, во 2-й редакции, получившей название «Свастика: священный символ» (М.: Белые альвы, 2001 — 2002), мы частично учли высказанную критику, но так и не смогли полностью отказаться от теологических рассуждений.

Дело в том, что проблемы, обсуждаемые в книге (к счастью или к сожалению), не столь абстрактны, но отражают подспудные течения в этнорелигиозном сознании. Боязнь свастики имеет социальные и психологические корни, изучение которых не следует сводить к пустой риторике. В то же время традиционно и религиозно-ориен- тированной частью общества свастика по-прежнему воспринимается как священный символ. Следовательно, причиной отторжения свастики является не ее мнимая дискредитация, а утрата культурной преемственности прошлого, которая наметилась задолго до Второй мировой войны. Устранить ее (хотя бы теоретически) — главная задача монографии, отсюда научно-популярный, а не просто научный или богословский, стиль изложения.

То, что символ свастики до сих пор обладает мощной организующей силой, доказывает сам процесс работы над этой книгой, объединивший людей самого разного происхождения и религиозных убеждений, которые вряд ли стали бы сотрудничать друг с другом при иных обстоятельствах.

Новое издание дополняют материалы, связанные с символизмом свастики в традиционной культуре народов России и бывшего СССР (глава «Народы свастики»), а также многочисленные исправления и вставки. Благодарю Л.Е. Болотина, А.В. Вовченко, Д.В. Воронцова, И.М. Денисову, Алеся Микуса (Беларусь), Ш.А. Нурпеисову (Казахстан), А. Рачева (Болгария), Л.А. Тульцеву, которые оказали существенную помощь в улучшении качества книги. Если вы располагаете информацией о традиционном использовании символа свастики, можете направить ее по адресу: khramina@mail.ru. Заранее признателен.

В ночь с 24 на 25 июля 1918 года войска Белой армии заняли Екатеринбург. А уже утром все офицеры, свободные от службы и боевых нарядов, потянулись к дому Ипатьева, где содержалась в заключении и 8 дней назад была расстреляна Царская семья. «Каждому хотелось повидать это последнее пристанище Августейшей Семьи... Каждый почувствовал, что здесь что-то произошло, что- то большое, мрачное и трагичное... Но что? Убили?.. Да, кровь здесь была. Не может быть, думал почти каждый. И зверству есть предел. И перебирая бесчисленное количество вещей домашнего обихода... никто не допускал, что зверство может и не иметь предела»3.

Раскрыли двери угловой комнаты верхнего этажа, служившей спальней государю императору, государыне императрице и наследнику цесаревичу. Четыре окна этой комнаты выходили на Вознесенскую площадь и Вознесенский переулок. Оглядывая разоренное помещение, офицеры заметили странный знак на левом косяке правого окна. Там рукою Александры Феодоровны был начерчен правильный четырехконечный крест с загнутыми в левую сторону концами и поставлена дата «17/30 Апреля 1918г.» — день приезда их величеств в Ипатьевский дом. Такой же знак, только без числа, был нарисован на обоях стены на высоте кровати, принадлежавшей, видимо, наследнику. Спустя еще три месяца в эту спальню попадет бывший воспитатель царевича Алексея Пьер Жильяр, который сделает ряд уникальных снимков, воспроизводящих таинственную веху крестного пути царственных мучеников...3

 

«ФАШИСТСКИЙ» ЗНАК?

Теперь-то каждый, подчас и не имеющий никакого образования, человек знает название этого знака — «свастика». Лондонская Times, рецензируя американский фильм «Николай и Александра», назвала Александру Феодоров! iy «фашиствующей Брун- гилъдой»4, а публикатор дневников царицы Тимоти Д. Сиргэй намеренно перевернул изображенную ею свастику так, чтобы она выглядела нацистской5.

На подобные проделки как-то даже неловко всерьез реагировать, но молчание — знак согласия. Табу на использование одного из древнейших символов человечества отменять никто не спешит. Население Европы и США связывает свастику прежде всего с Третьим рейхом и идеологией нацизма. Вот что писала по этому поводу в 1944 г. Большая советская энциклопедия: «Гитлер и немецкие фашисты сделали свастику своей эмблемой. С тех пор она стала символом варварства и человеконенавистничества, неразрывно связанных с фашизмом»6. Сходное резюме содержит и последнее издание БСЭ (т. 23. С. 31). Хотя такая категоричность свойственна лишь советским справочникам (в зарубежных энциклопедиях обычно уточняется, что свастика является религиозным символом для последователей индуизма, буддизма и ряда других религий), употребление свастики в США и Европе наталкивается на утвердившееся мнение о нежелательности присутствия этого знака.

С другой стороны, пятиконечная звезда, обагренная кровью десятков миллионов жертв коммунизма по всему миру, почти ни у кого не вызывает реакции отторжения. Даже в самые кровавые дни большевистской диктатуры пятиконечная звезда не сходила с флагов и рекламных проспектов. Странно, не правда ли?..

«Темная материя». По свидетельству Конрада Хайдена, биографа Адольфа Гитлера, символ свастики появился рядом с ним на первом публичном выступлении в 1921 году: «Новое красное знамя... с черной свастикой в белом диске было развернуто в первый раз. Эффект был столь ошеломляющим, что даже сам Гитлер был приятно удивлен. Свастика стала одним из самых действенных мистических орудий Гитлера... Неведомая сила исходила от загадочного знака»7. В 1923 г. на съезде нацистов будущий фюрер так объяснил значение партийного флага: белый круг на красном фоне — символ национальной чистоты и силы, черная свастика — призыв к беспощадной борьбе с коммунистами и евреями.

Это, конечно, весьма предвзятое толкование. Достаточно сказать, что в Средневековье свастика никогда не противопоставлялась шестиконечной звезде как якобы специфическому символу иудеев. На миниатюре к «Песнопениям Святой Марии» Альфонсо Сабейского свастика и две шестиконечных звезды изображены рядом с еврейским ростовщиком8. До Второй мировой войны свастичная мозаика украшала синагогу в Хартфорде (Коннектикут)9. Однако в ходе войны и еврейского геноцида нацисты добились своего; свастика стала восприниматься иудаизмом как символ скверный. Сразу после войны ее стали вырезать на пуримских трещотках. Этими приспособлениями ритуально заглушается голос кантора в синагоге, всякий раз, когда тот произносит имя злодея Амана при чтении Свитка Эстер10.

 

Циркулируют различные версии о мотивах использования свастики национал-социалистами11. В последнее время стало модным рассуждать об оккультной природе национал-социализма, о мрачном секрете или, того пуще, «веществе» (Dark Matter), скрывающемся за свастикой12. К началу XX в. свастика действительно играла важную роль в символике тайных обществ Германии, членом одного из которых в 1918г. стал Гитлер13. Вопрос, что двигает историю — воля Творца эволюция, прогресс, экономика или Dark Matter, — относится к сфере религиозных убеждений. В любом случае исследователь не имеет права игнорировать факты. А они свидетельствуют не в пользу «оккультной» версии. Интерес тайных обществ к свастике был не причиной ее популярности, а следствием.

В конце XIX в. археология пришла к выводу, что среди знаков благополучия и успеха свастика является древнейшим14. Национал- социалистической партии была необходима эмблема, с одной стороны, всем известная, с другой — «не засиженная» конкурентами, с третьей — вызывающая однозначно положительную реакцию и способная мобилизовать народ15. Гитлер и его сторонники исходили из объективной ситуации в области пропаганды. Свастика идеально соответствовала вышеназванным требованиям. Она была вполне тра- диционна для христианской Европы, но имела (как утверждали ученые) арийское (индоевропейское) происхождение. Это, разумеется, стало дополнительным плюсом в деле возбуждения у немцев расового инстинкта.

Love, Life, Luck, Light. Трудно вообразить, но когда свастика (Гитлер, кстати, избегал собственно арийско-санскритского Swastika, всегда называя ее Hakenkreuz) возникла на флаге национал-социалистов, это событие прошло незаметно в ряду других применений данного символа. Попробуем вернуться к началу 1920-х годов, когда вообще мало кто знал о существовании Адольфа. Вот он, «мир свастики», до Второй мировой войны...

Свастика издавна служила организующим мотивом на гербах европейских аристократов фон Тале из Брауншвейга (ecartele еп equerre de gueules et d’argent), Чемберлена (ок. 1394 г.) и других. Во французском языке геральдическая свастика именуется croix cramponnee, croix patte или croix crochet. Она чертится внутри квадрата со стороной в пять клеток на основе греческого или «георгиевского» креста, от которого отходят загнутые концы. Таким образом.

1Ш11ШППа11вППШИвИПШ1ШППШ1ШШШ11ШПНШ1ШП1Ш11Ш

из 25 клеток квадрата фигура Croix cramponnce занимает 1716. Франклин приводит два случая довоенного употребления символа: на кресте Angas of Fulmer Chase и на гербах Fatia (в последнем случае свастика имеет солярное значение, на что указывает выражение In splendour) 17. Крест «крампонэ» присутствует на гербе католического аббатства Lambach (1869) 18. Украшение щита в виде спиралевидной свастики норвежские геральдисты называют gyronny-arondee19. В «Энциклопедии знаков и символов» Джона Фоли среди геральдических видов креста приведены его свастикоподобные формы: «фрете», переплетенный, петлевой, «рагуле», волнистый20.

После получения Финляндией независимости, свастика (Нака Risti) вошла в государственную геральдику этой страны, как символ солнечных лучей. Желтая свастика внутри голубого равноконечного креста образует «крест свободы» в левом верхнем углу президентского флага (1920). Свастикой украшены почетные цепочки на государственных наградах21. В 1918—1945 гг. свастику использовали вооруженные силы Суоми (в том числе на танках и аэропланах). Когда шведский барон фон Розен подарил финской армии первый самолет, на обоих его крыльях были помещены свастики как знаки счастья22. ВВС Финляндии несли на крыльях Haka Risti вплоть до 1945 г., хотя страна не была союзником Германии23. В 1930-е свасти-

авввввввввваввт

ка украшала флаги Эстонии и Латвии, а до того была избрана Вильнюсской комиссией Лиги наций как символ мира24.

В феврале 1925 г. индейцы Куна изгнали со своей территории панамских жандармов, объявив о создании независимой республики Тула, на знамени которой трепетала свастика25. «Тула» переводится как «люди», самоназвание племени, а свастика являлась их древним символом.

В 1942 г. флаг был слегка изменен, чтобы не вызывать ассоциаций с Германией: на свастику одели носовое кольцо, «потому что каждый знает, что немцы не носят носовых колец». Впоследствии свастика Куна- Тулы вернулась к первоначальному варианту и до сих пор является символом независимости республики (см. «Flags of Aspirant Peoples» и др. справочники). Сейчас в Тулу входят три местных района, включая Comarca de San Bias, a.k.a. Kuna Yala26.

В 1897 г. свастика стала эмблемой Международной выставки изящных искусств, проходившией в Копенгагене. Благодаря Паулю Клее, свастика вошла в эмблему государственной школы дизайна «Бауха- ус». Вплоть до 1933-го (года прихода к власти нацистов) свастику в качестве личного герба использовал писатель Редьярд Киплинг. Для него она воплощала Силу, Красоту, Оригинальность и Озарение.

Поселок золотодобытчиков в пяти милях от Кирклэнд Лейк (Онтарио) носит название «Свастика». Соответствующий знак использовался там как символ удачи по крайней мере с 1904 г.27. В 1940 г. жители Свастики на городском собрании постановили не уступать название Гитлеру. Благодаря крепким демократическим

 

традициям Свастика осталась Свастикой28. Свастику часто печатал Э. Филлипс и другие производители почтовых открыток в Соединенных Штатах и Великобритании 1900—1910-х гг., называя его «крестом счастья», состоящим из «четырех L»: Light (света), Love (любви), Life (жизни) и Luck (удачи) 29. До конфронтации с гитлеровской Германией свастику нередко вышивали домохозяйки США и Канады30. Она входила в каталоги наиболее употребительных орнаментов (например, Hansen Type Foundry catalog) 31. Символом украшались ювелирные изделия (викторианская брошь 1911 г.), покерные фишки и карты U.S. Playing Card Company (Цинциннати, Огайо) и латунные пуговицы32.

Счастливый знак эксплуатировали производители табачных изделий и резиновых прокладок для баночного консервирования33. Его ставили на продуктовых упаковках и фруктовой таре, в частности,

калифорнийской (American Bisciut Comp, из Сан-Франциско)3'. На вкладышах от жевательной резинки свастика обозначала выигрыш (например, хот-дога). В 1925 г. знаменитая компания «Кока-кола» выпустила «счастливый» кармашек для часов в форме свастики с надписью: «Пейте Кока-кол^' в бутылках за 5 центов»35. 30.04.2003 г. ребе Яков Кермайер заявил агентству Associated Press, что игрушечные фигурки робота Robowaru, которые гонконгский филиал «Кока- колы» использовал в целях рекламы, несет символ, «представляющий массовое уничтожение шести миллионов евреев». Правда, Кер- майер заметил, что нацистская свастика (она ставится под углом в 45°, см. ниже) могла здесь появиться в результате ошибки, ибо прямостоящая свастика широко распространена в странах Азии36.

До середины 1930-х гг. свастика наносилась на донца пивных бутылок Carlsberg37 свастика до сих пор красуется на Elephant Gate в Копенгагене38. В кафе на East 7 Street Нью-Йорк Сити сохранились столы с мозаикой в виде свастик39.

Свастика с лилией в центре изображалась на «значках благодарности» у бойскаутов вплоть до 1940 г.40. Основатель скаутского движения Роберт Баден-Пауэлл объяснял, что она изображает схематическую карту Атлантиды с 4-мя реками, вытекающими из единого центра.

скаутов по всему свету»4

Для скаутов свастика являлась опознавательным знаком. «Каково бы ни было ее происхождение, — писал Баден-Пауэлл, — сейчас свастика представляет значок Содружества среди

Со времен Первой мировой войны и вплоть до 1939 г. оранжевая свастика была нашита на наплечные шевроны 45-й пехотной дивизии США. Ее четыре ноги соответствовали штатам, откуда набирались солдаты (Аризона, Колорадо, Нью Мехико и Юта)42. Свастика служила эмблемой как минимум трех спортивных обществ (например, с 1916 г. — женской хоккейной команды Эдмонтона)43. Ее использовали в костюмах цирковых артистов (аттракцион с лилипутами из цирка Барнума)44. Клуб девушек (Girl s Club) с 1914 по 1918 г. выпускал ежемесячник «Свастика»45. Когда девушки успешно справлялись со своими обязанностями по клубу, то они награждались подвеской в виде алмазной свастики. Девиз гласил: «Каждая девушка хочет иметь собственную свастику»46. Сохранилась фотография Жаклин Бувье, будущей жены американского президента Кен

неди, где она стоит в платье индианки со свастикой'

 

В 1995 г. произошел инцидент в Глендейле (Калифорния), когда небольшая группа фанатиков-антифашистов попыталась принудить городские власти заменить 930 (!) фонарных столбов, установленных между 1924 и 1926 гг.

Причина: чугунные постаменты опоясывает орнамент из 17 свастик. Местному Историческому обществу пришлось с документами на руках доказывать, что столбы, закупленные в свое время у Union Metal Company of Canton (Огайо), не имеют никакого отношения к нацистам, а следовательно, никак не могут оскорблять чьи-либо чувства. Свастич- ный дизайн был основан как на классическом искусстве, так и на местных традициях индейцев навахо, для которых свастика издавна служила благоприятным знаком. Кроме Глендейла подобные столбы в 1920-е годы были установлены в других местах округа (см. рапорт городского прокурора)48.

Свастиками орнаментировали металлические лестничные пролеты (в Лос-Анджеле- се)49, они до сих пор украшают ряд обще-

ственных и частных зданий Лас-Вегаса, Виннипега, других городов США и Канады50. Свастичные меандры вкраплены в мозаичный пол на Хастингс-стрит в Ванкувере3’. В 1905 г. Департаментом мелиорации США был построен мост Laguna Bridge (Юма), украшенный рельефами из прямоугольных свастик52. В 1929-м возведен отель «Свастика» с соответствующим знаком на крыше в Ратоне (штат Нью- Мехико). Хотя символика была продиктована местными американскими обычаями, в период войны отель был переименован в Yucca Hotel53.

В 1910-е Rocky Mountain & Pacific Railway Сотр. сделала свастику центром маршрутного логотипа54. Использование свастики на электрооборудовании было достаточно распространено. Шведская фирма по производству электромашин ASEA (известная сейчас как ABB, ASEA

Миланское отделение AS ЕЛ (шведской фирмы по выпуску электрооборудования)

ааввнтваиввавш

Brown Boveri) до Второй мировой имела на своем логотипе свастику55. По сведениям Сирье Палло (Эстонский Национальный музей), свастика до сих пор употребляется на некоторых картах для обозначения электростанций36.

Запретное слово, отверженный символ. Вернемся теперь в доперестроечный Советский Союз....Автор, уделивший свастике больше одного предтожения, постоянно оправдываясь, вынужден напоминать, что она использовалась задолго до Германского Рейха практически всеми народами мира. В то время как зарубежная литература, посвященная происхождению, бытованию и символическому значению свастики, насчитывает десятки монографий и сотни специальных статей57, советские авторы застенчиво уклоняются от обсуждения данной темы.

В научных публикациях (археологических, этнографических, искусствоведческих) свастика не называется своим именем, а завуалировано обозначается как «крест с загнутыми концами», «гаммар- ный знак». В систематизированных таблицах орнамента при публикации в изданиях Академии наук СССР изображение свастики вымарывается.

В художественных альбомах от нее вообще стараются избавиться. Так, в 1980-х гг. издательство «Художник РСФСР» готовило альбом «Русское народное искусство в собрании Государственного Русского Музея»38. На одной из «выкидок» (иллюстрации большого размера, сложенной гармошкой) был помещен олонецкий подвес, на котором среди орнаментальных мотивов встречались свастики. При изготовлении пробных отпечатков на типографии в ГДР немецкие исполнители обвели свастики на отпечатке и поставили знак вопроса. Напуганному издательству не оставалось иного выхода, как только заменить «вызывающую» иллюстрацию. Изданный альбом «крестов с загнутыми концами» на публикуемых произведениях народного творчества уже не имел.

Впервые за многие десятилетия в достаточном разнообразии русские народные вышивки, содержащие свастические знаки, были представлены Г.П. Дурасовым и другими авторами в альбоме «Изобразительные мотивы в русской народной вышивке» (1990)59. Следует упомянуть также брошюру С.В. Жарниковой «Обрядовые функции северорусского женского народного костюма» (1991)60. Только с середины 1990-х изучение свастики получило относительную свободу. Впрочем, синхронно с этим ужесточились преследования за попытки использовать ее в общественно-политической сфере.

26.05.1999 г. Московская городская дума приняла закон «Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории г. Москвы». 14 июля того же года аналогичный закон был утвержден в Московской областной думе, а 29.03.2000 г. — в Законодательном собрании С.-Петербурга. Нетрудно догадаться, что данные постановления направлены в первую очередь против свастики (в московском законодательстве это прописано черным по белому). Основанием для них выдвигается ст. 6 Федерального закона «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 —1945 гг.»: «В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах». Расплывчатость формулировки Федерального закона («в любой форме») позволяет теперь московским властям привлекать к административной ответственности по самым нелепым основаниям. Если буквально руководствоваться этой статьей, то необходимо запретить все фильмы о Второй мировой войне, так как там присутствует свастика (на немецкой форме, знаменах, боевой технике и т.д.). Придется также привлечь к ответственности всех кинорежиссеров за «использование в любой форме нацистской символики». Чем дальше трагедия Второй мировой войны, тем ожесточенней и непримиримей отношение определенных кругов к свастике. Все это очень иррационально и потому тревожно.

Упомянутые законы еще можно было хоть как-то понять, если бы к ним прилагался перечень конкретных эмблем, употреблявшихся нацистами. Но российских законотворцев не интересуют подобные «досадные мелочи». Они измышляют все новые проекты, запрещающие использовать свастику в любой форме. Получается, что формально отторгаемый нацизм диктует всем остальным гражданам, какие символы использовать, а какие нет. Почему бы не запретить тогда полумесяц, ведь его уже давно используют террористы-мусульмане? Или красно-черную расцветку (анархисты, коммунисты-ради- калы)?...Как представляется, положительным примером здесь мог бы служить Евросоюз, в феврале 2005 г. отказавшийся ввести запрет на использование свастики, но последовательно ужесточающий уголовную ответственность за пропаганду расовой ненависти.

Отступление 1. Что является нацистской / фашистской символикой. Под определение «нацистской» символики может подходить лишь свастика, стоящая на ребре в 45°, с концами, направленны-

ШШВИП§ШШШПШ1вЕ1аШШ1Й111П

ми в правую сторону. Именно такой знак находился на государственном знамени национал-социалистической Германии с 1933 по 1945 г., а также на эмблемах гражданских и военных служб этой страны. Желательно также называть его не «свастика», a Hakenkreuz, как поступали сами нацисты. Наиболее точные справочники последовательно проводят различие между Hakenkreuz («нацистской свастикой») и традиционными видами свастики в Азии и Америке, которые стоят на поверхности под углом в 90°61. Скорее всего, для антифашистов это новость, но далеко не всем людям, употребляющим свастику сегодня приятно, что ею называют нацистскую эмблему.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных