ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Багдасаров Р.В. - Мистика огненного креста 4 страницаПосле потопа грамоту Сифа унаследовал сын Арфаксада и внук Сима Каинан: «этот обнаружил столп в Сиридонской горе, а на нем письмена, «закон звезд», написанный потомками Сифа»137. От Каи- нана закон перешел к его внуку Еверу, который, избежав участия в строительстве Вавилонской башни, сохранил символический язык и знание космических законов. По другой версии, излагаемой Сокращенной палеей (XVI в.), наследником сифитской грамоты стал четвертый сын Ноя Мунт, родившийся после потопа158 От Евера частично произошли евреи. Далее Хронограф упоминает «славного» Зороастра или «зорозвездника» (т.е. «взирающего на звезды»), «персидского знатока звездных законов»159 и прочих мудрецов, составляющих особый лик праведников древности, «эллинских философов» |Ы1, который почитался в православии. Как бы ни относиться к этому и схожим преданиям, следует признать, что они типологически близки к теории об эволюции человеческого сознания, ибо существенно главным в человеке признают не низшую, а высшую его природу, способную открываться новым ипостасям разумности. Эволюция предполагает превышение прежнего уровня, а одного биологического насыщения для этого мало. Соглашаясь с предположением В.И. Бибиковой и Б.А. Рыбакова об идее «обобщенного блага» [288, С. 179], заложенной в ромбомеан- дровом орнаменте, можно настаивать, что благо виделось мезински- ми охотниками не в мясе и костях самих по себе, а, по крайней мере, в независящей от усилий самих охотников удаче, которая сопутствовала им в добывании пропитания. Сытость безусловно включалась в понятие блага, но само благо не сводилось к сытости. Основное жизненное благо коренится не в удовлетворенности, а в наличии самой жизни, первичном экзистенциальном чувстве. Первичное бтаго людьми мезннско-костенковской культуры конечно же связывалось с рождением человека, до сих воспринимающимся как шшшвпшшвшпшшпяшшпшшвшп Статуэтка беременной женщины («вечера»). Бивень мамонта. Костснки I на р. Дон. Верхний палеолит, XVI- XI тыс. до н.э. Авдеевская культура чудо, а не с насыщением мамонтиной. Это подтверждают многочисленные статуэтки беременных женщин (см., например, «венеру» из поселения Костен- ки I)161. Позднее, в неолите, люди обоготворили женское начало, а еще раньше зарождение человеческой жизни в женщине представлялогь им священной тайной, связанной с неведомыми силами и закономерностями. Исследователи свастико-меандрового орнамента отмечают устойчивость этого трудновыполнимого узора, его несомненную связь со сферой культа. Логика построения орнаментальной сетки на мезнн- ском браслете отражает древнейшие представления человека о распределении благой силы в мире, о ее импульсивно-волновом проявлении (чередование более простых разреженных зигзагов с уплотнением линий и нарастанием сложности в меандрах). Помимо браслета свастико-меандровый орнамент встречается на многочисленных штампах-пинтадерах величиной 3 —6 см,е2. Ни один пз таких штампов не применялся для раскраски керамики, которая покрывалась узором вручную. Ими наносили на себя ритуальную татуировку[6]. Даже примитивный набор насечек на печатке мог создать на теле самые разнообразные варианты протосвастического узора163. Позднее, в энеолите, ромбомеандровый орнамент покрывает фигурки «венер». Б.А. Рыбаков называет его связующим звеном «между палеолитом, где он появился впервые, и современной этнографией, дающей неисчислимое количество примеров такого узора в тканях, вышивке и плетении»164. От энеотитической культуры Три- полья ромбомеандровые и свастнческие мотивы были унаследованы праславянской тшинецко-комаровской культурой и индо-иран- скими (арийскими) культурами абашевской, срубной и андро- новской. Единственным археологическим периодом, где отсутствуют находки данного орнамента, является мезолпт (среднекаменный век).
Возврат к ромбомеандровой сетке в неолите объясняет как раз не- прерывавшийся обычай ритуальной татуировки165. На связь между ритуальной татуировкой и свастикой еще в конце XIX в. обратил внимание Макс Онефальш-Рихтер. Он сопоставил положение рук у кипрской статуэтки «Афродиты» (найденной около Идалиума) с архаичным женским обычаем иметь знаки свастик на плечах и запястьях. В индуизме прикрывание женщиной своей груди прямо именуется svahastasvastika- slani (Balaram, 75.16)166. Как будет показано в VII гл., свастики на рукавах и оплечьях русского обрядового костюма вышивали вплоть до середины XX в. Чтобы еще глубже проникнуть в смысл протосвастической сетки, нужно обратить внимание на следующее. В верхнем палеолите она нанесена на штампы, посуду, украшения, но не на сами фшурки «ве- а) Греческая статуэтка «Афродиты Ариадны». Найдена в 1885 г. около Polistis Chrysokon; б) кипрская статуэтка «Афродиты-Астар- ты» со свастиками на плечах и запястьях. Терракота нер». Можно встретить штриховку в области волос и вульвы («Лес- пюгская венера», найденная во Франции)167, но не ромбомеандровый узор. Предпосылку к протосвастической орнаментации «венер» составляют лишь сами штампы, часть которых напоминает донельзя упрощенные беременные фигурки (мезинская фигурка по И.Г. Шовкоп- лясу) 168. В энеолите, наряду с печатками, орнамент, идентичный ме- зинскому, покрывает уже детализованные женские статуэтки169. Напрашивается вывод о существовании не одного, а как минимум двух комплексов символических представлений. Один из них связан собственно с протосвастическим орнаментом, другой — с женским началом. Рождающее начало безусловно воспринималось как священное. Однако необходимость в покрытии женского тела орнаментальной сеткой свидетельствует о недостаточности только тела для привлечения благодати. Женское (а возможно и мужское, если речь шла об освящении брачной связи) тело должно было быть дополнительно сакрализовано. Эту функцию и ис- потнял протосвастический орнамент. Татуированное тело должно было привлечь к себе благо, которое во многом связывалось с деторождением, но все-таки (как и в случае насыщения) с ним не сливалось полностью. Это позволяет ставить вопрос о том, что мир представлений палеолитического челове ка был гораздо богаче, чем до сих пор полагают. Он понимал, что источник блага не в животной удовлетворенности и даже не в экзистенциальном начале, но в той великой силе, которая стоит за рождением, за гранью существования. Будучи разумными, древние мужчины не могли не замечать той разницы в самочувствии, которая сопровождала половой акт, а древние женщины — период вынашивания плода и деторождение. Это изменение состояния вряд ли получало в тот период чисто физиологическое объяснение, а скорее приписывалось божественному, конкретнее — духовному началу, поскольку есть все основания полагать, что именно тогда зарождается религия, остатки которой уцелели сейчас в виде так называемого шаманизма, поскольку Духу там отведено центральное место. Рождение свастики (полярная гипотеза). В палеолите свастика не выделялась из ромбомеандровой сетки, как бы сливаясь с символическим пространством и особым образом структурируя его вокруг себя. Где и почему свастика стала отдельным символом? Долгое время происхождение свастики связывалось с индоевропейцами (ариями). Отдельные символы, свастико-меа! гдровые бордюры и сетка возникают на изделиях эпохи неолита в Восточной Европе (тисская и трипольская культуры). Свастика признается важным индикатором передвижений индоевропейского населения170. «Знак этот во времена отдаленной древности, когда праотцы индоевропейского племени жили нераздельно.., имел уже у них священный смысл, — рассуждал А. фон Фрикен. — С таким значением является он у индийцев в первоначальном их основании, в северной части полуострова[7], впоследствии совершенно занятого ими. Унесенный арийцами, по мере того как они оставляли общее свое отечество и уходили на юго- восток и на запад, этот знак, вероятно представлявший у них известные религиозные идеи, продолжал долго потом изображаться ими»1'1. «Общее отечество» ариев или Айрана-Ваэйя... Вопрос о месте прародины индоевропейцев до сих пор остается дискуссионным. Его пытаются решать с археологических, антропологических, лингвистических, наконец, с геологических и палеогеографических позиций. Распад арийской общности чаще всего помещают между III/ II — серединой II тысячелетия до н.э., а продвижение на юг — между 1-й четвертью — сер. II тысячелетия до н.э.172. Достаточно подробно воссоздана картина миграции индоевропейцев на территорию Ирана из Поволжья и Предкавказья, а с северо-запада - в Среднюю Азию и далее в Афганистан и Индию173. Однако по-прежнему нет уверенности, что Поволжье, Кавказ, Причерноморье или Южный Урал, где находят археологические культуры индоевропейцев, были изначальной их родиной, описанной в Ведах и Авесте. Айрана-Ваэйя обладает рядом признаков, свидетельствующих о ее нахождении в еще более северных широтах Евразии. Вот уже более века ученые не могут ни принять, ни опровергнуть аргументы, высказанные индийским брахманом и европейски-образо- ванным историком Балом Гангадхаром Тилаком (1856 1920), который привел убедительные доказательства того, что древнейший памят- ник арийской культуры, священные Веды, были созданы не 2400 (как обычно полагают), а 4500 лет до н.э. Это тем более отодвигает распад арийской общности с 2000—1500 лет до н.э. на гораздо более удаленный срок. Аргументы Б.Г. Тилака основаны на филолого-астрономи- ческом анализе текста Вед и комментариев к ним. Выводы несложны: та картина неба, которую воспр< изводят Веды, могла сложиться лишь у людей, обитавших в приполярной области земного шара174. В палеогеографии, топо- и гидронимике накоплены и другие факты, указывающие на то, что территория, отвечающая описаниям Айраны-Ваэйи, находилась на Европейском Севере, включая территорию за Полярным кругом и север Сибири175. Здесь, вероятно, сформировалось мировоззрение ариев, и (как показывают древнейшие письменные памятники, сохраненные их потомками в Иране и Индии) оно было тесно связано с наблюдением неба Арктики. Движение Солнца и звезд вокруг полярной оси оказало исключительное влияние на мифологию обитателей этой области176. Исходя из теории симметрии, вполне логично предположить, что ведущая роль монополярных розеток, к числу которых относится свастика, могла закрепиться там, где этому более всего способствовали природные условия, — ближе к полюсу, — ведь символика в древности носила не просто декоративный характер, а всегда вопло- щала конкретные знания, жизненно необходимые людям. Выделение небесной оси, то приближающееся к ней, то удаляющееся от нее вращение Солнца, Луны и звезд нашли, вероятно, естественное выражение через два типа свастики: центростремительную и центробежную. Но, главное, — во время проживания на прародине окончательно закрепилось отдельное изображение свастики, равно как и других розеток, отражавших разные аспекты обитания под «крышей мира». Крупнейший специалист по орнаменту советского периода С.В. Иванов отмечает, что орнаментальные фигуры часто переходят из одной категории симметрии (см. II гл.) в другую: «...часть сетки, ее ячейка, может быть воспринята как отдельный, самостоятельный узор и выделена из сетки», — пишет он, подтверждая сказанное примерами из орнамента народов Сибири177. Подобный процесс произошел, вероятно, с верхнепалеолитическим свастико- меандровым орнаментом в период обитания части людей в Заполярье. Свастика, существовавшая ранее в системе мезинской сетки, выделилась в самостоятельный символ движения Солнца и звезд. Исходя из данных геохронологии можно допустить обитание людей за Полярным кругом только в ближайший промежуток потепления, наступивший в этом регионе между 11,5 и 8 тысячами лет до н.э. Именно тогда, в эпоху мезолита, предки ариев зачем-то переселилась в Заполярье из более южных областей, отъединившись от остального человечества на несколько тысячелетий. В течение этого срока было выработано протоведическое мировоззрение, праиндоевропейский язык и, быть может, как старался доказать Герман Вирт, начатки письменности. Но чем было вызвано само «удаление»? Ведь именно тогда внешние условия на материке стали гораздо благоприятнее. Примерно 14—13,5тысячи лет назад началось глобальное потепление178, ледники отступили, девственные леса, луга и озера кишели живностью. Существование перестало требовать согласованных усилий большого коллектива как в верхнем палеолите, на пике оледенения. Мелкие группы людей без особого напряжения могли прокормить себя бродячей охотой, рыбной ловлей и собирательством179. Закономерно, что на этот период выпадает явное уменьшение находок орудий труда и предметов первобытного искусства. Подобное часто наблюдается и в современную эпоху: «невыносимая легкость бытия» расслабляет и отнимает творческую потенцию, в то время как трудности (не чрезмерные, конечно) закаляют, усиливая концентрацию внимания, заставляя оптимизировать свой modus vivendi. С незапамятных времен в духовную практику человечества вошло сознательное самоограничение (изменение дыхания, пост, воздержание от половой жизни, молитва, медитация и т.п.). Анималистическим «аналогом» аскетизма является регулировка своих жизненных функций животными: рвота, отказ от пищи, экономичное передвижение, поиск лекарственных растений и питание только ими в период недомогания и т.д. Если не рассматривать людей в мезолите исключительно с точки зрения их биологических потребностей, допустив существование у них духовной жизни, то будет очевидным, что быстрое изменение экосистем вызвало кризис прежнего мировоззрения и вытекающих из него религиозных верований, ритуалов, магической практики. С точки зрения наиболее консервативных представителей человеческой общины кризис выглядел, скорее всего, как деградация, а легко приспособившиеся к новым условиям как отступники от устоев. В то же время «ревнители старины» — не могли не замечать новизны ситуации, но ценность обычаев (а главное, психических состояний, которые те поддерживали) была слишком высока для них, чтобы просто разменять ее на бессистемное, как им казалось, существование в условиях материального изобилия. Быть может, часть из них ощущала даже нечто подобное религиозному чувству богоостав- ленности позднейших эпох. Разность в образе жизни неминуемо вела к размежеванию и конфронтации. Поэтому нет ничего удивительного в том, что какие- то группы людей, пытавшихся вести более «дисциплинированное» существование, могли, постепенно удаляясь от своих «разболтанных» сородичей за отступившим ледником, достичь северной оконечности материка и закрепиться на ней. Это переселение, в отличие от спонтанного рассеивания оставшихся, осуществлялось максимально большими группами, под руководством каких-то вождей, имевших не столько воинский (как в более поздний период), сколько духовный авторитет. Ушедшие на Север столкнулись там с исключительными впечатлениями, которых было как минимум два: присутствие океана и мистерия звездного неба. Эти природные факторы влияли не только на формирование религиозного сознания ариев, на их социальную психологию, но и служили объективным стимулом их интеллектуального роста, выявления ими космических закономерностей. Память о жизни на прародине помимо Вед и Авесты сохранилась в древнегреческом мифе о Титанах, обитавших на Блаженных берегах; сюда же восходит известие православных хронографов о «вселении» Адама напротив утраченного Рая и его совместных с Евой аскетических подвигах. Переселение части мезолитических охотников в приполярную область совсем не означает, что это был единственный центр, в котором пульсировала духовная жизнь и готовились перемены, ярко заявившие о себе в неолите, как аграрная и производственно-техническая революция. Развитие человечества было результатом сознательной эволюции, инициированной в нескольких религиозно-техно- логнческих центрах. Так, с ариями, жившими на севере, вряд ли стоит связывать зарождение земледелия, поскольку климатические условия в Айране-Ваэйе были в целом все-таки не столь благоприятны для этого, как в более южных областях. Не следует исключать на определенной стадии и обмена опытом между представителями разных протоцивилизаций. Несомненно, однако, что осознать циклическую связь между небесными явлениями сменой сезонов и другими процессами в природе удобнее всего было на территориях естественной обсерватории планеты — в Заполярье. Решительная подвижка в астрономических познаниях могла произойти там скорее, чем где бы то ни было. Синхронно развивались геометрия и математика. Календарно-хозяйственный год имел удивительно-наглядную целостность, что закрепилось в мифах, составляющих костяк Вед. От весеннего равноденствия, когда Солнце только-только выползало из-за арктического горизонта, оно неуклонно поднималось все выше, пока не доходило до точки летнего солнцестояния. Об этом выразительно говорится в Ригведе: «Солнце распрягло свою колесницу на середине неба» (X: 138,3)180. Покружившись несколько дней словно вокруг невидимой оси, светило начинало медленно снижаться над горизонтом, все увеличивая радиус спиралей, и окончательно скрывалось за кромкой земли после осеннего равноденствия. На период 100-дневной полярной ночи в Айране-Ваэйе воцарялся абсолютный мрак. Из ужаса, что Солнце скроется навсегда, и восторга после первого его появления возникла новая религия, где объектом поклонения выступает уже не столько плодоносящее, сколько светоносное начало, спасающее род людской от холода и тьмы. Солярный культ в его древнейшей форме отражен в мифе об Индре, побеждающем дракона Вритру. Сюда же восходят представления о десяти аватарах-спасите- лях, связанные с десятью светлыми месяцами Заполярья. Горизонтальное вращение звездной сферы является специфическим свойством Полюса и оно было выражено в Ригведе через символы оси и колес. вши—швипшад—иви Так, об Индре говорится, что он «раздельно удерживает своей силой землю и небо, как два колеса повозки удерживаются ее осью» (X: 89,4). Чуть ранее в том же гимне сказано, что Индра поворачивает варамси («пространство», «сиянья», «звезды») «как колеса повозки»181. Геологические данные позволяют предположить, что поселения индоевропейцев могли подходить к Северному полюсу гораздо дальше, чем позволяет современная береговая линия. Впоследствии уровень океана поднялся, оставив на поверхности лишь архипелаги Новая Земля и Шпицберген. Наконец, в северных широтах были выделены четыре кардинальные вехи солнечного пути по небосклону: два солнцестояния и два равноденствия, соответствующие четырем сторонам света и четырем сезонам, которые можно воспринимать и как четыре времени суток в глобальном масштабе. Наблюдение за движением Солнца между кардинальными точками небосклона привело к вычленению отдельной розетки-свастики из протосвастической сетки. Вращение равных элементов свастики соответствовали обращению светила около неподвижной точки — полюса. Весенне-летнее Солнце символизировало центростремительную, сворачивающую обороты вокруг полюса свастике, а летне-осеннее — центробежную, увеличивающую обороты и разворачивающуюся во внешнюю периферию. Драматический путь Солнца из кромешной тьмы на периферии к точке летнего солнцестояния запечатлен также в символе лабиринта. Знаменитые лабиринты, выложенные в Приполярье, восходят к древнейшему солярному культу. Свастика и лабиринт отражают разные аспекты одного и того же явления — движения Солнца и звезд вокруг «особенной точки» симметрии небесной сферы, Северного полюса. Хотя полярная теория происхождения свастики и других моно- полярных розеток логически представляется наиболее убедительной, она требует дальнейшего подтверждения данными мифологии, археологии, палеоклиматологии, геологии и других областей человеческого знания. Как бы то ни было, иного объяснения, почему в неолите, после мезолитического перерыва в символике, возникает отдельностоящий знак свастики, пока нет. Вскармливание свастики (неолит). После ухудшения условий жизни в приполярной зоне (приблизительно между 8000 — 5500 лет до н.э.) начался постепенный исход на юг и юго-восток значительной части ариев182. В вопросе об их дальнейшем расселении наблюдаются обычно две крайности. Одни исследователи стараются игнорировать или маргинализовать данные, свидетельствующие об арктической прародине, сдвинув ее южнее. Другие не учитывают многоступенчатости длительности и неоднородности процесса ассимиляции приполярных выходцев с населением Евразии. Движение индоевропейских племен могло происходить не только с севера на юг, но и в обратном направлении. Культурное влияние не обязательно связано с массовым переселением, но вполне могло осуществляться через эмиссаров, причем индоевропейцы необязательно повсюду выступали как обучающая сторона, они могли и сами что-то перенимать у других народов. На таком культурном стыке возникли, вероятно, цивилизации земледельцев в Анатолии и Месопотамии VII —V тыс. до н.э., где обнаружены первые отдельные изображения свастики на глиняных печатях. Последние явно продолжают верхнепалеолитическую традицию (печати из IV слоя в Чатал-Гуюке, 6000 — 5800 г. до н.э.)183. По мнению Б Брентьеса, ими наносили семейный и родовой знак, но почему для этого были избраны те или иные символы, он не пытается объяснять. Другим видом изображения свастик являются круговые композиции, состоящие из фигурок людей и животных на керамике из Самарры (северо-восток Месопотамии) и Хасила- ра (юго-запад Анатолии) |84. В центре чаши VI тысячелетия до н.э. изображены шесть «танцовщиц» с развевающимися волосами, окруженные шестью скорпионами, ползущими в одном направлении185. В центре другого блюда приблизительно V тысячелетия центростремительная прямоугольная свастика охвачена друмя кругами из рыб и длиннохвостых птиц186. Наиболее древние круглые пряслица, орнаментованные спиралевидной свастикой, обнаружены в Хассуне (Северная Месопотамия) и датируются VI тысяселетием до н.э.187. В Ригведе прядение связано с созданием вселенной, земли и актом зачатия человека188. Появившаяся на веретенцах свастика обозначала не только осевое движение веретена в пряслице (которое очевидно), но указывала на его высший прообраз — движение вселенной вокруг Оси Мира. Техника прядения, равно как и сопровождающий ее знак осевого движения, тысячелетиями оставались одинаковыми, а круглые пряслица разбросаны по всему земному шару. Раскапывая троянские поселения на Гиссарлы- ке эпохи бронзы, Г. Шлиман собрал десятки пряслиц с неизменным знаком свастики (см. ниже). Доколумбовые пряслица тон же формы найдены в Северной и Южной Америках189, на некоторых из них стоит равноконечный крест с боковыми отростками, напоминающими недоделанную свастику190. Памятники неолитических культур Малой Азии и Месопотамии подробно анализируются в зарубежной литературе, посвященной символизму свастики, поэтому гораздо интереснее обратиться к свастикам земледельческой цивилизации неолита, обнаруженным на территории России —СССР, которые менее изучены. Крупнейшей цивилизацией Восточной Европы, в рамках которой происходит выделение свастики в Веретено и пряслице (копьцо от веретена) особый знак, является нео- копир XIX в. Пряслица со свастикой, найденные Г. Шлиманом в Гиссарлыке литическая культура Триполья-Кукутени (VI —III тыс. до н.э.). Она берет начало от племен «линейно-ленточной керамики». Как единый культурный комплекс Триполье впервые было осмыслено русским археологом В.В. Хвойко. С тех пор произведены сотни раскопок, однако до сих пор эта величайшая цивилизация, раскинувшаяся на территориях России —СССР (Молдавия, Право- бережная Украина), Румынии, Польши, Болгарии, слабо знакома нашим современникам. Трипольская цивилизация существовала три тысячи лет и оставила в наследие не только полные очарования памятники искусства, но и пример гармоничного существования развитого человеческого общества в естественной природной нише. «В истории первобытной Европы трипольская культура была тем, чем была эпоха Ренессанса для Средневековья. Здесь полнее всего проявились творческие возможности и сложность мировоззрения индоевропейских земледельцев той эпохи», пишет Б.А. Рыбаков191. Правда, слово «первобытный» для профессионального историка значит нечто иное, чем для человека, не знакомого со специальной терминологией. Здесь нужно пояснить, что «первобытные» трипольцы были высокотехнологичной (по тому времени), земледельческой цивилизацией. Преобладающим антропологическим типом трипольцев считается средиземноморский, с признаками влияния со стороны племен степной полосы Восточной Европы. Они освоили горячую ковку и сварку. Для поточного обжига керамики использовали гончарные печи с двухъярусными горнами, стоявшие в специальных мастерских. У них существовало разделение по ремеслам и профессиям. Уже на раннем этапе (5250 4250 л. до н.э.) триполь- диншидядимшимиимш цы обладали надежным семенным фондом. «Первобытные» выра тцивали пшеницу, ячмень, просо, бобовые, даже занимались виноградарством, скрещиванием и селекцией плодовых деревьев192. Трипольцы жили как небольшими поселениями, так, особенно в поздний период, в энеолитических городах, насчитывавших до 20 — 24 тыс. обитателей. Постройки могли включать несколько этажей, иметь над входом балкон193. Поэтому их реконструкции, где на 2-й этаж ведет не удобная лестница, а суковатое бревно (!), выглядят по -меньшей мере наивно194. Огромные (относительно тогдашнего населения Земли) города трипольцев обнаружены на Уманщине и занимают по 400 га (Тальянки), 300 га (Майданецкое), 250 га (Доброво- ды)195. Эти поселения (они могли быть и небольшими196) одни из древнейших на Евразийском континенте, где читается строгая циркульная планировка, при которой дома расположены концентрическими кругами, прорезанными улицами-радиусами. Центр при циркульной планировке, как правило, не застраивался197. Пустой участок имел явно культовое назначение. Вероятно, там стоял городской алтарь, наподобие тех крестовидных жертвенников, какие находят в домах-святилищах Триполья-Кукутени198. Так же как жертвенник был сакральным центром жилища, ориентированным по четырем сторонам света (крестовидность), так и алтарь в центре города освящал его жизнь. Все поселение приобретало вид монопо- лярной розетки с центром, выключенным из круговерти существования[8], но, словно невидимая ось, соединявшим общество людей с небесными силами. Четырехсторонняя ориентация и вращение вокруг центральной оси, вошедшие в число сакратьных архетипов в арктический период, продолжали с тех пор многократно воспроизводиться (и переосмысляться), дожив до нашего времени. Символ свастики соединяет два эти принципа. Четкая прямоугольная свастика нарисована черными и белыми красками по красному фону на днище сосудов из урочища Обоз у сел. Кошиловцы (междуречье Серета и Стрыпа, последняя четв. V — 2 пол. IV тыс. до н.э.), Фрумушики I (Молдавское Прикарпатье, 4500 —3750 л. до н.э.) и Дрэгушени (Румыния, 4250 —3250 л. до н.э.)199. В дальнейшем свастики, возникающие при взгляде на сосуды сверху, практически не будут описываться, однако учитывая важность трипольских свастик, следует уделить нм внимание... Число свастических знаков тогда значительно возрастает. При взгляде сверху на многие трипольские сосуды становятся видны 4-конечные и другие свастики: сосуд из Траян-Дялул Вией (Молдавское Прикарпатье; 1 половина раннего Триполья, 5250 —4250 л. до н.э.) — 4-конечная зооморфная свастика; сосуд из Брынзен IV (междуречье Прута и Днестра; поздний период, 3750 — 3000 л. до н.э.) — 4-конечная свастика и т.д.200. В эпоху неолита свастика приобретает спиралевидность, часто сливаясь с изображением змей либо иных стилизованных животных. Спиралевидные свастики видны при взгляде на сосуды, найденные в Рогожанах (Северная Молдавия; 1 пол. раннего пер., 4750 — 4000 л. до н.э), Тырпешти III (Молдавское Прикарпатье; 2 пол. раннего пер., 4500 — 3750 л. до н.э.) и т.д.201. Знаменитая «трипольская спираль»[9], составленная из змеиных клубков, обегает ту лова едва ли не большинства керамических сосудов культуры. Этот изгибающийся орнамент зародился еще в эпоху линейно-ленточной керамики202. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|